Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению первого заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы
от 28 марта 2002 г. N 130-РЗМ
Положение
о нормировании сроков ремонта, источников финансирования и организации капитального и текущего ремонтов зданий образовательных и дошкольных учреждений (школ, ПТУ, колледжей, интернатов, детских садов, детских домов и др.)
См. Положение о порядке организации, проведения и финансирования капитального и текущего ремонта объектов социальной сферы г. Москвы, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 1 марта 2005 г. N 114-ПП
Положение о нормировании сроков ремонта, источников финансирония и организации капитального и текущего ремонтов зданий образовательных и дошкольных учреждений разработано институтом МосжилНИИпроект в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.03.2000 г. N 236 "О состоянии и развитии материально-технической базы системы образования г.Москвы".
Положение разработано с учетом требований:
Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству от 23.11.88 N 312, МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения", утвержденных распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 08.05.96 N 571-РЗП, "Методики определения физического износа гражданских зданий", "Правил оценки физического износа жилых зданий", утвержденных Госгражданстроем 24.12.1986 г., "Методики определения аварийности строений", утвержденной распоряжением Премьера Правительства Москвы от 01.04.1999, "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт зданий" ВСН 55-87(р), Сборника N 32 Укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий учебных заведений, детских садов и яслей для переоценки основных фондов, утвержденного Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства, распоряжения Мэра Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ "О Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве", постановления Правительства Москвы от 08.08.2000 N 603-ПП "Об утверждении правил земельных и строительных работ, перекладки и устройства инженерных сетей и коммуникаций в г.Москве", распоряжения заместителя Премьера Правительства Москвы от 16.01.2001 N 30-РЗП "О создании конкурсных комиссий в комплексе социальной сферы".
См. Московские городские строительные нормы (МГСН) 4.06-03 "Общеобразовательные учреждения", утвержденные и введенные в действие с 1 июля 2004 г. постановлением Правительства Москвы от 1 июня 2004 г. N 352-ПП
1. Введение
1.1 Настоящее Положение содержат общие методические указания по капитальному и текущему ремонтам зданий образовательных и дошкольных учреждений Москвы, классификацию зданий, сроки их службы, классификацию ремонтов и нормативы периодичности их проведения, перечни ремонтных работ, указания по планированию и финансированию ремонтных работ, по разработке проектно-сметной документации, по организации капитального и текущего ремонтов зданий, по контролю качества работ и приемке в эксплуатацию зданий после ремонта.
1.2 Ремонт инженерных систем, сетей, коммуникаций, оборудования зданий учебных заведений, обеспечивающих жизнедеятельность зданий, должен производиться на основе действующих инструкций по их текущему и капитальному ремонту, разработанных и вводимых в действие с учетом требований и нормативов соответствующих органов государственного надзора. Если указанные устройства эксплуатируются специализированными предприятиями, текущий и капитальный их ремонт выполняют эти предприятия.
1.3 Настоящее Положение является обязательным для всех предприятий, осуществляющих функции заказчика, проектирование, текущий и капитальный ремонт зданий образовательных и дошкольных учреждений, г.Москвы независимо от форм их собственности.
1.4 Положение конкретизируют существующие документы, определяющие права и обязанности заказчика, проектной организации и подрядной организации в вопросах ремонта зданий образовательных учреждений, с учетом условий г.Москвы.
2. Классификация зданий образовательных и дошкольных учреждений
2.1 Здания образовательных и дошкольных учреждений классифицируются по степени капитальности ограждающих и несущих конструкций, этажности, техническому состоянию (физическому износу), соответствия действующим на момент оценки нормативам планировки, набора и размера помещений и уровню инженерного благоустройства (моральному износу).
2.2 Классификация зданий образовательных и дошкольных учреждений по степени капитальности ограждающих и несущих конструкций устанавливается с учетом материала несменяемых (основных) конструктивных элементов (фундаменты, стены, каркасы, перекрытия) см.таблицу 1. Данные Таблицы соответствуют "Сборнику N 28 Укрупненных показателей восстановительной стоимости жилых, общественных зданий...", утвержденного Государственным комитетом СМ СССР по делам строительства.
Таблица 1. Классификация зданий образовательных учреждений
Группа капитальности |
Материал основных конструктивных элементов |
Срок службы (лет) |
I |
Фундаменты железобетонные, бетонные, бутовые, бутобетонные, кирпичные. Стены кирпичные, из естественного камня, крупноблочные, крупнопанельные. Перекрытия железобетонные. Кровля металлическая, рулонная, асбестоцементная, черепичная. |
150 |
II |
Фундаменты и стены как в I группе. Перекрытия деревянные, смешанные (металлические балки и деревянное заполнение). Кровля как в I группе. |
125 |
III |
Фундаменты как в I группе. Стены каменные облегченные из всех видов кирпича и легких камней. Перекрытия деревянные. Кровля как в I группе. |
100 |
IV |
Фундаменты как в I группе. Стены деревянные рубленные и брусчатые, смешанные (кирпичные или деревянные). Перекрытия деревянные. Кровля как в I группе. |
90 |
2.3 Техническое состояние здания или его элементов характеризуется износом, т.е. степенью утраты первоначальных эксплуатационных свойств.
