город Иркутск |
|
06 сентября 2022 г. |
Дело N А78-9146/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Левошко А.Н., рассмотрев кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2022 года по делу N А78-9146/2021 Арбитражного суда Забайкальского края,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ОГРН 1057536112633, ИНН 7536064538, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - служба, административный орган) об отмене постановления N 138 от 19.08.2021 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2022 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 марта 2022 года отменено, оспариваемое постановление службы признано незаконным и отменено.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила данный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о недоказанности наличия в деяниях общества события вмененного ему административного правонарушения, полагает, что наличие недостоверных сведений в представленном отчете о выполнении Производственной программы в сферах холодного водоснабжения и водоотведения за 2020 год (далее - Производственная программа) образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Общество в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с обжалуемым судебным актом.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет" 04.08.2022.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом положений части 5.1 статьи 211, статьи 288.2 АПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ суд кассационной инстанции с учетом характера и сложности рассматриваемого дела, содержащихся в кассационной жалобе доводов, назначил судебное заседание с вызовом лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
До начала рассмотрения кассационной жалобы в суд округа поступило ходатайство службы об отложении судебного заседания для обеспечения участия его представителей в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи. Данное ходатайство рассмотрено и подлежит отклонению, так как изложенные в нем обстоятельства не свидетельствуют о наличии установленных статьей 158 АПК РФ оснований для отложения судебного разбирательства по настоящему делу.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом службы N 636-НПА от 13.12.2018 утверждена Производственная программа и установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды, водоотведение для общества, осуществляющего на территории муниципального образования городской округ "Город Чита" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы.
Приказом службы N 410-НПА от 20.11.2019 скорректированы долгосрочные тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды, водоотведение для общества.
01.04.2021 в службу от общества поступил отчет о выполнении Производственной программы.
По результатам анализа данного отчета служба установила, что суммы затрат на плановые мероприятия Производственной программы, утвержденной приказом службы N 636-НПА от 13.12.2018, не соответствуют представленному отчету, а именно: в отчете общество указало плановые мероприятия на сумму 116 205 374 рублей, в то время как приказом утверждена сумма затрат на плановые мероприятия по услуге водоснабжения на 2020 год в размере 44 792,55 тыс. рублей, по услуге водоотведения - 54 396,83 тыс. рублей, итого 99 189,38 тыс. рублей.
На основании мотивированного представления от 19.04.2021 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования, о чем 20.04.2021 должностным лицом службы вынесено соответствующее определение.
В ходе проведения административного расследования службой проанализированы представленные обществом акты приема работ по выполнению мероприятий, указанных в Производственной программе, и установлено, что расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотведения составили 74 402,411 тыс. рублей, однако сумма фактически выполненных мероприятий составила 73 968,53 тыс. рублей, что выше фактических данных, указанных в отчете о выполнении Производственной программы и ниже изложенных в утвержденной приказом службы N 636-НПА от 13.12.2018 Производственной программе; придя к выводу о представлении обществом заведомо недостоверных сведений, содержащихся в отчете о выполнении Производственной программы, должностным лицом службы 21.06.2021 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 120.
Постановлением службы о назначении административного наказания N 138 от 19.08.2021 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в деяниях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, наличия оснований для привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем пришел к выводам о законности оспариваемого постановления.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из недоказанности административным органом наличия в деяниях общества события вмененного административного правонарушения.
Из положений статьи 210 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4 статьи); при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения порядка управления и защиты конкуренции (установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей). Объективная сторона заключается в представлении заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 5 и 6 статьи 32 Закона N 416-ФЗ при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (далее соответственно - регулируемые организации, производственные программы), требования к содержанию производственных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении производственных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением установлен Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 (далее - Правила N 641).
Из пункта 2 данных Правил следует, что проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов.
Производственная программа включает, в том числе перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке; отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования (за истекший год долгосрочного периода регулирования) (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил N 641).
Пунктами 30 и 31 данных Правил определено, что контроль за выполнением производственных программ осуществляется уполномоченным органом.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд обоснованно установил, что фактически обществу вменялось несоответствие сумм затрат на плановые мероприятия Производственной программы представленному отчету о выполнении такой Программы и расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотведения фактически выполненным мероприятиям; непосредственно недостоверность данных сведений административным органом не устанавливалась, последний исходил из того, что не установлена достоверность указанных сведений; сам по себе факт несоответствия сумм затрат на плановые мероприятия Производственной программы представленному отчету и расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотведения фактически выполненным мероприятиям не свидетельствует о заведомой недостоверности данных сведений и не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ; при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления наличие в деяниях общества события вмененного административного правонарушения административным органом должным образом не исследовалось и устанавливалось, в связи с чем апелляционный суд пришел к обоснованным выводам о недоказанности административным органом в нарушение требований части 4 статьи 210 АПК РФ события вмененного обществу административного правонарушения и правомерно признал оспариваемое постановление службы незаконным и подлежащим отмене.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами апелляционного суда по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судом, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2022 года по делу N А78-9146/2021 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия судебного акта на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
...
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2022 года по делу N А78-9146/2021 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2022 г. N Ф02-4194/22 по делу N А78-9146/2021