Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 5 февраля 2002 г. N 104-ПП
Временный порядок
разработки, согласования, утверждения и состава предпроектной документации (обоснований инвестиций) и оценки компенсационных затрат при реформировании, перебазировании промышленных предприятий в г.Москве
22 января 2008 г.
"Временный порядок разработки, согласования, утверждения и состава предпроектной документации (обоснований инвестиций) и оценки компенсационных затрат при реформировании, перебазировании промышленных предприятий в г. Москве"*(1) (в дальнейшем "Временный порядок") разработан в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 24.12.99 N 1490-РМ "О мерах по реализации распоряжения Мэра Москвы от 21.05.99 N 517-РМ "Об утверждении Перечня предприятий и организаций на территории исторического центра Москвы, подлежащих перебазированию, реформированию, ликвидации, а также распоряжением Мэра Москвы от 20.04.99 N 375-РМ "Об утверждении нормативно-методической документации по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных в историческом центре города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий".
"Временный порядок" разработан специалистами ОАО "Московская управляющая финансовая компания" с привлечением специализированных проектных организаций.
Целью разработки является установление порядка разработки, согласования, утверждения и состава предпроектной документации по обоснованию инвестиций и оценки компенсационных затрат на реформирование или перебазирование промышленных предприятий в г. Москве для решения задач улучшения градостроительного облика, экологической обстановки и эффективного использования городских территорий.
"Временный порядок" разработан в соответствии со "Схемой организации работ по перебазированию, реформированию предприятий и организаций расположенных на территории г. Москвы" (приложение 1, поз. 3-15), одобренной решением Объединенной коллегии по промышленной политике (пункт 3 решения Коллегии от 03.02.2000 г. N 48/1), с учетом основных положений "Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95), "Порядка разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" (СП 11-101-95), "Положения о едином порядке предпроектной подготовки строительства в городе Москве" (2-я редакция, утвержденная Распоряжением Мэра от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ), "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов" (Москва. Экономика. 2000), утвержденных в 1999 году Минэкономики РФ, Госстроем РФ, Минфином РФ и других действующих в Российской Федерации и г. Москве нормативов по разработке предпроектной документации для предприятий различных отраслей промышленности.
В основу "Временного порядка" положен "Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" (СП 11-101-95).
В настоящей работе учтен накопившийся опыт разработки предпроектной документации при реформировании и перебазировании промышленных предприятий, расположенных в историческом центре Москвы. Размещение перебазируемых и реформируемых производств должно осуществляться, в основном, на производственных площадях других, аналогичных или близких по профилю производства предприятий, неэффективно использующих созданные мощности и расположенных за пределами исторического центра Москвы в промышленных зонах, как правило, в рамках технического перевооружения и реконструкции существующих объектов. При необходимости нового строительства для размещения перебазируемого производства порядок согласования документации осуществляется в строгом соответствии с порядком, предусмотренным приложениями NN 6 и 7 "Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве" (2-ая редакция, глава II) и СНиП 11-01-95. "Временный порядок" ориентирован для использования всеми участниками прединвестиционного процесса (периода) и в первую очередь, для проектных организаций, оценочных фирм, заказчиков, инвесторов, руководителей перебазируемых и реформируемых промышленных предприятий.
Введение
В инвестиционном процессе предпроектная подготовка перебазирования, реформирования промышленных предприятий состоит из следующих основных этапов:
1. Предварительное обследование предприятия, сбор и анализ информации, подготовка предложений по отнесению предприятия к одной из категорий - "перебазирование", "реформирование", "ликвидация"; выпуск соответствующего распорядительного документа Правительства Москвы или Мэра Москвы.
2. Подбор проектной организации для разработки "Обоснований инвестиций", оптимизация производственных мощностей перебазируемого, реформируемого предприятия с учетом сложившегося и прогнозируемого рынков сбыта продукции, уточнение номенклатуры и объемов выпуска продукции, согласование и утверждение задания на разработку Обоснований инвестиций.
3. Подбор предприятий среди аналогичных или близких по профилю производства с незагруженными мощностями и неэффективно используемыми производственными площадями для размещения перебазируемых производств, согласование с собственниками, руководителями административных органов города и других организаций, указанных далее. Выбор оптимального варианта размещения с учетом технической возможности, экономической целесообразности, наличия трудовых ресурсов, транспортных коммуникаций, инженерного обеспечения и др.
