город Иркутск |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А74-12344/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Волковой И.А.,
судей: Бронниковой И.А., Парской Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Самцовым А.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя Министерства финансов Республики Хакасия Тудвасовой А.Н. (доверенность от 14.12.2022, паспорт), конкурсного управляющего Мордвиновой Н.С. (паспорт), представителей публичного акционерного общества "Россети Сибири" Стародубцевой А.А. (доверенность от 31.08.2023, паспорт), Литвиновой Н.Г. (доверенность от 31.08.2023, паспорт), главы администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия Анжигановой М.А. (распоряжение о вступлении в должность от 19.10.2020, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Аскизтеплоснаб" администрации Аскизского сельсовета Мордвиновой Натальи Сергеевны на определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 02 марта 2021 года по делу N А74-12344/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Аскизтеплоснаб" администрации Аскизского сельсовета (далее - МУП "Аскизтеплоснаб", должник) конкурсный управляющий МУП "Аскизтеплоснаб" Мордвинова Наталья Сергеевна обратилась с заявлением о взыскании с администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (далее - администрация Аскизского сельсовета) в пользу МУП "Аскизтеплоснаб" денежных средств в размере 37 581 993 руб. в качестве компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения в отношении котельных N N 1, 2, 3, 4, 5, 6 (со всеми сооружениями и оборудованием).
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.12.2020 к участию в данном обособленном споре в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Хакасия.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 02.03.2021 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 определение суда первой инстанции от 02.03.2021 отменено, заявление конкурсного управляющего удовлетворено частично. В конкурсную массу должника за счет казны муниципального образования Аскизского сельсовета Аскизского района взыскано 403 369 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы должника. В удовлетворении остальной части заявления конкурсного управляющего Мордвиновой Н.С. отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.02.2023 постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 отменено, обособленный спор направлен на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Направляя спор на новое рассмотрение, суд округа указал на то, что в конкурсную массу должника включены объекты теплоснабжения, относящиеся к объектам коммунальной инфраструктуры, подлежащим реализации на конкурсе, в связи с чем указал на необходимость разрешить вопрос о наличии правового основания для выплаты компенсации и, в случае положительного решения данного вопроса, предложить лицам, участвующим в деле, раскрыть доказательства, позволяющие определить размер справедливой компенсации с учетом состава и характеристик объектов имущества, имеющего социальное назначение, а также с учетом итогов торгов, проведенных в отношении данного имущества, и влияющих на предположение о его стоимости.
При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции конкурсный управляющий Мордвинова Н.С. уточнила сумму заявленной компенсации, просила взыскать за счет казны муниципального образования Аскизского сельсовета Аскизского района в конкурсную массу должника компенсацию в размере 10 971 626 руб. 66 коп., рассчитав ее исходя из цены отсечения на торгах в форме публичного предложения, которая составила 16 911 896 руб. 85 коп., за минусом расходов администрации на ремонт котельных в размере 5 940 243 руб. 19 коп.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.04.2023 определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 02.03.2021 об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о взыскании компенсации оставлено без изменения.
Конкурсный управляющий Мордвинова Н.С. обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылалась на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, просит отменить определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 02.03.2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.04.2023, направить обособленный спор на новое рассмотрение.
Конкурсный управляющий выражает несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для взыскания с собственника имущества должника компенсации за возврат имущества в собственность муниципального образования. Полагает, что имущество обладает потребительской ценностью, невозможность его реализации на торгах обусловлена его социальным предназначением.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.06.2023 производство по кассационной жалобе приостановлено применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до принятия Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по результатам рассмотрения кассационной жалобы по делу N А66-10026/2019.
Определением суда округа от 18.09.2023 судебное заседание по разрешению вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе конкурсного управляющего и возможности ее рассмотрения в том же судебном заседании назначено на 11.10.2023.
В судебном заседании 11.10.2023 разрешен вопрос о возобновлении производства по кассационной жалобе. Ввиду отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, относительно рассмотрения кассационной жалобы в настоящем судебном заседании, суд округа перешел к рассмотрению кассационной жалобы по существу.
