Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 22 января 2002 г. N 62-ПП
Программа
обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 2002-2003 гг.
См. Программу обеспечения медицинской помощью населения г. Москвы на 2004-2005 гг., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. N 260-ПП
Москва - 2001
1. Введение
Сложные социально-экономические условия последнего десятилетия привели к ухудшению состояния здоровья населения Российской Федерации.
Уровень медицинского обеспечения в Москве по многим параметрам выше, чем в других регионах страны, однако многочисленные отрицательные воздействия обусловили неблагополучную медико-демографическую ситуацию: снижение рождаемости, рост смертности, отрицательный естественный прирост населения. Вместе с тем, анализ данных за последние годы свидетельствует о завершении острой фазы кризиса и начале оздоровления демографической ситуации в городе. С 1998 года приостановилось ежегодное сокращение численности населения, в 2000 году отмечено увеличение рождаемости (с 7,8 до 8,4 на 1000 населения). Динамика общей смертности за период с 1990 по 2000 год свидетельствует о прекращении резкого ее роста, начиная с 1996 года. Последовательным снижением характеризуется динамика младенческой смертности (в 2000 г. по сравнению с 1994 г. данный показатель уменьшился в 1,5 раза), отмечено снижение смертности детей в целом.
Выполнение двухгодичных медицинских программ Комитета здравоохранения позволило сохранить гарантированное медицинское обеспечение москвичей и полноценное функционирование всех лечебно-профилактических учреждений. Осуществление программных мероприятий способствовало улучшению организации и оказания медицинской помощи по ряду важнейших направлений.
Выполнялась Московская городская программа обязательного медицинского страхования, причем в 2000-2001 гг. значительно повышена эффективность работы фонда ОМС по учету и контролю за поступлением страховых взносов и совершенствованию тарифов на услуги.
Введена целевая диспансеризация населения, итоги осуществления которой позволяют считать ее реальным путем профилактики, ранней диагностики и своевременного лечения многих патологических состояний и оздоровления населения в целом. Итоги проведения целевой диспансеризации в 1998-2001 гг. были обсуждены на заседании Правительства Москвы, признаны эффективными и перспективными: постановлением Правительства Москвы от 24.07.2001 г. N 682-ПП утверждена программа Комитета здравоохранения "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002-2004 гг.".
Комплекс проводимых мер привел к снижению заболеваемости населения по ряду инфекционных заболеваний: дифтерии в 2,6 раза, скарлатине на 25%, сифилису более, чем на 10%, кишечным инфекциям на 25%, эпидемическому паротиту в 3,3 раза, заболеваемость вирусным гепатитом В уменьшилась на 34%, гепатитом С - на 39%. Учитывая крайне неблагоприятную ситуацию с ВИЧ-инфекцией, разработаны и реализуются меры эпидемиологического надзора, контроля за обеспечением безопасности донорской крови, биологических жидкостей и тканей; организовано обследование на ВИЧ-инфекцию в 32 лабораториях по диагностике СПИД различного подчинения. Создана сеть кабинетов для оказания наркологической помощи детско-подростковому населению в поликлиниках, функционируют учебно-методический центр профилактики химической зависимости и городской научно-практический центр профилактики наркомании.
В практическое здравоохранение внедряются современные организационные и лечебно-диагностические технологии, успешно реализуется принципиально новая система лекарственного обеспечения льготных категорий населения через аптечные пункты лечебно-профилактических учреждений по месту жительства.
Представленные данные свидетельствуют о целесообразности дальнейшей работы городского здравоохранения на основе программы, включающей ведущие направления охраны здоровья населения на ближайшие годы.
Охрана здоровья отнесена в разряд важнейших задач социальной политики государства в послании Президента страны Федеральному Собранию и в "Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года". В указанных документах ставятся проблемы постепенной стабилизации численности населения, укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни. К сфере здравоохранения отнесены задачи снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, увеличения продолжительности жизни путем сокращения заболеваемости и инвалидности, улучшения репродуктивного здоровья населения, укрепления здоровья детей и других контингентов, прежде всего за счет профилактики раннего выявления патологических отклонений.
Комитетом здравоохранения разработана "Программа обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 2002-2003 гг.", основанная на ведущих направлениях "Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года", "Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью" (постановления Правительства РФ от 29.11.2000 г. N 907 и от 24.07.2001 г. N 550) и учитывающая региональные особенности состояния здоровья москвичей и городской системы здравоохранения.
Программа составлена с учетом действующего законодательства Российской Федерации об охране здоровья народа, медицинском страховании, нормативных документов Минздрава РФ и отражает позицию Правительства Москвы по проблеме обеспечения населения города медико-санитарной помощью.
2. Паспорт программы
Наименование программы: Программа обеспечения медицинской помощью
населения г. Москвы на 2002-2003 гг.
Государственный заказчик: Комитет здравоохранения Москвы
Разработчик программы: Комитет здравоохранения Москвы
Основные исполнители: Управления здравоохранения административных
округов, лечебно-профилактические учреждения
Сроки реализации: 2002-2003 гг.
Цель и основные Цель программы - удовлетворение потребности
направления программы населения Москвы в медико-санитарной помощи и
повышение качества всех видов медицинского
обеспечения за счет внедрения
ресурсосберегающих медицинских технологий,
медико-экономических стандартов и
организационных преобразований в системе
городского здравоохранения.
