город Иркутск |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А74-1285/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Зайцева Н.М., секретарь судебного заседания Ажи А.В.),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Республики Хакасия представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Кирюхиной И.А. (доверенность от 11.01.2022, удостоверение, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 октября 2021 года по делу N А74-1285/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее - министерство) и Администрация Бейского района Республики Хакасия (далее - администрация) обратились в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 12.11.2020 по делу N 019/01/16-76/2020 в части признания министерства и администрации нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление образования администрации Бейского района Республики Хакасия (далее - управление образования), Комитет по управлению имуществом Бейского района администрации Бейского района Республики Хакасия (далее - комитет по управлению имуществом), общество с ограниченной ответственностью "Тасхыл" (ОГРН 1181901000104, ИНН 1902028334, далее - ООО "Тасхыл").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 года, требования министерства удовлетворены, признан незаконным пункт 1 решения управления от 12.11.2020 по делу N 019/01/16-76/2020 в части признания министерства нарушившим положения пункта 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения между администрацией, управлением образования, комитетом по управлению имуществом, министерством и ООО "Тасхыл", как не соответствующего требованиям Закона N 135-ФЗ. В удовлетворении требований администрации отказано в связи с пропуском процессуального срока на обжалование решения антимонопольного органа в судебном порядке.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения заявленных министерством требований, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов в соответствующей части отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований министерства.
Согласно доводов кассационной жалобы, выводы судов о недоказанности антимонопольным органом участия министерства в заключении антиконкурентного соглашения является ошибочными; судами необоснованно не принят во внимание протокол допроса свидетеля Бодяна В.М. с учетом показаний иных свидетелей, заинтересованных в исходе настоящего дела; судами не учтено, что в письме от 02.10.2019 министерством указаны не ориентировочные, а конкретные сроки выкупа объектов; вывод апелляционного суда о том, что перечень предполагаемых к приобретению объектов не являлся окончательным, опровергается содержанием указанного письма, а также последующим заключением муниципального контракта именно с ООО "Тасхыл" в обход конкурентных процедур; выводы судов о противоречивой информации о наличии (отсутствии) нежилых зданий (помещений) в селе Табат Бейского района в целях их возможного использования для размещения детского сада не основаны на материалах дела; ООО "Тасхыл" изначально было определено в качестве единственного продавца не построенного на момент заключения муниципального контракта здания детского сада, в связи с чем ему были предоставлены условия для строительства объекта для муниципальных нужд в обход конкурентных процедур, а также ограничен доступ на рынок по оказанию услуг по строительству детского сада иных хозяйствующих субъектов; одним из доказательств, свидетельствующих о заинтересованности министерства в определении в качестве единственного продавца конкретного хозяйствующего субъекта (ООО "Тасхыл"), являются короткие сроки исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий и освоении бюджетных ассигнований; виновность министерства подтверждается письмом Правительства Республики Хакасия N ВК-М-2296 от 02.10.2019, адресованным Министерству просвещения Российской Федерации, письмом управления образования N 1033 от 16.09.2019 о капитальном ремонте детского сада "Ветерок", протоколом допроса свидетеля Бодяна В.М., соглашением N 95612000-1-2019-008 от 23.12.2019 "О предоставлении субсидии из бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Бейского района на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования" (далее - Соглашение N 95612000-1-2019-008), протоколом совещания от 09.08.2019; апелляционным судом не соблюден срок изготовления постановления в полном объеме.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель управления поддержала требования кассационной жалобы, просила обжалуемые судебные акты в части удовлетворения требований министерства отменить.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.08.2019 из Министерства просвещения Российской Федерации в Правительство Республики Хакасия поступило информационное письмо о предоставлении информации о готовности к освоению в 2019 году дополнительных объемов иных межбюджетных трансфертов при условии ввода объектов дошкольных организаций в эксплуатацию 2019 году.
Министерство в ответ на поступивший запрос указало, что Республика Хакасия в 2019 году отказывается от дополнительных объемов средств иных межбюджетных трансфертов.