Физический износ определяется путем обследования элементов здания визуальным способом, инструментальным методом и испытания их в соответствии с требованиями Методики определения физического износа гражданских зданий, утвержденной МЖКХ от 27.10.1970 г. и Правил оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86 (р), утвержденных Госгражданстроем от 24 декабря 1986 г.
2.4 Определение физического износа всего здания по данным износа отдельных или укрупненных элементов производится путем суммирования величин физического износа отдельных конструктивных элементов и инженерных систем, взвешенных по удельному весу восстановительной стоимости каждого из них в общей восстановительной стоимости здания в %.
Удельные веса отдельных конструктивных элементов и инженерных систем в общей восстановительной стоимости здания рекомендуется определять по данным бухгалтерского учета или по Укрупненным показателям восстановительной стоимости учебных заведений (сборник N 32). Пример расчета износа здания по удельным весам его элементов в % к восстановительной стоимости приведен в табл.2.
Таблица 2. Расчет физического износа здания
Наименование элемента |
Удельный вес элемента в восстановит. стоимости здан. % |
Расчетный удельный вес элемента, % |
Физический износ элемента по результатам осмоттра#, % |
Средневзвешен. значение физического износа,% |
1. Фундаменты |
4 |
4 |
10 |
0,4 |
2. Стены и перегородки, в т.ч.: |
43 |
|
|
|
стены |
86 |
37 |
15 |
5,55 |
перегородки |
14 |
6 |
20 |
1,2 |
3. Перекрытия |
11 |
11 |
10 |
1,1 |
4. Крыша и кровля в т.ч.: |
7 |
|
|
|
крыша |
75 |
5,25 |
35 |
1,8 |
кровля |
25 |
1,75 |
40 |
0,7 |
5. Полы |
11 |
11 |
30 |
3,3 |
6. Окна и двери, в т.ч.: |
6 |
|
|
|
окна |
48 |
2,88 |
15 |
0,43 |
двери |
52 |
3,12 |
20 |
0,62 |
7. Отделочные работы |
5 |
5 |
50 |
2,5 |
8. Сантехнические и электрические работы, в т.ч.: |
10 |
|
|
|
отопление |
1,7 |
1,7 |
40 |
0,68 |
холодн. водоснабжение |
0,4 |
0,4 |
25 |
0,1 |
горячее водоснабж. |
0,5 |
0,5 |
40 |
0,2 |
канализация |
3,6 |
3,6 |
30 |
1,08 |
газоснабжение |
1,1 |
1,1 |
15 |
0,17 |
электроснабжение |
2,7 |
2,7 |
15 |
0,4 |
9. Прочие, в т.ч.: |
3 |
|
|
|
лестницы |
31 |
0,93 |
20 |
1,86 |
балконы |
24 |
0,72 |
20 |
0,14 |
остальное |
45 |
1,35 |
- |
- |
|
|
100 |
|
22,23 |
Примечание: Значение физического износа каждого элемента в Таблице 2 получено путем умножения значения для данного элемента в столбце 3 таблицы на значение в столбце 4, результат умножения делить на 100, полученное значение физического износа элемента записано в столбце 5. Сумма значений столбца 5 дает физический износ всего здания.
2.5 Полученное значение физического износа дает возможность определить нормативную стоимость ремонта по устранению этого износа. Для этого пользуются таблицей N 3 Методики определения аварийности строений, утвержденной Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 1.04.1999 г. N 276-РП.
Таблица N 3. Определение нормативной стоимости капитального ремонта зданий по их физическому износу
Физический износ, % |
Оценка технического состояния |
Общая характеристика технического состояния здания (конструкции) |
Примерная стоимость капитального ремонта, % от восстаноовительной стоим. |
0...20 |
хорошее |
Повреждений и деформаций нет. Имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте, мелкие дефекты, не влияющие на эксплуатацию здания (конструкции). Капитальный ремонт проводится лишь на отдельных участках, имеющих повышенный износ. |
0...11 |
21...40 |
удовлетворительное |
Конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют капитального ремонта, характер которого определяется специализированной организацией, имеющей лицензию на этот вид работ. |
12...36 |
41...60 |
неудовлетворительное |
Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. |
37...90 |
61...80 |
ветхое |
Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смены конструкций. При полной смене конструкций стоимость ремонтных работ составляет 120% восстановительной стоимости, ремонт экономически нецелесообразен. |
91...120 |
81...100 |
негодное |
Здание находится в аварийном состоянии, ремонту не подлежит и требует немедленного отселения Конструктивные элементы находятся в разрушенном состоянии при износе 100%. |
|
2.6 Пользуясь данными таблиц 2 и 3 при решении вопросов о назначении здания на ремонт легко определить нормативную его стоимость в % от восстановительной стоимости. Восстановительную стоимость здания принимают по данным бухгалтерии.
Пример. Требуется определить нормативную стоимость капитального ремонта здания, физический износ которого определен ранее и равен 22%. В таблице 3 указанное значение физического износа находится в интервале 21...40%. При значении износа 40% нормативная стоимость ремонта равна 36% восстановительной стоимости здания. При величине износа здания, равного 21%, нормативная стоимость имеет значение 12% восстановительной стоимости. Для износа в 22% методом интерполяции находим нормативную стоимость ремонта, равную 13,26% восстановительной стоимости здания.
