город Иркутск |
|
25 июля 2023 г. |
Дело N А33-10633/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Кореневой Т.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции представителей: общества с ограниченной ответственностью "Угольная компания "Межегейуголь" - Кучуге М.К. (доверенность от 14.02.2022, диплом); Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Куулар Х.С. (доверенность от 03.10.2022, диплом),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Угольная компания "Межегейуголь" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Угольная компания "Межегейуголь" (ИНН 4220041190, ОГРН 1094220004031, далее - общество, недропользователь, ООО "УК "Межегейуголь) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2466146143, ОГРН 1062466156917, далее - Управление) о признании недействительными и незаконными пунктов 3-20 предписания от 04.02.2022 N РТ-Н-41в и о его отмене в указанной части.
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2023 года, требование удовлетворено частично. Признаны недействительными пункты 6, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 19 предписания. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (статьи 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), статья 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Закон N 248-ФЗ), статьи 22, 23.2, 29, 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (Закон о недрах), статья 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - постановление N 87), Порядок проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение (утвержден приказом Минприроды России от 23.09.2016 N 490, далее - Порядок N 490), просит решение и постановление в части отказа признать недействительными и незаконными пункты 3-5, 7-9, 11, 17, 18, 20 отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в указанной части.
По мнению заявителя кассационной жалобы: по пункту 3 предписания - суды не установили причины отсутствия у общества возможности получить положительное заключение экспертизы проектной документации, не учли, что разработка проекта и получение положительного заключения невозможны без актуализации сроков геологического изучения, актуализация которых в свою очередь невозможна из-за наличия неисполненного предписания; по пунктам 4, 5 предписания - суды не учли, что для разработки технического проекта пользователь недр обязан представить результаты геологоразведочных работ, а также утвержденные запасы, поставленные на государственный баланс, однако в отсутствие проекта геологического изучения недр с положительным заключением экспертизы проведение геологоразведочных работ и их завершение незаконно.
В отношении пунктов 7, 8 предписания: провести мониторинг окружающей среды и анализа фонового состояния окружающей среды до завершения геологоразведочных работ и утверждения технического проекта невозможно по причине невозможности определить расположение объектов инфраструктуры, от которых зависит место и методика проведения мониторинга.
Поскольку сроки реализации социальных программ не установлены законом, равно как не установлены они и лицензионными требованиями, общество считает, что такие сроки определяются в соглашениях между обществом и регионом деятельности, в связи с чем выводы судов о законности пунктов 9, 11, 17, 18, 20 предписания неправильны.
Управление в отзыве на кассационную жалобу против ее доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Общество осуществляет деятельность на основании лицензии КЗЛ 15045 ТЭи условий пользования недрами к ней (далее - Условия пользования). В рамках осуществления геологического надзора Управлением в отношении общества 04.08.2021 проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения, вынесено предписание об их устранении (всего 51 пункт).
По результатам внеплановой документарной проверки с целью контроля исполнения пунктов N 1-27 указанного предписания от 04.08.2021 (срок исполнения - 10.01.2022), должностными лицами Управления 04.02.2022 составлен акт о невыполнении требований ранее выданного предписания и выдано новое предписание N РТ-Н-41, которым предписано устранить, в том числе следующие нарушения.
Пункт 3: в нарушение подпункта "в" пункта 3.1 Условий пользования: не завершены разведочные работы на лицензионном участке; не представлены подготовленные в установленном порядке технико-экономические обоснования (ТЭО) постоянных разведочных кондиций и геологический отчет с подсчетом запасов каменного угля в границах лицензионного участка по категориям А+В+С1 на государственную экспертизу полезных ископаемых.
Пункт 4: не подготовлен, не согласован и не утвержден в установленном порядке технический проект промышленного освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами в нарушение подпункта "г" пункта 3.1 Условий пользования недрами.
Пункт 5: в нарушение подпункта "д" пункта 3.1 Условий пользования не начато строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия на лицензионном участке.
