город Иркутск |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А69-1086/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кореневой Т.И., Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетного органа муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва (далее - администрация) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Контрольно-счетному органу муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва (далее - контрольный орган) о признании действий по проведению контрольных мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Республики Тыва и муниципального образования за 2021 год незаконными.
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, контрольный орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просил решение и постановление судов отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, контрольный орган наделен полномочиями по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля и какими-либо иными полномочиями не обладает, следовательно, все принимаемые проводимые им мероприятия и принимаемые решения относятся к государственному (муниципальному) финансовому контролю; положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не применяются при организации и осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора) в финансово-бюджетной сфере, в связи с чем мораторий на проведение проверок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), в рассматриваемом случае неприменим; выводы апелляционного суда о том, что материалы дела не содержат сведений об осуществлении контрольным органом именно финансового контроля (проверки), не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, письмом Службы по финансово - бюджетному надзору Республики Тыва N 04-02/22-321 от 05.03.2022 в Хурал представителей муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва направлена информация для принятия мер в рамках компетенции контрольного органа по фактам, указывающим на расходование администрацией средств собственных доходов в 2021 году с нарушением требований законодательства в финансово-бюджетной сфере, также законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе связанных с начислением завышенной заработной платы работникам администрации, оплатой по муниципальным контрактам и договорам оказания услуг на отлов собак, поставки горюче-смазочных материалов, оказания услуг по проведению культурно-массовых мероприятий, оказания транспортных услуг без подтверждающих документов.
Хурал представителей муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва письмом N 25 от 28.03.2022 обратился в контрольный орган с просьбой об изучении и рассмотрения вопроса о проведении повторной проверки расходования администрацией средств собственных доходов.
29.03.2022 контрольный орган вынес распоряжение N 5 о проведении контрольного мероприятия и направил в адрес администрации уведомление о проведении контрольных мероприятий в соответствии с пунктом 2.9 годового плана работы контрольного органа на 2022 год по предупреждению и выявлению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации согласно пункту 1.3 Соглашения о передаче полномочий от 05.02.2021 за 2021 год.
Администрация письмом N 03-22/6-101 от 30.03.2022 сообщила контрольному органу о недопуске к проверке в связи тем, что Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва в отношении нее уже проводилась проверка, которая не выявила нарушений бюджетного законодательства.
Посчитав, что у контрольного органа отсутствуют основания для проведения контрольных мероприятий в отношении администрации, последняя обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоблюдения контрольным органом в рассматриваемом случае обязательных требований к организации и проведению контрольных мероприятий, установленных положениями Закона N 294-ФЗ и Постановления N 336.
Между тем судами не учтено следующее.
Пунктом 1 Постановления N 336 установлено, что в 2022 году по общему правилу не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий).
В пункте 3 указанного Постановления установлен исключительный перечень оснований проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий).
Согласно пункту 8 части 4 статьи 2 Закона N 248-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля.
В силу пункта 3 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Порядок проведения государственного (муниципального) финансового контроля регулируется Разделом IX Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 265 данного Кодекса государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1); внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2).
Таким образом, порядок организации и осуществления государственного (муниципального) финансового контроля не регулируется Законами N 248-ФЗ, N 294-ФЗ, соответственно ограничения, установленные Постановлением N 336, на данный вид контроля не распространяются.
Имеющимся в материалах дела Положением о Контрольно-счетном органе муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, утвержденным Решением Хурала представителей муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва от 28.01.2022 N 8, (далее - Положение N 8) предусмотрено, что Контрольно-счетный орган муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Хуралом представителей муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва и ему подотчетен (статья 1).
В соответствии со статьей 8 данного Положения контрольный орган осуществляет полномочия, в том числе по организации и осуществлению контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; проведению аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; оценке эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права па результаты интеллектуальной деятельности); иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольный органом, в том числе в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования.
Статьей 9 Положения N 8, предусмотрено, что внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольным органом, в том числе в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
Суды, применяя мораторий, введенный Постановлением N 336, и признавая незаконным действия контрольного органа о проведении контрольных мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Республики Тыва и муниципального образования за 2021 год, не приняли во внимание изложенные положения Законов N 248-ФЗ и N 294-ФЗ, доказательства, свидетельствующие о наличии у контрольного органа предусмотренных Положением N 8 полномочий на осуществление муниципального финансового контроля, а также о фактическом осуществлении действий, направленных на организацию и проведение в отношении администрации данного вида контроля (распоряжение N 5 от 29.03.2022, письма от 29.03.2022, 31.03.2022). Кроме того, отклоняя довод контрольного органа о том, что осуществление государственного (муниципального) финансового контроля не относится к сфере регулирования положениями Законов N 248-ФЗ, N 294-ФЗ, в связи с чем положения Постановления N 336 неприменимы при рассмотрении настоящего спора, апелляционный суд необоснованно сослался на то, что из материалов дела не следует, что контрольным органом в отношении администрации был осуществлен муниципальный финансовый контроль.
Таким образом, в нарушение статьи 15 АПК РФ выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалуемых решении и постановлении, об отсутствии у контрольного органа в рассматриваемом случае правовых оснований для проведения контрольных мероприятий со ссылкой на не подлежащие применению нормы материального права не соответствуют представленным участвующими в деле лицами доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2023 года на основании пункта 1 части 3 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Республики Тыва следует учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, и рассмотреть спор по существу, приняв законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2023 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, применяя мораторий, введенный Постановлением N 336, и признавая незаконным действия контрольного органа о проведении контрольных мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Республики Тыва и муниципального образования за 2021 год, не приняли во внимание изложенные положения Законов N 248-ФЗ и N 294-ФЗ, доказательства, свидетельствующие о наличии у контрольного органа предусмотренных Положением N 8 полномочий на осуществление муниципального финансового контроля, а также о фактическом осуществлении действий, направленных на организацию и проведение в отношении администрации данного вида контроля (распоряжение N 5 от 29.03.2022, письма от 29.03.2022, 31.03.2022). Кроме того, отклоняя довод контрольного органа о том, что осуществление государственного (муниципального) финансового контроля не относится к сфере регулирования положениями Законов N 248-ФЗ, N 294-ФЗ, в связи с чем положения Постановления N 336 неприменимы при рассмотрении настоящего спора, апелляционный суд необоснованно сослался на то, что из материалов дела не следует, что контрольным органом в отношении администрации был осуществлен муниципальный финансовый контроль."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2023 г. N Ф02-2869/23 по делу N А69-1086/2022