город Иркутск |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А19-7537/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Левошко А.Н.,
рассмотрев кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июня 2022 года по делу N А19-7537/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (ОГРН 1042700255971, ИНН 2724079048, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела (инспекции) государственного надзора по Красноярскому краю и Иркутской области Восточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган) от 01.04.2022 по делу об административном правонарушении N 06-02.
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства и указывает на то, что общество не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.46.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку является гарантирующим поставщиком, не имеет на балансе объекты сетевого хозяйства, не генерирует электрическую энергию, не оказывает услуг по её передаче, соответственно, не может непосредственно влиять на качество поставляемой электрической энергии и не вправе осуществлять мероприятия по проведению испытаний её качества; ответственность за состояние и содержание электрических сетей, уровень напряжения в них несет сетевая компания - Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - сетевая компания); у гарантирующего поставщика нет правовых оснований производить какие-либо действия с имуществом (сетями) иной организации; гарантирующий поставщик по заключенным с потребителями договорам несет только гражданско-правовую ответственность за качество и объем поставленной электрической энергии в виде возврата суммы оплаты в части некачественного объема; общество как гарантирующий поставщик электрической энергии предприняло все зависящие от него действия в целях проверки сведений о качестве электроэнергии; при получении 14.02.2022 уведомления административного органа о возможном несоответствии продукции обязательным требованиям общество направило в адрес сетевой компании запрос о необходимости установления достоверности полученной информации о возможном несоответствии качества электрической энергии; о направлении данного запроса общество уведомило административный орган письмом 21.02.2022; после проведения сетевой компанией проверки качества электрической энергии, составления по ее результатам акта от 11.03.2022 и получения его обществом материалы по результатам проведенной проверки 15.03.2022 были переданы административному органу; административным органом при вынесении постановления N 06-02 от 01.04.2022 неверно определен срок представления информации; действия по проведению проверки и предоставлению результатов проверки осуществлены обществом 15.03.2022, то есть до истечения установленного срока (16.03.2022).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет" 08.10.2022.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес административного органа поступило обращение N 01-29/19 от 10.02.2022, содержащее сведения о возможном нарушении требований к электрической энергии (низкое напряжение) при электроснабжении жилого дома по адресу: Иркутская область, Иркутский район, СНТ "Зеленая Горка", дом 55.
Административным органом в адрес общества направлено уведомление N 08-13/36 от 14.02.2022 о возможном несоответствии продукции (электрической энергии) обязательным требованиям и требование о проведении проверки достоверности такой информации в течение 10 дней с момента ее получения. Данное уведомление получено обществом 14.02.2022.
21.02.2022 общество направило в адрес административного органа информацию, в которой указало о направлении письма в адрес сетевой компании о необходимости предоставления письменного ответа по существу изложенных выше вопросов.
По результатам проведенной проверки административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 06-2 от 18.03.2022, а 01.04.2022 вынесено постановление N 06-02 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.46.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене..
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности административным органом наличия в деяниях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, наличия оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Из положений статьи 210 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4); при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
Частью 2 статьи 14.46.2 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) обязанности по проведению проверки достоверности полученной информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов или подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям к продукции либо невыполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) требования федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в соответствии с законодательством Российской Федерации, о представлении в соответствующий орган материалов указанной проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации; в ходе проведения проверки органы государственного контроля (надзора) вправе, в том числе требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона N 184-ФЗ в течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации; по требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что общество, как гарантирующий поставщик, в соответствии с положениями пунктов 7, 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, несет перед потребителями ответственность за качество поставляемой электрической энергии, а также за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии; в нарушение положений пункта 1 статьи 38 Закона N 184-ФЗ общество не выполнило требование административного органа о проведении проверки достоверности полученной информации в установленный уведомлением (требованием) административного органа 10-дневный срок со дня его получения (14.02.2022); окончательный ответ общества с приложением акта проверки от 11.03.2022, направленный в управление 15.03.2022, указанное обстоятельство не опровергает; при этом каких-либо доказательств обращения к административному органу за продлением срока проведения проверки по полученному уведомлению (требованию) обществом не представлено; представленные обществом документы не соответствуют требованиям организации и проведению контроля качества электрической энергии, предусмотренным ГОСТ 33073-2014, не являются результатом проверки достоверности информации о несоответствии качества электрической энергии, не позволяют сделать соответствующий вывод о качестве поставляемой продукции (электрической энергии) и необходимости принятия мер административного воздействия; при этом установленные обстоятельства по делу не свидетельствуют о принятии обществом всех необходимых зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований изложенных норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, при фактическом наличии такой возможности, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам о наличии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы обстоятельств, препятствующих рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно не установлено, оснований полагать, что рассмотрение настоящего дела в порядке упрощенного нарушает какие-либо права общества либо не соответствует целям эффективного правосудия, не имеется. Само по себе наличие у общества возражений относительно рассмотрения спора в порядке упрощенного производства не является основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судом округа не установлено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 4 статьи 288, часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Поскольку согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" государственная пошлина за кассационное рассмотрение настоящего дела не подлежит уплате, в связи с чем уплаченная обществом на основании платежного поручения N 50322 от 23 сентября 2022 года государственная пошлина в размере 3 000 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июня 2022 года по делу N А19-7537/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659, ИНН 3808166404) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей, излишне уплаченную на основании платежного поручения N 50322 от 23 сентября 2022 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия судебного акта на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что общество, как гарантирующий поставщик, в соответствии с положениями пунктов 7, 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, несет перед потребителями ответственность за качество поставляемой электрической энергии, а также за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии; в нарушение положений пункта 1 статьи 38 Закона N 184-ФЗ общество не выполнило требование административного органа о проведении проверки достоверности полученной информации в установленный уведомлением (требованием) административного органа 10-дневный срок со дня его получения (14.02.2022); окончательный ответ общества с приложением акта проверки от 11.03.2022, направленный в управление 15.03.2022, указанное обстоятельство не опровергает; при этом каких-либо доказательств обращения к административному органу за продлением срока проведения проверки по полученному уведомлению (требованию) обществом не представлено; представленные обществом документы не соответствуют требованиям организации и проведению контроля качества электрической энергии, предусмотренным ГОСТ 33073-2014, не являются результатом проверки достоверности информации о несоответствии качества электрической энергии, не позволяют сделать соответствующий вывод о качестве поставляемой продукции (электрической энергии) и необходимости принятия мер административного воздействия; при этом установленные обстоятельства по делу не свидетельствуют о принятии обществом всех необходимых зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований изложенных норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, при фактическом наличии такой возможности, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам о наличии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении.
...
Поскольку согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" государственная пошлина за кассационное рассмотрение настоящего дела не подлежит уплате, в связи с чем уплаченная обществом на основании платежного поручения N 50322 от 23 сентября 2022 года государственная пошлина в размере 3 000 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату из федерального бюджета.
...
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июня 2022 года по делу N А19-7537/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 ноября 2022 г. N Ф02-5426/22 по делу N А19-7537/2022