Ведущими направлениями программы являются:
- безусловное выполнение государственных
гарантий обеспечения населения бесплатной
медицинской помощью;
- дальнейшая реализация мер по городским
приоритетным направлениям здравоохранения;
- эффективное использование потенциала
негосударственных медицинских структур для
реализации городских программ медицинского
обеспечения населения;
- усиление контроля за рациональным и экономным
использованием ресурсов отрасли (внедрение и
контроль соблюдения медико-экономических
стандартов, контроль целевого использования
финансовых средств, развитие единой закупочной
системы оборудования, аппаратуры, расходных
материалов, государственное регулирование цен
на лекарственные препараты, медицинскую технику
и изделия, что потребует решения на федеральном
уровне);
- меры по оптимизации лекарственного
обеспечения населения (льготного, в
стационарах, в розничной торговле) и постоянный
контроль этого обеспечения;
- поддержка приоритетных для городского
здравоохранения научных разработок и строгий
контроль внедрения их результатов;
- дальнейшее реформирование стационарной сети и
централизация диагностических (лабораторных и
инструментальных) служб;
- развитие системы перманентного обучения всех
групп медицинских работников.
Программа включает 5 подпрограмм, отражающих
основные направления деятельности медицинской
службы города и определяющих уровень
медицинского обеспечения населения г. Москвы:
1. Государственное гарантированное медицинское
обеспечение населения.
1.1. Городские медицинские приоритеты.
1.2. Развитие и содержание государственных
медицинских учреждений.
1.3. Московская городская программа
обязательного медицинского страхования.
2. Развитие негосударственных форм медицинского
обеспечения населения.
3. Совершенствование организации медицинской
помощи.
4. Совершенствование управления и экономики
городского здравоохранения.
5. Подготовка кадров и социальная защита
медицинских работников.
Ожидаемые результаты Реализация программы явится этапом повышения
доступности, эффективности и качества
медицинского обеспечения населения Москвы путем
осуществления:
- безотказной медицинской помощи населению всех
возрастных и социальных групп в объеме
гарантированного государством медицинского
обеспечения по системе бюджетного
финансирования и Московской городской программы
ОМС;
- комплекса профилактических,
лечебно-диагностических и реабилитационных мер
в рамках проведения целевой диспансеризации
определенных контингентов населения;
- дальнейшей разработки и внедрение внедрения
научно обоснованных медико-экономических
стандартов, современных эффективных медицинских
технологий;
- всесторонней поддержки различных
негосударственных форм медицинского
обеспечения и привлечения их к оказанию
медицинских услуг населению города на основе
государственного заказа территориального
здравоохранения;
- оптимизации организационных форм и управления
в системе городского здравоохранения;
- мероприятий по привлечению дополнительных
финансовых и материальных источников для
развития отрасли;
- целевого и эффективного использования
финансовых и материальных ресурсов
здравоохранения.
Источники финансирования: Средства городского бюджета, средства
обязательного медицинского страхования,
внебюджетные средства
См. Положение о порядке учета бюджетных ассигнований (страховых платежей) на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 г. N 544-ПП
Объем финансирования: 2002 год:
Всего - 30804,8 млн. руб,
в том числе:
бюджет - 20477,4 млн. руб. (проект);
ОМС - 9733,0 млн. руб.
внебюджетные источники - 594,4 млн. руб.
расчетно).
2003 год:
Всего - 40046,2 млн. руб,
в том числе (с учетом дефлятора):
бюджет - 26620,6 млн. руб.;
ОМС - 12652,9 млн. руб.
внебюджетные источники - 772,7 млн. руб.
(расчетно).
Итого по Программе: 70851,0 млн. руб.
В случае перехода на систему обязательного
медико-социального страхования объемы
финансирования программы будут
корректироваться.
Система контроля за Текущий контроль и представление этапных и
выполнением программы: итоговых результатов выполнения программы на
рассмотрение Правительства Москвы осуществляет
Комитет здравоохранения Москвы
Управление программой: Реализация планируемых мероприятий
обеспечивается Комитетом здравоохранения.
Процесс управления программой предполагает
этапную оценку результатов реализации программы
главными профильными специалистами и
медицинским управлением Комитета
здравоохранения.
Подпрограмма 1 Государственное гарантированное медицинское обеспечение населения
1.1. Городские медицинские приоритеты
Цель - безотказное обеспечение населения Москвы всех возрастных и социальных групп медицинской помощью и профилактическими мероприятиями гарантированного объема и качества.
Источники финансирования: городской бюджет, средства ОМС.
Объем финансирования: (расчетно) 69483,9 млн. рублей, из них на 2002 г. - 30210,4 млн. рублей (городской бюджет - 20477,4 млн.рублей, средства ОМС - 9733,0 млн. рублей).