2.7 Определение физического износа элементов зданий производится силами Бюро технической инвентаризации или специализированных проектных организаций, имеющих лицензию на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт гражданских зданий.
3. Классификация ремонтов
3.1 Настоящим Положением предусматрены два вида ремонта: текущий и капитальный.
3.2 Текущий ремонт предусматривает систематическое и своевременное проведение ремонтных работ по предохранению частей зданий от преждевременного износа и по устранению возникающих мелких неисправностей.
3.3 Работы по текущему ремонту подразделяются на две группы:
- плановый текущий ремонт, количественно выявляемый и планируемый заранее по объему и времени его выполнения;
- неплановый (непредвиденный) ремонт, количественно выявляемый в процессе эксплуатации зданий и выполняемый, как правило, в срочном порядке.
3.4 Плановый текущий ремонт предусматривает работы по мелкому ремонту и окраске кровель, замене недостающих частей водосточных труб, частичному ремонту оконных и дверных устройств, окраске лестничных клеток и выполнению других аналогичных по своему характеру работ (Приложение 3).
3.5 Исходными материалами для годового и квартального планов планового текущего ремонта должны служить описи работ, составленные на основании результатов технических осмотров зданий. На производство планового текущего ремонта должно планироваться до 75 - 80% выделяемых ассигнований на текущий ремонт.
3.6 Неплановый (непредвиденный) текущий ремонт предусматривает выполнение срочных работ по устранению мелких повреждений и неисправностей, устранение которых не может быть отложено до очередного планового ремонта. Стоимость указанных работ оплачивается по статье "содержание здания".
3.7 Текущий ремонт может выполняться подрядным способом силами специализированных ремонтно-строительных предприятий, имеющих лицензию на производство таких работ.
3.8 Приемка здания после окончания текущего ремонта осуществляется комиссией в составе представителя эксплуатационной службы, владельца здания, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организации и представителя Окружного управления Московского комитета образования.
3.9 Система технической эксплуатации зданий образовательных и дошкольных учреждений в соответствии с требованиями ВСН 58-88 (р) должна предусматривать проведение через определенные промежутки времени регламентированных капитальных ремонтов. Межремонтные сроки устанавливаются в соответствии с рекомендуемым приложением N 3 к ВСН 58-88 (р).
3.10 Работы по капитальному ремонту подразделяют на две группы:
- комплексный капитальный ремонт, при котором производится восстановление всех изношенных конструктивных элементов, сетей, систем, устройств и инженерного оборудования;
- выборочный капитальный ремонт, при котором производится смена или ремонт отдельных конструктивных элементов, частей здания, отдельных участков санитарно-технических систем, сетей, коммуникаций и устройств инженерного оборудования, отслуживших свой срок службы, если при этом их техническое состояние не обеспечит безотказной эксплуатации на очередной межремонтный срок.
По характеру организации работ капитальный ремонт зданий образовательных учреждений условно подразделяют на плановый и неплановый (комплексный и выборочный).
3.11 Комплексный капитальный ремонт, как правило, предусматривает замену инженерных систем, сетей и оборудования, а также приведение в технически исправное состояние всех конструктивных элементов и выполнение работ по повышению благоустройства. При проведении ремонта следует применять материалы и оборудование, обеспечивающие нормативный срок службы ремонтируемых конструкций и инженерных систем. Состав работ должен быть таким, чтобы после проведения капитального ремонта здание полностью удовлетворяло всем эксплуатационным и нормативным требованиям.
Комплексный капитальный ремонт с перепланировкой помещений предусматривает изменение состава помещений зданий образовательных учреждений в соответствии с действующими правилами и нормами. При этом виде ремонта, исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм, могут выполняться надстройки, пристройки, встройки, повышение уровня инженерного обеспечения, включая строительство наружных сетей (кроме магистральных), производиться замена изношенных и морально устаревших конструкций, инженерного и санитарно-технического оборудования на современное, более надежное и эффективное, улучшающие эксплуатационные свойства зданий и способствующие учебному процессу образовательных учреждений, а также повышающих архитектурную выразительность зданий, уровень благоустройства прилегающих к зданию территорий.
3.12 Выборочный капитальный ремонт назначается для выполнения необходимых работ, которые не могут быть приурочены к очередному комплексному ремонту. При выборочном ремонте производится ремонт фасада, кровли, ремонт и замена отдельных участков инженерных систем и сетей, отдельных видов оборудования, отделочные работы.
Неплановый выборочный ремонт выполняется для ликвидации последствий аварий, внезапных повреждений конструкций и инженерных систем здания, вызванных стихийными бедствиями, экстремальными условиями и ситуациями и др.
3.13 Списки зданий образовательных учреждений, назначенных на комплексный и выборочный капитальный ремонт с приложением необходимых документов по каждому зданию, передаются в проектную организацию для оформления заказов на изготовление проектно-сметной документации. Списки должны передаваться до 1 января 2-х лет предшествующих ремонту зданий.
3.14 Годовые планы капитального ремонта зданий образовательных учреждений составляются на основании утвержденной проектно-сметной документации.