Пункт 7: не проведен анализ фонового состояния окружающей природной среды в пределах лицензионного участка до начала промышленной добычи или строительства объектов инфраструктуры по программе, согласованной с Управлением по недропользованию по Республике Тыва (далее - Тыванедра), и отчет о результатах проведенного анализа не представлен в Тыванедра (нарушен подпункт "ж" пункта 4.3 Условий пользования).
Пункт 8: не ведется мониторинг состояния окружающей среды (атмосфера, недра, водные объекты, почвы, биоресурсы) в пределах лицензионного участка в течение всего периода его освоения, в соответствии с программой, согласованной с Тыванедра до начала промышленной добычи или строительства объектов инфраструктуры (нарушен подпункт "з" пункта 4.3 Условий пользования).
Пункт 9: не обеспечена организация рабочих мест для населения, проживающего в Тандинском кожууне Республики Тыва, и максимальное использование при освоении месторождения местных трудовых ресурсов (нарушен подпункт "а" пункта 5.1 Условий пользования).
Пункт 11: не привлечены при прочих равных условиях предприятия Республики Тыва и российские предприятия в качестве подрядчиков (поставщиков) по изготовлению оборудования, технических средств и выполнению различного вида услуг (нарушен подпункт "в" пункта 5.1 Условий пользования).
Пункт 17: не обеспечено участие в софинансировании строительства храмового комплекса "Устуу-Хурээ" и православного храма в г. Кызыле (нарушен подпункт "и" пункта 5.1 Условий пользования).
Пункт 18: не обеспечено развитие проекта электрификации жилищ местного населения "Солнечная Юрта" (нарушен подпункт "к" пункта 5.1 Условий пользования).
Пункт 20: в нарушение подпункта "м" пункта 5.1 Условий пользования не обеспечено строительство рабочего поселка в д. Кочетово.
Полагая пункты 3-20 предписания незаконными и необоснованными, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконными и недействительными 3-5, 7-9, 11, 17, 18, 20, суды исходили из соответствия данных пунктов предписания требованиям действующего законодательства и недоказанности обществом факта нарушения этими пунктами его прав и законных интересов.
Суд округа оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части не усматривает в силу следующего.
Общество является владельцем лицензии на право пользования недрами КЗЛ 15045 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча каменного угля на участке Восточный Западной части Улуг-Хемского угольного бассейна в Республике Тыва. Срок действия лицензии: 19.11.2010 - 08.11.2030.
Лицензионный участок расположен на территории Тандинского кожууна Республики Тыва, в 32 км от столицы Республики г. Кызыл. Лицензионному участку придается статус горного отвода площадью 98,8 км2. По глубине участок недр ограничен почвой пласта угля 2.2 "Улуг", на участке его расщепления - почвой пласта 2.2 А.
Границы горного отвода не уточнялись и горноотводной акт не оформлялся.
Пунктом 3.1 Условий пользования с целью разведки и добычи каменного угля на данном участке предусмотрено, что по объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан обеспечить: а) не позднее 08.11.2011 подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта разведочных работ на лицензионном участке (при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз); б) не позднее 08.11.2011 начало разведочных работ на лицензионном участке; в) не позднее 08.08.2014 завершение разведочных работ на лицензионном участке и представление подготовленных в установленном порядке ТЭО постоянных разведочных кондиций и геологического отчета с подсчетом запасов каменного угля в границах лицензионного участка по категориям А+В+С1 на государственную экспертизу; г) не позднее 08.11.2016 подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта промышленного освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз; д) не позднее 08.11.2017 начало строительства объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия; е) не позднее 08.05.2019 ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия; ж) не позднее 08.05.2021 выход горнодобывающего предприятия на проектную мощность с производительностью в соответствии с техническим проектом, но не менее 7700 тыс. тонн горной массы в год; з) подготовку и согласование в установленном порядке не позднее, чем за 6 месяцев до планируемого срока завершения отработки месторождения проекта на ликвидацию горнорудного предприятия, объектов обустройства и инфраструктуры, проекта мероприятий по приведению их в состояние, исключающее вредное влияние на недра и окружающую природную среду.