Конкурсный управляющий Мордвинова Н.С., с правовой позицией которой согласился конкурсный кредитор - ПАО "Россети Сибирь", поддержала доводы кассационной жалобы. Министерство финансов Республики Хакасия и администрация Аскизского сельсовета возразили удовлетворению кассационной жалобы.
В судебном заседании 11.10.2023 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 12 часов 15 минут 18.10.2023, о чем размещена информация в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - https://kad.arbitr.ru/.
После перерыва судебное заседание продолжено при участии конкурсного управляющего, представителей ПАО "Россети Сибирь" и Министерства финансов Республики Хакасия.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив исходя из доводов кассационной жалобы, в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением администрации от 29.03.2017 N 94 "О закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием "Аскизтеплоснаб" администрации Аскизского сельсовета" за должником на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество Аскизского сельсовета, а именно: сети теплоснабжения, сети горячего водоснабжения, котельные NN 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Конкурсным управляющим с целью реализации данного имущества проведены первые, повторные торги, а также торги посредством публичного предложения, которые были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.12.2019 на администрацию Аскизского сельсовета возложена обязанность принять имущество в муниципальную собственность в течение четырнадцати дней со дня вступления в законную силу указанного определения.
По акту приема-передачи от 24.12.2020 имущество передано конкурсным управляющим администрации.
Конкурсный управляющий, полагая, что возврат имущества не должен осуществляться без компенсации со стороны собственника, обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о взыскании компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения должника на указанное имущество.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 129, 132, 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), частями 1, 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", разъяснениями пункта 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего.
Третий арбитражный апелляционный суд по результатам повторного рассмотрения обособленного спора согласился с выводами суда первой инстанции и оставил определение без изменения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Как следует из пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве принадлежащие должнику социально значимые объекты (к которым в том числе относятся объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения) включаются в конкурсную массу и реализуются на торгах в форме конкурса. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
При невозможности реализации названных объектов в деле о банкротстве они подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления на основании уведомления конкурсного управляющего (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).
Правовая позиция относительно порядка передачи объектов коммунальной инфраструктуры в собственность соответствующего публично-правового образования с выплатой соразмерной компенсации в конкурсную массу за указанное имущество сформулирована в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019) по вопросу N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике", в котором указано, что возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 г. N 8-П).
Таким образом, установленная в пункте 6 статьи 132 Закона о банкротстве обязанность собственника муниципального имущества принять данные объекты не исключает возмездного характера такой передачи имущества.
Довод Министерства финансов Республики Хакасия о том, что невозможность реализации имущества обусловлена отсутствием потребительской ценности, отклоняется судом. Социальное назначение объектов коммунальной инфраструктуры является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость и затрудняет реализацию путем проведения торговых процедур, что вместе с тем не означает, что данное имущество не имеет стоимости.
Невозможность реализации объектов на торгах не может служить основанием для освобождения собственника имущества от уплаты разумной компенсации должнику с учетом того, что данные объекты возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования необремененными правом хозяйственного ведения и обязательствами перед кредиторами.
Данный вывод согласуется с практикой рассмотрения схожих споров (в частности, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.04.2023 по делу N А66-10026/2019, определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2023 N 307-ЭС23-13586).
Исходя из изложенного, суд округа приходит к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации в пользу МУП "Аскизтеплоснаб" за уменьшение его конкурсной массы в связи с возвратом имущества администрации Аскизского сельсовета.
Конкурсный управляющий полагает, что размер компенсации подлежит определению с учетом рыночной стоимости данного имущества.
Из представленного конкурсным управляющим отчета от 15.04.2019 следует, что рыночная стоимость спорного имущества составляет 37 581 993 руб.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса (статья 3, абзац второй статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Экспертная оценка не всегда отражает реальную рыночную стоимость имущества, и, как правило, носит предварительный, предположительный характер. Достоверной же в таком случае будет являться цена, определенная на торгах посредством конкурентного состязания между участниками рынка как такового (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 N 304-ЭС21-17926).