Наименование мероприятий |
Пути реализации |
Стоимость в млн.руб. * |
Ожидаемые результаты |
Целевая диспансеризация |
Выполнение программы "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002 - 2004 гг.", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24.07.2001 г. N 682-ПП |
Всего - 591,6 в т.ч.: 2002 г. - 288,4 2003 г. - 303,2 |
Совершенствование системы профилактической медицины: снижение риска возникновения заболеваний, их раннее выявление и лечение, уменьшение заболеваемости, инвалидизации и смертности, а в целом - улучшение состояния здоровья населения |
Скорая и неотложная медицинская помощь |
Повышение оперативности выполнения вызовов за счет автоматизированного управления работой выездных бригад. Обеспечение установленного качества СМП на основе утвержденных медико-экономических стандартов. Укрепление и развитие материально-технической базы ССиНМП |
Всего - 3005,6 в т.ч.: 2002 г. - 1308,5 2003 г. - 1697,1 |
Обеспечение бесплатной и общедоступной скорой и неотложной медицинской помощью, снижение числа осложнений и летальности за счет оптимизации тактики ведения больных, повышение квалификации медицинского персонала, максимальное сокращение сроков прибытия к пациенту |
Экстренная медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях (городская служба медицины катастроф) |
Комплекс мер по поддержанию в постоянной готовности сил и средств к переводу на режим ЧС. Совершенствование системы подготовки кадров городской службы медицины катастроф. Утверждение медикоэкономических стандартов оказания помощи пострадавшим в ЧС различных видов. Отработка комплекса действий при угрозе и возникновении террористических актов. |
Всего - 63,4 в т.ч.: 2002 г. - 29,3 2003 г. - 34,1 |
Обеспечение эффективной и оперативной организации оказания всех видов экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЧС, повышение защищенности медицинских учреждений от ЧС. Повышение готовности медицинской службы города к действиям в условиях террористических актов, в т.ч. с применением химических и биологических агентов. |
Охрана здоровья матери и ребенка |
Обеспечение установленного объема и качества всех видов медицинской помощи на основе утвержденных медико-экономических стандартов Совершенствование медицинской помощи матерям и детям путем внедрения современных лечебно-диагностических технологий |
Всего - 9246,9 в т.ч.: 2002 г. - 4029,1 2003 г. - 5217,8 |
Повышение уровня здоровья подрастающего поколения и женщин репродуктивного возраста; снижение материнской и детской смертности и заболеваемости, инвалидизации детей |
Медицинская помощь при острозаразных и социально-значимых заболеваниях |
Обеспечение населения медицинской помощью: - дермато-венерологического профиля; - онкологической; - психиатрической; - наркологической; - при инфекционных заболеваниях. Совершенствование медицинской помощи путем разработки и внедрения эффективных профильных медицинских технологий |
Всего - 8461,9 в т.ч.: 2002 г. - 3680,8 2003 г. - 4781,1 |
Оздоровление населения за счет уменьшения количества и снижения тяжести патологического процесса при социально значимых и острозаразных заболеваниях; улучшение эпидемиологической обстановки |
Вакцино-профилактика |
Обеспечение дифференцированной специфической иммунизации. Комплексные меры контроля за своевременностью и качеством профилактики заболеваемости средствами специфической иммунизации |
Всего - 394,4 в т.ч.: 2002 г. - 173,4 2003 г. - 221,0 |
Стабилизация или снижение заболеваемости при различных видах инфекций за счет активной специфической иммунизации |
Охрана здоровья подростков, студентов и учащихся средних специальных учебных заведений |
Обеспечение установленного объема и качества всех видов медицинской помощи на основе утвержденных медико-экономических стандартов. Совершенствование медицинской помощи путем внедрения современных лечебно-диагностических технологий |
Всего - 160,7 в т.ч.: 2002 г. - 71,6 2003 г. - 89,1 |
Улучшение основных показателей здоровья за счет снижения общей заболеваемости и смертности, медикосоциальной реабилитации, пропаганды здорового образа жизни |
Лечение ветеранов (инвалидов) войн |
Обеспечение инвалидов и участников войн всеми видами медицинской помощи на амбулаторном и стационарном этапах, своевременной и полноценной реабилитацией |
Всего - 1716,3 в т.ч.: 2002 г. - 747,9 2003 г. - 968,4 |
Более полное удовлетворение потребности ветеранов и инвалидов в лечебно-профилактическом и реабилитационном обеспечении |
Ургентная кардиологическая помощь |
Разработка и внедрение единых алгоритмо диагностики и лечения различных видов кардиопатологии. Обеспечение преемственности в оказании неотложной кардиологической помощи на догоспитальном этапе. Реформирование структурных подразделений по оказанию неотложной кардиологической помощи. Внедрение современных технологий с использованием эндоваскулярных и хирургических методов лечения |
Всего - 380,0 в т.ч.: 2002 г. - 166,9 2003 г. - 213,1 |
Повышение качества оказания медицинской помощи ургентным кардиологическим больным, снижение летальности и инвалидизации, сокращение сроков пребывания больных в стационаре |
Медицинская помощь при сахарном диабете |
Обеспечение больных сахарным диабетом доступной эндокринологической помощью на внебольничном и стационарном этапах. Оптимизация системы лабораторного контроля и обучения больных самоконтролю |
Всего - 1323,4 в т.ч.: 2002 г. - 577,1 2003 г. - 746,3 |
Удовлетворение больных сахарным диабетом эндокринологической помощью; уменьшение числа случаев поздней госпитализации при развившихся осложнениях; повышение социальной адаптации и возможности трудовой деятельности |
Лечение заболеваний системы крови |
Разработка системы мероприятий по созданию в городе высокооснащенной гематологической службы, способной проводить лечение больных с заболеваниями системы крови по современным международным программам с применением новейших медицинских технологий. Обеспечение гематологических больных всеми показанными видами медицинской помощи |
Всего - 140,3 в т.ч.: 2002 г. - 62,7 2003 г. - 77,6 |
Повышение эффективности и качества оказания всех видов медицинской помощи при заболеваниях системы крови; улучшение показателей здоровья, в т.ч. продление жизни |
