Заслушав и обсудив доклад начальника финансово-экономического управления Лабзиной Е.Б., коллегия отмечает, что Комитетом здравоохранения Москвы проводится определенная работа по организации внутриведомственного контроля за целевым и эффективным использованием денежных средств в подведомственных учреждениях и организациях.
Проведение контрольных мероприятий осуществляется контрольно-ревизионным отделом, входящим в структуру финансово-экономического управления. Контрольно-ревизионный отдел укомплектован 7 сотрудниками, из которых 5 сотрудников - главные специалисты и 2 - ведущие специалисты.
Проведение контрольных мероприятий осуществляется на основании планов, утверждаемых в установленном порядке. Так, с начала 2001 года проведено 8 плановых ревизий и проверок в 35 подведомственных учреждениях и организациях.
Кроме того, сотрудники контрольно-ревизионного отдела принимали участие в 13 проверках отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ряда лечебных учреждений по распоряжениям председателя Комитета в связи с поступившими жалобами, а также нарушениями, выявленными органами вневедомственного финансового контроля.
Общая сумма материального ущерба, выявленного в результате проведенных контрольных мероприятий за 9 месяцев 2001 года, составила 3,2 млн. рублей, из которых возмещено 1,02 млн. рублей.
Одним из направлений работы контрольно-ревизионного отдела является осуществление взаимодействия с органами вневедомственного финансового контроля путем проведения совместных проверок и ревизий, а также информационной и методологической помощи. Так, в 2001 году совместно с Главным контрольно-ревизионным управлением Правительства Москвы были проведены 4 ревизии финансово-хозяйственной деятельности (Центр планирования семьи и репродукции N 1, ГКБ N 36, ГКБ N 45, городской эндокринологический диспансер N 1).
В течение 2001 года органами вневедомственного финансового контроля проведено 11 проверок учреждений и организаций, подведомственных Комитету здравоохранения Москвы. Из них 5 управлений здравоохранения административных округов (ЮАО, СЗАО, ВАО, САО, СВАО) проверены Контрольно-ревизионным управлением Минфина России. Общая сумма материального ущерба, выявленная в результате ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных управлениям здравоохранения административных округов составляет 7,6 млн. рублей, из которых возмещено 3,2 млн. рублей.
Главным контрольно-ревизионным управлением Правительства Москвы проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности 3-х государственных унитарных предприятий - "Гормедтехника", "Мосмедкомплект", "Мосавтосантранс", а также проверки 9-ти лечебных учреждений, подведомственных Комитету здравоохраранения Москвы, по вопросам: использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт; использования средств, поступивших в виде льготы по налогу на прибыль; использования средств, выделенных на содержание автотранспорта.
Общая сумма материального ущерба, установленная проверками, проведенными Главным контрольно-ревизионным управлением Правительства Москвы, составляет 1,7 млн. рублей, из которых возмещено 1,6 млн. рублей.
Контрольно-счетная палата Москвы провела плановую проверку финансово-хозяйственной деятельности Наркологического диспансера N 14 УЗ ЦАО.
Анализ нарушений, выявляемых в ходе ревизий и проверок показывает, что, несмотря на то, что информация о выявленных нарушениях (в виде приказов Комитета здравоохранения Москвы, проводимых совещаний по результатам ревизий) своевременно доводится до сведения руководителей учреждений и организаций, начальников УЗ АО, оперативные меры по предупреждению аналогичных нарушений в подведомственных учреждениях и организациях принимают недостаточные.
Вместе с тем, проводимые ревизии поднимаются вопросы обоснованности применения и соответствия законодательных актов Правительства Москвы и федеральных законодательных актов.
Так, в ходе ревизии управления здравоохранения Восточного административного округа, впервые ревизорами поднят вопрос о правильности начисления надбавок и доплат для работников бюджетной сферы с учетом столичных надбавок и доплат, установленных нормативными документами Правительства Москвы.