09.08.2019 министерством проведено совещание руководителей муниципальных органов Республики Хакасия, осуществляющих управление в сфере образования, на котором им рекомендовано рассмотреть возможность участия в реализации федеральной субсидии, предоставленной Министерством просвещения Российской Федераций для выкупа нежилых помещений, зданий под детские сады на территории муниципальных образований для создания дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет; информацию о потребности участия муниципального образования в реализации данного мероприятия представить в срок до 01.09.2019.
13.09.2019 министерством направлено письмо в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения "Дирекция "Школа 2025" (далее - ФГБУ "Дирекция "Школа 2025") с предварительной информацией о потребностях региона в детских садах и указанием перечня предполагаемых объектов.
Письмом от 16.09.2016 управление образования просило министерство включить Табатский детский сад "Ветерок" в программу капитального ремонта.
Письмом министерства от 19.09.2019 в адрес ФГБУ "Дирекция "Школа 2025" дополнительно направлена информация о том, что Республика Хакасия за счет дополнительных средств готова до конца 2019 года осуществить выкуп 4 объектов дошкольного образования; по состоянию на 16.09.2019 в Аскизском и Усть-Абаканском районах республики начаты подготовительные работы, связанные со строительством 3-х детских садов с ясельными группами за счет средств инвесторов; один детский сад с ясельными группами будет размещен на первом этаже многоквартирного дома в Аскизском районе, инвестором завершается этап отделочных работ; все объекты будут готовы к 10.12.2019; выкуп зданий и помещений у инвесторов будет осуществлен до 20.12.2019. Также в письме указан перечень планируемых для строительства объектов (детских садов) в порядке приоритетности: на 25 мест в с. Аскиз Аскизского района, на 45 мест в аале Катанов Аскизского района, на 45 мест в аале Сапогов Усть-Абаканского района, на 45 мест в д. Чапаево Усть-Абаканского района.
Как следует из протокола допроса в качестве свидетеля директора общества с ограниченной ответственностью "Статус" (далее - ООО "Статус") Бодяна В.М. от 03.02.2020 по уголовному делу N 12002950001000002, в конце сентября (после 27.09.2019) или начале октября в министерстве состоялась встреча руководителей муниципального образования Бейского района Стряпкова И.Н., ООО "Тасхыл" и ООО "Статус" с министром Гимазутиной Л.Н. и заместителем министра Бутенко А.А. по вопросу строительства детского сада в с.Табат. В частности, министром выяснялся вопрос о возможности подрядчиков закончить строительство к 25 декабря, о наличии участка для строительства детского сада, а также указано на наличие выделенных для строительства в размере 29 млн. рублей.
02.10.2019 в Министерство просвещения Российской Федерации направлено письмо N ВК-М-2296, исполнителем по которому является министр образования Республики Хакасия, с утвержденным перечнем объектов для выкупа в 2019 году, в который вошли детский сад на 45 мест в аале Катанов Аскизского района, детский сад на 25 мест на первом этаже многоквартирного трехэтажного дома в с. Аскиз Аскизского района, детский сад на 45 мест в с. Табат Бейского района, детский сад на 45 мест в с. Арбаты Таштыпского района. В письме сообщалось, что все объекты будут готовы к 10.12.2019; выкуп зданий и помещения будет осуществлен до 20.12.2019.
18.10.2019 в газете "Саянская заря" и на официальном сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Табат, ул. Ленина, д. 120А. Аукцион признан несостоявшимся в связи с подачей ООО "Тасхыл" единственной заявки на участие в нем.
29.11.2019 между комитетом по управлению имуществом и ООО "Тасхыл" заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: с. Табат, ул. Ленина, д. 120А.
10.12.2019 администрация выдала ООО "Тасхыл" разрешение на строительство детского сада на 45 мест. 02.12.2019 решением совета депутатов Бейского района N 203 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 24.12.2018 N 119 "О местном бюджете муниципального образования Бейский район на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов" предусмотрены лимиты для приобретения нежилого здания в с. Табат; данные бюджетные ассигнования были предусмотрены у комитета по управлению имуществом.
05.12.2019 был объявлен электронный аукцион на приобретение нежилого здания для размещения детского сада в с. Табат с ценой контракта - 31 000 000 руб. Согласно протоколу от 16.12.2019 аукцион признан несостоявшимся, ввиду отсутствия заявок.
