город Иркутск |
|
17 августа 2023 г. |
Дело N А19-6161/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Курочкиной И.А., Ламанского В.А.,
при участии в судебном заседании представителей: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Степановой С.П. (доверенность от 09.01.2023 N 38-СН/1, паспорт), акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Тоцкой Н.В. (доверенность от 31.05.2021 N юр-154, паспорт), общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" Шабалиной Н.Л. (доверенность от 20.04.2023 N 163, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2023 года по делу N А19-6161/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659, ИНН 3808166404, г. Иркутск, далее - ООО "Иркутскэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980, г. Иркутск, далее - ТУ Росимущества в Иркутской области, ответчик) о взыскании 299 984 рублей 04 копеек стоимости фактических потерь электрической энергии в январе 2022 года, 28 210 рублей 04 копеек неустойки с 19.02.2022 по 31.01.2023, неустойки на сумму основного долга за период с 01.02.2023 по день фактической оплаты долга.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва, далее - ОАО "РЖД"), акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, г. Иркутск, далее - АО "ИЭСК").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2023 года, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 299 727 рублей 28 копеек основного долга, 28 185 рублей 89 копеек неустойки с последующим ее начислением по день фактической оплаты долга, распределены расходы по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ответчик просит решение и постановление отменить со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы оспаривает выводы судов о наличии у него обязанности по оплате возникших в сетях потерь, поскольку ТУ Росимущества в Иркутской области в отношении объектов электросетевого хозяйства наделено лишь полномочиями властно-распорядительного характера, в связи с чем не может являться надлежащим ответчиком по делу.
Податель оспаривает достоверность показаний приборов учета, положенных в основу расчета, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факты установки приборов учета на границах балансовой принадлежности и надлежащего присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. Ответчик указывает на неправомерность включения в расчет объекта "Нюра, Н-Троицк (ТП 797) тяг. Нюра", а также отрицательного объема потребления в размере 1620 кВт/ч. Ответчик полагает, что воздушные линии протяженностью в 455,2 м и 48,3 м, возведенные предыдущим арендатором АО "ИЭСК" в результате реконструкции, являются собственностью АО "ИЭСК", в силу чего у ответчика нет обязанности по оплате стоимости потерь, возникающих в этих сетях.
Истец и АО "ИЭСК" в отзывах на кассационную жалобу просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержала, представители истца и АО "ИЭСК" возражали против ее удовлетворения.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом спора является требование о взыскании задолженности по оплате стоимости фактических потерь электрической энергии, а также требование о взыскании законной неустойки.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, ООО "Иркутскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком и осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на территории Иркутской области, в частности на территории Тулунского района. В зоне деятельности гарантирующего поставщика расположены объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате потерь электрической энергии в принадлежащем ему объекте электросетевого хозяйства в январе 2022 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции исходил из того, что ТУ Росимущества в Иркутской области как иной владелец объектов электросетевого хозяйства обязано нести расходы по содержанию сетей и компенсировать стоимость фактических потерь электрической энергии. В удовлетворении требования о взыскании потерь, возникших в электрической сети ст. Уда-2 отказано, поскольку данный объект в спорный период не находился во владении Российской Федерации. Размер взыскиваемой неустойки снижен с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемых кредиторами".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу абзаца 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих в находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, размер фактических потерь в сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
В силу пункта 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Как указано в пункте 129 названных Основных положений N 442, потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии.
В силу пункта 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электросетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
По смыслу приведенных норм на владельцев объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, распространяется обязанность по оплате фактических потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им сетях. При этом порядок определения фактических потерь для владельцев электросетевого хозяйства аналогичен порядку, установленному для сетевых организаций.
Правильно применив к правоотношениям сторон вышеназванные нормы права, оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт принадлежности ответчику как иному владельцу на праве собственности объектов электросетевого хозяйства в январе 2022 года и пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по оплате стоимости фактических потерь лежит на ответчике.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у него обязанности по оплате стоимости потерь электрической энергии, отклоняется судом округа, поскольку доказательства передачи ответчиком в спорный период объектов электросетевого хозяйства иным лицам в материалы дела не представлены. Учитывая, что ответчик осуществляет функции по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности, суды пришли к обоснованным выводам о том, что в данном случае ТУ Росимущества в Иркутской области на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утвержденного Приказом от 28.05.2019 N 128, представляет интересы Российской Федерации как ответчика по иску о взыскании потерь электрической энергии.
Возражения заявителя относительно расчета, основанного на представленных истцом показаниях приборов учета (интегральный акт учета перетоков электрической энергии за январь 2022 года; акт расхода энергии ООО "Транснефть-Восток" за январь 2022 года; перечень точек поставки, потребителей, подключенных к сетям ответчика с объемом за январь 2022 года; акты расхода энергии; журналы приема показаний приборов учета) рассмотрены судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил относимых и достаточных доказательств в подтверждение своих возражений относительно иного объема потерь электрической энергии. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально не подтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы относительно неправомерности включения в расчет объекта "Нюра, Н-Троицк (ТП 797) тяг. Нюра", отрицательного объема потребления в размере 1620 кВт/ч и отсутствия обязанности по оплате стоимости потерь, возникающих в воздушных линиях, возведенных предыдущим арендатором АО "ИЭСК", отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка (стр. 9-10 постановления от 13.06.2023).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу требований части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2023 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2023 года приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2023 года по делу N А19-6161/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у него обязанности по оплате стоимости потерь электрической энергии, отклоняется судом округа, поскольку доказательства передачи ответчиком в спорный период объектов электросетевого хозяйства иным лицам в материалы дела не представлены. Учитывая, что ответчик осуществляет функции по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности, суды пришли к обоснованным выводам о том, что в данном случае ТУ Росимущества в Иркутской области на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утвержденного Приказом от 28.05.2019 N 128, представляет интересы Российской Федерации как ответчика по иску о взыскании потерь электрической энергии.
...
Доводы относительно неправомерности включения в расчет объекта "Нюра, Н-Троицк (ТП 797) тяг. Нюра", отрицательного объема потребления в размере 1620 кВт/ч и отсутствия обязанности по оплате стоимости потерь, возникающих в воздушных линиях, возведенных предыдущим арендатором АО "ИЭСК", отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка (стр. 9-10 постановления от 13.06.2023)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2023 г. N Ф02-3941/23 по делу N А19-6161/2022