Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Методика проведения учений
Общие положения
Проведение учения с отработкой задач ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является наиболее сложным и ответственным этапом в работе руководителя учения, его заместителей, штаба руководства, посреднического аппарата и обучаемых.
Основным содержанием и методами работы должностных лиц руководства и посредников в ходе учения являются:
- личное изучение стиля и методов работы обучаемых в ходе учения;
- заслушивание кратких докладов обучаемых;
- изучение отработанных документов;
- проверка качества и эффективности выполняемых на учении практических мероприятий;
- оказание помощи обучаемым в выполнении функциональных обязанностей, обобщение информации о положительных результатах и недостатках в работе в ходе учения.
При изучении методов работы обучаемых обращается внимание на слаженность и согласованность в работе между структурными звеньями ГО, территориальной подсистемы МГСЧС, оценку обстановки, принятие и объявление решений и распоряжений.
В ходе изучения отработанных документов проверяется и оценивается их реальность, соответствие нормативным документам и обстановке (наглядность и культура исполнения).
Практические мероприятия должны учитываться и хронометрироваться, обобщенный опыт использоваться в исследовательских целях, а также для корректировки планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Розыгрыш хода учения осуществляется на основе плана его проведения, в соответствии с принимаемыми решениями и отдаваемыми распоряжениями обучаемым. Штаб руководства с учетом анализа этих решений и распоряжений разрабатывает и докладывает руководителю предложения по дальнейшему наращиванию обстановки.
Наращивание обстановки осуществляется таким образом, чтобы она вынуждала обучаемых реагировать на ее изменения принятием новых или уточнением ранее принятых решений, документальным их отражением, постановкой или уточнением задач подчиненным, проведением практических мероприятий и завершалась контролем исполнения.
Обстановка наращивается непрерывно, круглосуточно, в реальном масштабе времени, т.е. методом "час за час" и методом оперативных скачков и пауз.
При резких изменениях обстановки после оперативного скачка, обучаемым предоставляется время, необходимое для ее уяснения и оценки, принятия решения, постановки задач подведомственным организациям, а также организации их выполнения. В необходимых случаях руководство учением уточняет обучаемым ранее поставленные задачи или ставит дополнительные с целью приближения деятельности органов управления, действий привлекаемых на учения сил к реальным условиям обстановки. При этом применяется передача учебных сигналов и распоряжений на выполнение мероприятий по ликвидации радиоактивного, химического или бактериологического (биологического) загрязнения (заражения), устранению (обходу) препятствий и преград на путях эвакуации населения, выдвижения сил в районы их действий; введение ограничений на использование сил, транспорта и другой техники и т.д.
Руководитель, его заместители, помощники и посредники в ходе розыгрыша находятся с обучаемыми там, где решаются главные вопросы учения, осуществляют контроль и оценивают действия обучаемых.
Комплексное применение форм и методов работы руководства учения с учетом подготовленности обучаемых и решаемых ими задач является непременным методическим требованием к проведению учения, позволяет более глубоко и всесторонне отработать учебные вопросы участниками учения, достигнуть положительных результатов в их обучении и, в конечном счете, определить истинное состояние дел в каждом звене обучаемых, сделать конкретные выводы и наметить мероприятия, направленные на совершенствование готовности ГО, территориальной подсистемы МГСЧС к выполнению задач по предназначению.
В целях обеспечения общего порядка, усиления охраны, регулирования движения и соблюдения мер безопасности в ходе учения штабом руководства организуется комендантская служба на городских и запасных пунктах управления, а также на маршрутах выдвижения. Для несения комендантской службы привлекаются подразделения, формирования службы охраны общественного порядка. В отдельных случаях по согласованию с органами внутренних дел могут привлекаться для этих целей подразделения милиции и Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Отработка учебных вопросов по этапам учения
В целях обеспечения последовательности в обучении и сосредоточения усилий на решение главных вопросов, проведение учений планируется по этапам.