Комитет здравоохранения Москвы обращался в Департамент финансов, Управление бюджетного планирования городского заказа с просьбой издания единого документа, регламентирующего порядок расчета и выплаты столичных надбавок и доплат. В настоящее время издание документа, затрагивающего решение этого вопроса, готовится Правительством Москвы.
В текущем году контролирующими органами большое внимание уделялось вопросам проверки правильности и обоснованности расходования средств, выделяемых на проведение капитального и текущего ремонта. Проведенные проверки выявили ряд типичных нарушений как в учреждениях, подведомственных окружным управлениям здравоохранения, так и в городских учреждениях и организациях.
Так, проверкой, проведенной Главным контрольно-ревизионным управлением Правительства Москвы по вопросу использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт, в ряде учреждений городского подчинения (Наркологическая больница N 17, Детская городская больница N 13 им.Н.Филатова, Челюстно-лицевой госпиталь, городские клинические больницы NN 20, 52, 59, 71), выявлено необоснованное расходование средств на оплату работ по капитальному ремонту (в результате завышения расценок, норм лимитированных затрат и др.) на общую сумму 733 тыс. рублей, из которых возмещено 576 тыс. рублей.
Последняя проверка по данному вопросу проводилась в городской клинической больнице N 67. Проверкой установлено нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт в сумме 562,9 тыс. рублей, в том числе в результате завышения стоимости работ на общую сумму 371,8 тыс. рублей.
Кроме того, проверкой установлено необоснованное расходование средств, полученных ГКБ N 67 в соответствии с договором о долевом участии в финансировании объектов социально-культурной сферы от ОАО "Акционерная Компания "Транснефть" в сумме 30,0 млн. рублей, из которых 18,1 млн. рублей незаконно перечислены подрядной организации ООО "Специнжстрой-1" в результате завышения коэффициентов сметной стоимости строительных работ.
Материалы проверки ГКБ N 67 по данному вопросу направлены в следственные органы для определения в установленном законом порядке степени ответственности должностных лиц.
В связи с расширением прав руководителей учреждений и организаций по привлечению дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников, поступающих в виде оплаты за оказанные медицинские услуги, аренды и пр., в программы контрольных мероприятий включатся вопросы обоснованности привлечения этих средств, полноты восстановления расходов бюджета при оказании платных услуг и при сдаче в аренду помещений.
Проверить эти вопросы комплексно позволяют тематические проверки по отдельным вопросам (платные услуги, аренда), в ходе которых возможно проверить значительное количество учреждений.
Так, проверка арендных отношений в лечебно-профилактических учреждениях управления здравоохранения Западного административного округа (проверялось 29 учреждений округа) показала, что в округе имели место случаи сдачи в аренду помещений на срок более 1 года без заключения договоров аренды с Департаментом государственного и муниципального имущества, разрешительных писем Комитета здравоохранения Москвы, а также допускалось необоснованное продолжение арендных отношений без документального подтверждения срока действия заключенных договоров.
Не в полном объеме восстанавливались арендаторами расходы лечебных учреждений по оплате коммунальных платежей за арендованные площади. Таким образом, нецелевое расходование бюджетных средств, отвлеченных на содержание коммерческих организаций, составило 237,7 тыс. рублей.
По итогам проверки руководством Управления издан приказ, предусматривающий дисциплинарную ответственность виновных лиц. Материальный ущерб полностью возмещен.
Проверкой, проведенной Контрольно-счетной палатой Москвы в наркологическом диспансере N 14 УЗ ЦАО, установлены серьезные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности Диспансера, выразившиеся в грубом нарушении действующих законодательных и нормативных документов в части оказания платных медицинских услуг, оплаты труда, использования собственности, переданной в оперативное управление, необоснованных расчетов при оплате ремонтных работ, восстановлении коммунальных платежей, а также - факты нарушения налогового законодательства.
