город Иркутск |
|
21 августа 2023 г. |
Дело N А69-2677/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Агросервис 17" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2023 года по делу N А69-2677/2022 Арбитражного суда Республики Тыва,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Агросервис 17" (ОГРН 1161719050525, ИНН 1701057303, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Тыва (далее - Управление) о признании недействительным представления от 19.07.2022 N 12-12-20/22-3874.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 02 февраля 2023 года заявленное требование удовлетворено, представление Управления признано недействительным.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2023 года решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе общество приводит доводы о том, что обращаясь в арбитражный суд, в качестве основания заявленных требований указывало не только на отсутствие полномочий на проведение проверки, но и оспаривало представление по существу указанных в нем нарушений. Данные основания не были рассмотрены ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции.
Управлением отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Суд округа, рассмотрев ходатайство общества об отложении рассмотрения кассационной жалобы по причине болезни представителя и объявленных в Республики Тыва праздничных дней, учитывая отсутствие представленных доказательств в подтверждение обстоятельств, указанных в ходатайстве, возможность участия от юридического лица иного представителя, в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усмотрел оснований для его удовлетворения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях на них, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством экономики Республики Тыва и обществом 08.05.2020 заключено соглашение о предоставлении субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя.
На основании приказа от 22.03.2022 N 146 (с учетом приказов о продлении сроков от 29.03.2022 N 172, 26.05.2022 N 264, от 26.05.2022 N 296) Управлением проведена внеплановая выездная проверка общества за период 2019 - 2020 года по документальному изучению финансовых, бухгалтерских, отчетных документов и иных документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля, а также контрольные действия по фактическому изучению путем осмотра, контрольных обмеров, в ходе которой установлено неправомерное расходование средств субсидии на общую сумму 10 995 183 рубля 18 копеек; нарушение порядка и условий предоставления субсидий на общую сумму 557 222 498 рубля 84 копейки.
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 03.06.2022, на основании которого обществу вынесено представление от 19.07.2022 N 12-12-20/22-3874.
Общество оспорило представление в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая недействительным представление, суд первой инстанции пришел к выводу, что проверка Управлением проведена в отсутствие оснований для ее проведения. При этом суд исходил из того, что Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) был установлен мораторий на проведение в 2022 году проверок.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции ошибочными, указав, что установленный Постановлением N 336 мораторий не распространяется на государственный, муниципальный контроль в финансово-бюджетной сфере, а установленные Постановлением Правительства РФ от 14.04.2022 N 665 ограничения на проведение в 2022 году финансового контроля не распространяются на общество.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением N 336 в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 284-ФЗ) и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Однако, как правильно указал апелляционный суд согласно подпункту 3 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ и подпункту 8 части 4 статьи 2 Закона N 248-ФЗ положения указанных федеральных законов, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля.
Следовательно, ограничения проведения проверок, установленные Постановлением N 336, не подлежат применению к государственному, муниципальному контролю в финансово-бюджетной сфере.
Основы государственного (муниципального) финансового контроля определены главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2022 N 665 "Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств" (далее - Постановление N 665) были установлены ограничения на проведение в 2022 году Федеральным казначейством, в том числе его территориальными органами, в рамках государственного (муниципального) финансового контроля проверок главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками.
Таким образом, ограничения установлены для проверок, проводимых в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств и получателей бюджетных средств, в том числе в случае, когда данные субъекты являются государственными заказчиками.
Учитывая положения статьи 6 БК РФ апелляционный суд правильно указал, что указанные в ней термины "получатель бюджетных средств" и "получатель средств из бюджета" законодателем разграничены и имеют совершенно разные значения.
Исходя из вышеизложенного, является верным вывод суда апелляционной инстанции о том, что к обществу, как получателю средств из бюджета на основании соглашения о предоставлении субсидии, положения Постановления N 665 не применяются, и препятствий для проведения проверки в отношении заявителя не имелось.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено, что при обращении в суд обществом заявлялось требование о признании недействительным представления Управления не только по этому основанию, связанному с ограничением проведения проверок, а также по существу бюджетных нарушений, указанных в представлении, которые судами не были рассмотрены, исследованы и какой-либо правовой оценки не получили.
Указанные обстоятельства являются значимыми, поскольку в целом влияют на оценку законности вынесенного Управлением представления, поэтому вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований является преждевременным.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
Поскольку для правильного разрешения спора необходимо исследовать фактические обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, оценить доказательства, а суд кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ такими полномочиями не наделен, и данные недостатки не могут быть восполнены на стадии кассационного производства, в связи с чем решение и постановление в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1, 3 статьи 288 этого Кодекса подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Республики Тыва следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, имеющих значение для настоящего дела, доводов лиц, участвующих в деле, проверить в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое представление на соответствие действующему законодательству, и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 02 февраля 2023 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-2677/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2023 года по тому же делу отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2022 N 665 "Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств" (далее - Постановление N 665) были установлены ограничения на проведение в 2022 году Федеральным казначейством, в том числе его территориальными органами, в рамках государственного (муниципального) финансового контроля проверок главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками.
...
Учитывая положения статьи 6 БК РФ апелляционный суд правильно указал, что указанные в ней термины "получатель бюджетных средств" и "получатель средств из бюджета" законодателем разграничены и имеют совершенно разные значения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 августа 2023 г. N Ф02-4080/23 по делу N А69-2677/2022