город Иркутск |
|
17 июля 2024 г. |
Дело N А19-2137/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дамбарова С.Д.,
судей: Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.,
при участии в судебном заседании представителя дачного некоммерческого товарищества "Нижнее" Исаева П.Н. (доверенность от 02.03.2023, удостоверение адвоката N 1552),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Нижнее" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2023 года по делу N А19-2137/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к дачному некоммерческому товариществу "Нижнее" (далее - товарищество, ДНТ "Нижнее") об обязании освободить занимаемый земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:06:160302:251, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Центральная часть п. Нижний Кочергат и передать по акту приема-передачи Министерству.
В ходе рассмотрения настоящего спора ДНТ "Нижнее" обратилось со встречным исковым заявлением к Министерству о признании уведомления от 23.12.2022 N 02-51-15614/22 незаконным.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2024 года, первоначальный иск удовлетворен, во встречном иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, товарищество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель указывает на то, что использование спорного земельного участка возможно без осуществления сплошной рубки лесных насаждений. По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях Министерства прослеживается недобросовестность по расторжению договора в одностороннем порядке, полагает, что статья 669 Гражданского кодекса Российской Федерации не применима к спорным правоотношениям. Суды вынесли неисполнимое решение, так как в резолютивной части решения не указана площадь и координаты земельного участка.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы указанные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.02.2013 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной деятельностью администрации Иркутского районного муниципального образования (ссудодатель) и товариществом (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком N 537.
Согласно пункту 1.1 договора ссудодатель на основании постановления мэра района от 26.11.2009 N 8623 "О предоставлении ДНТ "Нижнее" земельного участка в безвозмездное срочное пользование для дачного строительства", постановления администрации Иркутского района от 07.12.2012 N 5986 "О внесении изменений в постановление мэра иркутского района N 8623 от 26.11.2009 г.", обязуется предоставить в безвозмездное срочное пользование ссудополучателю, а ссудополучатель принять земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:06:160302:251, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Иркутская область, Иркутский район, Центральная часть п. Нижний Кочергат под дачное строительство, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 120000 кв.м.
Участок передается в безвозмездное срочное пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан-членов товарищества (пункт 1.2 договора).
На основании проекта организации и застройки ДНТ "Нижнее" из состава земельного участка с кадастровым номером 38:06:160302:251 выделены отдельные земельные участки.
Согласно установленным по делу обстоятельствам в отношении образованных земельных участков зарегистрировано право собственности следующих граждан:
земельный участок с кадастровым номером 38:06:160302:337, общей площадью 1 050 кв. м - собственность Дубровина Александра Владимировича;
земельный участок с кадастровым номером 38:06:160302:339, общей площадью 1 050 кв. м - собственность Скажутина Константина Александровича;
земельный участок с кадастровым номером 38:06:160302:341, общей площадью 1 700 кв. м - собственность Крюкова Владимира Петровича.
Согласно акту выездного обследования от 16.12.2022 N 10, участок полностью покрыт зелеными насаждениями, хозяйственная деятельность не ведется.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок, предоставленный по договору безвозмездного срочного пользования земельным участком N 537, расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (зона с особыми условиями использования территорий, реестровый номер границы 38:00.2.32).
Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области: по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории соответствующего муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп.
Министерство, действуя в качестве ссудодателя, направило в адрес ДНТ "Нижнее" уведомление от 23.12.2022 N 02-51-15614/22 о расторжении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 14.02.2013N 637.
Поскольку товарищество, получившее соответствующее уведомление не исполнило обязанность по возврату земельного участка, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
В свою очередь, ДНТ "Нижнее", возражая относительно первоначального искового заявления, подало в суд встречный иск, в котором просит признать уведомление от 23.12.2022 N 02-51-15614/22 незаконным.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 14.02.2013N 637 прекратил свое действие в установленном порядке, поэтому у товарищества отсутствуют основания для использования такого участка. Переданный по соответствующему договору земельный участок расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, на которой установлен запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 и Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал". При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции счел заявленные встречные требования не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные некоммерческим организациям, созданным до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, на праве безвозмездного пользования или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным организациям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок. При этом принятие нового решения о предоставлении земельного участка не требуется.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
В силу части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Подготовка и утверждение проекта планировки территории, проекта межевания территории осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
По итогам оценки фактических обстоятельств спора судами установлено, что участок полностью покрыт зелеными насаждениями, хозяйственная деятельность на соответствующем земельном участке не ведется. Из состава земельного участка, предоставленного в пользование товариществу, только три земельных участка были сформированы и переданы в собственность граждан.
Поскольку достижение целей, для которых предоставлен земельный участок, не обеспечено в пределах пятилетнего срока, установленного применяющимся к отношениям сторон законодательством, суд первой инстанции пришел к выводу о прекращении соответствующих договорных правоотношений и возникновении у товарищества обязанности возвратить земельный участок в измененных границах.
При этом суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2023 N 310-ЭС22-25768 по делу N А35-10754/2021, дополнительно указал на наличие у Министерства права заявить об отказе от договора безвозмездного пользования и требовать возврата соответствующего земельного участка.
Кроме того, судами по итогам рассмотрения заявленного требования установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (зона с особыми условиями использования территорий, реестровый номер границы 38:00.2.32).
На Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию, включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон об охране озера Байкал).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 2399 от 31.12.2020 г., вступившим в силу с 01.01.2021 г. установлен запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 25.1 Закона об охране озера Байкал. Аналогичный запрет на сплошные рубки в центральной экологической зоне Байкальской природной территории содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 11 Закона об охране озера Байкал.
Таким образом, земельный участок являющийся предметом договора, расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Правовой режим земельного участка не допускает вырубку леса, что исключает возможность непосредственного использования названного участка в соответствии с указанными в договоре безвозмездного пользования целями.
Довод товарищества о неисполнимости решения, поскольку в нем не указаны границы земельного участка, подлежащего освобождению, его площадь, координаты, отклоняется судом округа.
В рамках настоящего дела судами рассматривался вопрос о возврате спорного земельного участка в измененных границах (измененный земельный участок). При этом, земельные участки, предоставленные в собственность граждан, которые выделены из исходного участка, сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет, предметом спора не являлись.
Указанные обстоятельства не исключают возможности индивидуализации такого земельного участка при исполнении судебного решения, поскольку на товарищество возложена обязанность возвратить участок в измененных границах, за вычетом тех его частей, которые использованы для формирования участков, находящихся в настоящее время в собственности физических лиц.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, и по существу выражают несогласие с результатами оценки судами доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Расходы на оплату государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2023 года по делу N А19-2137/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию, включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон об охране озера Байкал).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 2399 от 31.12.2020 г., вступившим в силу с 01.01.2021 г. установлен запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 25.1 Закона об охране озера Байкал. Аналогичный запрет на сплошные рубки в центральной экологической зоне Байкальской природной территории содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 11 Закона об охране озера Байкал."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июля 2024 г. N Ф02-2609/24 по делу N А19-2137/2023