Решение Исполкома Моссовета от 6 сентября 1988 г. N 1887
"О коренной перестройке дела охраны природы в г.Москве"
Постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 г. N 603-ПП настоящее решение признано утратившим силу
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 7 января 1988 г. N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" отметили, что в свете требований ХХVII съезда партии о принятии решительных мер экономического, правового и воспитательного характера в целях обеспечения охраны и рационального использования земли и ее недр, водных, ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира необходима коренная перестройка всего дела охраны природы в стране.
Сложившаяся система управления природопользованием в виду чрезмерной разрозненности природоохранных функций по различным министерствам и ведомствам не отвечает современным требованиям хозяйствования и стала серьезным фактором, сдерживающим интенсификацию производства в условиях растущей взаимозависимости между состоянием окружающей среды и развитием экономики.
В практике природоохранной деятельности недооцениваются экономические методы управления. Из-за отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов предприятия и организации не заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования предоставляемых им природных ресурсов и снижении загрязнения природной среды. Во многих случаях серьезный ущерб, который наносится предприятиями и организациями окружающей среде, не оказывает никакого влияния на результаты их хозяйственной деятельности.
Крайне медленно перестраивают свою деятельность в области охраны природы местные Советы народных депутатов. Ими неэффективно осуществляется координация природоохранной работы предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории. Не ведется настойчивой борьбы с нарушениями природоохранительного законодательства, не в полной мере используются предоставленные для этого права и полномочия
ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркнули, что вопросы охраны природы имеют большую общественную значимость, здесь недопустимы политическая и организационная вялость, безынициативность органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений.
Придавая исключительную важность совершенствованию всего дела охраны природы в стране, повышению ответственности на всех уровнях управления за качество природной среды, организацию рационального использования, воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществление единой научно-технической политики в этой области, а также улучшению координации деятельности министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик в проведении природоохранных мероприятий, ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым (п.6) образовать союзно-республиканский Государственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода СССР).
При этом Государственный комитет СССР по охране природы, его республиканские и местные органы не должны подменять министерства, ведомства, исполнительные комитеты Советов народных депутатов, объединения, предприятия и организации в их деятельности по охране природы и улучшению использования природных ресурсов. За органами отраслевого и территориального управления, объединениями, предприятиями и организациями сохраняется возложенная на них ответственность в этом деле.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР установили (пп.15 и 16), что:
до объединений, предприятий и организаций в составе долговременных экономических нормативов доводятся нормативы платы за природные ресурсы, а также нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду;
за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и аварийное загрязнение с объединений, предприятий и организаций взимается повышенная (в кратном размере по отношению к экономическому нормативу) плата, источником которой является хозрасчетный доход коллектива;
финансирование природоохранных мероприятий в объединениях, на предприятиях и в организациях должно осуществляться в основном за счет собственных средств и кредитов банка. На финансирование крупных природоохранных мероприятий могут использоваться в установленном порядке государственные централизованные капитальные вложения.
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7.01.88 г. N 32 Совет Министров РСФСР п.10 постановления от 18 марта 1988 г. N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР" поручил Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому, Ленинградскому, горисполкомам и Государственному комитету РСФСР по охране природы обеспечить с участием заинтересованных министерств и ведомств РСФСР создание с учетом конкретных особенностей на местах органов Комитета в краях, областях, автономных республиках и округах, в городах и районах на базе соответствующих местных органов республиканских министерств и ведомств и территориальных (бассейновых) управлений по регулированию использования и охране вод Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, региональных подразделений Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха, организаций системы Государственного комитета СССР по гидрометеорологии, осуществляющих планирование воздухоохранных мероприятий, экспертизу проектов, нормирование и контроль выбросов в природную среду, а также за счет части штатной численности органов и служб системы Министерства геологии СССР (службы по контролю за охраной подземных вод), Министерства рыбного хозяйства СССР, Госагропрома РСФСР, Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Главохоты РСФСР и других министерств и ведомств, осуществляющих государственный контроль (надзор) и управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на соответствующих территориях.
Исполком Моссовета отмечает, что в Москве не обеспечивается комплексный подход к решению вопросов охраны природы и рационального использования природных ресурсов, допускаются грубые просчеты и ошибки, что нередко приводит к ухудшению экологической обстановки в отдельных районах и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов.