На первом этапе учения отрабатываются вопросы приведения органов управления ГО, территориальной подсистемы МГСЧС, сил и средств в различные степени готовности ГО (режимы функционирования МГСЧС). При этом руководство учением контролирует время прохождения сигналов (распоряжений) до различных инстанций обучаемых; оповещение и сбор руководящего состава органов управления, объектов экономики и организаций; работу комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов управления ГОЧС, эвакоорганов, а также развертывание пунктов управления, организацию круглосуточного дежурства руководящего состава на них.
Особое внимание руководство учением уделяет вопросам развертывания системы управления, оповещения и связи; организации и осуществления практических мероприятий по защите населения и территорий; повышения устойчивости работы отраслей и объектов экономики, хранения и перевозки АХОВ, взрыво- и пожароопасных веществ; подготовки к ликвидации последствий возможных аварий на радиационно- и химически опасных объектах; приведения в готовность установленным порядком формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При отработке вопросов, связанных с проведением мероприятий по защите населения и территорий, руководство учением и посредники проверяют реальность планов укрытия населения в защитных сооружениях, обеспечения средствами индивидуальной и медицинской защиты, подготовки к быстрой и организованной эвакуации, и также приведения сил в готовность к выполнению возложенных на них задач.
С формированиями, привлеченными на учение, отрабатываются вопросы функциональной готовности; подготовки к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, обеспечения безопасности и защиты личного состава при действиях в условиях заражения, разрушений, пожаров, затоплений; умения проводить работы по спасению людей, ликвидации вторичных очагов поражения.
Всю работу обучаемых руководство учением и посреднический аппарат строят таким образом, чтобы в результате выполнения задач первого этапа были проработаны подготовительные мероприятия по введению планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; по приведению в готовность системы управления; по повышению устойчивости объектов экономики и организаций к работе в чрезвычайных ситуациях; по подготовке сил и средств ГО, территориальной подсистемы МГСЧС к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; по подготовке к организованному проведению эвакуации населения.
На втором этапе учения отрабатываются вопросы управления силами и средствами в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Отработка учебных вопросов этого этапа начинается с момента вручения вводной о чрезвычайной ситуации.
Основное внимание обращается на проведение мероприятий по наращиванию готовности сил и средств, повышению устойчивости функционирования объектов экономики, развертыванию в полном объеме органов управления ГО, подсистемы МГСЧС, проведению всех видов разведки, организации проведения АСДНР, проведению эвакуации (временного отселения) населения.
При осуществлении транспортного обеспечения отрабатываются вопросы обеспечения эвакуации населения и пострадавших, доставки материальных средств для проведения АСДНР. В вопросах материального обеспечения обращается внимание на работу обучаемых по жизнеобеспечению населения в чрезвычайной ситуации.
Аппарат руководства и посредников направляет работу обучаемых и оказывает им помощь в своевременном принятии решений и отдаче распоряжений по устранению нарушений энерго-, тепло-, водоснабжения, хозяйственных связей, коммуникаций, проведению эвакуации населения и выполнению АСДНР в очагах поражения.
Непосредственно на объектах руководство учением контролирует степень подготовленности формирований, проводит запланированные практические мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций.
При отработке всех вопросов этапа руководство учением, штаб и посредники изучают разработанные документы и отданные распоряжения, анализируют выработанные предложения, заслушивают доклады должностных лиц.
После отработки всех учебных вопросов руководитель учения объявляет "Частный отбой", дает указания по подготовке разбора и о порядке возвращения в пункты постоянной дислокации органов управления и формирований. После возвращения в пункты постоянной дислокации органов управления и формирований объявляется "Общий отбой".
Проведение исследований в ходе учений
Исследования ведутся исследовательской группой в соответствии с Планом проведения исследований.
Непосредственное руководство проведением исследований осуществляет помощник руководителя учения по исследованию.
Исследовательская группа в ходе учения находится в местах отработки исследуемых вопросов, участвует в заслушивании докладов и решений обучаемых. На основе материалов обучаемых, посредников, заместителей и помощников руководителя учения, а также собственных наблюдений исследовательская группа разрабатывает обобщенный доклад по результатам исследований и докладывает помощнику руководителя по исследованиям и начальнику штаба руководства.