Согласно пункту 4.3 Условий пользования недропользователь обязан обеспечить, в том числе: ж) проведение до начала промышленной добычи или строительства объектов инфраструктуры анализа фонового состояния окружающей природной среды в пределах лицензионного участка по программе, согласованной с Тыванедра и направление отчета о результатах анализа в Тыванедра; з) ведение мониторинга состояния окружающей среды (атмосфера, недра, водные объекты, почвы, биоресурсы) в пределах лицензионного участка в течение всего периода его освоения, в соответствии с программой, согласованной с Тыванедра до начала промышленной добычи или строительства объектов инфраструктуры.
На основании пункта 5.1 Условий пользования недропользователъ обязан обеспечить, помимо прочего: а) организацию рабочих мест для населения, проживающего в Тандинском кожууне Республики Тыва, и максимальное использование при освоении месторождения местных трудовых ресурсов; в) при прочих равных условиях привлечение предприятий Республики Тыва и российских предприятий в качестве подрядчиков (поставщиков) по изготовлению оборудования, технических средств и выполнению различного вида услуг; и) участие в софинансировании строительства храмового комплекса "Устуу-Хурээ" и православного храма в г. Кызыле; к) развитие проекта электрификации жилищ местного населения "Солнечная Юрта"; м) строительство рабочего поселка в д. Кочетково.
Подпункт "в" пункта 3.1 раздела 3 Условий пользования был изменен в части срока завершения разведочных работ на лицензионном участке и представления подготовленных ТЭО постоянных разведочных кондиций и геологического отчета с подсчетам запасов каменного угля в границах ЛУ по категориям А+В+С1 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее 31.03.2015 (ранее срок был до 08.08.2014).
В соответствии с приказом Роснедр от 31.10.2014 N 671 "О приостановлении права пользования недрами по лицензии КЗЛ 15045 ТЭ", 14.11.2014 право пользования недрами по лицензии КЗЛ 15045 ТЭ было приостановлено с 14.11.2014 до 30.06.2018, её действие возобновилось 01.07.2018, лицензия не была актуализирована.
В силу статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе: сроки действия лицензии и сроки начала работ; согласованный уровень добычи минерального сырья; условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
Все условия пользования недрами, указанные в статье 12 Закона о недрах, являются существенными.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
В отношении пункта 3: с учетом срока приостановления лицензии разведочные работы на лицензионном участке и представление подготовленных ТЭО на государственную экспертизу должно было быть осуществлено до ноября 2018 года.
Отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации не освобождает общество от выполнения существенных условий пользования недрами на основании выданной обществу лицензии.
Оспариваемое предписание выдано 04.04.2022, то есть спустя более 3-х лет с ноября 2018 года, однако в течение указанного длительного периода времени обществом не было получено положительное заключение на проект.
Уведомлением от 28.10.2021 обществу также давался срок для устранения нарушения, однако лишь на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции обществом получено положительное заключение на проект.
В отношении пунктов 4, 5: при исчислении срока выполнения требований с учетом срока приостановления лицензии (с 14.11.2014 до 08.11.2016 и до 08.11.2017 соответственно) технический проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз и начало строительства объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия должны быть осуществлены до июня 2020 и 2021 года соответственно.
При надлежащем и своевременном выполнении обществом подпункта "в" пункта 3.1 Условий пользования, общество имело возможность своевременно исполнить и требования подпунктов "г" и "д" пункта 3.1. Управлением дан разумный срок для реализации указанных мероприятий.
В отношении пунктов 7-8: на момент выдачи предписания уже должно было начаться строительство объектов, тогда как мероприятия, предусмотренные подпунктами "ж" и "з" пункта 4.3 Условий пользования должны быть выполнены до начала строительства объектов.
С учетом изложенного, суды обоснованно посчитали, что бездействие общества, вследствие которого не исполнены названные Условия пользования, не может выступать основанием для признания недействительными пунктов 7, 8 предписания.
