город Иркутск |
|
03 июня 2022 г. |
Дело N А58-6047/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года по делу N А58-6047/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Алмазы Анабара" (ОГРН 1041400254950, ИНН 1435152770; далее - АО "Алмазы Анабара", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 03-096/2021 от 23.08.2021 о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2022 года, заявленное требование удовлетворено, постановление Управления признано незаконным и отменено.
Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в силу Федерального закона от 09.03.2021 N 38-ФЗ "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с 20.03.2021 для квалификации действий (бездействия) как правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ достаточно установления факта нарушения условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации. Управлением по результатам плановой выездной проверки было установлено, что обществом как недропользователем по лицензии ЯКУ 04620 КР на россыпном месторождении ручей Ончоус горно-эксплуатационные работы не начаты в 2020 году, в 2021 году на момент проведения проверки горно-эксплуатационные работы не велись, что является нарушением пункта 10 части 2 статьи 23.2 Закона о недрах, а также технологического проекта. При этом обществом с момента получения лицензии предоставляется отчетность по недропользованию. Следовательно, состав вмененного правонарушения имеется. Годичный срок давности привлечения к ответственности Управлением соблюден.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Алмазы Анабара" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определениями Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2022 года и от 26 мая 2022 года рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 26.05.2022 и 03.06.2022 соответственно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (почтовые уведомления, телефонограммы).
Определением суда округа от 01 июня 2022 года произведена замена судьи в составе судей рассматривающих кассационную жалобу, судья Николина О.А. в связи с длительным отсутствием, заменена судьей Шелёминой М.М.. Кассационная жалоба рассматривается с самого начала. От Управления 02.06.2022 поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами АО "Алмазы Анабара" имеет лицензию ЯКУ N 04620 КР от 13.04.2016 на пользование недрами с целевым назначением и видами работ (с учетом изменений к лицензии от 06.07.2016): геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств на территории Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района) Республики Саха (Якутия), сроком действия до 31.08.2040.
Управлением в период с 26.07.2021 по 06.08.2021 на основании решения от 20.07.2021 N 439 проведена плановая выездная проверка АО "Алмазы Анабара" за 2021 год в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду: участок Правобережье р. Моргогор и участок Очоус.
По результатам проверки составлен акт N 19-ЛВ/2021 от 06.08.2021, в котором отражено, что по лицензии в 2019 году разработан технический проект отработки запасов месторождения, согласованный Роснедрами. Проектная документация разработана на горные работы в 2020-2022 гг., утвержден календарный план добычных работ на месторождении (добыча тыс. м3 за каждый год эксплуатации 2020-2022). В момент проведения проверки на россыпном месторождении руч. Очуос горно-эксплуатационные работы не начаты; горно-эксплуатационные работы в соответствии с проектным решением и календарным графиком не осуществляются.
По факту выявленных нарушений пункта 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) должностным лицом Управления в отношении АО "Алмазы Анабара" составлен протокол N 03-096/2021 от 16.08.2021 об административном правонарушении, которым действия общества квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением Управления N 03-096/2021 от 23.08.2021 АО "Алмазы Анабара" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Управления, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. При этом, суды исходили из недоказанности Управлением пользования обществом недрами на спорном участке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим мотивам.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (в редакции, действующей до 20.03.2021) предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Административный орган, вменяя обществу нарушение, указал, что согласно календарному графику работы предусмотрены с 2020 по 2022 годы; на россыпном месторождении руч. Очуос горно-эксплуатационные работы не были начаты в 2020 году; в 2021 году на момент проведения проверки горно-эксплуатационные работы не ведутся; в соответствии с проектным решением и календарным графиком работы не осуществляются. АО "Алмазы Анабара" совершило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензионным соглашением и проектным решением.
Однако, суды пришли к выводу о том, что правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в действиях (бездействии) общества отсутствует, поскольку не подтверждается какими-либо документами факт непосредственного пользования недрами.
Управление полагает, что в силу Федерального закона от 09.03.2021 N 38-ФЗ "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с 20.03.2021 административная ответственность усилена; для квалификации действий (бездействия) как правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ достаточно установления факта нарушения условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Оспариваемым постановлением Управления общество привлечено к административной ответственности за пользование недрами с нарушением условий лицензии и проектного решения в связи с невыполнением, в том числе, в 2020 году календарного графика работ, что в силу приведенных норм права отягчает административную ответственность за административное правонарушение, и, следовательно, обратной силы не имеет.
Принимая во внимание, что на момент проведения проверки (с 26 июля по 06 августа 2021 года) и вынесения оспариваемого постановления от 23.08.2021 отчетный период на 2021 год еще не был окончен (31.12.2021), вывод Управления о том, что горно-эксплуатационные работы в соответствии с проектным решением и календарным графиком обществом не осуществляются, в связи с чем нарушаются условия лицензии, был сделан преждевременно. До окончания соответствующего календарного года не может быть установлено нарушение определенных проектом и календарным планом объемов добычи и сроков горно-эксплуатационных работ.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции считает, что у судов обеих инстанций не было оснований для отказа в удовлетворении требования общества.
Ссылка Управления на ошибочность доводов общества об истечении срока давности привлечения к ответственности в рассматриваемом случае не имеет правового значения.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года по делу N А58-6047/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный орган, вменяя обществу нарушение, указал, что согласно календарному графику работы предусмотрены с 2020 по 2022 годы; на россыпном месторождении руч. Очуос горно-эксплуатационные работы не были начаты в 2020 году; в 2021 году на момент проведения проверки горно-эксплуатационные работы не ведутся; в соответствии с проектным решением и календарным графиком работы не осуществляются. АО "Алмазы Анабара" совершило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензионным соглашением и проектным решением.
Однако, суды пришли к выводу о том, что правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в действиях (бездействии) общества отсутствует, поскольку не подтверждается какими-либо документами факт непосредственного пользования недрами.
Управление полагает, что в силу Федерального закона от 09.03.2021 N 38-ФЗ "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с 20.03.2021 административная ответственность усилена; для квалификации действий (бездействия) как правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ достаточно установления факта нарушения условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июня 2022 г. N Ф02-1898/22 по делу N А58-6047/2021