город Иркутск |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А19-10752/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Железняк Е.Г., Курочкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, г. Москва; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской области в лице Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820, г. Иркутск, далее - министерство жилищной политики, ответчик) о взыскании за счет казны Иркутской области 62 103 759 рублей 08 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, г. Иркутск), Служба по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928, г. Иркутск).
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 декабря 2021 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что суды не обосновали расчет убытков ссылками на конкретные доказательства (первичные доказательства).
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 года, иск удовлетворен.
Ответчик в кассационной жалобе просит вынесенные по делу судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Полагает, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие реальные затраты истца на производство коммунальных ресурсов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из представленных материалов, учреждению с 01.04.2017 переданы функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами.
Предметом спора является требование о возмещении убытков, возникших в период с 01.04.2017 по 31.12.2017 в связи с поставкой коммунальных ресурсов (тепловая энергия, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение) и оказанием услуг по водоотведению населению, проживающему на территории муниципального образования г. Братска, Оекского, Хомутовского, Услонского, Нижнеудинского, Мишелевского, Новомальтинского, Среднинского муниципальных образований, муниципального образования г. Иркутск.
В обоснование заявленного требования учреждение ссылается на то, что при начислении потребителям платы за предоставленные коммунальные ресурсы (услуги), с учетом установленных Приказами Службы по тарифам Иркутской области от 04.09.2017 N 207-спр, от 27.07.2017 N 168-спр, 170-спр, от 08.09.2017 N 219-спр, постановлением администрации муниципального образования Кутулик от 15.01.2010 N 1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" льготных тарифов, для потребителей учреждения на период 2017 года применены предельные значения изменения данной платы, в результате чего возник недополученный доход.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что учреждение имеет право, как организация осуществляющая поставку ресурса (оказание коммунальных услуг) для нужд населения по льготным тарифам, требовать возмещения расходов при производстве и поставке ресурса (оказанию коммунальных услуг).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление N 87).
Поскольку межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов ниже экономически обоснованных, Иркутская область в лице главного распорядителя бюджетных средств - министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, обязана их возместить.
Суды, руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 36 постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания", Положением о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп, правомерно исходили из того, что истец, являясь поставщиком коммунального ресурса (коммунальных услуг), фактически нес расходы, связанные с применением регулируемых тарифов.
Данные обстоятельства подтверждают факт возникновения у истца убытков в виде межтарифной разницы, которые подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.
При рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу (пункт 2 постановления N 87).
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора в предмет судебного исследования входят вопросы, связанные с фактом поставки коммунальных ресурсов (оказания коммунальных услуг) населению, их объемом и размером экономических потерь.
Вопреки доводам жалобы, суды первой и апелляционной инстанции исследовали имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие объем поставленного ресурса (оказанных коммунальных услуг) и его стоимость. При этом объем и стоимость оказанных населению услуг судами определены, исходя из величин, установленных вступившими в законную силу судебными актами (дела N А19-361/2018, N А19-13377/2018, N А19-13378/2018, N А19-26344/2017, N А19-28423/2017, N А19-28425/2017). Таким образом, указания суда кассационной инстанции, данные в постановлении от 17 декабря 2021 года, судами выполнены. Размер убытков истца в виде межтарифнной разницы подтвержден материалами дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу (пункт 2 постановления N 87).
...
Вопреки доводам жалобы, суды первой и апелляционной инстанции исследовали имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие объем поставленного ресурса (оказанных коммунальных услуг) и его стоимость. При этом объем и стоимость оказанных населению услуг судами определены, исходя из величин, установленных вступившими в законную силу судебными актами (дела N А19-361/2018, N А19-13377/2018, N А19-13378/2018, N А19-26344/2017, N А19-28423/2017, N А19-28425/2017). Таким образом, указания суда кассационной инстанции, данные в постановлении от 17 декабря 2021 года, судами выполнены. Размер убытков истца в виде межтарифнной разницы подтвержден материалами дела."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2023 г. N Ф02-2167/23 по делу N А19-10752/2020
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2167/2023
27.02.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2518/2021
29.09.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10752/20
17.12.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5849/2021
15.07.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2518/2021
24.03.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10752/20