4. Рассмотрение и утверждение варианта размещения перебазируемого предприятия на заседании городским органом, принявшим решение о начале финансирования предпроектных работ на перебазирование или реформирование предприятия, выпуск соответствующего распорядительного документа Правительства или Мэра Москвы. Уточнение и дополнение задания на разработку Обоснований инвестиций в соответствии с согласованными условиями размещения перебазируемого производства на новом месте.
5. Завершение разработки Обоснований инвестиций на реформирование или перебазирование предприятий, согласование, экспертиза, утверждение.
6. Оценка компенсационных затрат, связанных с реформированием, перебазированием предприятия.
7. Подготовка материалов для передачи организаторам проведения инвестиционного конкурса.
Порядок работ по перебазированию, реформированию промышленных предприятий, расположенных на территории г. Москвы, приведен в Приложении N 1.
1. Область применения
Настоящий нормативный документ устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения и состав предпроектной документации по Обоснованию инвестиций и оценке компенсационных затрат при реформировании, перебазировании промышленных предприятий в г. Москве и предназначен для использования заказчиками (инвесторами), проектными, оценочными организациями и другими юридическими и физическими лицами - участниками прединвестиционного процесса.
2. Общие положения
2.1. При разработке Обоснований инвестиций необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, г. Москвы, субъектов Российской Федерации (в случае размещения перебазируемых производств на их территориях) и другими государственными актами, регулирующими инвестиционную деятельность.
2.2. Разработка Обоснований инвестиций осуществляется с учетом Генерального плана Москвы, положений и заданий, содержащихся в городских программах перебазирования, реформирования промышленных предприятий, промышленных зон г. Москвы и других целевых программ Правительства Москвы и Правительства Российской Федерации.
2.3. Обоснования инвестиций разрабатываются заказчиками, в том числе и городскими, с привлечением, при необходимости, на договорной основе проектных, оценочных и других организаций, а также юридических и физических лиц, получивших в установленном порядке право на соответствующий вид деятельности (лицензию).
2.4. Результаты Обоснований инвестиций и оценка компенсационных затрат служат основанием для принятия решения о технической возможности, экологической допустимости, коммерческой, экономической, социальной целесообразности инвестиций в реформирование или перебазирование предприятий.
2.5. Материалы Обоснований инвестиций и оценки компенсационных затрат являются составной частью общего бизнес-плана предпроектной документации на строительство объектов на освобождаемой территории, входят в комплект документов, представляемых на инвестиционный конкурс и определяют стоимость затрат на реформирование и перебазирование промышленных предприятий.
3. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав Обоснований инвестиций на перебазирование, реформирование предприятий
Постановлением Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 53-ПП в пункт 3.1 настоящего приложения внесены изменения
3.1. Решение о разработке и финансировании Обоснований инвестиций принимается городским органом, которому распорядительным документом Мэра или Правительства Москвы поручена координация работ по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, и реабилитации освобождаемых территорий.
3.2. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, в случае привлечения к разработке Обоснований инвестиций специализированных проектных организаций, является договор. Необходимой частью договора должно быть задание на разработку Обоснований инвестиций*(2) на перебазирование, реформирование, в котором приводятся исходные данные, основные технико-экономические показатели и требования заказчика.
Задание должно быть согласовано собственником перебазируемого, реформируемого предприятия, Департаментом науки и промышленной политики, Мосгосэкспертизой. После принятия решения по адресу перебазирования дополнительно согласовывается с Префектурой округа, на территорию которого перебазируется производство.
3.3. Согласование намеченных в Обоснованиях инвестиций решений по перебазированию, реформированию предприятия производится заказчиком или, по его поручению, юридическими и физическими лицами - разработчиками Обоснований инвестиций.
3.4. В обоснованиях инвестиций должны быть приведены материалы по обследованию различных промплощадок для возможного размещения перебазируемого предприятия и выбран оптимальный вариант с учетом технической возможности, экологической допустимости, соблюдения санитарно-гигиенических требований, а также экономической и социальной целесообразности инвестиций.
3.5. Согласование материалов Обоснований инвестиций осуществляется в установленном порядке.
3.6. Обоснования инвестиций подлежат экспертизе в Мосгосэкспертизе в установленном порядке.