В отношении пункта 9: Условиями пользования и в лицензии не установлен конкретный срок по выполнению обязанности недропользователя обеспечить организацию рабочих мест для населения, проживающего в Тандинском кожууне Республики Тыва, и максимальное использование при освоении месторождения местных трудовых ресурсов, однако учитывая, что лицензия выдана заявителю 19.11.2010, начало разведочных работ должно было начаться не позднее 08.11.2011, а начало строительных работ (с учетом приостановления действия лицензии) на позднее июня 2021 года, в связи с чем является правильным вывод судов о том, что общество имело достаточный срок для выполнения указанного условия.
При этом суды правильно исходили из того, что иной подход означал бы предоставление пользователю лицензии неограниченного периода времени для выполнения условий лицензии, что в конечном итоге могло бы привести к предоставлению пользователю недр возможности избежать исполнения обязанности по выполнению Условий пользования, конкретный срок выполнения которых не предусмотрен.
В отношении пунктов 11, 17, 18, 20: социальные условия являются неотъемлемой частью лицензии, на основании которой предоставлено право пользования недрами. Несмотря на отсутствие срока выполнения таких условий, они должны быть выполнены наравне с иными условиями, для которых такой срок предусмотрен. Отсутствие конкретного срока выполнения не освобождает владельца лицензии, осведомленного о наличии социальных условий, от обязанности по их выполнению. При этом владелец лицензии при выполнении условий пользования недрами обязан действовать добросовестно и разумно, а также осуществлять пользование недрами с учетом необходимости исполнения социальных обязательств. Владелец лицензии не вправе уклоняться от выполнения социальных условий.
В целях соблюдения указанных социальных обязательств, обществом могли быть приняты и могут быть приняты меры по внесению изменений в лицензию, обращения в соответствующие органы в целях возобновления программы, исполнения части закрытой программы (по договоренности соответствующими органами государственной власти, с учетом доводов о том, что фактически программа не исполнена).
Между тем, доказательства принятия соответствующих мер в деле отсутствуют.
Судами также установлено: доказательства объективной невозможности исполнения в установленные сроки оспариваемых пунктов предписания в деле отсутствуют, о наличии таких доказательств обществом не заявлено.
Установленные судами факты соответствуют материалам дела и заявителем кассационной жалобы по существу не опровергнуты.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованным выводам: о законности, обоснованности и исполнимости обжалуемых пунктов предписания; недоказанности нарушения ими прав и законных интересов общества, и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения требования в части указанных пунктов.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Неправильного толкования и применения приведенных выше норм права, а также положений статей 49, 51 ГрК РФ, статьи 90 Закона N 248-ФЗ, статей 22, 23.2, 29, 36.1 Закона о недрах, статьи 34 Закона N 7-ФЗ, постановления N 87, Порядка N 490 к установленным судами обстоятельствам настоящего дела суд округа не усматривает.
Пункт 6 предписания признан судами незаконным, в связи с чем довод о незаконности судебных актов в части выводов по данному пункту отклоняется.
Довод о том, что сроки реализации социальных программ определяются в соглашениях между обществом и регионом деятельности, не принимается, поскольку доказательства наличия таких соглашений или принятия мер по их заключению в деле отсутствуют.
Иные доводы кассационной жалобы (неучет судами различных обстоятельств, свидетельствующих, по мнению общества, о невозможности им исполнения Условий пользования и обжалуемых пунктов предписания), несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на общество.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2023 года по тому же делу, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе: сроки действия лицензии и сроки начала работ; согласованный уровень добычи минерального сырья; условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
Все условия пользования недрами, указанные в статье 12 Закона о недрах, являются существенными.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
...
Неправильного толкования и применения приведенных выше норм права, а также положений статей 49, 51 ГрК РФ, статьи 90 Закона N 248-ФЗ, статей 22, 23.2, 29, 36.1 Закона о недрах, статьи 34 Закона N 7-ФЗ, постановления N 87, Порядка N 490 к установленным судами обстоятельствам настоящего дела суд округа не усматривает."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июля 2023 г. N Ф02-3858/23 по делу N А33-10633/2022