город Иркутск |
|
30 июня 2022 г. |
Дело N А74-4724/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Рудых А.И., Яцкевич Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Норбоевой Д.А.,
при участии в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия представителей общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный комплекс" - Сивириной М.В. (доверенность от 30.11.2020, диплом, паспорт), администрации Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия - Андрияновой Е.А. (доверенность от 20.05.2022, диплом, паспорт), управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - Кирюхиной И.А. (доверенность от 11.01.2022, служебное удостоверение), а также присутствовавших в зале судебного заседания суда округа представителей общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный комплекс" -Изакова И.А. (паспорт), главы администрации Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия - Катцына Н.М. (выписка, паспорт) и представителя Туркина Е.В. (доверенность от 20.05.2022, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный комплекс" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 ноября 2021 года по делу N А74-4724/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный комплекс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (далее - администрация) о заключении дополнительного соглашения к концессионному соглашению N 2/2018.
К участию в деле в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Хакасия (далее - Правительство), управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2022 года, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств дела, несоответствие выводов судов имеющимся доказательствам, неправильное применение норм материального права. Судами не учтено, что при исполнении концессионного соглашения в 2020 году были выявлены бесхозяйные тепловые сети, не включенные в схему теплоснабжения населенного пункта. Наличие данных сетей и не проведение ответчиком работ по актуализации схемы теплоснабжения препятствуют выполнению обществом обязательств по соглашению. Предложенные проектные решения по реконструкции объекта концессионного соглашения без внесения в него изменений приведут к прекращению подачи тепловой энергии в ряд жилых домов. Судами неверно применены положения статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", статей 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения". Выводы о неисполнении истцом условий соглашения являются несостоятельными. Судами оставлены без внимания обстоятельства непреодолимой силы, вызванные пандемией коронавирусной инфекции, представленные истцом статистическая и налоговая отчетности.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и управление, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых актов, просят оставить их без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16 июня 2022 года судом объявлен перерыв до 23 июня 2022 года, информация о чем размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Присутствующие в судебном заседании представители общества, администрации и управления поддержали свои доводы.
Правительство Республики Хакасия о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, в дополнении к ней и в отзывах на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.03.2018 сторонами сроком на 10 лет заключено концессионное соглашение N 2/2018 в отношении объектов теплоснабжения имущественного комплекса муниципального образования Жемчужненского сельсовета, по условиям которого истец обязался за свой счет и/или за счет привлеченных средств произвести (реконструировать) имущество, указанное в разделе II настоящего соглашения, включающее в себя недвижимое имущество и технологически связанное с ним движимое имущество, право собственности на которое принадлежит ответчику, осуществлять его эксплуатацию и обслуживание, а также деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объекта соглашения и иного имущества, а администрация обязалась предоставить обществу на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 10 раздела III соглашения выявленное в течение одного года с момента подписания сторонами акта приема-передачи объекта соглашения концессионеру несоответствие объекта концессионного соглашения условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения) в случае, если такое несоответствие не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента, является основанием для предъявления концессионером концеденту требования о безвозмездном устранении выявленных недостатков либо для изменения условий соглашения.
Приложением N 4 к соглашению определены мероприятия по реконструкции объекта и сроки их выполнения: строительство тепловой сети от ТК2 до ТК8 с выводом из эксплуатации участка теплотрассы ТК2-TK1-TK8 - 2020 год; установка водоподготовительного оборудования на котельной N 1 - 2021 год; установка водоподготовительного оборудования на котельных N 2 и 4 - 2022 год.
20.03.2020 общество направило в адрес администрации письмо, в котором указало на необходимость изменения сроков реконструкции участка тепловой сети с последующим выводом из эксплуатации котельной N 3.
В связи с выявленными техническими проблемами в ходе эксплуатации котельных N 3 и N 4 и присоединенным к ним магистральным сетям общество 30.05.2020, 01.06.2020, 13.08.2020 обращалось к администрации с требованиями предоставить актуализированную схему теплотрассы по ул. Санаторная с. Жемчужное Ширинского района Республики Хакасия, согласование с владельцами жилого сектора выполнение работ по прокладке теплотрассы по их земельным участкам; предложения по подключению части жилого сектора к теплоснабжению, который выпадает из планируемой сети при закольцевании теплотрассы.
22.12.2020 общество направило администрации для подписания дополнительное соглашение к концессионному соглашению.
07.01.2021 общество сообщило администрации, что переданная ею схема трасс теплоснабжения не соответствует реальному положению дел и требует актуализации с последующими проектными работами по реконструкции. Данная реконструкция со стороны предприятия не позволяет осуществить основную цель данного мероприятия - вывод из эксплуатации котельной N 3, поскольку нет точек соединения с тепловыми сетями котельной N 4.
