город Иркутск |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А19-16790/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей Клепиковой М.А., Ламанского В.А.,
при участии от истца - Чагина Ивана Борисовича (доверенность от 15.10.2020), от ответчика - Авдиенко Елены Викторовны (доверенность от 27.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережная" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2023 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2023 года по делу N А19-16790/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережная" (ОГРН 1093850024685, ИНН 3811133720) к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (ОГРН 1143850002394, ИНН 3808233587) об обязании приступить к осуществлению функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по предмету спора, привлечены Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, Латышева Ирина Иннокентьевна, Гришаев Вадим Анатольевич, Булей Евгений Иванович, Смородников Александр Викторович, Юрьев Василий Николаевич, Битунов Юрий Константинович, Битунова Любовь Александровна, Хорецкая Тамара Ивановна, Викулов Андрей Михайлович, Белокуров Дмитрий Алексеевич, Курносова Татьяна Владимировна.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению подателя кассационной жалобы, истец как управляющая организация обладает правом на обращение в суд с настоящим иском, наличие решения суда общей юрисдикции не освобождает регионального оператора от установленной законом обязанности по проведению капитального ремонта.
Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области отклонило доводы кассационной жалобы (письменный отзыв от 10.10.2023).
От иных лиц отзывы не поступили; третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, а представитель ответчика их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Материально-правовым требованием по настоящему делу является требование управляющей организации об обязании регионального оператора приступить к проведению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Джамбула, д. 30/1, 30/2, 30/3, 30/4,30/5, 30/6, включенных в региональную программу капитального ремонта на 2020-2022 годы (постановления Правительства Иркутской области от 06.07.2020 N 556-пп "О внесении изменения в Приложение к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 года", от 05.10.2020 N 817-пп "О внесении изменения в Приложение к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 года"), а именно: обеспечить подготовку здания на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, привлечь для выполнения работ подрядную организацию).
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск необоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 части 2 статьи 44, части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (за исключением определенных случаев, предусмотренных частью 6 статьи 189 названного Кодекса).
Решение общего собрания собственников помещений, оформленное протоколами от 04.05.2010, таковым не является. Как установлено судами, согласно данным протоколам управляющая компания "Левобережная" осуществляет только управление поименованными многоквартирными домами.
Доказательства, свидетельствующие о наделении управляющей компании полномочиями действовать в интересах собственников по вопросам капитального ремонта общего имущества (распоряжения денежными средствами, предназначенными для уплаты в фонд капитального ремонта), в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, суды установили наличие волеизъявления собственников на осуществление указанного истцом объема работ по реализации программы капитального ремонта застройщиком в рамках гарантийных обязательств по решению Свердловского районного суда г. Иркутска от 28.07.2022 по делу N 2-1/2022.
При таких конкретных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у регионального оператора обязанности приступить к осуществлению функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества и, как следствие, об отказе в иске.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка фактических обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и допущенной судебной ошибке.
Процессуальных нарушений, в том числе, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения и постановления, нижестоящими судами не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлины за её рассмотрение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписано усиленными квалифицированными электронными подписями судей и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им заказным письмом или вручена под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2023 года по делу N А19-16790/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.