Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 августа 2002 г. N 680-ПП
Положение
о порядке использования автоматизированных систем для начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги
Настоящее Положение вводится в действие с 1 января 2003 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет:
1.1.1. Права и обязанности участников процесса начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги при использовании автоматизированных систем для начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги (далее АС ЖКУ).
1.1.2. Общие технические требования к автоматизированным системам начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги.
1.1.3. Порядок проведения контроля использования АС ЖКУ в соответствии с установленными требованиям.
1.2. Требования к характеристикам качества прикладных программных средств АС ЖКУ устанавливаются в Технических условиях (для сертификации), утверждаемых Министерством Российской Федерации по связи и информатизации по согласованию с Правительством Москвы.
2. Термины и определения
2.1. Жилищные услуги - услуги, связанные с эксплуатацией, текущим ремонтом, санитарным обслуживанием строения и внеквартирного инженерного оборудования, придомовых территорий, организацией данных работ, а также восстановлением жилищного фонда (наем, техническое обслуживание дома, оплата жилья).
2.2. Коммунальные услуги - услуги по:
- холодному водоснабжению и водоотведению (канализации);
- горячему водоснабжению (подогреву воды);
- отоплению;
- газоснабжению;
- электроснабжению;
- вывозу мусора.
2.3. Прочие услуги - услуги, оказываемые потребителям и не входящие в состав коммунальных услуг: радиоточка, телеантенна, автоматические запирающие устройства, плата за добровольное страхование жилья и т.п.
2.4. Товары - тепловая энергия, электрическая энергия, газ, вода.
2.5. Соответствие - соблюдение заданных требований к продукции, процессу или услуге.
2.6. Подтверждение соответствия - любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются.
2.7. Сертификация - процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.
2.8. Сертификат соответствия - документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации, подтверждающий, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту, техническим условиям или другому нормативному документу.
3. Субъекты правоотношений, взаимоотношения которых определяются настоящим Положением
3.1. Управляющие организации - предприятия, организации, общества или товарищества независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, осуществляющие функции управления жилищным и нежилым фондом, оказывающие потребителям услуги, начисляющие платежи за них и учитывающие поступление средств в их оплату.
3.2. Поставщики - организации, являющиеся непосредственными производителями услуг и товаров.
3.3. Потребители услуг - физические и (или) юридические лица, пользующиеся жилищно-коммунальными и прочими услугами.
3.4. ГУП Городской центр жилищных субсидий - организация, предоставляющая семьям (гражданам) жилищные субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг и осуществляющая возмещение выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных и прочих услуг.
3.5. ГУП "Московский социальный регистр" (ГУП МСР) - организация ведущая учет по предоставленным жителям льгот на основании предоставляемых ГУП ГЦЖС данных.
4. Автоматизированная система начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги
4.1. Автоматизированная система начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги - программно-вычислительный комплекс, предназначенный для обеспечения:
- начисления, учета и обработки платежей за пользование жилищным и нежилым фондом, а также за предоставляемые жилищные (эксплуатационные), коммунальные и прочие услуги по единым порядку и методике;
- учета жилищного и нежилого фонда, находящегося в управлении управляющей организации, по его видам, техническим и эксплуатационным характеристикам;
- составления аналитических данных, характеризующих жилищно-коммунальное хозяйство и состояние расчетов за жилищно-коммунальные и прочие услуги, и доведения их до всех уровней управления жилищно-коммунальным хозяйством города и учета предоставленных льгот;
- оперативного контроля поступления финансовых средств.
4.2. АС ЖКУ включает в свой состав:
- прикладные программные средства, обеспечивающие решение функциональных задач АС ЖКУ;
- системные программные средства (операционную систему (ОС), систему управления базой данных (СУБД), текстовые редакторы и т.п.), обеспечивающие работу прикладных программных и вычислительных средств АС ЖКУ;
- вычислительные средства, на которых размещены и функционируют системные и прикладные программные средства.
4.3. Общие требования к АС ЖКУ.
