город Иркутск |
|
11 декабря 2023 г. |
Дело N А19-6646/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Татуева Е.А. (доверенность от 17.01.2023, служебное удостоверение, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2023 года по делу N А19-6646/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" (ОГРН 1103815000211, ИНН 3815015540, далее - общество, ООО "ЖилСервис") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877, далее - Служба) от 30.12.2022 N ЛУМД-0221102-9703394566-4 об отказе в предоставлении услуги "Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" (далее - ООО "Транснефть-Восток").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2023 года, заявленное требование удовлетворено.
Служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы полагает необоснованным вывод судов о несущественности допущенного обществом нарушения, поскольку несоблюдение лицензиатом необходимых требований является основанием для отказа в продлении срока действия лицензии; по мнению Службы, отказ в продлении срока действия лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, которая в данном случае соразмерна допущенным обществом нарушениям, необходима и обоснована; утверждает, что заявка ООО "ЖилСервис" на исключение сведений о доме из реестра лицензий является не обращением, а только информацией, размещенной в системе в силу положений части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В суд кассационной инстанции поступил отзыв общества, в котором оно указывает на необоснованность доводов кассационной жалобы, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). ООО "ЖилСервис" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ЖилСервис" на основании лицензии от 16.04.2015 N 000030 со сроком действия до 11.01.2023 (с учетом внесения изменений Федеральным законом N 463-ФЗ), осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД).
01.11.2022 ООО "ЖилСервис" направило в Службу заявление о продлении срока действия лицензии от 16.04.2015 N 000030 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на основании которого Службой принято решение от 09.11.2022 N 873 ср-п о проведении документарной оценки общества на предмет соблюдения лицензионных требований.
В ходе проведенной проверки службой установлено несоответствии общества лицензионным требованиям, установленным статьей 193 ЖК РФ, а также нарушение требований пункта 3.3 раздела 10 Состава, срока и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 (далее - Приказ N 74/114/пр), выразившееся в неполном размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) информации об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, расположенного в микрорайоне им. Пахотищева N 30 в г. Тайшет. Данные нарушения отражены в акте оценки от 16.11.2022 N 873/22.
По факту выявленного нарушения службой 30.12.2022 принято решение N ЛУМД-0221102-9703394566-4 об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Иркутской области.
Не согласившись с данным решением Службы, ООО "ЖилСервис" обратилось в арбитражный суд заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у Службы оснований для отказа в продлении срока лицензии ввиду несущественности выявленных нарушений, связи с чем признали оспариваемое решение незаконным и нарушающим права и законные интересы общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 192 ЖК РФ лицензирование предпринимательской деятельности по управлению МКД включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению МКД, осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Согласно части 4 статьи 192 ЖК РФ лицензия предоставляется сроком на 5 лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена. Срок действия лицензии продлевается по истечении 5 лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 17 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, определено, что решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) данного Положения, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ в число лицензионных требований входит соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
В силу части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Служба в обоснование принятого отказа указало, что обществом в нарушении пункта 3.3 раздела 10 Приказа N 74/114/пр, не в полном объеме в ГИС ЖКХ размещены сведения об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД N 30, расположенного в микрорайоне им. Пахотищева в г. Тайшет.
Между тем общество сослалось на то, что обслуживание данного МКД прекратило 01.09.2018, что подтверждается соглашением о расторжении договора управления многоквартирным домом от 01.08.2018, которое подписано представителем единственного собственника многоквартирного дома - ООО "Транснефть-Восток".
Общество также указало, что разместило в ГИС ЖКХ как информацию о расторжении договора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ), что подтверждается скриншотом "Договор управления ВСМН-728/05-80-15 от 17.03.2015 г." по ссылке реестр договоров - просмотр договора управления (приложен к заявлению от 22.03.2023 исх.16.), так и обратилось с заявкой на исключение сведений о доме из реестра лицензий (соответствующие скриншоты также приложены к заявлению). Заявке присвоен номер - 138039146, статус - отправлена на рассмотрение. К пояснениям приложен скриншот с официального сайта ответчика, в соответствии с которым, обращения (заявления) граждан и организаций могут быть поданы пятью способами, в том числе и через ГИС ЖКХ.
Также судами учтены данные в ходе судебного разбирательства пояснения ООО "Транснефть-Восток" о том, что управление МКД, расположенным по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, микрорайон им. Пахотищева, дом N 30, осуществлялось ООО "ЖилСервис" на основании договора от 17.03.2015 N ВСМН-728/05-80-15, в период с 01.11.2014 по 31.08.2018, с указанной даты управлением МКД занимаются иные организации.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, обоснованно указав, что отказ в продлении срока действия лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией, которая должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности, оценив совершенное обществом нарушение и его существенность, приняв во внимание отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении прав собственника помещений МКД, пришли к правомерным выводам, что применение в отношении общества такой меры влечет за собой чрезмерное ограничение правоспособности заявителя (в том числе по управлению иными домами), в связи с чем, не отвечает требованиям законности, справедливости и соразмерности примененной меры ответственности, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
Фактически, как верно отмечено судами, заявителю вменяется в вину не отсутствие сведений в ГИС ЖКХ, а ненадлежащий порядок подачи в ГИС ЖКХ информации о расторжении договора в 2018 году.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что заявка ООО "ЖилСервис" на исключение сведений о доме из реестра лицензий не является обращением, а является информацией, размещенной в системе в силу положений части 2 статьи 198 ЖК рф, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами, они не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, связаны с оспариванием доказательственной стороны спора.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2023 года по делу N А19-6646/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.