город Иркутск |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А58-525/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Сахатранснефтегаз" Голомарева И.Г. (доверенность от 01.01.2023, диплом, паспорт), представителя общества с ограниченной ответственностью газоспасательная служба "ГазСпасСервис" Семенова Ю.И. (доверенность от 23.08.2022, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сахатранснефтегаз" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2022 года по делу N А58-525/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (ОГРН 1031402073097, ИНН 1435142972, далее - заявитель, общество, АО "Сахатранснефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122, далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и пунктов 1-5 предписания по результатам рассмотрения жалобы от 30.12.2021 N 014/07-3-2628/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне заявителя - общество с ограниченной ответственностью газоспасательная служба "ГазСпасСервис" (далее - ООО "ГазСпасСервис"), на стороне ответчика - Государственное бюджетное учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)" (далее - ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Сахатранснефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, распределить судебные расходы.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что АО "Сахатранснефтегаз", как предприятие, эксплуатирующее опасные производственные объекты, входящие в сферу деятельности Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго РФ), обязано заключать договоры на обслуживание указанных объектов с аварийно-спасательными службами, прошедших аттестацию в аттестационной комиссии Минэнерго РФ; полагает, что аварийно-спасительным службам, прошедшим аттестацию в аттестационной комиссии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не представлено право заниматься обслуживанием таких производственных объектов; считает, что ссылка судов на дело N А58-872/2022 является несостоятельной.
В поступивших в суд округа отзывах Управления и ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" указали на необоснованность доводов кассационной жалобы, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты; ООО "ГазСпасСервис" в своем отзыве поддержало позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании 06.06.2023 представители АО "Сахатранснефтегаз" и ООО "ГазСпасСервис" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе; представители антимонопольного органа и ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" указали на необоснованность доводов кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06 июня 2023 года на основании части 5 статьи 158 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы отложено до 12 часов 10 минут 27 июня 2023 года.
В судебном заседании после отложения рассмотрения кассационной жалобы представители АО "Сахатранснефтегаз" и ООО "ГазСпасСервис" поддержали ранее изложенную позицию.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Сахатранснефтегаз" включен в перечень системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса, которое эксплуатирует объекты топливно-энергетического комплекса, относящиеся к опасным производственным объектам.
Перечень опасных производственных объектов АО "Сахатранснефтегаз", в отношении которых требовалось оказание услуг по газоспасательным работам, являвшимся предметом закупки, указан в приложении N 4 к проекту договора (Блок IV "Проект договора" документации о закупке N 143/2020).
Из отчета обо всех спасательных формированиях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), которое было представлено заявителем, следует, что проводить аварийно-спасательные работы на опасных производственных объектах топливно-энергического комплекса (ОПО ТЭК) сетях газопотребления и газораспределения, расположенных на территории республики, имеют право только два профессиональных аварийно-спасательных формирования ПАСФ ООО "ГазСпасСервис" и ПСФ "АСФ Сервис промышленной безопасности", аттестованные отраслевой комиссией Минэнерго РФ по аттестации АСС (АСФ) и спасателей топливно-энергетического комплекса.
Относительно третьего лица - ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" судом установлено, что оно находится в ведении Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС (Я), относится к перечню служб аттестуемых территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей РС (Я).
Согласно письму Минэнерго РФ от 04.04.2022 N 09-1265 не исключается осуществление газоспасательных работ на опасных производственных объектах АО "Сахатранснефтегаз" аварийно-спасательной службой (формированием), созданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
09.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение N 32110922994 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по газоспасательным работам на опасных производственных объектах структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз".
Согласно Техническому заданию, являющемуся приложением к документации, установлены требования к исполнителю услуги: профессиональное аварийно-спасательное формирование должно иметь свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях с указанием вида аварийно-спасательных работ "газоспасательные работы" выданного Отраслевой комиссией Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей нефтяной и газовой промышленности.
Протоколом закупочной комиссии N 972/2021 (32110922994) от 17.12.2021 закупка была признана несостоявшейся и принято решение заключить договор с единственным участником закупки ООО "ГазСпасСервис".
17.12.2021 в Управление поступила жалоба от ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" на действия (бездействие) заказчика АО "Сахатранснефтегаз" о признании неправомерным установление требования о наличии свидетельства Минэнерго РФ на право ведения газоспасательных работ (подпункт 12, 18 блока III "Техническое задание" документации закупки N 143/2020).
На запрос АО "Сахатранснефтегаз" от 24.12.2021 N 24/12/СБ Департамент нефтегазового комплекса Минэнерго РФ об аттестации аварийно-спасательных служб письмом от 29.12.2021 N 09-5279 ответил, что предприятию, эксплуатирующему опасные производственные объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности Минэнерго РФ, и не имеющими собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, необходимо заключить договоры на обслуживание на соответствующие виды аварийно-спасательных работ с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, аттестованными в соответствующих аттестационных комиссиях Минэнерго РФ.