Нарушения мозгового кровообращения |
Обеспечение доступной медицинской помощи больным с различными типами нарушений мозгового кровообращения. Повышение качества лечения за счет внедрения эффективных лечебно-диагностических и реабилитационных технологий |
Всего - 842,3 в т.ч.: 2002 г. - 367,9 2003 г. - 447,4 |
Улучшение прогноза и результатов лечения больных с нарушениями мозгового кровообращения |
Почечная недостаточность |
Совершенствование городской системы обеспечения медицинской и медико-социальной помощи больным с почечной недостаточностью. Внедрение современных медицинских технологий лечения почечной недостаточности |
Всего - 1514,7 в т.ч.: 2002 г. - 662,1 2003 г. - 852,6 |
Повышение уровня и качества медицинской помощи больным, страдающим почечной недостаточностью, улучшение качества медико-социальной реабилитации нефрологических больных |
Восстановительное лечение |
Обеспечение больных с ограниченной двигательной активностью восстановительным лечением. Внедрение эффективных дифференцированных восстановительных технологий |
Всего - 501,2 в т.ч.: 2002 г. - 155,7 2003 г. - 345,5 |
Снижение временной и стойкой утраты трудоспособности и достижение максимально возможного участия в жизни общества и семьи |
Научное обеспечение медицинской помощи |
Формирование и реализация программы НИР по проблемам организации медицинского обеспечения, диагностики, профилактики и лечения распространенных заболеваний с учетом состояния здоровья москвичей. Внедрение результатов НИР в практическое здравоохранение города |
Всего - 248,1 в т.ч.: 2002 г. - 109,6 2003 г. - 138,5 |
Научная поддержка городского здравоохранения. Разработка и внедрение новых форм организации и управления как медицинской службы в целом, так и конкретных видов специализированного медицинского обеспечения, эффективных методов диагностики и лечения ряда неотложных состояний. |
Развитие медицинских автоматизированных информационных систем |
Дальнейшее развитие автоматизированной интегрированной информационной системы Комитета здравоохранения, управлений здравоохранения административных округов, специализированных медицинских служб и ЛПУ Информационное обеспечение совместно с ЦГСЭН в г.Москве системы социальногигиенического мониторинга |
Всего - 53,8 в т.ч.: 2002 г. - 25,1 2003 г. - 28,7 |
Создание единого информационного пространства отрасли здравоохранения для повышения оперативности принятия управленческих решений, системного анализа статистических данных, контроля качества медицинского обслуживания на всех уровнях городской медицинской службы |
Лекарственное обеспечение |
Оценка потребности и поддержание необходимого уровня лекарственного обеспечения для полноценного оказания всех видов медицинской помощи Дальнейшая оптимизация внедренной организационной формы льготного лекарственного обеспечения декретированных групп населения через аптечные пункты ЛПУ по месту жительства. Система постоянного контроля за уровнем закупочных цен, выпиской рецептов и отпуском медикаментов (адресность обеспечения). Поддержка продукции отечественных заводов - производителей лекарств. Меры по оптимизации лекарственного обеспечения населения, не имеющего льгот (в стационарах, в розничной торговле) |
Всего - 14796,6 в т.ч.: 2002 г. - 6435,0 2003 г. - 8361,6 |
Дальнейшее совершенствование системы обеспечения населения медикаментами и изделиями медицинского назначения в достаточном ассортименте и объеме по доступным ценам. Осуществление строгого контроля за закупочной деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Обеспечение потребности стационарных лечебных учреждений лекарственными препаратами. |
Оснащение медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений |
Совершенствование технической вооруженности медицинских учреждений на основе оценки потребностей в зависимости от типа учреждения. Обеспечение контроля за эффективностью использования медицинскими учреждениями аппаратуры и оборудования |
Всего - 1955,3 в т.ч.: 2002 г. - 851,8 2003 г. - 1103,5 |
Повышение уровня лечебно-диагностического процесса; оптимизация использования медицинским учреждениями современной лечебно-диагностической техники; рациональное использование бюджетных средств и техническое переоснащение отрасли |
Развитие материальнотехнической базы лечебно-профилактических учреждений |
Реализация утвержденных планов текущего и капитального ремонта, реконструкции и строительства |
Всего - 1685,4 в т.ч.: 2002 г. - 734,5 2003 г. - 950,9 |
Поддержание и укрепление материальнотехнической базы учреждений, создание благоприятных условий для осуществления лечебно-диагностического процесса и обеспечение сетью ЛПУ районов массовой жилой застройки |
* Приведенное в таблице финансовое обеспечение программы представлено в рамках утвержденного объема средств бюджета по отрасли "Здравоохранение".
1.2. Московская городская программа обязательного медицинского страхования
Цель - безотказное обеспечение застрахованных по ОМС жителей г.Москвы бесплатной медицинской помощью гарантированного объема в учреждениях здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования г.Москвы.
Порядок обеспечения медицинской помощью за счет средств ОМС г.Москвы жителей других территорий РФ и иных категорий граждан, имеющих право на обязательное медицинское страхование, определяется законодательными актами и нормативно-распорядительными документами Российской Федерации и города Москвы, Правилами обязательного медицинского страхования населения г.Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы.
См. Порядок и условия предоставления медицинской помощи по Московской городской программе ОМС, утвержденные приказом Департамента здравоохранения г. Москвы и Московского городского ФОМС от 11 октября 2010 г. N 1794/130
См. Положение об обеспечении и защите прав граждан при получении медицинской помощи по Московской городской программе обязательного медицинского страхования, утвержденное решением Правления Московского городского ФОМС 26 декабря 2002 г.
Медицинские учреждения, подведомственные Комитету здравоохранения Москвы, допускаются к включению в систему ОМС по согласованному решению Комитета здравоохранения Москвы и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.