Согласно уведомлению от 16.12.2019 N 15.1.8 в бюджет муниципального образования Бейского района доведена субсидия из республиканского бюджета на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в сумме 30 811 723 рублей 81 копейки.
16.12.2019 года на официальном сайте муниципального образования Бейского района в сети "Интернет" размещено информационное сообщение о намерении приема администрацией предложений о приобретении в муниципальную собственность нежилого здания количеством мест не менее 45 для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Табат.
20.12.2019 от ООО "Тасхыл" поступило коммерческое предложение о продаже нежилого здания, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Табат, ул. Ленина, д. 120А, общей площадью 462,4 кв.м, стоимостью 31 122 066 рублей. Также были представлены коммерческие предложения общества с ограниченной ответственностью "Зенит" о нежилом здании, расположенном в с. Табат Бейского района, площадью не менее 445 кв.м и стоимостью в размере 31 122 003 рублей 52 копейки; общества с ограниченной ответственностью "Основа" о нежилом здании, расположенном в с. Табат Бейского района, площадью не менее 480 кв.м и стоимостью в размере 31 125 001 рубля 90 копеек.
23.12.2019 администрация выдала ООО "Тасхыл" разрешение на ввод в эксплуатацию детского сада на 45 мест, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Табат, ул. Ленина, д. 120 А.
23.12.2019 из администрации в министерство поступили заявки на финансирование субсидии из республиканского и федерального бюджетов на обеспечение мероприятий по созданию дополнительных мест для дошкольного образования, в связи с чем между министерством и администрацией заключено Соглашение N 95612000-1-2019-008.
25.12.2019 между министерством и администрацией также заключено Соглашение N 37 о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на 2019 год.
25.12.2019 зарегистрировано право собственности ООО "Тасхыл" на указанный объект недвижимости.
26.12.2019 между управлением образования и ООО "Тасхыл" заключен муниципальный контракт N 1533 на приобретение нежилого здания для размещения детского сада в с. Табат Бейского района с ценой контракта в размере 31 123 023 рубля 81 копейку, подписан акт приема-передачи спорного нежилого здания и произведена оплата по контракту.
06.02.2020 на основании приказа руководителя управления N 12 возбуждено дело N 019/01/16-76/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ.
Поводом для возбуждения дела N 019/01/16-76/2020 послужило установление антимонопольным органом из средств массовой информации сведений о возбуждении уголовных дел по части 2 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с приобретением заказчиками незавершенных строительством объектов под размещение детских садов в с. Табат Бейского района, с. Арбаты Таштыпского района и аале Катанов Аскизского района.
На запрос антимонопольного органа из Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю и Республике Хакасия 06.02.2020 поступили постановления о возбуждении уголовных дел, в том числе дело N 12002950001000002, а также копии протоколов допросов свидетелей, содержащих признаки антиконкурентного соглашения между подрядчиками и муниципальными заказчиками.
Правоохранительными органами установлено и отражено в постановлении от 29.01.2020 о возбуждении уголовного дела N 12002950001000002, что 23.12.2019 сотрудником администрации внесены в официальный документ - разрешение на ввод в эксплуатацию N 19-БШ 19503000-08-2019 от 23.12.2019 заведомо ложные ведения о том, что застройщиком ООО "Тасхыл" завершено строительство объекта "Детский сад на 45 мест в с. Табат Бейского района Республики Хакасия", расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский р-он, с. Табат, ул. Ленина, 120А, поскольку при проверке указанный факт не подтвердился, строительство данного объекта капитального строительства застройщиком ООО "Тасхыл" не завершено. Изложенные действия позволили застройщику - ООО "Тасхыл" в период с 23.12.2019 по 26.12.2019 зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимости, как построенный и готовый к эксплуатации, и в данном качестве реализовать его 26.12.2019 покупателю - управлению образования в рамках реализации государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия" под размещение детского сада на 45 мест.