4.3.1. АС ЖКУ должна обеспечивать возможность взаимодействия с внешними автоматизированными и неавтоматизированными системами в части обмена:
- финансово-технологическими данными, которые содержат сведения о движении финансовых потоков, технических и эксплуатационных характеристиках жилищного и нежилого фонда, нормативно-справочную информацию, необходимую для финансовых расчетов;
- статистическими данными, содержащими информацию о жилищно-коммунальных услугах и прочих услугах (далее ЖКУ) и платежах за них, в том числе в разрезе каждого льготника;
- информационно-статистическими данными, необходимыми для оценки эффективности работы АС ЖКУ на различных уровнях управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ);
- распорядительной информацией при доведении ее до исполнителей с заданной периодичностью;
- договорно-правовыми данными, отражающими взаимосвязи элементов ЖКХ с указанием имеющихся договоров и других регламентирующих документов (приказов, инструкций, методик и т.п.).
4.3.2. Программно-технический комплекс АС ЖКУ должен иметь сертификат соответствия требованиям защиты информации.
4.4. Общие требования к прикладным программным средствам АС ЖКУ.
4.4.1. Программные средства АС ЖКУ должны обеспечивать выполнение следующих основных функций с заданными периодичностью и временем выполнения:
- обеспечение сбора, обработки и ввода первичных данных о предоставленных ЖКУ и прочих услугах;
- обеспечение учета потребителей ЖКУ и прочих услуг;
- регистрация и учет платежей за предоставленные ЖКУ и прочие услуги;
- ведение нормативно-справочной документации;
- обеспечение тарификации и расчетов платежей за ЖКУ и прочие услуги;
- обеспечение формирования платежных документов с указанием реквизитов управляющих организаций в расчетном банке;
- обеспечение учета жилищного и нежилого фонда по его видам, техническим и эксплуатационным характеристикам;
- обеспечение формирования справочных данных по оказанию ЖКУ, выполненным платежам за них, тарифам, ставкам, нормам и нормативам потребления ЖКУ и т.п.;
- обеспечение формирования обобщенных статистических и аналитических данных по оказанным ЖКУ и произведенным платежам за них;
- администрирование АС ЖКУ.
4.4.2. В состав функций обеспечения сбора, обработки и ввода первичных данных о предоставленных ЖКУ должны быть включены:
- автоматический и автоматизированный ввод первичных данных об оказанных услугах, характеристиках жилищного и нежилого фонда;
- накопление введенных данных;
- накопление статистической информации об оказанных жилищно-коммунальных и прочих услугах, выплаченных субсидиях и возмещенных выпадающих доходах за предоставленные льготы;
- формирование оперативных статистических и аналитических документов;
- передача информации не прошедшей первичный контроль в службы ее предоставившие;
- формирование учетных документов;
- формирование архива первичных данных;
- получение справок из архива первичных данных.
4.4.3. В состав функций обеспечения учета потребителей ЖКУ должны быть включены:
- идентификация потребителей жилищно-коммунальных и прочих услуг по любому из не менее чем 10 идентификационных признаков (или их совокупности), содержащихся в лицевом счете (карточке учета), атрибутов занимаемого потребителем жилищного и нежилого фонда или социального номера льготника;
- регистрацию новых потребителей жилищно-коммунальных и прочих услуг, с указанием всех персональных реквизитов (минимальное количество реквизитов указано в договоре на оказание жилищно-коммунальных и прочих услуг), необходимых для полной, однозначной идентификации потребителей в базе данных, в том числе в ЕРСЛ, корректного проведения расчетов, точной доставки платежных документов (извещений-квитанций) и сбора статистических данных;
- внесение изменений в персональные реквизиты, принадлежащие потребителю жилищно-коммунальных и прочих услуг, а также учет и контроль изменений реквизитов потребителей;
- поиск в базе данных потребителей жилищно-коммунальных и прочих услуг по заданным признакам;
- формирование справочной и статистической информации по потребителям жилищно-коммунальных и прочих услуг;
- контроль соблюдения условий и сроков действия договоров с потребителями жилищно-коммунальных и прочих услуг.