Медицинские учреждения федеральных министерств, ведомств и организаций г.Москвы допускаются к включению в систему ОМС г.Москвы в соответствии с решением Межведомственной комиссии по отбору медицинских учреждений, образованной Правительством Москвы.
Перечень медицинских учреждений, неподведомственных Комитету здравоохранения Москвы, допущенных к выполнению Московской городской программы ОМС в целях обеспечения застрахованных по ОМС в г.Москве специализированной медицинской помощью, дефицит которой испытывает городская сеть медицинских учреждений, по решению Межведомственной комиссии может быть изменен.
В целях определения необходимых ресурсов и подготовки прогнозов для стабильного финансирования Московской городской программы ОМС учет объемов оказанной медицинской помощи производится по медицинским услугам в соответствии с Московским городским реестром медицинских услуг в системе ОМС. Тарифы на медицинские услуги и изменения и дополнения к Реестру определяются Комиссией по тарифам на услуги в системе ОМС г.Москвы, образованной Комитетом здравоохранения Москвы, Московским городским фондом ОМС, Московской ассоциацией медицинских страховых организаций, Советом профсоюзов работников здравоохранения г.Москвы, общественными объединениями медицинских работников. Решение Комиссии является неотъемлемой частью Генерального соглашения о тарифах на медицинские услуги в системе ОМС.
В рамках Московской городской программы ОМС гарантированно предоставляются следующие виды медицинской помощи:
1.2.1. Скорая и неотложная медицинская помощь (в случае оказания ее специализированными бригадами реанимационной помощи, являющимися структурными подразделениями медицинских учреждений).
1.2.2. Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая:
- мероприятия по профилактике заболеваний (в том числе диспансерное наблюдение, включая наблюдение здоровых детей, проведение профилактических осмотров, в том числе предварительных при поступлении на работу и периодических осмотров лиц, перечень которых определяется Правительством Москвы);
- диагностику и лечение острых заболеваний, обострений хронических заболеваний;
- диагностику и лечение травм и отравлений;
- наблюдение за течением беременности и послеродовых осложнений;
- лечебную стоматологическую помощь;
- зубное протезирование детям;
- восстановительное лечение и реабилитацию в амбулаторнополиклинических учреждениях и на дому, а также в дневных стационарах, стационарах на дому.
1.2.3. Стационарная медицинская помощь, включая медикаментозное обеспечение (за исключением дорогостоящих видов медицинской помощи, финансируемых за счет бюджета) при требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения:
- острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах;
- патологии беременности, родах и абортах;
- плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации.
Плановая госпитализация с целью проведения лечения и реабилитации, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, осуществляется стационарами (отделениями) дневного пребывания больничных учреждений.
1.2.4. Дальнейшее совершенствование системы ОМС.
С целью повышения результативности использования системы ОМС как важнейшей составляющей городского здравоохранения предусматривается:
1. Оптимизация эффективности и адресности использования средств ОМС в целях обеспечения защиты прав застрахованных; отработка процедуры предъявления регрессных исков к юридическим и физическим лицам, ответственным за вред, причиненный застрахованным.
2. Совершенствование системы учета оказанных медицинских услуг населению г.Москвы на основе полиса ОМС с пластиковой карточкой медицинского страхования, позволяющего перейти на новую систему идентификации застрахованного по ОМС.
3. Разработка и внедрение механизма дифференцированного финансирования медицинских учреждений, работающих в системе ОМС.
4. Повышение эффективности учета и контроля расходования средств ОМС на основе создания единого информационного пространства ОМС и здравоохранения, обеспечивающего электронный обмен медико-экономической и статистической информацией между участниками системы ОМС с последующим ее накоплением и принятием управленческих решений.
5. Проведение работы по внедрению корпоративной сети ОМС и здравоохранения, обеспечивающей автоматизированный учет объемов персонализированной медицинской помощи, оказанной в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС, и создание на этой основе единой базы данных, позволяющей формировать функциональную и информационную модели управления экономическими ресурсами ОМС.
6. Разработка и внедрение новаций по введению способа оплаты амбулаторно-поликлинической помощи по сложным и комплексным медицинским услугам.
7. Повышение эффективности и адресности использования денежных средств, поступающих в составе единого социального налога на финансирование Московской городской программы ОМС, включая использование средств на оплату медицинской помощи. организацию системы ОМС и развитие материально-технической базы ЛПУ, участвующих в выполнении программы ОМС.
8. Разработка методики экономического анализа "Консолидированная система учета и анализа затрат в медицинском учреждении (организации)".
Источники финансирования: Средства единого социального налога (взноса), в части зачисляемой в фонд ОМС, а также взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренные в бюджете города Москвы на здравоохранение и перечисляемые непосредственно в лечебно-профилактические учреждения Комитетом здравоохранения Москвы и управлениями здравоохранения административных округов.
Подпрограмма 2 Развитие негосударственных форм медицинского обеспечения населения
Цель - более полное удовлетворение потребности населения в медицинской (преимущественно специализированной) помощи за счет регулирования рынка медицинских услуг и координации деятельности негосударственных коммерческих и некоммерческих медицинских организаций.
Источники финансирования: средства негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, средства бюджета по договорам выполнения отраслевого заказа, средства ОМС по договорам, средства предприятий и организаций, личные средства граждан. Ограниченные возможности бюджета не позволяют в полной мере обеспечить потребности населения во всех видах медико-санитарной, реабилитационной и медико-социальной помощи.
