город Иркутск |
|
25 июля 2023 г. |
Дело N А19-12393/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курочкиной И.А.,
судей: Железняк Е.Г., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
при участии общества с ограниченной ответственностью "Спецпромкомплект" Баленко Н.А. (доверенность от 18.07.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования системы веб-конференции кассационную жалобу Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140, далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спецпромкомплект" (ОГРН 1183850019253, ИНН 3849069720, далее - общество, ответчик) о расторжении соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий N 05-62-223/20 от 26.12.2020 и взыскании в доход областного бюджета Иркутской области субсидии в размере 580 000 рублей.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в связи с нарушением обществом "Спецпромкомплект" условий предоставления субсидии в части соответствия критериям, установленным подпунктом 3 пункта 6 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области N 595-пп от 11.09.2017 (далее - Положений N 595-пп), у ответчика возникла обязанность возвратить полученную субсидию; судами неправильно применена статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество с изложенными в ней доводами не согласилось, просило в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.12.2020 между истцом и ответчиком заключено соглашение N 05-62-223/20 о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий, по которому Министерство предоставляет получателю в 2020 году субсидии в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционного проекта "Создание производства текстильных, канатных и цепных строп" со сроком реализации в период 2019 - 2022 годов, по направлению деятельности - разработка и реализация программ производительности труда.
Согласно пункту 2.1 соглашения размер субсидии составляет 580 000 рублей.
В соответствии с пунктом 3.2.2.3 соглашения субсидия предоставляется на приобретение в рамках инвестиционного проекта оборудования, устройств, механизмов, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станков, приборов, аппаратов, установок, машин, год выпуска которых должен быть не ранее трех лет, предшествующих году представления документов, и относящихся ко второй и выше амортизационным группам классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
ООО "Спецпромкомплект" в 2020 году приобретено оборудование. Министерство, проверив предоставленные ответчиком документы, приняло решение о предоставлении субсидии в размере 580 000 рублей.
Как указывает истец, часть оборудования (матрица для пресса, шкивы к станку для намотки, пила отрезная 2414 NB Makita) не относится ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1. В этой связи в соответствии с пунктом 4.1.6 соглашения истец направил получателю требование о возврате субсидии, которое осталось без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал на то, что недобросовестных действий со стороны общества "Спецпромкомплект" при направлении заявки для участия в конкурсе на предоставление субсидии не имеется, все документы, подтверждающие наличие затрат на приобретение оборудования, с указанием наименования оборудования, были предоставлены истцу до принятия решения о предоставлении субсидии, условия соглашения исполняются. Кроме того, приобретенное ответчиком оборудование (матрица для пресса, шкивы к станку для намотки) являются комплектующими изделиями для основного оборудования, относящегося к третьей амортизационной группе (опрессовщика строп и станка для намотки троса), следовательно, в силу положений статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации являются принадлежностью основного товара.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия оснований для расторжения заключенного соглашения и оснований для взыскания с ответчика в бюджет спорных денежных средств.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, в этой связи для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения.
11.09.2017 постановлением Правительства Иркутской области утверждено Положение N 595-пп, которое устанавливает порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий, категории лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий (пункт 1).
Субсидии предоставляются при соблюдении условий, изложенных в пункте 6 Положения N 595-пп, в частности за приобретение в рамках инвестиционного проекта оборудования, устройств, механизмов, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станков, приборов, аппаратов, установок, машин, год выпуска которых должен быть не ранее трех лет, предшествующих году представления документов, и относящихся ко второй и выше амортизационным группам классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
В соответствии с пунктом 9 Положения N 595-пп для участия в конкурсе представляется пакет документов, в том числе: информация о показателях финансовохозяйственной деятельности получателя и инвестиционном проекте (включая информацию о сроке, стоимости реализации инвестиционного проекта, размере фактических затрат на его реализацию) по форме, установленной правовым актом уполномоченного органа; копии договоров на приобретение оборудования (в случае предоставления субсидии по направлениям деятельности, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 4 Положения; копии платежных документов, подтверждающих оплату приобретенного оборудования (в случае предоставления субсидии по направлениям деятельности, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 4 настоящего Положения); копии документов, подтверждающих получение оборудования и принятие его к налоговому и бухгалтерскому учету (в случае предоставления субсидии по направлениям деятельности, установленным подпунктами 1 - 4 пункта 4 настоящего Положения); копии договоров на выполнение работ по доставке, монтажу и (или) вводу в эксплуатацию оборудования (при наличии); копии платежных документов, подтверждающих выполнение работ по доставке, монтажу и (или) вводу в эксплуатацию оборудования, заверенные российской кредитной организацией (при наличии).
