город Иркутск |
|
03 июня 2022 г. |
Дело N А19-8972/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей: Ламанского В.А., Скубаева А.И.,
при участии директора общества с ограниченной ответственностью "Партнер" Розенрауха И.П. (паспорт, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц), представителя общества с ограниченной ответственностью "Партнер" Маневич Ю.В. (доверенность от 08.07.2021, удостоверение адвоката, диплом), представителя общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" Деткова И.В. (доверенность от 10.01.2022, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года по делу N А19-8972/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046, далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск", региональный оператор, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Партнер" (ОГРН 1123850013396, ИНН 3848005812, далее - ООО "Партнер", ответчик) о взыскании 645 868 рублей 89 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.03.2021; 46 288 рублей 95 копеек пени за период с 12.02.2019 по 12.04.2021.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2022 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о наличии оснований для удовлетворения иска. Как указал заявитель, заявка на заключение договора в адрес ответчика не направлялась; истцом не доказан факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в том числе в связи с тем, что в спорный период времени общество "Партнер" не использовало в своей деятельности здание по адресу: г. Шелехов, 4-й мкр, дом 40А; представленные в дело снимки спутниковой системы не подтверждают факт вывоза ТКО с контейнерной площадки, размещенной в местах общего пользования с той периодичностью, которая следует из рассчитанного объема; графики вывоза ТКО, наличие общедоступных контейнеров не свидетельствуют об оказании услуг именно ответчику.
В судебном заседании 31.05.2022 представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование регионального оператора о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО и неустойки за просрочку оплаты.
Как следует из материалов дела, истец имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Иркутской области и с 01.01.2019 приступил к исполнению обязанности регионального оператора в соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разместив на условиях публичной оферты форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО в средствах массовой информации.
Ответчик является собственником нежилого здания, общей площадью 1 414,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Шелехов Иркутской области, мкр. 4-й, д. 40а.
Между сторонами на условиях типового заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 952181-2020/ТКО от 17.01.2019, распространяющий свое действие на правоотношения с 01.01.2019, согласно пункту 15 которого учет объема ТКО производится расчетным способом исходя из нормативов накопления ТКО.
В период с января 2019 года по март 2021 года истец оказал ответчику услуги по обращению с ТКО, в подтверждение чего представил универсальные передаточные документы.
Истец определил объем и стоимость оказанных услуг исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 N 58-28-мпр и установленных в спорный период тарифов. Задолженность за оказанные услуги составила 645 868 рублей 89 копеек.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик, в том числе, ссылался на недоказанность факта оказания истцом услуг по обращению с ТКО, поскольку общество "Партнер" в своей деятельности в спорный период не использовало здание по адресу: г. Шелехов, мкр. 4-й, д. 40а, не сдавало его в аренду, имело нулевую численность работников; собственной контейнерной площадки не имело (территория огорожена).
Суды первой и апелляционной инстанции со ссылкой на статьи 309, 310, 329, 425, 432, 433, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункт 8(17) Правил N 1156, исходили из обоснованности иска по праву и размеру.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма Типового договора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или количества и объема контейнеров для накопления отходов, б) исходя из массы отходов, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
В пункте 6 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО в отношении собственников ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил, то есть расчетным путем по нормативам накопления.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 952181-2020/ТКО от 17.01.2019 с приложениями к нему, универсальные передаточные документы от 31.01.2019, от 28.02.2019, от 31.03.2019, от 30.04.2019, от 31.05.2019, от 30.06.2019, от 31.07.2019, от 31.08.2019, от 30.09.2019, от 31.10.2019, от 30.11.2019, от 31.12.2019, от 31.01.2020, от 29.02.2020, от 30.03.2020, от 30.04.2020, от 31.05.2020, от 30.06.2020, от 31.07.2020, от 31.08.2020, 30.09.2020, от 31.10.2020, от 30.11.2020, от 31.12.2020, от 31.01.2021, от 28.02.2021, от 31.03.2021; выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении здания ответчика и здания N 40 в мкр 4 г. Шелехова; сведения о маршрутах движения мусоровозов, графики фактического вывоза ТКО; письмо ООО "Ахатроз" от 22.09.2021, справку о численности работников ООО "Партнер" от 22.09.2021, декларацию об обязательствах плательщика по уплате страховых взносов), суды первой и апелляционной инстанций установили факт оказания ответчику услуг по обращению с ТКО в спорный период.
Поскольку заявка в адрес регионального оператора ответчиком не направлена, типовой договор собственником коммунальных отходов не подписан, мотивированный отказ от его подписания региональному оператору не направлен, суды пришли к обоснованному выводу о заключении между истцом и ответчиком договора N 952181-2020/ТКО от 17.01.2019 по типовой форме.
В отсутствие доказательств, подтверждающих наличие собственного объекта размещения ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ) или осуществление сбора, вывоза и утилизации ТКО собственными силами ответчика или с помощью иного хозяйствующего субъекта (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также заключение договора на иных условиях с приложением сведений о контейнерных площадках и об объеме отходов, документов, содержащих мотивированный отказ ответчика от приемки оказанных услуг за спорный период, а также претензий относительно качества и объема оказываемых услуг, или доказательств уклонения регионального оператора от оказания услуг, выводы судов о наличии обязанности оплаты оказанных истцом услуг являются правомерными.
Оснований для иных выводов, исходя из доводов кассационной жалобы, у суда кассационной инстанций не имеется.
Проверив представленный истцом расчет объема ТКО, который определен исходя из нормативов накопления отходов, установленных уполномоченным органом, суды признали его верным, в связи с чем удовлетворили иск в заявленном истцом размере.
Довод заявителя кассационной жалобы о недоказанности факта оказания истцом услуг по обращению с ТКО был предметом рассмотрения судов обеих инстанций и обоснованно ими отклонен со ссылкой на сведения о маршрутах движения мусоровозов, графики фактического вывоза ТКО с контейнерной площадки у здания N 40 в мкр. 4 г. Шелехова, универсальные передаточные документы, содержащие сведения об объемах оказанных услуг в спорный период, соответствие произведенного расчета объема и стоимости услуг условиям договора и установленным законом правилам. Ссылка ответчика на то, что в спорный период им не образовывались ТКО, отклоняется, поскольку не подтверждается представленными доказательствами.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные доводы заявителя по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу требований части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение и постановление подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года по делу N А19-8972/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
В.А. Ламанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
...
В пункте 6 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО в отношении собственников ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил, то есть расчетным путем по нормативам накопления.
...
Приведенные доводы заявителя по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июня 2022 г. N Ф02-2223/22 по делу N А19-8972/2021