город Иркутск |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А33-27647/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края до и после объявления перерывов - представителя Публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" - Байрамовой Э.М. (доверенность N 491-2023 от 24.01.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692, ИНН 2466132221, далее - общество, гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления N 10/163.Юл от 11.10.2022 о прекращении производства по делу о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" (ОГРН 1062404012901, ИНН 2424005824, далее - ООО "Коммунхоз", потребитель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Коммунхоз".
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о наличии у административного органа правовых оснований для прекращении производства по делу о привлечении ООО "Коммунхоз" к административной ответственности, полагает, что направленное потребителю уведомление N 30292-9 от 11.03.2022 о планируемом ограничении режима потребления электроэнергии, по своему содержанию соответствует требованиям пунктов 8 и 8.1 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442); системное толкование пунктов 5, 8.2, 16.1 Правил N 442 предусматривает возможность введения полного ограничения режима потребления электроэнергии сразу, если у социально значимого потребителя отсутствует акт согласования технологической или аварийной брони, как в рассматриваемом случае, следовательно, направление уведомления о частичном ограничении режима потребления электроэнергии в данной ситуации теряет свое целевое значение; общество не нарушило порядок уведомления социально значимого потребителя (ООО "Коммунхоз") о введении ограничения режима потребления электрической энергии, направив сразу уведомление о планируемом полном ограничении режима потребления электроэнергии, а потребитель, в свою очередь, не исполнил обязательства в части требования о выполнении мероприятий по готовности к полному ограничению, в связи с чем имелись все основания для привлечения ООО "Коммунхоз" к административной ответственности.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялись перерывы, в том числе с 17.05.2023 до 16 часов 00 минут 24.05.2023, о чем сделано публичное извещение.
Участвующий в судебном заседании до и после объявления перерывов представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы, просила обжалуемые судебные акты отменить.
Управление и ООО "Коммунхоз" о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.07.2022 в адрес управления от гарантирующего поставщика поступило заявление о возбуждении в отношении ООО "Коммунхоз" дела об административном правонарушении.
При рассмотрении заявления административный орган установил, что между гарантирующим поставщиком и ООО "Коммунхоз" заключен договор энергоснабжения N 699 от 23.07.2008; гарантирующий поставщик надлежащим образом исполнил обязательства по поставке электрической энергии, в то время как потребитель уклонился от оплаты потребленной электрической энергии, в результате чего по состоянию на 11.03.2022 образовалась задолженность в размере 708 245 рублей 75 копеек; в связи с образовавшейся задолженностью гарантирующий поставщик в адрес ООО "Коммунхоз" направил уведомление N 30292-9 от 11.03.2022 о планируемом введении полного ограничения режима потребления электрической энергии с предложением в срок до 24.03.2022 представить утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии по следующим объектам: Центральная Котельная (с. Шалинское, ул. Гончарова, 23А), Водозабор (с. Шалинское, ул. Манская), Водозабор (с. Шалинское, ул. Гончарова, 25). Данное уведомление было получено ООО "Коммунхоз" 17.03.2022, однако в установленный срок не исполнено, акт согласования технологической и (или) аварийной брони потребителем не представлен.
Поскольку гарантирующий поставщик в адрес ООО "Коммунхоз" не направил уведомление о введении частичного ограничения режима потребления, а сразу направил уведомление о планируемом полном ограничении, административный орган пришел к выводу об отсутствии в бездействии ООО "Коммунхоз" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ, в связи с чем вынес постановление N 10/163.Юл от 11.10.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с вынесенным постановлением, полагая, что имеются основания для привлечения ООО "Коммунхоз" к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о законности оспариваемого постановления ввиду несоблюдения гарантирующим поставщиком порядка введения в отношении социально значимого потребителя ограничения режима потребления электрической энергии, отсутствия у последнего обязанности по исполнению уведомления, направленного вопреки установленному законодательством порядку.
Частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, в отношении этих объектов, отнесены к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (пункт 2 Приложения к Правилам N 442).
Под ограничением режима потребления в соответствии с абзацем вторым пункта 1 (1) Правил N 442, понимается полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются названными Правилами.
Ограничение режима потребления вводится, в том числе при нарушении потребителем своих обязательств, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе, обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности) (подпункт "б" пункта 2 Правил N 442).
На основании пункта 10 Правил N 442 в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан: направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления (подпункт "а"); направить исполнителю (субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления (подпункт "б"); одновременно с направлением уведомления потребителю направить информацию о введении ограничения режима потребления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, если ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, и (или) потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (подпункт "в").
Введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (пункт 10(1) Правил N 442).
Согласно пункту 16 Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил. После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что обязанность по осуществлению предусмотренных пунктом 16.1 Правил N 442 действий возникает у потребителя, у которого отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони, только после получения уведомления о введении частичного ограничения режима потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что 11.03.2022 гарантирующий поставщик направил в адрес потребителя - ООО "Коммунхоз" уведомление N 30292-9 о планируемом введении полного ограничения режима потребления электрической энергии с предложением в срок до 24.03.2022 представить утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии, также письмом от 29.03.2022 направил потребителю информацию о том, что в срок до 06.06.2022 он обязан направить в адрес гарантирующего поставщика и сетевой организации уведомление по обеспечению готовности к введению полного ограничения; вместе с тем, из материалов дела не следует, что гарантирующий поставщик направлял в адрес ООО "Коммунхоз" уведомление о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязанность по направлению которого в адрес потребителей, у которых отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони, установлена пунктом 16 (1) Правил N 442; на основании изложенного административный орган обоснованно установил несоблюдение гарантирующим поставщиком установленного законодательством порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО "Коммунхоз", в связи с чем не усмотрел у последнего обязанности по исполнению уведомления N 30292-9 от 11.03.2022, направленного ему вопреки установленному порядку; при совокупности изложенных выше установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств согласились с выводами административного органа о том, что бездействие потребителя, выразившееся в неисполнении уведомления гарантирующего поставщика, нарушающего установленный действующим законодательством порядок, в данном случае не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ, в связи с чем признали наличие у административного органа правовых оснований для вынесения постановления о прекращении производства по делу о привлечении ООО "Коммунхоз" к административной ответственности и на основании части 3 статьи 211 АПК РФ правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что изложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы общества о том, что в силу пункта 5 Правил N 442 частичное ограничение режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ООО "Коммунхоз" не подлежит вводу, в связи с чем направление соответствующего уведомления не имеет практического смысла, подлежит отклонению, как не соответствующие императивному порядку ограничения режима потребления электрической энергии, установленному вышеуказанным нормативным правовым актом.
Доводы заявителя жалобы по существу основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права, сводятся к несогласию с выводами судов по существу спора и направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о том, что в силу пункта 5 Правил N 442 частичное ограничение режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ООО "Коммунхоз" не подлежит вводу, в связи с чем направление соответствующего уведомления не имеет практического смысла, подлежит отклонению, как не соответствующие императивному порядку ограничения режима потребления электрической энергии, установленному вышеуказанным нормативным правовым актом.
Доводы заявителя жалобы по существу основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права, сводятся к несогласию с выводами судов по существу спора и направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2023 г. N Ф02-2381/23 по делу N А33-27647/2022