Так, в 1999-2000 г.г. средства за оказанные платные медицинские услуги по договору, заключенному Диспансером с Республиканским расчетно-аналитическим медицинским центром (Медцентр) в сумме более 655 тыс. рублей, не перечислялись на расчетный счет Диспансера, а частично, в сумме 416,5 тыс. рублей были перечислены с расчетного счета "Медцентра" - ОАО "Страховой дом "Медстрах" на оплату договоров страхования сотрудников Диспансера. ОАО "Медстрах" ежемесячно выдавал Диспансеру наличные средства, в том числе производилась ежемесячные выплаты денежных средств определенному составу сотрудников Диспансера, однако данные выплаты не были связаны с наступлением страховых случаев.
Кроме того, указанные суммы выплат не были отражены в бухгалтерском учете централизованной бухгалтерии УЗ ЦАО, что привело к искажению бухгалтерской отчетности, занижению налогооблагаемой базы, в результате чего бюджет недополучил расчетно 176,6 тыс. рублей и неисчислению в полном объеме подоходного налога, а также - к неуплате в бюджет расчетно 41,1 тыс. рублей подоходного налога.
Приказ Комитета здравоохранения Москвы от 6 августа 2001 г. N 342 "О результатах проверки эффективности использования бюджетных средств Наркологическим диспансером N 14 УЗ ЦАО, проведенной Контрольно-счетной палатой Москвы" в августе 2001 г. был доведен до сведения начальников управлений здравоохранения административных округов и руководителей ЛПУ городского подчинения. Руководство Комитета здравоохранения Москвы считало, что нарушения, отмеченные в приказе, послужат основанием для проверки вопросов оказания платных услуг в лечебных учреждениях окружного подчинения.
В связи с нарушениями порядка оказания платных медицинских услуг, выявленными в ходе проверки Наркологического диспансера N 14 УЗ ЦАО, сотрудниками контрольно-ревизионного отдела проведены проверки ряда лечебных учреждений по вопросу организации оказания платных медицинских услуг населению (КВКД N 10 УЗ ЗАО, ЖК N 12 УЗ ЦАО, ПНД N 7 СВАО, РД N 17 УЗ САО, ГБ N 53, ГП N 116).
В ряде проверенных учреждений (ПНД N 7 УЗ СВАО, РД N 17 УЗ САО) выявлены нарушения в оказании платных медицинских услуг, аналогичные нарушениям, установленным в Наркологическом диспансере N 14 УЗ ЦАО в результате неправомерных договорных отношений с Расчетно-аналитическим центром РАМН.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что РД N 17 УЗ САО в установленном порядке не утверждалась смета доходов и расходов по внебюджетным средствам на 2001 года и в УЗ САО не представлялась отчетность по ф. N 4 "Отчет по исполнению сметы по внебюджетной деятельности". Отчетность по вышеуказанной форме не представлялась и КВКД N 10 УЗ ЗАО. Таким образом, управления здравоохранения Северного и Западного административных округов не имеют достоверной информации о размере оказанных платных медицинских услуг в подведомственных лечебных учреждениях.
Выявленные проведенной проверкой нарушения свидетельствуют о том, что руководители управлений здравоохранения административных округов и лечебных учреждений не придают должного значения вопросам профилактики и предупреждения финансовых нарушений.
По результатам проверки, многие учреждения расторгли договоры с Расчетно-аналитическим центром РАМН, однако до настоящего времени не решили вопрос о возврате средств необоснованно находящихся на счетах данного центра.
Ряд руководителей лечебных учреждений, получившим денежные средства по договорам: о долевом финансировании, по освобождению от налога на прибыль, - не соблюдают государственный подход в расходовании этих средств.
Ярким примером этому может служить проведенная Главным контрольно-ревизионным управлением Правительства Москвы проверка использования денежных средств, полученных наркологическим диспансером N 6 УЗ ЮВАО в рамках Закона города Москвы "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы".
Проверкой выявлены грубые нарушения в использовании инвестиционных средств, выразившиеся в неправомерных действиях руководства диспансера при заключении договора на поставку антиалкогольного препарата "Колме", отсутствие контроля за сроками поставки препарата и сроками его годности, согласовании стоимости препарата, значительно превышающей стоимость на государственных аптечных складах, а также, не оговоренное в договоре право применения штрафных санкций за нарушение условий договора. Не обеспечена сохранность полученного препарата.