В определенной степени этапному решению проблемы повышения доступности медицинских услуг москвичам будет способствовать более активное привлечение существующих и вновь создаваемых негосударственных (как коммерческих, так и некоммерческих) медицинских структур к участию в выполнении государственных программ медицинского обеспечения населения в виде городского заказа. Первый опыт такого взаимодействия в Москве уже имеется.
Так, коммерческие стоматологические организации участвуют в осуществлении зубопротезирования пациентам льготных категорий.
На договорных началах используются возможности негосударственных ритуальных организаций по выделению мест в трупохранилищах, предоставлении спецавтотранспорта и персонала для перевозки трупов.
АО "Медицина", работающее на коммерческой основе, обеспечивает бесплатной медицинской помощью часть территориального населения и проводит рентгенологические исследования для жителей Центрального административного округа, в соответствии с заключенным с Комитетом здравоохранения договором.
В целях дальнейшего повышения эффективности медицинской помощи больным, страдающим хронической почечной недостаточностью, Комитетом здравоохранения Москвы заключены договора отраслевого заказа на оказание медицинских услуг в области гемодиализа с ООО "Центр диализа" (в 1999 г.) и ООО "Фесфарм" (в 2001 г.).
Однако проблему обеспечения диализной помощью населения г.Москвы и в настоящее время нельзя считать решенной. Доля больных, получивших адекватное лечение диализом в 2000 г. составила 84%, в 2001 г. - 85% от общего числа нуждающихся 256 из 1602 больных в 2000 г. и 250 из 1667 - на 01.11.2001 г.) не могли быть своевременно обеспечены необходимой помощью. Таким образом, считаем необходимость дальнейшего развития службы диализа в г.Москве.
О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации см. приказ Минздрава РФ от 13 августа 2002 г. N 254
Исходя из накопленного опыта, представляется перспективным дальнейшее увеличение объемов оказания медицинской помощи населению негосударственными медицинскими организациями, преимущественно по видам, потребность в которых не полностью удовлетворяется в системе городского здравоохранения.
С этой целью предусматривается создание негосударственных медицинских структур на базе неэффективно или недостаточно эффективно используемых в настоящее время зданий, отделений и материально-технической базы учреждений здравоохранения с одновременной гарантией по выполнению городского заказа на оказание определенных видов медицинской помощи населению.
Другой формой является некоммерческое партнерство Комитета здравоохранения и негосударственной медицинской организации с долевыми вложениями на создание и развитие организации (отделения, операционного блока, диагностического центра и др.) по высокотехнологическим видам медицинской помощи или диагностических исследований. К примеру, Комитет выделяет помещение и передает в лизинг оборудование, негосударственная структура предоставляет высококвалифицированные кадры и обеспечивает дооснащение.
Одним из вариантов может быть договорная система проведения оперативных вмешательств, консультативно-диагностической деятельности профильными специалистами негосударственных структур на базе городских учреждений, а также, напротив, направление Комитетом здравоохранения жителей Москвы для лечения или консультации и проведения комплекса диагностических исследований на базе негосударственной медицинской организации.
Этапная работа по расширению негосударственных форм медицинского обеспечения планируется по следующим видам медицинской помощи:
- пластическая хирургия, косметология;
- восстановительное лечение (массаж, бальнеотерапия, механотерапия, фитотерапия и др.); хроническая почечная недостаточность;
- дорогостоящие диагностические (лабораторные и инструментальные) исследования;
- литотрипсия;
- гинекологическая и урологическая патология;
- зубопротезирование;
- дорогостоящая современная диагностика;
- профилактические осмотры (кроме целевой диспансеризации);
- вакцинопрофилактика (кроме обязательных категорий населения);
- экстракорпоральное оплодотворение;
- анонимные обследования на ВИЧ и вензаболевания.
Предусмотрены следующие формы реализации обеспечения населения указанными видами медицинской помощи:
Форма обеспечения медицинской помощи |
Вид медицинской помощи |
Планируемые объемы средств 2002 год** в тыс. рублей |
Планируемые объемы средств 2002 год** в тыс. рублей |
I. Договорная система Комитета здравоохранения и негосударственных медицинских организаций (бюджетные средства в рамках отраслевого заказа) |
1. Зубопротезирование льготных категорий населения 2. Лечение больных с хронической почечной недостаточностью 3. Лечение больных с гинекологической и урологической патологией 4. Дорогостоящая диагностика |
|
|
Итого: |
616813,7 |
802857,8 |
|
II. Привлечение средств граждан и работодателей (внебюджетные источники) |
1. Пластическая хирургия и косметология 2. Восстановительное лечение 3. Уход за больными по социальным показаниям 4. Профилактические осмотры 5. Вакцинопрофилактика (кроме обязательной) 6. Зубопротезирование (кроме льготных категорий населения) 7. Экстракорпоральное оплодотворение 8. Другие виды медицинской помощи по добровольному медицинскому страхованию и на платной основе по желанию граждан |
|
|
Итого: |
594400,0 |
772720,0 |
Формы поддержки городской службой здравоохранения медицинских предпринимательских структур:
- оказание организационно-методической помощи;
- полноценное информационное обеспечение;
- лицензирование и сертификация;
- аттестация медицинских работников на квалификационные категории;
- привлечение к реализации государственных программ в сфере здравоохранения.
Подпрограмма 3. Совершенствование организации медицинской помощи
Цель - оптимизация медицинского обеспечения населения Москвы за счет дальнейшего реформирования организационной модели здравоохранения на основе создания разноуровневой системы медицинской службы и внедрения эффективных и экономически обоснованных организационно лечебно-диагностических технологий.