Безответственное отношение некоторых руководителей московских предприятий к вопросам природопользования приводит в ряде случаев к повышенным выбросам загрязняющих веществ в воздушный бассейн (Братеево, Орехово-Борисово, Коровино и др.) и сбросу неочищенных стоков в водоемы, что вызывает справедливые нарекания жителей города. Значительная доля автомобильного транспорта эксплуатируется с превышением нормативов по токсичности отработавших газов.
Проводимая в городе природоохранная работа слабо базируется на достижениях научно-технического прогресса, крайне недостаточно внедряются малоотходные и безотходные технологические процессы. По существу в стороне от этого важного государственного дела оказалось большинство академических и отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Нет должной координации в деятельности плановых органов, санитарно-эпидемиологической службы, государственных инспекций и других организаций, осуществляющих свои функции в области охраны окружающей среды.
Во исполнение постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. N 32 и Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988 г. N 93 Исполком Московского Совета решил:
1. Считать важнейшей задачей всех государственных и хозяйственных органов, объединений и предприятий, общественных организаций и каждого трудового коллектива Москвы настойчивое и последовательное проведение линии партии на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Рассматривать обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды как неотъемлемую составную часть экономического и социального развития города.
2. Исполкомам районных и Зеленоградского городского Советов народных депутатов, главным управлениям и управлениям Мосгорисполкома, Мосстройкомитету при осуществлении своих функций в области планирования развития экономики и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, капитального строительства обеспечивать строгую увязку хозяйственной деятельности с экологическими требованиями.
При разработке долгосрочных прогнозов и направлений развития отраслей, схем размещения предприятий, народнохозяйственных планов и их реализации предусматривать приоритетное развитие комплексных производств на базе малоотходных и безотходных технологических процессов. Не допускать к производству новую технику, материалы и вещества, не отвечающие требованиям экологической безопасности.
3. Исполкомам районных и Зеленоградского городского Советов народных депутатов обеспечивать в области охраны природы и природопользования эффективную координацию деятельности всех объединений, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, исходя из возложенной на местные органы управления всей полноты ответственности за экологическую обстановку в соответствующих районах. Всемерно использовать, возможности кооперации между предприятиями и организациями различных отраслей, расположенными на одной территории, объединения их усилий в сооружении и эксплуатации природоохранных объектов общего назначения, с тем, чтобы обеспечивать наиболее экономичное и эффективное решение вопросов рационального использования природных ресурсов и предотвращения загрязнения природной среды. При этом проявлять полную самостоятельность в решении вопросов охраны природы, опираясь на природоохранительное законодательство.
4. Образовать Московский городской комитет по охране природы (Москомприрода).
Распоряжением мэра Москвы от 30 декабря 1993 г. N 767-РМ Московский городской комитет по охране природы преобразован в Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода) и включен в систему органов исполнительной власти г. Москвы
Распоряжением Мэра Москвы от 18 апреля 2002 г. N 230-РМ вышеназванное распоряжение признано утратившим силу в связи с ликвидацией распоряжением Мэра Москвы от 18 января 2001 г. N 28-РМ Государственного комитета по охране окружающей среды г. Москвы
Установить, что Московский городской комитет по охране природы является органом государственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов на территории Москвы и наряду с исполкомами районных и Зеленоградского городского Советов народных депутатов несет всю полноту ответственности за охрану природы, организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в городе. В этих целях комитет наделяется соответствующими правами и полномочиями. Решения Госкомприроды, принимаемые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми главными управлениями, управлениями Мосгорисполкома, Мосстройкомитетом, а также объединениями, предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности.
Московский городской комитет по охране природы осуществляет свою деятельность под руководством Госкомприроды РСФСР и Исполкома Моссовета, а соответствующие его органы в районах под руководством Москомприроды и исполкомов районных Советов народных депутатов.