17.03.2021 общество обратилось в адрес администрации с предложением внести следующие изменения в приложение N 4 концессионного соглашения:
1) исключить строительство участка тепловой сети ТК2-ТК8 протяженностью 146 м;
2) разработать мероприятия по переключению тепловой нагрузки котельной N 3 на котельную N 4 с разработкой проектной и сметной документации. Сроки исполнения определить до 10 мая 2022 года;
3) осуществить выполнение мероприятий в соответствии с разработанной проектной и сметной документацией по консервации котельной N 3 и переключении тепловой нагрузки на котельную N 4. Сроки исполнения определить до конца 2024 года;
4) провести дополнительное обследование системы центрального холодного водоснабжения, рассмотреть возможность переключения потребителей на другой источник подачи холодной воды;
5) разработать проектную и сметную документацию;
6) определить источник финансирования проведения данных мероприятий, так как трубопровод холодной воды частично расположен в тепловом канале, то мероприятия по переключению потребителей холодной воды необходимо провести до начала производства работ по переключению тепловой нагрузки на котельную N 4 и консервации котельной N 3. Сроки исполнения определить до конца 2022 года.
Отказ администрации от подписания дополнительного соглашения к концессионному соглашению послужил основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор, арбитражные суды руководствовались положениями статей 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и исходили из отсутствия правовых оснований для изменения концессионного соглашения, указав, что общество, являясь инициатором заключения концессионного соглашения, не воспользовалось правом на ознакомление с документами и сведениями о составе имущества и схемой теплотрассы, а также пропустило установленный концессионным соглашением срок для предъявления претензий об устранении выявленных недостатков. Кроме того, суды отвергли ссылки истца на невозможность исполнения соглашения в связи с распространением коронавирусной инфекции, ухудшением имущественного положения общества, недостатками объекта концессионного соглашения.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон).
Согласно статье 3 Закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Частью 1 статьи 10 Закона определены существенные условия концессионного соглашения, к которым в том числе отнесены обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.
Частью 3.4 статьи 10 Закона предусмотрена обязанность концедента рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона концессионное соглашение по требованию стороны концессионного соглашения может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Обращаясь в суд с требованиями об изменении концессионного соглашения, общество сослалось на наличие выявленных бесхозяйных сетей и связанных с этим техническими проблемами при организации теплоснабжения населенного пункта, необходимость актуализации схемы теплоснабжения, отсутствие полной технической документации на объект концессионного соглашения, ухудшение материального положения истца в результате пандемии коронавирусной инфекции.
Отвергая указанные доводы, суды, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно указали, что они не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом обстоятельств для изменения концессионного соглашения.
Как установлено судами, основным видом деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, данный вид деятельности не включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, 02.04.2020 N 239, 28.04.2020 N 294, 11.05.2020 N 316 деятельность общества не подлежала приостановлению в результате объявления нерабочих дней.
С учетом этих обстоятельств суды правильно посчитали, что распространение коронавирусной инфекции не явилось для общества обстоятельством непреодолимой силы, снижение доходов истца от названного вида деятельности является его обычным предпринимательским риском.
Приведенные в кассационной жалобе утверждения о том, что наличие бесхозяйных сетей, непроведение ответчиком мероприятий по актуализации схемы теплоснабжения населенного пункта препятствуют исполнению концессионного соглашения, имеющиеся проектные решения по реконструкции объекта концессионного соглашения без внесения в него изменений приведут к прекращению подачи тепловой энергии в ряд жилых домов, проверялись судами и правомерно были признаны несостоятельными.
Из материалов дела следует, что инициатором заключения концессионного соглашения явилось общество. При этом перечень мероприятий, подлежащих реализации в рамках названного соглашения (прокладка теплосетей), их технико-экономическое обоснование разработаны самим обществом в 2017 году. В этой связи обществу достоверно должно было быть известно о технических характеристиках объекта концессии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 N 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, определяющие основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, в том числе основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения и порядок согласования антимонопольным органом таких изменений, в том числе продления срока действия концессионного соглашения.
Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии оснований, указанных в пункте 2 Правил, к которым относится выявление в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" в течение срока реализации концессионного соглашения технологически и функционально связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Вместе с тем частью 5 статьи 51 Закона установлено, что изменения в концессионное соглашение вносятся в случае передачи выявленных бесхозяйных сетей во владение концессионеру. В данном случае вопрос о передаче таких сетей во владение обществом не ставился. При этом данная норма не предусматривает возможности изменения сроков исполнения обязательств концессионером.
Судами также правильно отмечено, что общество не воспользовалось предоставленной пунктом 10 раздела III концессионного соглашения возможностью в течение года со дня принятия объекта концессии заявить администрации претензии относительно недостатков названного объекта.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для изменения концессионного соглашения.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды с учетом решения по делу N А74-13769/2020 обоснованно отклонили доводы истца о непредставлении ему технической документации ответчиком.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемы решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 ноября 2021 года по делу N А74-4724/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии оснований, указанных в пункте 2 Правил, к которым относится выявление в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" в течение срока реализации концессионного соглашения технологически и функционально связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Вместе с тем частью 5 статьи 51 Закона установлено, что изменения в концессионное соглашение вносятся в случае передачи выявленных бесхозяйных сетей во владение концессионеру. В данном случае вопрос о передаче таких сетей во владение обществом не ставился. При этом данная норма не предусматривает возможности изменения сроков исполнения обязательств концессионером."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2022 г. N Ф02-2510/22 по делу N А74-4724/2021
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2510/2022
28.02.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-50/2022
28.02.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-49/2022
26.11.2021 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-4724/2021