3.7. Утверждение Обоснований инвестиций заказчиком осуществляется на основе заключения Мосгосэкспертизы и решения Городской комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий о согласовании места размещения перебазируемого, реформируемого объекта.
3.8. Материалы Обоснований инвестиций могут быть использованы для:
- проведения социологических исследований, опросов общественного мнения о размещении перебазируемого, реформируемого предприятия;
- разработки бизнес-плана, обеспечивающего подтверждение кредитору или организации гарантий по кредитам, платежеспособности и финансовой устойчивости перебазируемого или реформируемого предприятия в части возможности инвестора выполнения обязательств по долгам;
- выбора схемы финансирования затрат по перебазированию, реформированию и реабилитации освобождаемой территории путем сопоставления стоимости выкупа прав аренды с оценкой затрат на перебазирование, реформирование предприятия и определения, в конечном итоге, инвестиционной привлекательности проекта реабилитации освобождаемой территории;
- переговоров с органами исполнительной власти г. Москвы и Российской Федерации о предоставлении инвестору субсидий, налоговых и иных льгот.
3.9. В Обоснованиях инвестиций должны выполняться альтернативные проработки по размещению перебазируемых, реформируемых производств, расчеты по принципиальным технологическим, объемно-планировочным решениям, определению эффективности инвестиций, социальных, экологических и других последствий осуществления перебазирования, реформирования предприятий и др. Состав и содержание указанных материалов должны быть достаточными для проведения необходимых согласований и экспертизы.
4. Состав и содержание Обоснований инвестиций на перебазирование, реформирование предприятий
4.1. Исходные данные:
Цели инвестирования, экономический, социальный, коммерческий эффект, ожидаемый при перебазировании, реформировании предприятия, соблюдение обязательных требований и условий размещения. Основания и условия, необходимые для разработки Обоснований инвестиций.
Результаты технико-экономических оценок на основе имеющихся материалов, требований и условий, изложенных в задании на разработку Обоснований инвестиций. Общая характеристика реформируемого, перебазируемого предприятия согласно материалам предварительного обследования, потребность в намечаемой к выпуску продукции:
- данные о необходимых ресурсах, вовлекаемых в хозяйственную деятельность перебазируемого предприятия, окружающей среде;
- сведения о предприятиях - поставщиках оборудования, материалов, комплектующих изделий.
4.2. Мощность предприятия, номенклатура продукции.
Оценка современного состояния производства и потребления намечаемой к выпуску продукции:
- обоснование выбора политики в области сбыта продукции на основе прогноза конъюнктуры рынка, исследования спроса с учетом уровня цен, инфляции, состояния деловой активности;
- разработка мероприятий по стимулированию сбыта продукции, в том числе на внешнем рынке;
- объем годовых поставок продукции предприятия:
- номенклатура и объемы производства продукции, установленные исходя из прогнозируемой потребности, оптимального использования сырья, полуфабрикатов и переработки производственных отходов, ее основные технические, экономические, качественные показатели;
- производственная мощность (программа), обоснование, исходя из анализа перспективной потребности в продукции перебазируемого предприятия и возможности ее сбыта на внутреннем и внешнем рынках с учетом условий конкуренции, наличия необходимых ресурсов, уровня качества и стоимости продукции, оценки производительности основного оборудования.
При этом, выработка оптимальных предложений по объему и номенклатуре выпускаемой продукции, с учетом нужд города и заданий по ассимиляции производства, а также подбор производственных площадей на аналогичных или близких по профилю производства предприятиях города для размещения перебазируемых производств выполняется по отдельному договору с Департаментом науки и промышленной политики специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Результаты указанных работ передаются Заказчику Обоснований инвестиций для включения в техническое задание на их разработку.
4.3. Основные технологические решения.
Обоснование выбранной технологии основного и вспомогательного производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов по уровню их экономической эффективности, технической безопасности, потреблению ресурсов на единицу продукции, а также степени риска и вероятности возникновения аварийных ситуаций;
- источники и порядок приобретения технологии и ее краткая характеристика, требования к основному технологическому оборудованию, выполнение которых обеспечивает технологическую и экологическую безопасность перебазируемого, реформируемого предприятия, обоснование выбора основного оборудования и источники его приобретения;
- решения по утилизации и безопасному уничтожению и хранению отходов;
- производственно-технологическая структура и состав перебазируемого, реформируемого предприятия.