3.15 Работы по капитальному ремонту, как правило, должны выполняться силами подрядных предприятий при наличии у подрядчика лицензии на производство ремонтно-строительных работ по договору подряда на производство работ (Приложение 14).
Подрядное предприятие определяется по конкурсу. Конкурсное распределение подрядных работ со сметной стоимостью до 10 млн.руб. (в ценах 2002 г.) осуществляют конкурсные комиссии окружных управлений и префектур, а свыше 10 млн.руб. - конкурсная комиссия комплекса социальной сферы по проведению капитального ремонта объектов социальной сферы.
Заключение договоров (контрактов) производится заказчиком на основании результатов конкурсов, обеспечив в качестве обязательного условия конкурсного отбора подрядных организаций применение ими экономически обоснованных нормативов цен.
В договорах с подрядными предприятиями в обязательном порядке должна быть указана стоимость работ в соответствии с протоколом конкурсной комиссии, а также обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий договора. Договор, в котором не обозначена стоимость ремонтно-строительных работ, является недействительным.
Основные функции заказчика и подрядчика при выполнении капитального ремонта зданий образовательных и дошкольных учреждений:
- заказчик передает в установленные договором сроки подрядчику утвержденную и согласованную проектно-сметную документацию, обеспечивает своевременное финансирование выполненных работ, освобождает при необходимости помещения на время ремонта, передает здание по акту подрядчику с необходимыми техническими условиями на временное присоединение к инженерным коммуникациям на период производства работ, осуществляет технический надзор за работами, поставляет специальные материалы, изделия и оборудование, входящие в обязанности заказчика и оговоренные договором, принимает выполненные комплексы работ, контролирует своевременность авторского надзора за работами и предъявляет отремонтированное здание государственной приемочной комиссии;
- подрядное предприятие для выполнения капитального ремонта зданий образовательных и дошкольных учреждений принимает объект к производству работ от заказчика, осуществляет своими силами (с привлечением в необходимых случаях субподрядных предприятий, что должно быть оговорено договором) ремонт здания в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и договорной ценой в установленный срок при надлежащем качестве выполненных работ, обеспечивает сохранность элементов здания и его оборудования во время производства работ, обеспечивает выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений, своевременно устраняет недоделки и дефекты, сдает заказчику отремонтированный объект, участвует в работе государственной приемочной комиссии, устраняет по требованию заказчика за свой счет допущенные по его вине дефекты и недоделки, обнаруженные в процессе эксплуатации отремонтированного здания в течение двух лет со дня его приемки.
3.16 Финансирование и расчеты за ремонт зданий осуществляются в порядке, установленном нормативными документами для г.Москвы.
3.17 При планировании капитального ремонта зданий следует учитывать обязанность арендаторов в части ремонта занимаемых ими помещений за их счет. Перечень работ, выполняемых за счет средств арендаторов:
- окраска (побелка) потолков;
- окраска или оклейка стен обоями;
- окраска оконных переплетов и полотен балконных (с внутренней стороны) и входных дверей;
- окраска подоконников, пола, дверей и подсобных помещений;
- циклевка полов;
- окраска радиаторов, труб систем центрального отопления, газопровода, водопровода и канализации;
- замена оконных и дверных приборов, вставка стекол;
- установка дополнительных кранов, смесителей и другого оборудования, замена дверных полотен, встроенных шкафов и отделка помещений с целью повышения уровня благоустройства помещения (разрешение на выполнение работ, связанных с перепланировкой, оформляется в установленном порядке через междуведомственную комиссию);
- замена санитарно-технического оборудования, унитазов, ванн, раковин, умывальников, смесителей, водоразборных кранов, газовых и электрических плит и др. (за исключением случаев, когда выход из строя произошел в результате истечения нормативного срока службы, а также заводского брака или неправильного монтажа в период гарантийного срока эксплуатации);
- ремонт и замена электропроводки, смена выключателей, розеток, светильников и т.п.;
- смена вентильной головки для систем холодной и горячей воды (за исключением случаев, когда выход из строя произошел в результате истечения нормативного срока службы, а также заводского брака или неправильного монтажа в период гарантийного срока эксплуатации);
- смена сиденья к унитазу;
- замена полотенцесушителя на прибор улучшенной модели;
- замена неисправного выключателя открытой и скрытой проводки или замена на выключатель другой модели, установка переключателя;
- смена неисправного потолочного патрона;
- смена неисправной штепсельной розетки для потолочного патрона для открытой и скрытой проводки или смена на розетку другой модели;
- смена неисправного накладного или врезного замка, оконных и дверных ручек;
- смена сантехприборов на приборы другой модели;
- смена водоразборной арматуры на арматуру улучшенной модели;
- установка контрольных электрических счетчиков;
- замена полов на полы улучшенного качества;
- установка, эксплуатация и ремонт домофонов, кодовых замков, охранной сигнализации арендуемых помещений;
- услуги связи (радиоточка, телеантенна, телефон);
- прочие сервисные услуги.
3.18 При производстве текущего ремонта зданий образовательных учреждений подрядным способом следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты работ, предусмотренные для капитального ремонта.
