город Иркутск |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А33-6992/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 года по делу N А33-6992/2022 Арбитражного суда Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" (ОГРН 1072468020877, ИНН 2461201672, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - департамент) о признании недействительным выраженного в письме N 2138ги от 03.02.2022 отказа в выдаче разрешения на размещение объекта для нужд населения многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Академика Киренского, 21, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на размещение объекта, а именно элементов благоустройства территории в виде места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на площади 9 кв.м на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со схемой от 18.01.2022 на срок до 01.06.2026 для нужд населения многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Академика Киренского, 21.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2022 года отменено, по делу принят новый судебный акт, которым оспариваемый отказ департамента признан недействительным, на департамент возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления о выдаче разрешения на размещение объекта N б/н от 18.01.2022.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просил данное постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы оспаривает выводы апелляционного суда о неправомерности отказа в выдаче разрешения на размещение объекта, указывая на то, что объект - контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов не является элементом благоустройства или малой архитектурной формой, следовательно, не может размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, как это регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300); несоответствие предполагаемого к размещению объекта видам объектов, утвержденным Постановлением N 1300, в силу пунктов 4, 9 Порядка и условий размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п (далее - Порядок N 677-п), пункта 14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.10.2017 N 297-р (далее - Административный регламент N 297-р), является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объекта; создание места накопления твердых коммунальных отходов возлагается на собственников жилых помещений, от имени которых могут выступать управляющие организации.
Общество в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с обжалуемым судебным актом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 декабря 2021 года по делу N А33-18937/2021 на общество, как управляющую компанию, возложена обязанность обустроить (организовать) места сбора и накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 21, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу (21.01.2022).
18.01.2022 общество обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на размещение объектов благоустройства в порядке, предусмотренном Постановлением N 1300, в том числе для нужд многоквартирного дома, расположенного по адресу:
ул. Академика Киренского, 21 (к заявлению прилагался соответствующий пакет документов).
Решением, выраженным в письме N 2138 ги от 03.02.2022, департамент отказал обществу в выдаче разрешения на размещение объекта, указав на несоответствие наименования объекта перечню, утвержденному Постановлением N 1300, непредставление протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: ул. Софьи Ковалевской, 1, ул. Академика Киренского, 21, содержащего информацию о принятом решении по вопросу согласования схемы границ для размещения объектов на придомовой территории (далее - протокол общего собрания), а также сведений о необходимости размещения объектов на землях неразграниченной государственной собственности.
Не согласившись с отказом департамента, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности департаментом наличия оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение площадки для накопления твердых коммунальных отходов ввиду несоответствия данного объекта видам объектов, предусмотренных Постановлением N 1300.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции пришел к выводам об отсутствии у департамента оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение спорного объекта, поскольку обществом был представлен необходимый для оказания соответствующей муниципальной услуги пакет документов (заявление, схема границ земель или земельного участка, доверенность, паспорт), представление протокола общего собрания ни Административным регламентом N 297-р, ни Порядком N 677-п не предусмотрено, а контейнерные площадки (мусорные контейнеры) могут быть отнесены к элементам благоустройства, предусмотренным Постановлением N 1300, в связи с чем признал оспариваемый отказ департамента недействительным.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании принятых органом власти решений может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ). При отсутствии совокупности данных условий арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа власти надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган власти, который вынес соответствующие решения.
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением N 1300, предусмотрены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36); под элементами благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
Согласно пункту 17 приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, по отношению к внешнему благоустройству к работам по текущему ремонту относится ремонт и восстановление разрушенных хозяйственных площадок, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Из пункта 1.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр, следует, что в соответствии с пунктом 3.12 "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр, к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству; в правилах благоустройства территорий муниципальных образований к объектам благоустройства муниципального образования рекомендуется относить территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в частности контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Пунктом 4.1 данных Рекомендаций к объектам благоустройства на территориях жилой застройки рекомендуется относить, в том числе контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Согласно пункту 10.1 Правил благоустройства территории г. Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378, территория общего пользования оборудуется малыми архитектурными формами, под которыми следует понимать объекты благоустройства, представляющие собой элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления озеленения, водные устройства, городскую мебель, контейнеры, урны, иные объекты городского дизайна.
Также на основании пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 АПК РФ, правильно применив вышеизложенные нормы материального права, суд апелляционной инстанции обоснованно установил, что контейнерные площадки (мусорные контейнеры) могут быть отнесены к элементам благоустройства, предусмотренным Постановлением N 1300, а обществом представлен весь необходимый для оказания соответствующей муниципальной услуги пакет документов, при этом представление протокола общего собрания ни Административным регламентом N 297-р, ни Порядком N 677-п не предусмотрено, в связи с чем пришел к выводам об отсутствии у департамента оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, прямо предусмотренных пунктом 14 Административного регламента N 297-р, и отказа в выдаче разрешения, предусмотренных пунктом 9 Порядка N 677-п, признав решение департамента об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта, выраженного в письме N 2138ги от 03.02.2022, незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем на основании части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами апелляционного суда по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных апелляционным судом, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление Третьего арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 года по делу N А33-6992/2022 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10.1 Правил благоустройства территории г. Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378, территория общего пользования оборудуется малыми архитектурными формами, под которыми следует понимать объекты благоустройства, представляющие собой элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления озеленения, водные устройства, городскую мебель, контейнеры, урны, иные объекты городского дизайна.
Также на основании пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами апелляционного суда по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных апелляционным судом, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф02-958/23 по делу N А33-6992/2022