4.4. Обеспечение перебазируемого, реформируемого предприятия ресурсами.
Годовая потребность предприятия в необходимых ресурсах: сырье, материалах, воде, топливе, энергии, полуфабрикатах, комплектующих и др., исходя из установленной производственной программы, принятых технологий и оборудования;
- анализ и обоснование возможных источников и условий получения ресурсов, в том числе возможной производственной кооперации;
- требования к качеству и способам подготовки сырья;
- расчет ежегодных расходов на обеспечение предприятия сырьевыми ресурсами.
4.5. Место размещения перебазируемого, реформируемого предприятия.
Основные требования к месту (площадке) размещения объекта перебазирования, реформирования. Анализ возможных вариантов мест размещения перебазируемого, реформируемого объекта. Обоснование выбранного места размещения перебазируемого, реформируемого объекта с учетом технической возможности, экономической целесообразности, транспортных коммуникаций, инженерных сетей и других объектов производственной инфраструктуры, соблюдение санитарных и экологических норм и др.
Краткая характеристика выбранного варианта размещения перебазируемого, реформируемого объекта, основные критерии его оптимальности.
В состав Обоснований инвестиций по перебазированию, реформированию должны включаться: схема ситуационного плана с размещением объекта и указанием мест присоединения его к инженерным сетям и коммуникациям, схема генерального плана и транспортная схема (при необходимости) перебазируемого, реформируемого объекта.
4.6. Кадры и социальное развитие.
Условия и характеристика труда на перебазируемом, реформируемом предприятии:
- потребность в трудовых ресурсах по категориям работников: рабочие, ИТР и служащие; требования к их квалификации, предложения по организации подготовки рабочих кадров для перебазируемого, реформируемого предприятия, потребность в площадях социально-бытового назначения.
4.7. Основные строительные решения.
Принципиальные решения по техперевооружению, реконструкции существующих корпусов, основные параметры вновь возводимых сооружений, сроки и очередность строительства; потребность в строительной продукции и материалах; соображения по организации работ.
Решения по энергообеспечению перебазируемого, реформируемого объекта, теплоснабжению, водоснабжению, канализации и др.
4.8. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) перебазируемого, реформируемого объекта.
Настоящий раздел обоснований инвестиций по перебазированию, реформированию предприятий выполняется в соответствии с законодательными актами и нормативными документами, регулирующими природоохранную деятельность, положением "Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", требованиями закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".*(3) Для предприятий в сложных экологических условиях по заключению Департамента природопользования и охраны окружающей среды проводится экологический аудит.
Об экологическом аудите см. постановление Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 693-ПП
4.9. Эффективность инвестиций.
Оценка эффективности инвестиций перебазируемого, реформируемого предприятия производится по результатам количественного и качественного анализа информации, полученной при разработке соответствующих разделов обоснований и основывается на следующих положениях:
- стоимости перебазирования, реформирования, определяемой по аналогам и укрупненным показателям, а также прогнозным и экспертным оценкам;
- уточнения возможных источников и условий финансирования инвестиций, принятых на стадии прединвестиционных исследований;
- определения себестоимости основных видов продукции, прогноза изменений основных показателей производственной деятельности перебазируемого, реформируемого предприятия в течение расчетного периода, анализа тенденции изменения рентабельности, мероприятий по обеспечению минимизации возможных потерь при перебазировании, реформировании, оценка риска инвестиций;
- обоснования выбора расчетного периода, в пределах которого выполняются экономические расчеты, включающие время проектирования, строительства, перебазирования, освоения проектной мощности и эксплуатации объекта;
- учета данных прогнозируемого изменения цен по всем составляющим элементам дохода и издержек производства по годам расчетного периода;
- результатов расчетов с выявлением возможностей экономической эффективности и надежности проекта за счет совершенствования проектных решений, более рационального использования ресурсов и прочих факторов.
Оценка эффективности инвестиций производится в соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке эффективности проектов" (2-ая редакция) утвержденными Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ, (N ВК 477 от 21.06.99).
Обоснование инвестиций перебазируемого, реформируемого предприятия, расчеты и анализ основных экономических и финансовых показателей рекомендуется выполнять в соответствии с "Практическим пособием по обоснованию инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений", разработанным ГП "Центринвестпроект" Минстроя России (Москва 1995 г.) в форме таблиц NN 1-11, приведенных в СП 11-101-95 (приложение 4).