Решением антимонопольного органа от 30.12.2021 жалоба ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки АО "Сахатранснефтегаз" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по газоспасательным работам на объектах повышенной опасности структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение N 32110922994) признана обоснованной. В данном решении антимонопольный орган указал, что требование заказчика о наличии свидетельства об аттестации, выданное Минэнерго РФ, не содержит расширительного толкования в части того, что участнику необходимо предоставить свидетельство об аттестации на право ведения определенных работ (необходимых заказчику), выданное аттестационной комиссией, указанной в пункте 5 постановления Правительства РФ от 22.11.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (вместе с Положением о проведении аварийноспасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя"). Также заказчиком не доказано, что опасные производственные объекты АО "Сахатранснефтегаз" относятся к ведению Минэнерго РФ.
30.12.2021 Управлением вынесено предписание об устранении нарушения пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения и предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ), при отсутствии такой совокупности - об отказе в удовлетворении требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
При оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона N 223-ФЗ необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.
Включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно сужает круг потенциальных участников проводимых закупок. Вместе с тем такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона N 223-ФЗ лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля 2017 года N 305-КГ17-2243).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Постановлением Правительства РФ N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" утверждено Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее - постановление Правительства РФ N 1091, Положение об аттестации).
На основании пункта 2 Положения об аттестации, аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ.
В соответствии с пунктом 5 Положения об аттестации, аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - аттестационные комиссии):
- межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
- аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти), образуемые этими органами;
- аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии уполномоченных организаций), образуемые этими организациями;
- аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.
Согласно пункту 6 Положения об аттестации аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), занимающиеся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у таких организаций собственных аварийно-спасательных служб (формирований), в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.
В силу пункта 7 Положения об аттестации аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.
Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб, являются постоянно действующие аттестационные комиссии. Полномочия названных комиссий установлены Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным приказом МЧС России от 20.02.2013 N 102 (далее - Положение N 102).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 102 аттестационные комиссии в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях создаются с учетом специфики их деятельности, в том числе по отраслевому, территориальному или объектовому принципам.
Согласно подпункту "в" пункта 6.1 части 6 Положения N 102 аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, как в рассматриваемом споре, должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти.
Территориальная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия) создана в соответствии с постановлением Правительства N 1091 и приказом МЧС России от 20.02.2013 N 102, на основании утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2014 N 1548-р (ред. от 07.10.2021) "О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)" Положения о территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)".
Приказом Минэнерго РФ от 20.08.2020 N 680 утверждено положение о центральной ведомственной комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), согласно которому комиссия проводит аттестацию: аварийно-спасательных служб (формирований), созданных Минэнерго России; аварийно-спасательных служб (формирований), находящихся в ведении Минэнерго России, а также аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, находящимися в ведении Минэнерго России; аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, осуществляющими (предполагать осуществлять) противофонтанное обслуживание объектов нефтедобывающей и газовой промышленности; профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), созданных ПАО "ЛУКОЙЛ" и ПАО "Газпром", предназначенных для ведения аварийно-спасательных работ на нефтегазодобывающих объектах указанных организаций.
Таким образом, поддерживая позицию антимонопольного органа, суды первой и апелляционной инстанций верно отметили, что аварийно-спасательные службы (формирования), управомоченные на ведение работ, указанных заказчиком в документации о закупке, равны в своих правах, при условии, что виды деятельности, указанные в свидетельстве об аттестации, удовлетворяют требованиям заказчика. Соответственно, свидетельство, выданное уполномоченным на то органом (комиссией), позволяющее аварийно-спасательной службе (формированию) осуществлять деятельность указанной заказчиком подлежит допуску к рассмотрению закупочной комиссией заказчика.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленных доказательств и доводов сторон, суды, учитывая, что заявителем не доказано, что выданное ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" Территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей РС (Я) свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ с правом осуществления на территории Республики Саха (Якутия) газоспасательных работ не позволяет выполнять такие работы на объектах АО "Сахатранснефтегаз", принимая во внимание, что заявитель не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что опасные производственные объекты структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз" относятся к ведению Минэнерго РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы АО "Сахатранснефтегаз", в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что обстоятельства, установленные в рамках дела N А58-872/2022, не имеют какого-либо значения для рассматриваемого дела подлежит отклонению, поскольку ссылка суда апелляционной инстанции на указанное дело не повлияла на законность установления фактических обстоятельств по рассматриваемому делу и соответствующих выводов.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2022 года по делу N А58-525/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Территориальная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия) создана в соответствии с постановлением Правительства N 1091 и приказом МЧС России от 20.02.2013 N 102, на основании утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2014 N 1548-р (ред. от 07.10.2021) "О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)" Положения о территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)".
Приказом Минэнерго РФ от 20.08.2020 N 680 утверждено положение о центральной ведомственной комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), согласно которому комиссия проводит аттестацию: аварийно-спасательных служб (формирований), созданных Минэнерго России; аварийно-спасательных служб (формирований), находящихся в ведении Минэнерго России, а также аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, находящимися в ведении Минэнерго России; аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, осуществляющими (предполагать осуществлять) противофонтанное обслуживание объектов нефтедобывающей и газовой промышленности; профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), созданных ПАО "ЛУКОЙЛ" и ПАО "Газпром", предназначенных для ведения аварийно-спасательных работ на нефтегазодобывающих объектах указанных организаций."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июня 2023 г. N Ф02-2678/23 по делу N А58-525/2022