Предусматриваются следующие направления деятельности по реализации подпрограммы:
Направления деятельности |
Пути реализации |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
3.1. Совершенствование внестационарных технологий медицинского обеспечения |
3.1.1. Дальнейшее развитие организационных форм внебольничной квалифицированной и специализированной медицинской помощи (стационар на дому, дневной стационар, стационар одного дня). 3.1.2. Организация отделений сестринского ухода и других медико-социальных учреждений. |
Оптимизация системы доступной, экономичеcки рациональной и эффективной медицинской помощи на уровне первичного территориального медико-санитарного обслуживания |
3.2. Реформирование стационарной сети городского здравоохранения |
3.2.1. Этапная реализация Концепции развития стационарных ЛПУ на 1999 - 2005 гг. 3.2.2. Утверждение новой структуры коечного фонда стационарных ЛПУ. 3.2.3. Утверждение критериев оценки стационарных ЛПУ для определения их категорийности. 3.2.4. Разработка "Реестра стационарных ЛПУ г.Москвы по категориям". 3.2.5. Разработка "Положения об аккредитации стационарных ЛПУ Комитета здравоохранения г.Москвы". 3.2.6. Согласование правовых вопросов введения категорийности ЛПУ с Минздравом РФ. |
Обеспечение населения стационарной медицинской помощью, соответствующей по объему и качеству медицинским стандартам, комфортными условиями при рациональном использовании ресурсов отрасли |
3.3. Реорганизация диагностических служб |
3.3.1. Этапная централизация лабораторных и инструментальных диагностических служб (распространение опыта работы лабораторного центра в ЮАО и клиникодиагностической лаборатории в ЮЗАО). 3.3.2. Внедрение лабораторных стандартов, скрининговых программ и современных технологий комплексного лабораторного анализа. 3.3.3. Обеспечение рационального использования высокопроизводительного диагностического оборудования. |
Обеспечение населения доступной и своевременной диагностикой на догоспитальном этапе за счет централизации лабораторных служб и внедрения современных эффективных технологий, рационального использования дорогостоящего оборудования |
Подпрограмма 4. Совершенствование управления и экономики системы городского здравоохранения
Цель - повышение эффективности мер по охране здоровья на основе современных организационно-управленческих технологий, защита прав населения на медицинскую помощь установленного объема и качества и повышение эффективности использования ресурсов отрасли на основе создания единой системы экономики городского здравоохранения.
Предусматриваются следующие направления деятельности по реализации подпрограммы:
Направления деятельности |
Пути реализации |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4.1. Совершенствование системы управления городским здравоохранением |
4.1.1. Продолжение этапных работ по созданию единого информационного пространства городского здравоохранения и системы ОМС. 4.1.2. Разработка медико-экономических стандартов деятельности ЛПУ различных категорий и внедрение действенной системы управления качеством медицинских услуг 4.1.3. Проведение работы по лицензированию и аккредитации с организацией системы предлицензионной подготовки соискателей. |
Повышение эффективности управления на различных уровнях медицинской службы за счет рационального распределения управленческих функций и повышения ответственности всех субъектов управления |
4.2. Оптимизация планирования и экономики городского здравоохранения |
4.2.1. Осуществление мероприятий по контролю за полнотой поступления, целевым и эффективным использованием всех финансовых средств отрасли. 4.2.2. Концентрация основных финансовых ресурсов для реализации мероприятий целевых городских программ по приоритетным направлениям обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы. 4.2.3. Участие в мероприятиях по разработке и принятию критериев по определению категорий лечебных учреждений для введения дифференцированной оплаты за медицинские услуги. 4.2.4. Применение принципов планирования на основе согласованных нормативов, обеспечивающих достижение наилучшего результата с использованием всех имеющихся ресурсов, всех источников финансирования. 4.2.5. Осуществление мероприятий по экономии ресурсов и оптимизации расходов отрасли: а) осуществление мероприятий по централизации закупок лекарственных препаратов, оборудования, расходных материалов в строгом соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе государственных контрактов, размещенных на конкурсной основе; |
Повышение эффективности использования ресурсов отрасли, включая внебюджетные источники, а также обеспечение реальной ответственности подведомственных учреждений и организаций за расходование выделяемых средств |
О реализации мероприятий по определению объема и порядка закупок расходных материалов для лечебно-профилактических учреждений г. Москвы в 2003 г. см. приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 25 сентября 2002 г. N 440
|
б) внедрение передовых ресурсосберегающих медицинских технологий; в) осуществление мероприятий по оснащению современным оборудованием лечебных учреждений с учетом категорий ЛПУ; г) осуществление мероприятий по контролю за обоснованностью плановых смет расходов ЛПУ. 4.2.6. Разработка инструкции по отражению платежей на ОМС неработающего населения в форме отчетности ведомственного статистического наблюдения. 4.2.7. Принятие участия в подготовке предложений по проекту федерального закона "Об обязательном медико-социальном страховании в Российской Федерации". По принятии закона - осуществление мероприятий по наиболее эффективному вводу в действие его норм. |
|
Подпрограмма 5. Подготовка кадров и социальная защита медицинских работников
Цель - повышение кадровой обеспеченности городского здравоохранения, профессионального уровня и социальных гарантий медицинских работников.