4. Нормативы на капитальный и текущий ремонт. Ремонты зданий образовательных и дошкольных учреждений
4.1 Согласно ВСН 58-88(р) техническое обслуживание и ремонт зданий образовательных и дошкольных учреждений должны включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке инженерных систем, подготовке к сезонной эксплуатации зданий и их элементов, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
4.2 Нормативная периодичность осмотров и производства ремонтов для зданий образовательных и дошкольных учреждений установлена следующей:
общие осмотры 2 раза в год (весенний и осенний);
частичный осмотр по потребности;
текущий плановый ремонт через 5 лет;
выборочный капитальный ремонт через 10 лет;
комплексный капитальный ремонт через 30 лет.
Неплановый капитальный или текущий ремонты проводятся по потребности после аварий или стихийных ситуаций.
4.3 Финансирование ремонтов зданий образовательных и дошкольных учреждений осуществляется за счет бюджетных ассигнований, средств целевых бюджетных фондов развития территорий административного округа, а также средств инвесторов, спонсоров и других внебюджетных источников.
Нормативы затрат на текущий ремонт зданий образовательных и дошкольных учреждений определяются в зависимости от их группы капитальности (табл.1 настоящего Положения) в % от восстановительной стоимости здания. Нормативы затрат на текущий ремонт зданий образовательных и дошкольных учреждений приведены ниже в таблице 4.
Таблица 4. Дифференцированные нормы затрат на текущий ремонт зданий образовательных и дошкольных учреждений
Группа капитальности зданий |
Норматив затрат на текущий, ремонт % от восстановительной стоимости здания |
I |
1,1 |
II |
1,2 |
IV |
1,3 |
V |
1,4 |
Предварительный размер стоимости ассигнований на капитальный ремонт зданий образовательных учреждений в % от восстановительной стоимости определяется в зависимости от физического износа здания в соответствии с п.п.2.4 и 2.5 настоящего Положения.
Окончательные суммы затрат на капитальный ремонт зданий образовательных учреждений определяются на основании проектно-сметной документации по каждому объекту, включенному в титульный список на планируемый год. Стоимость капитального ремонта зданий рассчитывается по Московским территориальным нормативам МТСН 81-98:
МТСН 81.1-98. Средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции;
МТСН 81.3-98. Сборники расценок на строительные работы;
МТСН 81.4-98. Сборники расценок на монтаж оборудования;
МТСН 81.5-98. Сборники расценок на пусконаладочные работы;
МТСН 81.6-98. Сборники расценок на ремонтно-строительные работы;
МТСН 81.8-98. Нормы накладных расходов и сметной прибыли;
МТСН 81.9-98. Сметные нормы дополнительных затрат связанных с производством строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в зимнее время;
МТСН 81.10-08. Сметные нормы затрат на временные здания и сооружения.
Размер средств на содержание заказчика и технический надзор установлен протоколом РМВК от 19.02.1998 г. N 51 в зависимости от осваиваемых капитальных вложений на капитальный и текущий ремонты зданий в ценах 1998 г.:
до 30 млн.руб. 1,3%;
от 30 до 70 млн.руб. 1,1%;
от 70 млн.руб. и более 0,8%.
5. Подготовка проектирования
5.1 В соответствии с утвержденным титульным списком независимо от вида капитального ремонта заказчик с участием проектной организации составляет задание на разработку проектно-сметной документации капитального ремонта каждого здания в отдельности.
5.2 Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации:
- инвентаризационные поэтажные планы (в кальке) с указанием площадей помещений и объема здания по данным бюро технической инвентаризации (БТИ), проведенной не позднее 3-х лет до начала проектирования;
- акты состояния помещений учебных классов, лабораторий, специальных кабинетов, помещений проживания детей (в школах-интернатах), помещений обслуживания и др.;
- паспорт строения с указанием объемов, сроков и видов ранее выполненных ремонтов;
- акт землепользования;
- акт на право владения строением;
- справку о состоянии газовых сетей и оборудования (при наличии в здании газового оборудования);
- акты состояния санитарно-технических систем здания;
- справку организаций, обеспечивающих эксплуатацию лифтов, центральных тепловых пунктов (ЦТП), систем дымоудаления (ДУ), противопожарной автоматики (ППА) и другого инженерного оборудования и устройств об их техническом состоянии;
- исполнительные чертежи электрических схем и электропроводок;
- протоколы замера сопротивления изоляции и испытания защитного заземления электрооборудования;
- акт состояния элементов благоустройства;
- разрешение (или технические условия) на присоединение ремонтируемого здания к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям;
- материалы по ранее проведенным инженерным обследованиям здания;
- градостроительное задание (при ремонте здания с встройкой, пристройкой, надстройкой);
- задание от Главного управления памятников г.Москвы (при необходимости).
5.3 Эксплуатационные и энергоснабжающие предприятия не вправе требовать в ТУ на ремонт зданий образовательных учреждений расширения городских сетей, строительство новых инженерных сооружений, которые должны выполняться за счет капиталовложений. За счет средств капитального ремонта зданий образовательных учреждений допускается перекладка инженерных сетей, обеспечивающих снабжение ремонтируемого здания, диаметром не более 200 мм, кабельных сетей не более 200 м.
