город Иркутск |
|
27 июня 2022 г. |
Дело N А19-15376/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" Бусловой Е.С (доверенность N 32/138 от 20.07.2021, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2022 года по делу N А19-15376/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (ОГРН 1023801756120, ИНН 3812014066, далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии в казну Российской Федерации объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Ленина, д. 61, кадастровый номер 03:12:150253:40; возложении обязанности принять в казну Российской Федерации указанный объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - межрегиональное управление).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводов кассационной жалобы, территориальное управление письменного поручения на принятие решения об изъятии в состав казны Российской Федерации неиспользуемого учреждением имущества от Федерального агентства по управлению государственным имуществом не получало, в связи с чем отсутствовала возможность самостоятельного издания распоряжения об изъятии имущества в состав казны и подписания акта приема - передачи такого имущества; в отсутствие волеизъявления со стороны федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований территориальное управление до установления потребностей по принятию спорного имущества не имело возможности принять его в казну Российской Федерации; территориальное управление не наделено полномочиями по принятию в состав казны Российской Федерации имущества, находящегося на территории другого субъекта Российской Федерации.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представитель учреждения поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу, указала на законность принятых по делу судебных актов.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, за учреждением на праве оперативного управления закреплен объект недвижимости, находящейся в федеральной собственности и расположенный по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Ленина, д. 61, кадастровый номер 03:12:150253:40, реестровый номер П1200002090 (далее - объект недвижимости).
Поскольку данный объект для осуществления своей деятельности учреждением не используется с 2017 года и является излишним, последним принято решение об отказе от права оперативного управления на него.
13.03.2019 учреждение обратилось в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с письмом N И-751/19 о согласовании отказа от оперативного управления на объект недвижимости в связи с его неиспользованием в уставной деятельности. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в письме N МН-2687/АС согласован вопрос о прекращении права оперативного управления учреждения в отношении данного объекта.
Учреждение письмами N И-3976/19 от 14.11.2019, N И-166/20 от 24.01.2020 обратилось к межрегиональному управлению об изъятии спорного объекта в связи с прекращением права оперативного управления на него, однако каких-либо действий со стороны межрегионального управления не было предпринято.
После реорганизации межрегионального управления для урегулирования спорного вопроса учреждение письмами N И-1296/21 от 29.04.2021, N И1339/21 от 12.05.2021 обратилось к территориальному управлению с просьбой об изъятии указанного объекта.
Письмом N 38/-СН/11334 от 21.09.2020 территориальное управление предложило учреждению рассмотреть вопрос о передаче в государственную собственность Республики Бурятия объекта недвижимости в связи с отсутствием потребности федеральных организаций в данном имуществе.
30.03.2021 Администрацией муниципального образования "Кяхтинский район" Республика Бурятия в адрес территориального управления было направлено решение N 1231 "О даче согласия на прием федерального имущества в собственность муниципального образования "Кяхтинский район".
Территориальное управление в адрес межрегионального управления направило письмо N 38-СН/5654 от 17.05.2021, в котором предложило рассмотреть вопрос принятия в казну Российской Федерации объекта недвижимости с целью его дальнейшей передачи в муниципальную собственность.
Полагая, что бездействие территориального управления, выраженное в непринятии в казну Российской Федерации неиспользуемого объекта недвижимости является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у территориального управления законных оснований для непринятия от учреждения неиспользуемого в его уставной деятельности объекта недвижимого имущества в казну Российской Федерации.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1); собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2).
На основании пункта 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
Статьей 236 ГК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество; отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Таким образом, учреждение имеет право на отказ закрепленного за ним на праве оперативного управления и неиспользуемого по своему назначению недвижимого имущества.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктами 4 и 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктами 4, 4.2.15 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.05.2019 N 128, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что к самостоятельным полномочиям территориального управления отнесено как закрепление в установленном порядке находящегося в федеральной собственности имущества на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, так и изъятие в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными в Иркутской области, в связи с чем при наличии у учреждения права на отказ от неиспользуемого в уставной деятельности имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и на передачу его территориальному управлению, осуществляющему полномочия собственника в отношении данного имущества, согласовании учреждением вопроса прекращения права оперативного управления объектом недвижимости с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих правомерность бездействия в вопросе принятия спорного имущества в казну Российской Федерации, пришли к правильным выводам о том, что оспариваемое бездействие территориального управления со ссылкой на отсутствие иных государственных учреждений, за которыми спорный объект может быть закреплен на праве оперативного управления, противоречит изложенным выше полномочиям территориального управления, нарушает права и законные интересы учреждения.
Изложенные выводы судов подтверждаются правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10 июля 2018 года N 307-ЭС18-2637.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов по настоящему делу основаны на полной и всесторонней оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2022 года по делу N А19-15376/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 236 ГК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество; отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Таким образом, учреждение имеет право на отказ закрепленного за ним на праве оперативного управления и неиспользуемого по своему назначению недвижимого имущества.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктами 4 и 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктами 4, 4.2.15 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.05.2019 N 128, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что к самостоятельным полномочиям территориального управления отнесено как закрепление в установленном порядке находящегося в федеральной собственности имущества на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, так и изъятие в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными в Иркутской области, в связи с чем при наличии у учреждения права на отказ от неиспользуемого в уставной деятельности имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и на передачу его территориальному управлению, осуществляющему полномочия собственника в отношении данного имущества, согласовании учреждением вопроса прекращения права оперативного управления объектом недвижимости с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих правомерность бездействия в вопросе принятия спорного имущества в казну Российской Федерации, пришли к правильным выводам о том, что оспариваемое бездействие территориального управления со ссылкой на отсутствие иных государственных учреждений, за которыми спорный объект может быть закреплен на праве оперативного управления, противоречит изложенным выше полномочиям территориального управления, нарушает права и законные интересы учреждения.
Изложенные выводы судов подтверждаются правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10 июля 2018 года N 307-ЭС18-2637."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2022 г. N Ф02-2557/22 по делу N А19-15376/2021