Предусматриваются следующие направления деятельности по реализации подпрограммы:
Направления деятельности |
Пути реализации |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
5.1. Целевая подготовка кадров для городского здравоохранения |
5.1.1. Подготовка ежегодно 450-500 врачей в городской интернатуре и 300 врачей в городской клинической ординатуре по специальностям, обеспечивающим функционирование лечебнопрофилактических учреждений в пределах социальных нормативов. 5.1.2. Обеспечение приема студентов медицинских училищ и колледжей до 6 тыс. человек в год для повышения обеспеченности учреждений здравоохранения средним медицинским персоналом. 5.1.3. Комплектование абитуриентами Московского факультета РГМУ до 240 человек ежегодно. 5.1.4. Организация подготовительного отделения Московского факультета РГМУ. 5.1.5. Обеспечение подготовки резерва на замещение руководящих должностей (15-20 человек). 5.1.6. Проведение встреч со студентами медицинских высших и средних учебных заведений главными специалистами Комитета, главными врачами лечебно-профилактических учреждений и начальниками Управлений здравоохранения административных округов. 5.1.7. С целью доступности специализированной медицинской помощи населению Москвы осуществить поэтапную организацию консультативных отделений при крупных стационарах г.Москвы с закреплением сотрудников стационаров за консультативными отделениями. 5.1.8. Провести работу по привлечению сотрудников кафедр медицинских высших учебных заведений для работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях г.Москвы. |
Более полное удовлетворение потребности городского здравоохранения в медицинских работниках различных категорий |
5.2. Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников |
5.2.1. Развитие системы перманентного обучения различных категорий медицинских работников. 5.2.2. Организация предаттестационной подготовки медицинских работников. 5.2.3. Стимулировать проведение аттестации медперсонала как один из аспектов повышения квалификации медперсонала. |
Повышение профессионального уровня медицинских работников и возможность перераспределения кадров в зависимости от потребностей медицинской службы |
5.3. Меры по социальной защите медицинских работников |
5.3.1. Обеспечение выполненения трехстороннего соглашения Правительства Москвы, Совета профсоюза медицинских работников и Комитета здравоохранения о социально-трудовых отношениях в отрасли. 5.3.2. Обеспечение взаимодействий с Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы по трудоустройству безработных медицинских и фармацевтических работников, квотировании рабочих мест. 5.3.3. Подготовить предложения в Правительство Москвы по определению юридического статуса служебной жилой площади для медицинских работников (3 кв. 2002 г.) 5.3.4. Передать в Управление по связям с органами законодательной и исполнительной власти законопроект "О страховании профессиональной ответственности медицинских работников" для возможного рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания (2 кв. 2002 г.) 5.3.5. Подготовить расчеты и представить в Правительство Москвы проект решения по повышению уровня оплаты труда медработников за счет реализации прав субъектов Российской Федерации, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации (1 кв. 2002 г.) |
Обеспечение социальных гарантий установленного объема |
4. Финансовое обеспечение программы
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики в 2002 году и на период до 2004 года, направленных Минэкономразвития России органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, основной целью государственной политики в области реформирования здравоохранения на период до 2004 года является улучшение состояния здоровья населения на основе всеобщей доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской практики.
Особенностью функционирования учреждений здравоохранения является непрерывность, регулярность оказания медицинской помощи населению. В связи с этим важнейшим качеством финансового процесса является своевременное и в полном объеме поступление финансовых средств в учреждения здравоохранения, несоблюдение даже одного из этих обязательных условий ведет к серьезному сбою в оказании медицинской помощи гражданам. При этом надо иметь в виду, что именно в учреждениях здравоохранения Москвы оказываются наиболее сложные медицинские услуги, которые в силу ряда объективных причин не удается оказывать гражданам непосредственно в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации.
То же самое касается и бесперебойности финансирования целевых программ, даже единичные случаи сбоев в обеспечении финансовыми ресурсами целевых программ могут привести к срыву выполнения отдельных программных мероприятий, что негативно отразится на здоровье москвичей и не позволит добиться позитивных конечных результатов, предусмотренных программами.
Основной задачей в области здравоохранения является продолжение реформы в отрасли, направленной на реализацию конституционных гарантий граждан на бесплатную медицинскую помощь, сохранение накопленного потенциала здравоохранения и медицинской науки, недопущение снижения объемов и видов медицинской и лекарственной помощи населению и предусматривающей концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.
Способствовать решению данной задачи должно усиление контроля за полным, целевым и эффективным использованием средств отрасли.
Достоверность, полнота и своевременность учета и отчетности - важная предпосылка экономически обоснованного планирования и финансирования затрат на содержание подведомственных учреждений и обеспечения сохранности государственной собственности.
Источниками финансирования программы являются средства городского бюджета, средства обязательного медицинского страхования, внебюджетные средства.
2002 год:
Всего - 30804,8 млн. руб.,
в том числе:
бюджет - 20477,4 млн. руб.
ОМС - 9733,0 млн. руб.
внебюджетные источники - 594,4 млн. руб. (расчетно).
2003 год:
Всего - 40046,2 млн. руб.,
в том числе (с учетом дефлятора):
бюджет - 26620,6 млн. руб.;
ОМС - 12652,9 млн. руб.;
внебюджетные источники - 772,7 млн. руб. (расчетно).
Итого по Программе: 70851,0 млн. руб.
5. Заключение
Программа обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 2002-2003 гг. направлена на поиск оптимальных форм и методов медицинского обеспечения населения, дающих возможность при существующих нестабильных социальных и экономических условиях не только сохранить необходимые объем и качество медицинских услуг, но и добиться их повышения за счет рационального использования ресурсов отрасли, внедрения высокоэффективных организационно-управленческих и лечебно-диагностических технологий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 22 января 2002 г. N 62-ПП "О выполнении Программы обеспечения медицинской помощью... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.