город Иркутск |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А33-26735/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агаевым М.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Жуковой Т.Э. (доверенность от 09.01.2023, паспорт, диплом), представителя общества с ограниченной ответственностью "Региональная юридическая служба" Соколовой Л.М. (доверенность от 17.02.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная юридическая служба" (ОГРН 1212400008721, ИНН 2465338734, далее - общество, ООО "Региональная юридическая служба") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ОГРН 1022402675965, ИНН 2466009115, далее - антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным и отмене решения от 29.09.2022 по делу N 024/10/18.1-2524/2022 (дело N А33-26735/2022).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Глущенко А.В.
Кроме того, ООО "Региональная юридическая служба" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к антимонопольному органу с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 29.09.2022 года по делу N 024/10/18.1-2524/2022 (дело N А33-26736/2022).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21 ноября 2022 года в одно производство объединены дела N А33-26735/2022 и N А33-26736/2022, делу присвоен номер А33-26735/2022.
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2023 года, заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение и предписание антимонопольного органа; распределена государственная пошлина.
Антимонопольный орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает на необоснованность выводов судов и считает, что положения статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) распространяются в том числе на торги, проведение которых предусмотрены законодательством об исполнительном производстве.
В суд кассационной инстанции поступил отзыв ООО "Региональная юридическая служба", в котором оно возражает по доводам кассационной жалобы, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты. При этом суд кассационной инстанции отмечает, что приложенные к отзыву дополнительные документы не приобщаются к материалам дела, поскольку принятие и исследование новых доказательств в компетенцию суда кассационной инстанции не входит (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом изложенного, данные документы подлежат возврату обществу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель общества указал на их необоснованность.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в антимонопольный орган поступила жалоба Глущенко А.В. на действия организатора торгов, выразившиеся в проведении торгов (продажа арестованного имущества должника: автомобиля импортного производства МАZDА СХ-5, VIN RUMKE1978FV051770 (извещение на сайте torgi.gov.ru N 21000022940000000001, лот N 6)) с нарушением законодательства Российской Федерации. Из доводов жалобы следует, что организатором торгов неправомерно отказано гражданину в допуске к участию в торгах.
Управлением установлено, что торги проводились в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно протоколу, размещенному на сайте http://www.torgi.gov.ru 12.09.2022, Глущенко А.В. не был допущен к участию в торгах в связи с нарушением пунктов 8, 9 аукционной документации, поскольку претендентом предоставлены фотокопии документов не читаемые и не подлежащие идентификации вместо скан-образа документа.
Управлением установлено, что Глущенко А.В. подана заявка на участие в торгах, пакет представленных документов содержит, в том числе, копию паспорта в формате "РDF", согласно которой имеется возможность идентифицировать и прочесть сведения, содержащиеся в этомдокументе.
Поскольку аукционной документацией не установлено требование к формату документа "скан-образ", недопущение участников к торгам в случае непредставления документов в формате, не определенном документацией, ограничивает количество участников торгов.
С учетом изложенного Управление пришло к выводу, что решение организатора торгов об отклонении заявки подателя жалобы по указанному в протоколе от 12.09.2022 основанию является неправомерным, в связи с чем решением от 29.09.2022 признал жалобу обоснованной (пункт 1), организатор торгов признан нарушившим часть 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве (пункт 2), организатору торгов выдано предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов (пункт 3).
Не согласившись с решением и предписанием Управления, общество обратилось в арбитражный суд с требованием об их отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя ввиду превышения антимонопольным органом установленных законом полномочий при вынесении данных актов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом о защите конкуренции, целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Как верно отмечено судами, указанные нормы регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами.
Вместе с тем по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства".
Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Таковыми в силу законодательного установления признаются торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (статья 8) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 2 статьи 1, пункт 2 части 3 статьи 3).
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
В статье 2 Закона об исполнительном производстве установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
На основании части 1 статьи 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности и полноты совершения действий по исполнению исполнительных документов и применения мер принудительного исполнения.
Таким образом, реализация имущества должника посредством проведения торгов в соответствии с Законом об исполнительном производстве подчинена общей цели - правильное и своевременное исполнение судебных актов.
Судами верно отмечено, что в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами, проводимыми в соответствии с Законом об исполнительном производстве преследует цель защиты частного интереса.
Проводимые в соответствии с Законом об исполнительном производстве торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность правильного и своевременного исполнения судебных актов.
Таким образом, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в соответствии с Законом об исполнительном производстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей законодательства об исполнительном производстве.
Как следует из материалов дела, в данном случае Управлением, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, осуществлен контроль за торгами, проведенными для продажи арестованного имущества физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги, как указали суды, проводились в целях удовлетворения интересов кредитора должника, заинтересованного в погашении своих имущественных требований.
Однако, Управление не привело в оспариваемом решении обоснование, каким образом продажа арестованного имущества должника могла сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитие на соответствующем товарном рынке. Соответствующие доказательства в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суды правильно признали, что у Управления не имелось правовых оснований для рассмотрения жалобы Глущенко А.В. на действия организатора спорных торгов.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, они не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, связаны с оспариванием доказательственной стороны спора.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
В статье 2 Закона об исполнительном производстве установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
На основании части 1 статьи 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности и полноты совершения действий по исполнению исполнительных документов и применения мер принудительного исполнения.
...
Как следует из материалов дела, в данном случае Управлением, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, осуществлен контроль за торгами, проведенными для продажи арестованного имущества физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги, как указали суды, проводились в целях удовлетворения интересов кредитора должника, заинтересованного в погашении своих имущественных требований."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июня 2023 г. N Ф02-2671/23 по делу N А33-26735/2022
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5460/2023
06.06.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2671/2023
14.03.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-321/2023
29.11.2022 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26735/2022