Решением антимонопольного органа от 12.11.2020 по делу N 019/01/16-76/2020 администрация, управление образования, комитет по управлению имуществом, министерство, ООО "Тасхыл" признаны нарушившими положения пункта 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ; предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту запрещенного соглашения принято не выдавать в связи с завершением его реализации (пункт 2); передать материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения в отношении виновных лиц дел об административном правонарушении, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (пункт 3). В решении отражено, что нарушение антимонопольного законодательства в действиях министерства состояло в направлении 02.10.2019 письма в Министерство просвещения Российской Федерации за подписью Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия о готовности Республики Хакасия в освоении дополнительных субсидий, выделенных на выкуп нежилых зданий под детские сады, в котором министерство гарантировало, что помещения для нужд детского сада будут готовы к 20.12.2019; в проведении в конце сентября - начале октября 2019 года встречи с главой Бейского района и директорами строительных организаций ООО "Тасхыл" и ООО "Статус" по вопросу строительства детского сада в с. Табат.
Не согласившись с данным решением антимонопольного органа, министерство и администрация обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Удовлетворяя заявленные министерством требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности антимонопольным органом участия министерства в ограничивающем конкуренцию соглашении, следовательно, незаконности оспариваемого решения и нарушении прав и законных интересов заявителя в соответствующей части.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующее решение.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17); под соглашением следует понимать договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18).
При этом перечень признаков ограничения конкуренции, указанный в пункте 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, не является исчерпывающим и относит к таковым любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Таким образом, по смыслу изложенных законоположений действующим законодательством прямо запрещены любые договоренности в письменной или устной форме, направленные на ограничение конкуренции, а наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы материального права, суды первой и апелляционной инстанций в отношении вмененных антимонопольным органов министерству действий по нарушению установленных пунктом 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ запретов, обоснованно установили, что наличие в материалах дела противоречащих друг другу показаний свидетелей, полученных в установленном законом порядке с подпиской об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, не позволяет с достоверностью установить факт встречи представителей министерства, главы муниципального образования Бейский район, а также директоров строительных организаций ООО "Тасхыл" и ООО "Статус" в конце сентября 2019 года, в том числе по вопросу строительства детского сада в с. Табат, а само по себе направленное в Министерство просвещения Российской Федерации письмо N ВК-М-2296 от 02.10.2019, в отсутствие иных допустимых и относимых доказательств, не может служить достаточным основанием для признания министерства допустившим вмененное нарушение антимонопольного законодательства, поскольку в нем содержится просьба о рассмотрении возможности выделения субсидий, в случае предоставления которых будет осуществлен выкуп объектов, в том числе детского сада на 45 мест в с. Табат Бейского района Республики Хакасия, без указания на конкретный адрес его нахождения, при наличии также противоречивой информации относительно наличия (отсутствия) в указанном населенном пункте нежилых зданий (помещений) в целях их возможного использования для размещения детского сада; с учетом наличия противоречий в показаниях свидетелей, а также непредставления безусловных и достаточных доказательств, подтверждающих участие министерства в заключении антиконкурентного соглашения, с учетом положений статей 65, 198, 200 АПК РФ пришли к правильным выводам недоказанности антимонопольным органом участия министерства в данном соглашении, незаконности оспариваемого решения в соответствующей части и нарушении им прав и законных интересов министерства, в связи с чем на основании части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворили заявленные последним требования.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы об ошибочности выводов судов о недоказанности антимонопольным органом участия министерства в заключении антиконкурентного соглашения по существу направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Довод управления о несоблюдении судом апелляционной инстанции срока изготовления постановления в полном объеме, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку указанное обстоятельство в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ не является безусловным основанием для отмены постановления, не привело к принятию судом неправильного судебного акта по существу рассматриваемого спора, существенно не нарушило права участвующих в деле лиц.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 октября 2021 года по делу N А74-1285/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 4 указанного Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17); под соглашением следует понимать договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18).
При этом перечень признаков ограничения конкуренции, указанный в пункте 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, не является исчерпывающим и относит к таковым любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы об ошибочности выводов судов о недоказанности антимонопольным органом участия министерства в заключении антиконкурентного соглашения по существу направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2022 г. N Ф02-2494/22 по делу N А74-1285/2021