Для достижения целей исследований по решению руководителя учения наиболее важные проблемные вопросы могут обсуждаться в ходе учения или после него с привлечением определенных категорий участников. Результаты исследований могут освещаться на разборе учения и использоваться при последующем обобщении его материалов.
Подготовка и проведение разбора (подведение итогов)
Разбор является важной заключительной частью учения и имеет большое учебно-воспитательное значение.
Цель разбора состоит в том, чтобы на основе требований нормативных и других руководящих документов, а также всестороннего анализа работы и действий обучаемых подвести итоги учения и определить, в какой степени достигнуты поставленные учебные и исследовательские цели учения, какие выводы необходимо сделать для устранения выявленных недочетов и дальнейшего повышения готовности ГО, структурных звеньев территориальных подсистем МГСЧС.
Подготовка разбора начинается заблаговременно до начала учения и продолжается по его ходу. Она осуществляется группой подготовки разбора или штабом руководства учения, с участием заместителей и помощников руководителя учения, посредников и группы проведения исследований.
Подготовку разбора учения осуществляет начальник штаба руководства.
До начала учения на основе замысла и плана проведения учения готовится общая часть разбора, включающая изложение темы, общих целей, этапов, учебных вопросов, общей и частной обстановки, создаваемой для отработки и достижения учебных целей, другие необходимые данные, которые определяются и не зависят от решений обучаемых, а также теоретические обоснования наиболее важных вопросов, отрабатываемых на учении. Одновременно готовятся иллюстрационные и справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.).
Разбор учения может быть общим и частным, в зависимости от решения руководителя учения он может проводиться сразу после окончания учения или через некоторое время после его завершения.
Общий разбор подготавливается группой подготовки разбора штаба руководства, которая должна знать, учитывать и отражать в материалах разбора результаты личного наблюдения и контроля руководителя учения, его оценки и указания в ходе учения.
Решающее значение для оценки действий обучаемых, состояния и готовности ГО, территориальных звеньев МГСЧС, а также путей и способов дальнейшего совершенствования работы в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС имеет личное заслушивание руководителем учения кратких докладов, выводов, оценок и предложений заместителей, помощников руководителя учения и старших посредников (посредников) при соответствующих должностных лицах, участвующих в учении. Учитываются и результаты проверок, проведенных перед началом учения. Общий разбор проводит руководитель учения.
Но практика показывает, что на общем разборе не представляется возможным подробно рассмотреть все вопросы и оценить работу всех участников учения. Поэтому после общего разбора учения заместители, помощники руководителя учений, старшие посредники могут проводить частные разборы. На них подробно анализируется ход учения, работа обучаемых, показываются положительные моменты, вскрываются недостатки и определяются мероприятия по их устранению, дается оценка работы обучаемых.
Чрезвычайно важно, чтобы как общий, так и частный разбор были предельно объективными. Как переоценка, так и недооценка действий обучаемых недопустима и об этом постоянно должны помнить руководство учения и группа, готовящая разбор учения.
Обобщение итогов учения
При подготовке и проведении учения накапливается большой опыт выполнения различных мероприятий, поэтому после разбора представляется возможным изучить и обобщить этот опыт.
Обобщение опыта учений и доведение его до руководящего состава ГО, территориальной подсистемы МГСЧС осуществляется различным способами.
По итогам проведенного учения издается распоряжение (приказ начальника ГО) префекта, главы Управы района, которое прилагается в план мероприятий по дальнейшему совершенствованию проблем выполнения мероприятий ГО, реагирования на чрезвычайные ситуации.
На основании итогов учения и в соответствии с распоряжением (приказом начальника ГО) установленным порядком вносятся уточнения и изменения в планы ГО, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Отчет о проведении учения представляется в Главное управление ГОЧС г.Москвы (Управление ГОЧС округа) в сроки, установленные организационными указаниями или табелем срочных донесений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.