5.4 Оформление и выдача технических условий на проектирование ремонта инженерных и энергетических сетей и сооружений зданий образовательных учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств, производится коммунальными и энергоснабжающими предприятиями бесплатно.
5.5 Технические условия на ремонт инженерных и энергетических коммуникаций в соответствии с Положением по организации капитального ремонта жилых зданий в г.Москве утвержденного Премьером Правительства Москвы от 12 марта 1996 г. N 223-РП действительны в течение 5 лет.
5.6 Проектная организация на основании полученных от заказчика исходных данных и задания составляет строительный паспорт на капитальный ремонт здания.
5.7 Инженерно-техническое обследование должно обеспечить проектировщиков исчерпывающими данными о техническом состоянии конструкций и инженерных систем ремонтируемого здания. Инженерно-технические обследования должны выполняться по заданию проектной организации специализированными предприятиями, имеющими лицензию на этот вид работ.
5.8 При инженерно-техническом обследовании следует уточнять инвентаризационные планы строения, его помещений и дворовых территорий. При этом также должны уточняться размеры существующих конструкций, узлов и деталей, необходимые для проектирования.
5.9 В ходе инженерно-технических обследований необходимо обращать особое внимание на техническое состояние конструкций и элементов здания для определения возможности их сохранения и использования при ремонте.
5.10 Вскрытия конструктивных элементов в зданиях надлежит производить для получения наиболее объективных исходных данных и выявления необходимого объема работ. Согласно ВСН 55-87 (р) организация вскрытия конструкций и производства этих работ лежит на обязанности заказчика.
Планы и разрезы с обозначением мест необходимых вскрытий проектная организация передает заказчику за 5 дней до начала вскрытий.
5.11 При назначении наружных мест вскрытий (фундаменты, основания) следует руководствоваться топографическими планами с нанесенными на них подземными коммуникациями во избежание их повреждения.
5.12 На основании результатов инженерно-технического обследования организация, выполнившая эти работы, составляет техническое заключение, которое должно содержать:
- инвентаризационные данные с уточненными поэтажными планами и ситуационным планом участка и соответствие их действующим СНиП;
- характеристику существующих планировочных решений, конструкций и оборудования;
- характеристику технического состояния конструктивных элементов, частей здания, отделки и инженерных систем со схемами и расчетами;
- сведения о техническом состоянии внешнего благоустройства;
- геологические и гидрогеологические материалы (при необходимости);
- выводы и предложения о характере капитального ремонта и примерные объемы ремонта.
6. Разработка проектно-сметной документации
6.1 При разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт зданий образовательных и дошкольных учреждений следует руководствоваться нормативными документами по проектированию, строительству и ремонту, утвержденными в установленном порядке.
Согласно ВСН 58-88 (р) при капитальном ремонте при необходимом обосновании с разрешения Правительства Москвы может производиться реконструкция зданий - комплекс ремонтно-строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади помещений, строительного объема здания, вместимости или пропускной способности или изменение его назначения).
6.2 Проектно-сметная документация на капитальный ремонт зданий образовательных и дошкольных учреждений и повышения их благоустройства разрабатывается специализированными проектными организациями, имеющими лицензию на этот вид работ. Допускается разработка проектно-сметной документации силами дирекций по эксплуатации, движению и учету основных фондов управлений Московского Комитета образования, имеющих лицензию на этот вид работ. Сроки проектирования устанавливаются графиком, согласованным с заказчиком. Согласно Положения по организации капитального ремонта жилых зданий в г.Москве, утвержденного распоряжением Премьера Правительства Москвы от 12 марта 1996 г. N 223-РП, по согласованию с заказчиком изготовление проектно-сметной документации может осуществляться одновременно с производством ремонтно-строительных работ, при этом сроки выполнения этапов проекта устанавливаются согласованным графиком.
На аварийный ремонт выполняется, как правило, только исполнительная документация.
6.3 Процесс разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) образовательных и дошкольных учреждений предусматривает:
- проведение технического обследования, определение физического и морального износа проектируемых объектов;
- составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройство территорий и другим аналогичным работам;
- технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции;
- разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.
6.4 Проекты и рабочая техническая документация на ремонт внутриквартальных коммуникаций инженерного обеспечения, если они разработаны проектной организацией, подчиненной структурным подразделениям Правительства Москвы и соответствуют техническим условиям, выданным предприятиями, эксплуатирующими эти коммуникации, согласовываются только с отделом подземных сооружений.
Срок действия согласованных проектов отделом подземных сооружений согласно Положения по организации капитального ремонта жилых зданий в г.Москве, утвержденного распоряжением Премьера Правительства Москвы от 12 марта 1996 г. N 223-РП, установлен в 4 года.
6.5 При капитальном ремонте зданий применяются общие с капитальным строительством принципы ценообразования. В сметах на капитальный ремонт предусматриваются накладные расходы и сметная прибыль в размерах, установленных региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы (РМВК) и лимитированные затраты на:
- временные здания и сооружения;
- составление проектно-сметной документации;
- непредвиденные работы;
- прочие затраты (арендная плата за дополнительное пользование землей общего пользования и другие затраты, не включенные в единичные расценки, а также необходимые затраты на содержание и устройство промежуточных складских помещений в установленных размерах);
- стесненные условия производства работ учитываются в сметной документации в соответствии с положениями общих частей сборников расценок на строительные и ремонтно-строительные работы.