По результатам проверки НД N 6 УЗ ЮВАО издан приказ, в соответствии с которым начальнику управления здравоохранения Юго-Восточного административного округа Кочетковой Г.Я. поручено передать материалы проверки по использованию инвестиционных средств наркологическим диспансером N 6 УЗ ЮВАО г.Москвы в следственные органы.
О заключении договоров, связанных с привлечением и использованием инвестиционных средств, руководители подведомственных учреждений в обязательном порядке должны информировать начальников управлений здравоохранения, а они в свою очередь - Комитет здравоохранения Москвы.
С начала года, по результатам проведенных контрольных мероприятий было издано 11 приказов по Комитету здравоохранения Москвы, 6 начальников управлений здравоохранения и 31 руководитель лечебных учреждений были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Вопросы устранения выявленных проверками и ревизиями нарушений, а также полноты выполнения разработанных планов мероприятий по их устранению находятся на постоянном контроле в Контрольно-ревизионным отделе Комитета здравоохранения Москвы.
Несмотря на небольшую численность специалистов Контрольно-ревизионного отдела, организация работы по контролю за целевым и эффективным расходованием денежных средств, в тесном взаимодействии с вневедомственными контрольными органами, привлечение специалистов из других управлений и отделов Комитета для проверки отдельных вопросов программы контрольных мероприятий позволяет проводить необходимую работу по выявлению и профилактике финансовых нарушений в подведомственных учреждениях и организациях.
Коллегия решила:
1. Принять к сведению доклад начальника финансово-экономического управления Комитета здравоохранения Москвы Лабзиной Е.Б. по вопросу "О контроле за целевым и эффективным использованием денежных средств в подведомственных учреждениях и организациях и мерах по улучшению этой работы (на основании материалов контрольных мероприятий)".
2. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, руководителям подведомственных учреждений и организаций:
2.1. Усилить контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием денежных средств, повышением персональной ответственности за состояние финансово-хозяйственной деятельности.
2.2. Обеспечить строгий контроль за деятельностью бухгалтерских и экономических служб подведомственных учреждений, уделив особое внимание вопросам соблюдения действующего законодательства в части оказания платных медицинских услуг, оплаты труда, заключения договоров и оплаты работ по техническому обслуживанию, капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений. Срок - постоянно.
2.3. Повысить степень ответственности за состояние финансово-хозяйственной деятельности и соблюдением законности в расходовании государственных денежных средств. Срок - постоянно.
2.3. Разработать и постоянно реализовывать программу повышения квалификации сотрудников, осуществляющих ведение финансово-хозяйственной деятельности.
3. Заместителю председателя Комитета здравоохранения Москвы Соболеву В.А., финансово-экономическому управлению (Лабзина Е.Б.):
3.1. продолжить плановую работу по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений и организаций, целевым и эффективным использованием бюджетных средств и средств, поступающих из внебюджетных источников. Срок - постоянно.
3.2. производить своевременную корректировку программ проводимых контрольных мероприятий с учетом происходящих изменений действующего законодательства. Срок - постоянно.
3.3. продолжить практику проведения тематических проверок по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений и организаций.
3.4. обеспечить работу по координации и взаимодействию с органами вневедомственного финансового контроля при проведении контрольных мероприятий. Срок - постоянно.
3.5. Совместно с отделом государственной службы и кадров (Ершов В.В.) принять необходимые меры по укомплектованию и повышению квалификации специалистов контрольно-ревизионного отдела Комитета здравоохранения Москвы.
4. Контроль за выполнением настоящего решения коллегии возложить на первого заместителя председателя Комитета здравоохранения Москвы Полякова С.В.
Председатель коллегии, |
А.П.Сельцовский |
Секретарь коллегии |
Е.П.Нестроева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Комитета здравоохранения г. Москвы от 25 октября 2001 г. (протокол N 18-2) "О контроле за целевым и эффективным использованием денежных средств в подведомственных учреждениях и организациях и мерах по улучшению этой работы (на основании материалов контрольных мероприятий)"
Текст решения официально опубликован не был