5. Возложить на Московский государственный комитет по охране природы:
осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в городе, разработку и проведение единой научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, координацию деятельности главных управлений и управлений Мосгорисполкома, Мосстройкомитета, предприятий и организаций в этой области;
государственный контроль в пределах г.Москвы и Лесопаркового защитного пояса за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбных запасов);
подготовку и представление в плановые органы предложений по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов в г.Москве к проектам Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР, пятилетних планов экономического и социального развития г.Москвы. Комитет организует контроль за выполнением соответствующих заданий;
разработку предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий, имея в виду, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 г. N 32 поручили Государственному комитету СССР по охране природы утверждение указанных нормативов, правил и стандартов;
подготовку целевых программ по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов в пределах территории города и лесопаркового защитного пояса;
осуществление государственной экологической экспертизы ... развития и размещения производительных сил, а также отраслей народного хозяйства по г.Москве, контроля за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов;
выдачу в установленном порядке разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование, на пользование животным миром и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд; предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, участие в подготовке материалов для определения и утверждения расчетной лесосеки и контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;
организацию распространения знаний о природе среди широких слоев населения, работы по воспитанию граждан, и особенно молодежи, в духе бережного отношения и любви к природе;
участие в планировании и осуществлении сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями, изучение, обобщение и распространение международного опыта в этой области.
6. Утвердить структуру аппарата Московского городского комитета по охране природы согласно приложению.
7. Поручить Московскому городскому комитету по охране природы в двухмесячный срок разработать и представить в Исполком Моссовета проект Положения о Комитете, а также по согласованию с Главным управлением по труду и социальным вопросам, Мосгорпланом, Главмосфинуправлением и другими заинтересованными организациями предложения о предельной численности и фонде заработной платы работников аппарата Москомприроды. При этом исходить из того, что Московскому городскому комитету по охране природы передается соответствующая численность работников (с материально-техническими ресурсами и ассигнованиями на их содержание) природоохранных служб министерств и ведомств, осуществляющих государственный контроль (надзор) и управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на территории г.Москвы.
Москомприроде совместно с исполкомами районных и Зеленоградского городского Советов народных депутатов в двухмесячный срок подготовить и представить в Исполком Моссовета предложения по созданию с учетом конкретных особенностей на местах районных (межрайонных) органов Комитета.
Считать неотложной задачей Москомприроды разработку программы первоочередных природоохранных мероприятий с определением основных источников загрязнения окружающей среды и приоритетных направлений деятельности предприятий.
8. Установить, что Московский городской комитет по охране природы образуется в составе председателя Комитета, его заместителей и членов Комитета. Членами Московского городского комитета по охране природы могут являться другие руководящие работники Комитета, руководители главных управлений и управлений Мосгорисполкома, районных (межрайонных) и других подразделений Москомприроды, а также крупные ученые и представители общественности.
В Московском городском, комитете по охране природы образуется коллегия. Численность и персональный состав членов Москомприроды и коллегии утверждаются Исполкомом Моссовета.
9. Установить Московскому городскому комитету по охране природы лимит количества служебных легковых автомобилей - 3 единицы.
10. Главмосжилучету в месячный срок подобрать помещение площадью не менее 800 кв.метров для размещения работников аппарата Москомприроды и представить предложения в Мосгорисполком.
11. Признать целесообразным иметь общественный Совет при Москомприроде для обеспечения всестороннего, глубокого обсуждения крупных проблем природопользования и охране окружающей среды и выработки рекомендаций по их решению, сформированный из числа ученых, общественных деятелей, представителей местных Советов народных депутатов, руководителей предприятий и организаций.
12. В связи с образованием Московского городского комитета по охране природы считать утратившими силу пп.2 и 3 решения Исполкома Моссовета от 1 июня 1988 г. N 1141 "Об обеспечении деятельности Главного управления по науке и технике Мосгорисполкома" в части передачи в Главное управление по науке и технике функций и специалистов по вопросам охраны окружающей среды, оставив за Главком координацию работ по разработке Комплексной территориально-отраслевой программы интенсификации социально-экономического развития г.Москвы "Прогресс-95" по комплексу городского хозяйства и охраны окружающей среды, а также участие в создании прогрессивных технологических малоотходных и бессточных процессов, разработке и внедрении новых способов переработки и обезвреживания бытовых и промышленных отходов.
Главному управлению по науке и технике внести предложения о необходимых изменениях в структуре и положении о Главке, связанных с принятием постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. N 32 и Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988 г. N 93, а также настоящего решения.
13. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Исполкома Моссовета т.Головкова И.М.
Председатель Исполкома |
В.Т.Сайкин |
За секретаря Исполкома |
В.А.Жаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Исполкома Моссовета от 6 сентября 1988 г. N 1887 "О коренной перестройке дела охраны природы в г.Москве"
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 г. N 603-ПП настоящее решение признано утратившим силу