6.6 Заказчик в процессе разработки проектно-сметной документации должен участвовать в определении характера и объемов работ по ремонту здания с учетом ликвидации выявленных недостатков в период его эксплуатации.
6.7 Сметная документация на комплексный, выборочный капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений образовательных и дошкольных учреждений утверждается Комитетом образования (учреждения городского подчинения) или префектурами (учреждения окружного подчинения). Проектно-сметная документация стоимостью 10 млн.руб. (в ценах 2002 г.) и выше подлежит государственной экспертизе в соответствии с порядком, установленным правовыми актами Российской Федерации, города Москвы и Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве.
При подготовке экспертного заключения в обязательном порядке осуществляется проверка проектной документации на соответствие исходно-разрешительной документации техническим условиям и действующим Строительным нормам и правилам. В Мосгосэкспертизу проектную документацию представляет Заказчик с привлечением Проектной организации для защиты проектных решений.
6.8 Заказчик обязан передать подрядчику проектно-сметную документацию в полном комплекте не позднее 1 июля года, предшествующего планируемому ремонту.
6.9 При обнаружении ошибок или дефектов в изготовленной проектно-сметной документации заказчик сообщает об этом в проектную организацию.
При отсутствии замечаний в течение 45 дней с момента выпуска проектно-сметной документации она считается согласованной.
6.10 Приемка и утверждение технической документации заказчиком не освобождает проектную организацию от обязанностей безвозмездного исправления ошибок и упущений, если они сделаны по вине проектной организации.
Исправление допущенных ошибок в документации, изготовленной проектной организацией, должно производиться не позднее 10 дней после извещения заказчика.
6.11 В случае, если переработка проектно-сметной документации вызвана причинами, не зависящими от проектной организации (неточность задания на проектирование, изменение технических условий и т.п.) заказчик обязан дать проектной организации дополнительный заказ.
6.12 Расчеты заказчика с проектными и изыскательскими организациями за разработку проектно-сметной документации осуществляются в порядке, предусмотренным договорами на выполнение проектных и изыскательских работ. Стоимость проектных работ на капитальный ремонт зданий и сооружений определяется по сборнику цен на проектные работы для капитального ремонта с учетом поправочных коэффициентов, утвержденных Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы.
См. "Сборник цен на проектные работы для капитального ремонта жилых домов, детских дошкольных учреждений и школ", утвержденный приказом Москомархитектуры от 31 мая 2002 г. N 110
Стоимость проектно-сметных работ определяется до начала проектирования и уточняется при выпуске документации.
6.13 Интервал времени между утверждением проектно-сметной документации и началом производства ремонтно-строительных работ не должны превышать 2 лет. Устаревшие проекты перерабатываются проектной организацией, имеющей лицензию на этот вид работ, по заказам заказчика.
7. Производство ремонтно-строительных работ
7.1 Передача объектов образовательных и дошкольных учреждений подрядному предприятию для выполнения ремонтно-строительных работ производится комиссией в составе:
- представителя окружного управления Московского комитета образования (председатель);
- представителя подрядного предприятия;
- представителя владельца здания;
- представителя проектной организации.
Передача объектов подрядчику производится до начала работ и оформляется актом (Приложение 8).
7.2 В целях планомерности выполнения работ владелец здания обеспечивает своевременный доступ рабочих для производства ремонтно-строительных работ в сроки, согласованные с подрядной организацией.
7.3 До начала работ заказчик (владелец здания) указывает места подключения к источникам энерго-, тепло-, водоснабжения, канализации и др. источникам. При производстве капитального ремонта с отселением контингента оплата коммунальных услуг производится подрядным предприятием по счетам, выставленным тепло- и энергоснабжающими организациями.
При выборочном капитальном и текущем ремонтах оплата коммунальных услуг производится подрядными организациями из расчета до 50% от суммы счетов, выставленных тепло- и энергоснабжающими организациями (при ремонте зданий ПТУ и учреждений с круглосуточным пребыванием детей до 25%).
7.4 Владелец ремонтируемого здания, при возможности, предоставляет в пользование подрядному предприятию необходимые складские и бытовые помещения в соответствии с нормами и проектом организации капитального ремонта, используя существующие помещения, находящиеся в ремонтируемом или соседних зданиях.
В случае отсутствия указанных помещений владелец здания выделяет территорию для размещения групповых передвижных временных сооружений (бытовых и складских), согласовывая их размещение с соответствующими организациями (административная, пожарная и другие инспекции, райархитектор и т.д.), а в случае выделения территорий общественного назначения (тротуары, проезжие части и др.) с Москомземом.
7.5 Проект производства ремонтно-строительных работ разрабатывается силами ремонтно-строительного предприятия за счет накладных расходов в соответствии с требованиями ВСН 41-85 (р).
Проекты производства работ должны предусматривать первоочередное выполнение работ по прокладке подземных коммуникаций и др. работ нулевого цикла.
7.6 Подрядчик обязан установить на ремонтируемом объекте указатель с названием организации, выполняющей работы, адрес и телефон администрации ремонтно-строительного предприятия и установленные сроки окончания работ.
