город Иркутск |
|
22 декабря 2023 г. |
Дело N А74-1065/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агаевым М.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи представителей публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Ахметовой Л.А. (доверенность от 22.04.2022, диплом, паспорт), Космыниной Л.А. (доверенность от 22.04.2022, диплом, паспорт), представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Ярковой Ю.Т. (доверенность от 30.12.2022, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 июля 2023 года по делу N А74-1065/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ОГРН 1031900519243, ИНН 1901021801, далее - антимонопольный орган, Хакасское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 09.02.2023 о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-18/2023 об административном правонарушении, о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 09.02.2023 (исх. N КЛ/1052/23).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Воскевич Сергей Константинович.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2023 года, постановление от 09.02.2023 изменено в части назначенного административного наказания. Размер административного штрафа, назначенного обществу, снижен до 310 000 рублей. В удовлетворении требования о признании недействительным представления от 09.02.2023 (исх. N КЛ/1052/23) об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения отказано.
ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой (с учетом уточнения кассационной жалобы от 15.12.2023), в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит изменить постановление суда апелляционной инстанции, исключив из текста судебного акта абзацы 6,7,8 на странице 10, абзацы 1, 2, 3, 4 на странице 11, изменить решение суда первой инстанции, исключив из текста судебного акта абзац 10 на странице 7.
В кассационной жалобе общество отмечает, что оснований для возбуждения дела об административном правонарушении у антимонопольного органа не имелось; по мнению заявителя, чек по операции не является платежным документом и не может быть признан доказательством, подтверждающим внесение платы по договору; общество утверждает, что протокол об административном правонарушении составлен после проведения административного расследования, что является нарушением; заявитель полагает неправомерным отсутствие в постановлении о назначении административного наказания указания на возможность оплаты административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В поступившем в суд округа отзыве антимонопольный орган указывает на необоснованность доводов кассационной жалобы, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель антимонопольного органа указал на необоснованность доводов кассационной жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Хакасское УФАС России 20.12.2022 поступило обращение гражданина Воскевич С.К. о нарушении ПАО "Россети Сибирь" порядка технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства по договору от 02.06.2022 N 20.1900.2752.22.
Определением руководителя Управления Лебедевой К.А. от 16.01.2023 возбуждено дело об административном правонарушении N 019/04/9.21-18/2023 и проведении административного расследования по статье 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО "Россети Сибирь".
По факту нарушений, выявленных в результате проведенного административного расследования, Управлением 26.01.2023 в отношении общества составлен протокол N ОШ/581/23 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Хакасского УФАС России от 09.02.2023 N КЛ/1051/23 ПАО "Россети Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в повторном нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 620 000 рублей.
09.02.2023 антимонопольным органом внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N КЛ/1052/23, согласно которому обществу в месячный срок необходимо принять в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно осуществить действия, направленные на выполнение ПАО "Россети Сибирь" в лице филиала "Хакасэнерго" своих обязательств, предусмотренных договором от 02.06.2022 N 20.1900.2752.22.
Не согласившись с постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Изменяя постановление антимонопольного органа в части назначенного наказания, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, исходил из доказанности наличия в деяниях общества состава вмененного правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, наличия оснований для привлечения общества к административной ответственности, вместе с тем, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ счел возможным снизить размер назначенного административного штрафа до 310 000 рублей; при этом, отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным представления, суд исходил из соответствия представления требованиям действующего законодательства и отсутствия нарушения прав и законных интересов общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, административная ответственность предусмотрена за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Частью 2 вышеуказанной статьи установлена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии, в том числе правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения, исполнения договора об осуществлении технологического присоединения регулируются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
На основании пункта 3 указанных Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами; заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 указанных Правил).
Подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 установлен предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей в случае, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги.
Суды при рассмотрении данного спора пришли к правильным выводам о том, что общество как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и обязана соблюдать установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что обществом в нарушение изложенных норм материального права в вышеуказанные сроки не были исполнены принятые на себя обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Воскевича С.К. в установленный договором и соответствующий требованиям Правил N 861 срок (до 02.12.2022), при этом установленные обстоятельства по делу не свидетельствуют о принятии обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а надлежащих доказательств в подтверждение фактов нарушения обществом названного порядка вследствие чрезвычайных или непреодолимых обстоятельств находящихся вне контроля хозяйствующего субъекта в материалы дела не представлено; в связи с чем в деяниях общества имеет место состав вмененного административного правонарушения (с учетом повторности его совершения), в том числе вина в его совершении.
Доводы общества о том, что чек по операции не является платежным документом и не может быть признан доказательством, подтверждающим внесение платы по договору суды правомерно признали несостоятельным, поскольку в силу пункта 1 статьи 862 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1.1 Положения Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" совершенный потребителем платеж является надлежащей формой безналичных расчетов. Факт осуществления потребителем оплаты, а также факт получения денежных средств по указанному договору обществом не опровергнут.
При рассмотрении вопроса о наличии оснований, предусмотренных частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суды обоснованно учли убыточность деятельности общества, в том числе филиала на территории Республики Хакасия и с учетом общих критериев назначения административного наказания - дифференцированность, соразмерность, справедливость правомерно снизили размер административного штрафа до 310 000 рублей.
Суды, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера нарушения, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения не усмотрели, равно как и оснований для замены административного штрафа на предупреждение, указанные в статье 4.1.1 КоАП РФ, ввиду неоднократного совершение обществом аналогичных вменяемому правонарушений.
Кроме того, судами оценены доводы общества о незаконности оспариваемого представления.
Так, в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, принятое антимонопольным органом представление констатирует отраженное в постановлении о привлечении к административной ответственности нарушение норм действующего законодательства, а также указывает на выявленные причины, способствовавшие совершению административного правонарушения, и возлагает на общество обязанность принять меры по их устранению, а затем проинформировать о принятых мерах административный орган.
Таким образом, суд округа соглашается с позицией судов о том, что формулировки оспариваемого представления доступны для понимания конкретных действий, которые следует совершить обществу в целях устранения нарушений законодательства. Месячный срок его рассмотрения и исполнения является разумным, а само представление исполнимым.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводам о законности оспариваемых постановления и представления антимонопольного органа.
Существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, судами не установлено.
Как верно отмечено судами, само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не относится к существенным нарушениям, поскольку такой срок не является пресекательным. Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на отсутствие в постановлении информации о возможности уплаты административного штрафа в размере 50% отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку касается порядка исполнения постановления о привлечении лица к административной ответственности, и с учетом пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 не указание в оспариваемом постановлении о применении положений частей 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ не является существенным нарушением и не повлияло на возможность правильного и всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о неприменимости положений части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ ввиду выявления правонарушения не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), не повлиял на правильность принятого решения по существу и не влечет нарушение прав заявителя по данному делу.
Учитывая изложенное, требование заявителя о необходимости исключения из текста постановления и решения абзацев касающихся указанных выводов, являются несостоятельными и не подлежат удовлетворению.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку фактически они направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 июля 2023 года по делу N А74-1065/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.