город Иркутск |
|
01 сентября 2022 г. |
Дело N А74-8451/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Новиковой О.Н.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Тропиной С.М., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Маркеловой Ю.В.,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Дворяка Д.В. (доверенность от 15.06.2022, диплом, паспорт), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Тукачевой А.А. (доверенность от 10.01.2022, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 марта 2022 года по делу N А74-8451/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527; далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 20.08.2020 о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-68/2020 об административном правонарушении, признании недействительным представления от 20.08.2020 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС", предприятие).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2022 года, постановление Управления изменено в части назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей, размер штрафа снижен судом до 300 000 рублей. В удовлетворении заявления о признании недействительным представления отказано.
ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения судами пунктов 3, 7, 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), неприменения пунктов 14(1), 31(6) названых Правил, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о виновности общества является необоснованным; суды не дали оценку доводам общества об отсутствии возможности исполнения договора, в пределах установленного в нем срока с учетом объема мероприятий по технологическому присоединению, климатической, географической и инженерно-геологической характеристике работ; включение стоимости строительства объектов электросетевого хозяйства для обеспечения второй категории надежности объектов ФГУП "РТРС" в состав необходимой валовой выручки и (или) в состав инвестиционной программы не представляется возможным по причине высоких затрат на реализацию проектов, что влечёт значительный рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии и рост конечных тарифов на электроэнергию для потребителей; невозможность исполнения договора в годичный срок подтверждается определением о рассрочке исполнения судебного акта по делу N А74-12535/2020, вынесенного с учетом заключения эксперта; судами не исследовался вопрос о необходимости перехода ФГУП "РТРС" с третьей на вторую категорию надежности, о наличии технологического присоединения и обязанности предприятия по установке автономных резервных источников питания, согласно пункту 31(6) Правил технологического присоединения; Управление неправомерно возбудило 9 дел об административных правонарушениях по каждому объекту предприятия; выводы судов о разных местах совершения правонарушения сделаны без учета места совершения правонарушения, определенного административным органом как Республика Хакасия; постановление Управления неправомерно содержит две даты его принятия; представление от 20.08.2020 является неисполнимым.
В отзыве на кассационную жалобу Управление выражает несогласие с доводами общества, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Третьим лицом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), третье лицо представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал; представитель Хакасского УФАС России указал на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Между ПАО "МРСК Сибири" и ФГУП "РТРС" заключён договор от 29.04.2019 N 20.1900.5648.18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого общество приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию), к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учётом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 100 кВт; категория надёжности вторая (изменение категории надежности с третьей на вторую); класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,40 кВ; максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 100 кВт по третьей категории надежности (пункт 1 договора).
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения радиоэлектронного оборудования, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Усть-Камышта, ул. Юбилейная, в 8,5 км на восток от дома N 40 (участок 1).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (пункт 6 договора).
27.01.2020 ФГУП "РТРС" обратилось в антимонопольный орган с заявлением о нарушении обществом сроков технологического присоединения по договору N 20.1900.5648.18 от 29.04.2019.
Определением Управления от 05.02.2020 в отношении ПАО "МРСК Сибири" (в настоящее время ПАО "Россети Сибирь) возбуждено дело N 019/04/9.21-68/2020 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено проведение административного расследования, которым у общества истребованы дополнительные документы и сведения по договору N 20.1900.5648.18 от 29.04.2019
По результатам административного расследования, с учетом представленных обществом дополнительных документов и пояснений по указанному договору, по факту выявленного нарушения субъектом естественной монополии порядка подключения к электрическим сетям в части нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, должностным лицом Управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 019/04/9.21-68/2020 от 20.07.2020 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления N 019/04/9.21-68/2020 от 20.08.2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Управлением вынесено представление от 20.08.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением антимонопольного органа, общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности. Вместе с тем, изменяя оспариваемое постановление в части назначенного штрафа, суд посчитал возможным снизить размер штрафа до 300 000 рублей на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным представления, суд исходил из соответствия представления требованиям действующего законодательства и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (абзац 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил технологического присоединения).
В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, срок технологического присоединения не может превышать 1 год.
Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги.
Заключая двусторонний возмездный договор, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сетевая организация обязана надлежаще исполнить соответствующие мероприятия в установленный законом и договором срок.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суды установили, что мероприятия по технологическому присоединению рассматриваемого объекта должны были быть выполнены обществом не позднее 29.10.2019. Общество к указанному сроку не выполнило мероприятия согласно техническим условиям, являющимся приложением N 1 к договору, и не осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности вины общества ввиду отсутствия у него возможности исполнения договора в пределах установленного в нем срока с учетом объема мероприятий по технологическому присоединению, климатической, географической и инженерно-геологической характеристик работ, учитывая невозможность включения стоимости строительства в состав инвестиционной программы ввиду высокой стоимости затрат на реализацию проектов, были рассмотрены судами и отклонены обоснованно и мотивированно.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество со своей стороны предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены и судами таких обстоятельств не установлено.
