город Иркутск |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А58-5098/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673, далее - министерство) о признании недействительными представления от 20.04.2022 N 17/16-1/14-647, предписания от 20.04.2022 N 17/16-1/14-648.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023года, заявленные требования удовлетворены частично; признаны недействительными представление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 20.04.2022 N 17/16-1/14-647 в части выводов о неправомерном расходовании бюджетных средств в размере 6 491 450 рублей 84 копейки и предписание Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 20.04.2022 N 17/16-1/14-648 в части восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) неправомерного использования бюджетных средств в размере 6 491 450 рублей 84 копейки.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в части признания недействительными представления и предписания, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает неправомерным выводы судов в части признания недействительными оспариваемых представления и предписания, поскольку пунктом 10 Порядка предоставления бюджетных средств на осуществление выплат стимулирующего характера в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.06.2020 N 184 (далее - Порядок N 184), установлен иной порядок начисления стимулирующих выплат медицинским службам в условиях объявленной пандемии; утверждает, что суды первой и апелляционной инстанций сослались на нормативные правовые акты, которые не относятся к рассматриваемому спору.
От учреждения поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором выражено несогласие с содержащимися в ней доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), не явились.
До судебного заседания от министерства поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное невозможностью явки представителя в судебное заседание.
Рассмотрев данное ходатайство, суд округа не усматривает предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для его удовлетворения. Отложение судебного разбирательства в связи с заявлением стороной ходатайства об отложении судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью, при этом согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 11.01.2022 N 01-04/2 "О назначении выездной проверки в Государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" в соответствии с планом контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в период с 17.01.2022 по 11.02.2022 в отношении учреждения проведена выездная проверка предоставления и (или) использования субсидий, предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетным учреждениям, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения Республики Саха (Якутия).
По результатам проведенной проверки составлен акт выездной проверки от 18.02.2022, в котором указаны допущенные учреждением нарушения.
Министерством в адрес учреждения направлено представление от 20.04.2022 N 7/16-1/14-647, в котором установлены нарушения на сумму 12 854 454 рублей 64 копейки, в том числе нецелевое расходование бюджетных средств - 5 659 396 рублей, неправомерное расходование бюджетных средств - 6 525 823 рублей 64 копейки, а также другие нарушения - 669 235 рублей.
Учреждению выдано предписание от 20.04.2022 N 17/16-1/14-648, которым на него возложена обязанность по восстановлению в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого и неправомерного использования бюджетных средств в размере 12 185 219 рублей 64 копеек в срок до 01.06.2022.
Не согласившись с представлением и предписанием министерства, учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что ненормативные правовые акты в части выводов о неправомерном расходовании бюджетных средств в размере 6 491 450 рублей 84 копейки не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов в обжалуемой части.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании представления и предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемых представления и предписания закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, который выдал соответствующие представление и предписание.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2014 N 315, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Как следует из статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий либо требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2); под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения; предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В соответствии с Распоряжением Главы РС (Я) от 29.03.2020 N 129-РГ "Об установлении выплат стимулирующего характера в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - распоряжение Главы РС (Я) N 129-РГ) были установлены следующие выплаты стимулирующего характера работникам государственных бюджетных, автономных, казенных учреждений Республики Саха (Якутия), федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и привлеченным к работе в обсерваторах, создаваемых на объектах, расположенных на территориях муниципальных районов и городских округов, а также водителям автотранспортных организаций, оказывающих транспортные услуги медицинским организациям, подведомственным Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), за особые условия труда и дополнительную нагрузку.
Указанные выплаты стимулирующего характера указаны с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях и начисляются за фактически отработанное время с 17.03.2020 до момента отмены режима распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
На основании вышеуказанного распоряжения, Правительство РС (Я) постановлением от 23.06.2020 N 184 утвердило Порядок предоставления бюджетных средств на осуществление выплат стимулирующего характера в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
20.09.2021 издано распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) N 467-РГ "Об установлении региональных социальных выплат в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которое было принято взамен распоряжения Главы РС (Я) N 129-РГ, действующее с 01.09.2021.
