город Иркутск |
|
31 августа 2022 г. |
N А19-18636/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Клепиковой М.А., Ламанского В.А.,
при участии представителей от истца - Пескова Александра Сергеевича (доверенность от 21.03.2022), от ответчика - Борисовой Марины Викторовны (доверенность от 10.06.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2022 года по делу N А19-18636/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" (ОГРН 1043800526582, ИНН 3801072147, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, далее - Министерство) о взыскании 604 011 рублей убытков, возникших вследствие предоставления отдельным категориям граждан в 2019 году льгот по проезду автомобильным транспортом общего пользования на основании единых социальных проездных билетов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по предмету спора, привлечены Министерство финансов Иркутской области, областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" (далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр "Салвент", общество с ограниченной ответственностью "Газета "Время".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
Податель кассационной жалобы указал на ошибочность вывода судов о недоказанности факта и размера убытков.
Ответчик отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 16.08.2022).
Третьи лица отзывы на жалобу не представили; надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ответчика их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество в 2019 году осуществляло перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Иркутской области (маршрут N 194 "г. Ангарск ост. Автостанция - с/о Архиреевка с. Целоты)" на основании единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ).
В соответствии с Соглашением о предоставлении бюджетных ассигнований от 27.12.2018 N 05-53-1268/18-11, Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп, Положением о бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013-2019 годах и предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 12.03.2013 N 81-пп, Обществу была перечислена из областного бюджета компенсация разницы между полной стоимостью льготного проезда и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином, в размере 29 059 871 рубль 06 копеек за совершение 417 147 поездок.
Полагая, что выплаченная компенсация в связи с перевозкой льготных категорий граждан по ЕСПБ не покрывает в полном объеме понесенные расходы (в отношении 8 987 поездок), Общество как перевозчик обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование иска представлены акты сверок контрольных талонов на 1 поездку, сопроводительные письма Общества в адрес Учреждения.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования необоснованными, отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
Из системного анализа положений статей 15, 1069, пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", с учетом постановления Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп, постановления Правительства Иркутской области от 12.03.2013 N 81-пп, и соглашений от 31.12.2015 N 529/180, от 27.12.2018 N 05-53-1268/18-11, следует, что расходы транспортной организации, возникшие в связи с перевозкой отдельной категории граждан, воспользовавшихся правом на приобретение единого социального проездного билета (не полученная с пассажиров плата), подлежат компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Иркутской области) при предоставлении перевозчиком, помимо прочих документов, реестров учета реализованных единых социальных проездных билетов.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая правовое регулирование, предмет и основание заявленного иска, Обществу надлежало подтвердить, в том числе размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества.
Однако вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде.
По результатам оценки имеющихся в дел доказательств суды первой и апелляционной инстанций установили, что представленные Обществом сведения не соответствуют (данные отсутствуют) результатам сверки граждан, идентифицированным с данными АИС "ЭСРН Иркутской области", актам сверок реестров учета реализованных (выданных) единых социальных проездных билетов гражданам, предоставленных организациями-реализаторами (третьи лица по делу), и сведениям, отраженным в подписанных истцом и Учреждением (организация, определенная Министерством) актах сверки контрольных талонов на одну поездку, а также расчете к ним.
На основании данных обстоятельств суды признали недоказанным факт причинения убытков и их размер, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Оснований не согласиться с указанными выводами у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материалы дела исследованы нижестоящими судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов основаны на правильном применении норм права.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств и доказательств по делу не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).
Доводы подателя кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2022 года по делу N А19-18636/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного анализа положений статей 15, 1069, пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", с учетом постановления Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп, постановления Правительства Иркутской области от 12.03.2013 N 81-пп, и соглашений от 31.12.2015 N 529/180, от 27.12.2018 N 05-53-1268/18-11, следует, что расходы транспортной организации, возникшие в связи с перевозкой отдельной категории граждан, воспользовавшихся правом на приобретение единого социального проездного билета (не полученная с пассажиров плата), подлежат компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Иркутской области) при предоставлении перевозчиком, помимо прочих документов, реестров учета реализованных единых социальных проездных билетов.
...
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 августа 2022 г. N Ф02-3948/22 по делу N А19-18636/2020