Поскольку первые и повторные торги по продаже спорного имущества, а также торги посредством публичного предложения признаны несостоявшимися по причине непоступления заявок, отсутствуют основания полагать, что установленная в отчете цена имущества подтверждает его действительную (рыночную) стоимость. По аналогичным основаниям суд округа не принимает выводы эксперта, отраженные в заключении эксперта от 19.05.2022 N 21.
Как следует из положения о продаже имущества МУП "Аскизтеплоснаб", минимальная цена продажи имущества на торгах установлена в размере 50 % от начальной цены продажи, что составляет 18 790 996 руб. 50 коп.
Суд округа полагает, что прекращение торгов на таком этапе снижения цены может являться объективной причиной, по которой на конкурентных торгах не сформирована действительная (рыночная) стоимость имущества.
Фактически кредиторы исключили риск реализации имущества на торгах по невыгодной для себя цене и переложили бремя формирования конкурсной массы на администрацию Аскизского сельсовета.
Как указано выше, при решении вопроса о выплате компенсации следует руководствоваться принципами справедливости и обеспечения разумного баланса между публичными и частноправовыми интересами, то есть, с одной стороны интересами муниципального образования, обеспечивающего оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанность по содержанию соответствующего имущества, а с другой стороны интересами конкурсной массы и кредиторов должника, рассчитывающих на погашение их требований.
Согласно справке администрации Аскизского сельсовета от 07.09.2022 N 584 балансовая стоимость имущества, по которой оно было передано должнику на праве хозяйственного ведения, без учета амортизации составляет 27 623 813 руб. 50 коп., что даже выше стоимости, по которой имущество не было реализовано на публичных торгах.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, сопоставив представленные в материалы дела сведения о балансовой и рыночной стоимости объектов теплоснабжения, результаты торгов, проведенных в отношении данного имущества и влияющих на предположение о его стоимости, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов, полагает справедливым и соразмерным установление должнику компенсации за уменьшение его конкурсной массы в размере 3 758 199 руб. 30 коп.
Размер данной компенсации определен судом из расчета 10 % от рыночной стоимости данного имущества с учетом того, что, как правило, такая цена отсечения устанавливается на конкурентных торгах в условиях, когда кредиторы заинтересованы в реализации имущества должника, и отсутствуют основания для возложения компенсации за невозможность такой реализации на собственников имущества должника.
Так как фактические обстоятельства при рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанций установлены, но не применены подлежащие применению нормы материального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить обжалуемые судебные акты, частично удовлетворив заявление конкурсного управляющего о взыскании компенсации уменьшения конкурсной массы и взыскать с администрации Аскизского сельсовета в пользу МУП "Аскизтеплоснаб" денежные средства в сумме 3 758 199 руб. 30 коп. В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 02 марта 2021 года по делу N А74-12344/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2023 года по тому же делу отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Аскизтеплоснаб" администрации Аскизского сельсовета Мордвиновой Натальи Сергеевны о взыскании с администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия в пользу муниципального унитарного предприятия "Аскизтеплоснаб" администрации Аскизского сельсовета компенсацию в размере 3 758 199 руб. 30 коп.
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Волкова |
Судьи |
И.А. Бронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса (статья 3, абзац второй статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Экспертная оценка не всегда отражает реальную рыночную стоимость имущества, и, как правило, носит предварительный, предположительный характер. Достоверной же в таком случае будет являться цена, определенная на торгах посредством конкурентного состязания между участниками рынка как такового (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 N 304-ЭС21-17926).
...
определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 02 марта 2021 года по делу N А74-12344/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2023 года по тому же делу отменить."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2023 г. N Ф02-2926/23 по делу N А74-12344/2017
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2025 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-320/2025
20.08.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3464/2024
25.06.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1204/2024
18.06.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1637/2024
27.04.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1664/2024
20.02.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-294/2024
24.10.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2926/2023
05.04.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1155/2023
08.02.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6208/2022
28.12.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5689/2022
11.10.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1899/2021
13.09.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3462/2022
18.09.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3966/19
17.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-12344/17
04.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-12344/17
07.11.2017 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-12344/17