Инвестиционная привлекательность проекта перебазирования, реформирования определяется бизнес-планом, разрабатываемым исполнителем предпроектной документации на строительство объекта на освобождаемой территории до проведения инвестиционного конкурса и объединяющим экономические расчеты как по данному объекту, так и по промышленному предприятию.
4.10. Выводы и предложения.
Общие выводы о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности инвестиций в перебазирование, реформирование объекта с учетом его экологической и эксплуатационной безопасности, а также соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Основные технико-экономические и финансовые показатели объекта инвестиций, рекомендуемые для утверждения (Приложение 5).
Рекомендации по порядку дальнейшего проектирования, строительства и эксплуатации объекта перебазирования, реформирования, обеспечивающих инвестору получение максимальной и стабильной во времени прибыли, достижение положительных социальных результатов и других целей.*(4)
Программа проектирования и проведения необходимых исследований и изысканий, план-график осуществления инвестиционного проекта.
4.11. В каждом разделе Обоснований инвестиций приводятся: пояснительная записка, расчеты и графические материалы, схемы, чертежи, таблицы.
5. Порядок оценки компенсационных затрат при перебазировании, реформировании, промышленных предприятий, не включаемых в сметы затрат, предусмотренные Обоснованиями инвестиций
5.1. Комплекс работ по оценке компенсационных затрат осуществляется лицензированными оценочными организациями, как правило, на конкурсной основе, в соответствии с договором, заключенным с заказчиком. Методика оценки компенсационных затрат регламентирована распоряжением Мэра Москвы от 20.04.99 N 375-РМ "Об утверждении нормативно-методической документации по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных в историческом центре города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий".
5.2. Дополнительно к указанным в распоряжении Мэра Москвы от 20.04.99 N 375-РМ необходимо учитывать следующие затраты:
- на пусконаладочные работы, включая материалы, сырье, горюче-смазочные материалы, заработную плату, электроэнергию и другие затраты, связанные с проведением этих работ на новом месте размещения производства;
- связанные с компенсацией банковского процента за использование кредита, получаемого на пополнение оборотных средств для возобновления производства на новой территории;
- на рекламу по новому месту расположения предприятия;
- на содержание объектов социальной сферы, находящихся непосредственно на территории перебазируемого предприятия, на срок прекращения производственной деятельности в период перебазирования.
Статьи затрат должны включаться в техническое задание специализированной организации на проведение оценки затрат, связанных с перебазированием, реформированием предприятия.
5.3. Техническое задание разрабатывается на основе сбора и анализа необходимой информации и подготовки исходных данных заказчиком совместно с привлеченной специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию, на договорной основе с Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы и согласовывается руководителем предприятия и Департаментом науки и промышленной политики (образец заполнения технического задания приведен в приложении N 6). Оценка компенсационных затрат утверждается городским заказчиком.
5.4. Настоящий порядок предназначен для проведения оценки компенсационных затрат промышленным предприятиям различных организационно-правовых форм и форм собственности в следующих случаях:
- реформирование предприятия, в том числе с освобождением части занимаемой им территории);
- перебазирование предприятия на новую территорию.
5.5. Порядок может быть использован органами Московской городской администрации, принимающими участие в проведении мероприятий по перебазированию, реформированию промышленных предприятий, инвесторами и заказчиками, специализированными организациями, занимающимися оценкой недвижимости, риэлторской деятельностью, инвестированием в строительство, а также иными юридическими и физическими лицами-участниками инвестиционного процесса при перебазировании и реформировании промышленных предприятий в городе Москве.
------------------------------
* Порядок ликвидации предприятий не требует разработки обоснований инвестиций и осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и г. Москвы.
*(2) Перечень данных и требований, включаемых в задание приводится в приложении 2, образец заполнения задания - в приложении 3.
*(3) Управлением государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России рекомендуется к использованию "Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений". М., ГП. "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", 1998 г.
*(4) С целью экономии средств и сокращения сроков осуществления проектов перебазирования, реформирования промышленных предприятий для технически несложных объектов на основе утвержденных (одобренных) Обоснований инвестиций может разрабатываться рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.