Предоставление определением суда от 28 апреля 2022 года по делу N А74-12535/2020 рассрочки исполнения решения от 23 июля 2021 года не свидетельствует об отсутствии вины общества. Решением по данному делу удовлетворены исковые требования ФГУП "РТРС". На общество возложена обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить работы по технологическому присоединению к электрическим сетям по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе по договору N 20.1900.5648.18 от 29.04.2019.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Довод общества о том, что технологическое присоединение не является первичным, объекты ФГУП "РТРС" уже присоединены к сетям общества, в данном случае речь шла о переходе с третьей категории надежности на вторую, в связи с чем подлежат применению положения пунктов 14(1), 31(6) Правил технологического присоединения, не влияют на правильность выводов судов, поскольку согласно договору общество обязано было выполнить со своей стороны технические условия, а также осуществить (или быть готовым) фактическое технологическое присоединение не позднее 29.10.2019. У общества имелась обязанность осуществить (быть готовым к осуществлению) технологическое присоединение в установленный договором срок.
Суды также приняли во внимание, что решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 июля 2021 года по делу N А74-12535/2020, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанции, а также определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2022 года отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, удовлетворены исковые требования ФГУП "РТРС" об обязании общества осуществить работы по технологическому присоединению к электрическим сетям, в том числе по договору N 20.1900.5648.18 от 29.04.2019. Суд установил нарушение обществом обязательства по обеспечению технологического присоединения в 6-месячный срок и обязал сетевую организацию: выполнить проектную документацию в соответствии с положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, а также согласовать со всеми заинтересованными организациями в соответствии с действующим законодательством (пункт 10.2 приложений N 1 к договорам); выполнить необходимые мероприятия для обеспечения второй категории надежности электроснабжения энергопринимающих устройств третьего лица (пункт 10.2.1 приложений N 1 к договорам); построить вторую точку присоединения - новую ЛЭП-0,4 кВ, расположенную не далее 25 метров от границы земельного участка потребителя (пункт 7 приложений N 1 к договорам).
Доводы кассационной жалобы о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности не могут быть приняты во внимание.
Вопреки доводам общества, в тексте оспариваемого постановления о назначении административного наказания, после наименования документа, указана дата рассмотрения дела об административном правонарушении 19.08.2020 в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ и приложением N 21 к приказу ФАС России от 19.07.2019 N 980/19 "Об утверждении регламента подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России", которым утверждена форма постановления. Указанная на бланке Хакасского УФАС России дата 20.08.2020, является датой регистрации исходящего документа.
Доводы общества о неправомерном возбуждении Управлением 9 дел об административных правонарушениях по каждому объекту предприятия и привлечении общества по каждому делу к административной ответственности при наличии одного и того же противоправного деяния (нарушение срока технологического присоединения), подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 Кодекса).
В данном случае антимонопольный орган рассматривал разные заявления предприятия в отношении разных объектов, по которым ПАО "Россети Сибирь" не осуществлено технологическое присоединение в установленные договорами сроки, расположенных в разных населенных пунктах Республики Хакасия и по каждому из которых заключены отдельные договоры об осуществлении технологического присоединения и выданы технические условия. Следовательно, неосуществление технологического присоединения по каждому объекту является самостоятельным событием административного правонарушения.
Также учитывая установленные обстоятельства, суды обоснованно указали на наличие у Управления установленных статьей 29.13 КоАП РФ оснований для вынесения и направления обществу представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. При этом доводы заявителя о неисполнимости указанного представления подлежат отклонению, поскольку в представлении правонарушителю предлагалось в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществить действия, направленные на выполнение своих обязательств, предусмотренных заключенным с потребителем договором.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы, указанные в кассационной жалобе, иное толкование действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 марта 2022 года по делу N А74-8451/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 Кодекса).
В данном случае антимонопольный орган рассматривал разные заявления предприятия в отношении разных объектов, по которым ПАО "Россети Сибирь" не осуществлено технологическое присоединение в установленные договорами сроки, расположенных в разных населенных пунктах Республики Хакасия и по каждому из которых заключены отдельные договоры об осуществлении технологического присоединения и выданы технические условия. Следовательно, неосуществление технологического присоединения по каждому объекту является самостоятельным событием административного правонарушения.
Также учитывая установленные обстоятельства, суды обоснованно указали на наличие у Управления установленных статьей 29.13 КоАП РФ оснований для вынесения и направления обществу представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. При этом доводы заявителя о неисполнимости указанного представления подлежат отклонению, поскольку в представлении правонарушителю предлагалось в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществить действия, направленные на выполнение своих обязательств, предусмотренных заключенным с потребителем договором."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 сентября 2022 г. N Ф02-3838/22 по делу N А74-8451/2020