В соответствии с пунктом 14 Положения N 595-пп уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока представления документов, установленного в извещении, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов (сведений, содержащихся в них), принимает решение о допуске получателя к участию в конкурсе либо об отказе в допуске получателя к участию в конкурсе.
Согласно пункту 19 Положения N 595-пп уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня подведения итогов заседания конкурсной комиссии с учетом протокола заседания конкурсной комиссии принимает решение о предоставлении субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий в форме правового акта уполномоченного органа и размещает его на сайте. Решение о предоставлении субсидий принимается в отношении получателей, занявших первое место.
Результатами предоставления субсидии по направлению деятельности, установленному подпунктом 2 пункта 4 Положения N 595-пп, являются доля созданных рабочих мест от общей численности занятых у получателя; объем привлеченных инвестиций в основной капитал при реализации инвестиционного проекта; прирост объема продукции; объем налоговых платежей, уплаченных в консолидированный бюджет Иркутской области в связи с реализацией инвестиционного проекта; освоение выпуска новых видов продукции (подпункт 2 пункта 23 Положения N 595-пп).
Возврат субсидий осуществляется в случае установления фактов нарушения получателем условий, установленных пунктом 6 Положения, выявленного по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля; недостижение результатов предоставления субсидии, указанных в пункте 23 Положения (пункт 28 Положения N 595-пп).
Правильно применив указанные нормы права, исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе: заявку ООО "Спецпромкомплект" на предоставление субсидии с приложенными к ней документами о приобретении оборудования, распоряжение о предоставлении субсидии, соглашение о предоставлении субсидии, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для расторжения заключенного соглашения и возврата ответчиком субсидии, поскольку установили, что Министерство, проверив предоставленные обществом документы для предоставления субсидии, приняло решение о предоставлении субсидии и произвело перечисление субсидии. Каких-либо замечаний и возражений от Министерства на момент рассмотрения документов и принятия решения о предоставлении субсидии, относительно документов, подтверждающих выполнение условий, предусмотренных соглашением, в том числе относительно приобретения ответчиком в рамках инвестиционного проекта оборудования, в адрес общества "Спецпромкомплект" не поступало. Какой-либо недобросовестности со стороны ответчика при получении субсидии, равно как и предоставления недостоверных сведений, судами не установлено. Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, арбитражные суды обоснованно отказали в удовлетворении требований истца.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами положений статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельным, поскольку, как верно установлено судами и следует из материалов дела, приобретенное ответчиком оборудование (матрица для пресса, шкивы к станку для намотки) являются комплектующими изделиями для основного оборудования (опрессовщика строп и станка для намотки троса). Комплектующие изделия по смыслу статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации являются принадлежностью основного товара (главной вещи), предназначены для его обслуживания и связаны с ним общим назначением.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для расторжения заключенного соглашения и возврата предоставленной субсидии отклоняются судом округа.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений примененных судами норм материального права, а также иная оценка обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не являются основанием к отмене законных и обоснованных судебных актов по делу, поскольку суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Курочкина |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Результатами предоставления субсидии по направлению деятельности, установленному подпунктом 2 пункта 4 Положения N 595-пп, являются доля созданных рабочих мест от общей численности занятых у получателя; объем привлеченных инвестиций в основной капитал при реализации инвестиционного проекта; прирост объема продукции; объем налоговых платежей, уплаченных в консолидированный бюджет Иркутской области в связи с реализацией инвестиционного проекта; освоение выпуска новых видов продукции (подпункт 2 пункта 23 Положения N 595-пп).
Возврат субсидий осуществляется в случае установления фактов нарушения получателем условий, установленных пунктом 6 Положения, выявленного по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля; недостижение результатов предоставления субсидии, указанных в пункте 23 Положения (пункт 28 Положения N 595-пп).
...
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами положений статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельным, поскольку, как верно установлено судами и следует из материалов дела, приобретенное ответчиком оборудование (матрица для пресса, шкивы к станку для намотки) являются комплектующими изделиями для основного оборудования (опрессовщика строп и станка для намотки троса). Комплектующие изделия по смыслу статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации являются принадлежностью основного товара (главной вещи), предназначены для его обслуживания и связаны с ним общим назначением."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июля 2023 г. N Ф02-3435/23 по делу N А19-12393/2022