На основании вышеуказанного нормативного акта, Правительство РС (Я) постановлением от 23.12.2021 N 535 утвердило Порядок предоставления бюджетных средств на осуществление региональных социальных выплат в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Порядок N 535).
Пунктом 10 Порядка N 184, которое аналогично по содержанию с пунктом 10 Порядка N 535, установлено, что стимулирующие выплаты с учетом районных коэффициентов (1,7, 2,0) и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях (до 80 процентов) в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 г. 234-3 N 475-III "О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)" начисляются за фактически отработанное время согласно табелю учета рабочего времени по основной ставке.
Согласно Письму Минздрава России от 06.05.2020 N 16-3/И/2-5951 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам в условиях коронавируса" выплаты стимулирующего характера осуществляются за фактически отработанное время, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте по уважительным причинам: в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Ограничения по выплате стимулирующего характера в отношении совместителей, в том числе внешних, не установлены.
Как видно из материалов дела, учреждение заключило трудовые договоры с работниками, которые в свободное от основной работы время оказывали медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Согласно данным договорам работники принимались на условиях внутреннего совместительства и Учреждение как работодатель обязалось производить доплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку.
Министерство по результатам проверки сослалось на то, что редакция пункта 10 Порядков N 184 и N 535 ограничивает получение выплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, осуществляющим внутреннее совместительство, в результате чего посчитал, что средства, направленные учреждением на оплату труда за особые условия труда и дополнительную нагрузку указанной категории работников, в общей сумме в размере 6 525 823 рублей 64 копейки, являются необоснованным расходованием бюджетных средств, которые подлежат возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанции приняв во внимание, что министерством частично признано правомерным расходование бюджетных средств по суммам переплаты по оспариваемым представлению и предписанию, установив, что выплаты стимулирующего характера в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19) должны производиться за фактически отработанное время, а оснований не осуществлять данную доплату работникам, выполняющим внутренне совместительство, у Учреждения не имелось, пришли к правомерным выводам о несоответствии действующему законодательству оспариваемых представления и предписания в части расходования средств на оплату труда за особые условия труда и дополнительную нагрузку в сумме 6 491 450 рублей 84 копейки.
Вместе с тем, судами обоснованно указано, что Министерство не правильно применило пункт 10 Порядков N 184 и 535 в части выплаты надбавки "за фактически отработанное время согласно табелю учета рабочего времени по основной ставке", расценив данную редакцию как запрет на оплату расходов вне основного места работы, тогда как из буквального содержания данной нормы права следует, что надбавка должна быть оплачена за фактическое время работы в размере определенной основной ставкой должностного оклада специалиста, выполняющего определенную работу.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
На основании Приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени используется табель учета использования рабочего времени, который должен содержать информацию о соблюдении режима рабочего времени каждым из работников и является основанием для начисления зарплаты, пособий и иных выплат работникам.
Таким образом, как верно отмечено судами, министерство при принятии оспариваемых ненормативных правовых актов, допустило подмену правового понятия "табеля учета рабочего времени по основной ставке" понятием "основного места работы", необоснованно исключив выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, выполняющих работу на условиях внутреннего совместительства.
С учетом изложенного, поскольку министерство не доказало соответствие закону предписания и представления в указанной части, а заявитель представил доказательства нарушения этим актом своих прав и законных интересов, суды, правомерно удовлетворили заявленные учреждением требования в части.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, они не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, связаны с оспариванием доказательственной стороны спора.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 года (с учетом определения об исправлении опечатки) по тому же делу в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
На основании Приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени используется табель учета использования рабочего времени, который должен содержать информацию о соблюдении режима рабочего времени каждым из работников и является основанием для начисления зарплаты, пособий и иных выплат работникам."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июня 2023 г. N Ф02-2515/23 по делу N А58-5098/2022