7.7 Заказчик должен осуществлять контроль за выполнением работ в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и техническими условиями.
В журнале производства работ (Приложение 9) следует отмечать все замеченные нарушения технологических процессов, правил техники безопасности и отступления от утвержденной проектной документации и требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
7.8 Проверку объемов выполненных работ заказчик должен осуществлять совместно с представителем владельца здания и подрядчика, а при необходимости - с представителем проектной организации.
Актирование скрытых работ производится с участием представителя проектной организации, заказчика, производителя работ и представителя владельца здания.
Если в процессе производства работ выявится необходимость изменения объемов работ против предусмотренных сметой, составляется соответствующий акт, подписанный представителями указанных организаций, после чего подрядчик может приступить к выполнению дополнительных работ.
При необходимости по заданию заказчика проектная организация выпускает исполнительную смету.
7.9 Учет выполненных работ осуществляется в специальном журнале (накопительной ведомости) или актах по форме 2. Объемы выполненных работ проверяются ежемесячно по фактически выполненным работам на объекте и подтверждаются подписями в журнале (накопительной ведомости) и актах по форме 2 прораба, технадзора и владельца здания.
7.10 В целях улучшения качества, строгого соблюдения проектных решений при ремонте и повышения ответственности проектной организации за качеством проектно-сметной документации осуществляется авторский надзор.
7.11 Лица, осуществляющие авторский и технический надзор, обязаны:
- контролировать соответствие выполнения работ в натуре рабочим чертежам и следить за качеством производимых работ;
- выявлять в процессе производства работ возможность дальнейшего снижения стоимости и улучшения качества работ, разрабатывать конкретные мероприятия на повышение эффективности осуществляемых проектных решений и вносить в ходе работ в рабочие чертежи необходимые изменения;
- своевременно разрешать все технические вопросы по проектносметной документации, возникающие в процессе производства работ;
- не допускать отступлений от рабочих чертежей, ухудшающих эксплуатационные свойства ремонтируемых элементов;
- участвовать в составлении актов на скрытые работы;
- принимать участие в работе комиссий по приемке объектов после завершения ремонтных работ.
7.12 Журнал производства работ должен быть прошнурован, страницы его пронумерованы, храниться на объекте и являться обязательным документом, предъявляемым при сдаче работ.
7.13 Линейный персонал, выполняющий ремонтно-строительные работы, обязан:
- выполнять требования авторского и технического надзора, а также представителя заказчика, представителя владельца здания об устранении выявленных дефектов и отступлений от утвержденных проектных решений, а также нарушений технологии выполнения ремонтностроительных работ;
- регистрировать в журнале производства работ все замеченные нарушения технологии производства работ, а также выявленные дефекты и отступления от утвержденных проектов и делать отметки о принятых мерах по указанным замечаниям.
7.14 Представитель проектной организации обязан выезжать на объект по вызову заказчика и в дни согласованного с заказчиком графика, но не реже 1 раза в месяц.
8. Приемка в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом зданий образовательных и дошкольных учреждений
8.1 После окончания всех ремонтно-строительных работ по капитальному ремонту здания образовательного учреждения Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов назначает рабочую комиссию по приемке капитально отремонтированного здания и соответствия выполненного ремонта проектно-сметной документации и действующим нормативам по технологии ремонтно-строительных работ.
В состав комиссии входят представитель владельца здания (председатель комиссии), представители подрядного предприятия, проектной организации, специализированных предприятий по эксплуатации инженерного оборудования и др. (Приложения 11, 12).
8.2 На основании справки владельца здания об окончании всех работ и предварительной приемки их от подрядного предприятия рабочей комиссией представителем административного округа назначается государственная комиссия по приемке законченного капитального ремонта здания в составе: представитель Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов МКО (председатель), представители владельца здания, административного органа, проектной организации, государственного пожарного надзора, ЦГСЭН, технического надзора, подрядного предприятия, специализированных предприятий по эксплуатации инженерных систем и др. (Приложение 13).
8.3 Подрядчик представляет государственной комиссии проекты с внесенными в ходе ремонта изменениями, сметы, договор на производство работ, паспорт на окраску фасадов, журнал производства работ, технического и авторского надзора, справку об устранении недоделок и дефектов, выявленных рабочей комиссией. (Приложение 10).
8.4 После приемки здания в эксплуатацию документы госкомиссии передаются Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов (заказчику), владельцу здания и подрядному предприятию (по одному экземпляру каждому).
8.5 Подрядчик сдает исполнительные чертежи на выполненные подземные коммуникации в Мосгоргеотрест в месячный срок после окончания указанных работ.
8.6 После приемки здания в эксплуатацию на основании исполнительной документации Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов МКО вносит изменения в технический паспорт здания образовательного (дошкольного) учреждения с пересчетом физического износа.
8.7 Принятые в эксплуатацию после капитального ремонта здания особенно тщательно осматриваются экплуатационным персоналом владельца здания в первые годы их эксплуатации.
Обнаруженные дефекты, снижающие эксплуатационные свойства помещений, долговечность конструкций, надежность инженерных систем, допущенные подрядчиком, устраняются им безвозмездно в течение двух лет со дня приемки здания в эксплуатацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.