город Иркутск |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А58-5286/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Антоновой С.А., рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Якутскэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2022 года по делу N А58-5286/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2022 года по указанному делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на нее.
Как следует из материалов дела, публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - ПАО "Якутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, административный орган) о признании недействительным и отмене определения от 20.06.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьями 227 и 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.09.2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов об отсутствии у административного органа правовых оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), полагает, что административному органу следовало направить в прокуратуру уведомление о согласовании проведения проверки в связи с указанием в поданном ПАО "Якутскэнерго" заявлении на наличие угрозы жизни и здоровью граждан, а также считает, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не содержит мотивировочной части относительно отсутствия оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий при наличии в заявлении указания на угрозу жизни и здоровью граждан.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган указал на несостоятельность доводов общества, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судами ПАО "Якутскэнерго" направило в адрес административного органа заявление от 27.05.2022 N 116/2755 об административном правонарушении на основании составленного представителями общества акта от 21.05.2022 N 14, в котором установлено, что по адресу: город Якутск, Лучистый переулок, 5, СОНТ "Сатал" в пролете опор N 78-79 ВЛ 100 кВ ЯГРЭС Новая-Кангалассы с отпайками проведены работы по отсыпке территории песком неизвестными лицами под проводами.
Определением от 20.06.2022 Ростехнадзор, ссылаясь на пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), отказал в возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с вынесенным определением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признали законным определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении виду отсутствия у административного органа в рассматриваемом случае правовых оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий и, как следствие, для возбуждения дела об административном правонарушении, исходя из наличия ограничений, установленных Постановлением N 336.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 58 Закона N 248-ФЗ, сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает, в том числе, при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Таким образом, проведение контрольных (надзорных) мероприятий является одной из форм деятельности контрольных (надзорных) органов, по результатам которого могут быть выявлены (обнаружены) признаки административных правонарушений, связанных с нарушением контролируемым лицом обязательных требований.
Пунктом 1 Постановления N 336 установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в пункте 2 данного Постановления.
Пункт 9 Постановления N 336 предусматривает, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Из смысла указанных положений, действующих на момент принятия административным органом оспариваемого определения, следует, что по общему правилу в рассматриваемый период дело об административном правонарушении, выраженном в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Сделанные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении от 24.11.2022 N АПЛ22-503.
Кроме того, в последующем Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 28.1 КоАП РФ дополнена частью 3.1, содержащей аналогичные положения.
Случаи проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены в пункте 3 Постановления N 336.
Действительно, как указано ПАО "Якутскэнерго", одним из случаев проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок при условии согласования с органами прокуратуры является непосредственная угроза или факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Однако наличие исключительных обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 Постановления N 336, для проведения внеплановой проверки не подтверждается материалами дела.
В связи с чем, вопреки доводам кассационной жалобы, у административного органа отсутствовали правовые основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий и, как следствие, для возбуждения дела об административном правонарушении.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что Постановлением N 336 введен мораторий на проведение в 2022 году контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ, доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств для проведения внеплановой проверки, в материалы дела не представлены, в связи с чем основания для проведения согласованных с органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок, по результатам которых может быть возбуждено дело об административном правонарушении, отсутствуют, на основании чего признали выводы административного органа об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении правомерными и пришли к правильным выводам о законности оспариваемого определения, на основании чего обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2022 года по делу N А58-5286/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит обжалованию.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
С.А. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что Постановлением N 336 введен мораторий на проведение в 2022 году контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ, доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств для проведения внеплановой проверки, в материалы дела не представлены, в связи с чем основания для проведения согласованных с органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок, по результатам которых может быть возбуждено дело об административном правонарушении, отсутствуют, на основании чего признали выводы административного органа об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении правомерными и пришли к правильным выводам о законности оспариваемого определения, на основании чего обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 апреля 2023 г. N Ф02-928/23 по делу N А58-5286/2022