4.4.4. В состав функций регистрации и учета платежей за предоставленные ЖКУ должны быть включены:
- регистрация наличных и безналичных платежей за пользование жилищно-коммунальными и прочими услугами;
- разделение поступивших платежей по потребленным жилищно-коммунальным и прочим услугам (товарам), их поставщикам и плательщикам;
- учет нераспознанных платежей;
- формирование и печать ведомостей и реестров оплат;
- учет потребителей - должников по ЖКУ и прочим услугам;
- формирование списков должников;
- автоматическая печать предупреждений неплательщикам за предоставленные ЖКУ и прочие услуги;
- формирование и печать категорий плательщиков,
- учет потребителей ЖКУ и прочих услуг, имеющих льготы по оплате за жилищно-коммунальные и прочие услуги в соответствии с нормативными документами Российской Федерации, Правительства Москвы и соответствующих отраслей;
- формирование отчетов о выпадающих доходах от предоставления потребителям жилищно-коммунальных и прочих услуг льгот по оплате жилищно-коммунальных и прочих услуг, отдельно по каждой льготной категории потребителей и каждому виду платежей.
4.4.5. В состав функций ведения нормативно-справочной документации должны быть включены:
- обеспечение формирования, изменения и хранения тарифных планов;
- обеспечение ведения прейскурантов по ЖКУ и прочим услугам;
- обеспечение ведения справочников и классификаторов нормативно-справочной документации.
4.4.6. В состав функций обеспечения тарификации и расчетов платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги должны быть включены:
- обеспечение расчетов стоимости предоставленных ЖКУ и прочих услуг, в том числе по приборам учета;
- обеспечение формирования и выдачи потребителям ЖКУ и прочих услуг платежных документов с указанием реквизитов управляющей организации в расчетном банке;
- обеспечение ведения лицевых счетов (карточек учета) потребителей ЖКУ и прочих услуг;
- обеспечение коррекции и перерасчетов начисленной платы за ЖКУ и прочие услуги.
4.4.7. В состав функций формирования платежных документов должны быть включены:
- формирование платежных документов (извещений-квитанций) для наличной формы оплаты физическими и юридическими лицами ЖКУ и прочих услуг с указанием реквизитов управляющей организации в расчетном банке;
- формирование платежных документов (счетов) с указанием реквизитов управляющей организации в расчетном банке для безналичной формы оплаты физическими и юридическими лицами ЖКУ и прочих услуг;
- формирование платежных документов для осуществления расчетов за отпущенные товары с указанием реквизитов управляющей организации и поставщиков в расчетном банке;
- перерасчет оплаты за жилищно-коммунальные и прочие услуги;
- распечатка платежных документов (извещений-квитанций) на печатающем устройстве;
- формирование сводных ведомостей по выставленным платежным документам;
- формирование и печать расшифровок по начислениям за ЖКУ за любой период времени по любому пользователю или группе пользователей. АС ЖКУ должна предусматривать необходимую автоматическую сортировку рассылаемых платежных документов (извещений-квитанций). При формировании бумажного счета для оплаты ЖКУ через пункты приема платежей необходимо предусмотреть место для оттиска контрольно-кассовой машины.
4.4.8. В состав функций формирования справочных данных по ЖКУ и прочим услугам должны быть включены:
- формирование по запросу потребителя ЖКУ и прочих услуг сводных данных по оказанным ему ЖКУ и прочих услугах и проведенным потребителем оплатам;
- контроль платежеспособности потребителя ЖКУ и прочих услуг при их предварительной оплате (в случае использования потребителем предварительного платежа за жилищно-коммунальные и прочие услуги);
- формирование справочных данных о перечне ЖКУ и прочих услугах и тарифах на них;
- формирование данных по техническим и эксплуатационным характеристикам жилищного и нежилого фонда;
- формирование данных по предоставленным льготам по оплате ЖКУ и жилищным субсидиям.
4.4.9. В состав функций обеспечения формирования обобщенных статистических и аналитических данных по оказанным ЖКУ и прочим услугам и выполненным платежам за ЖКУ и прочие услуги должны быть включены функции формирования документов, отражающих:
- доходы поставщиков;
- статистические и аналитические отчеты по потребителям жилищно-коммунальных и прочих услуг;
- состояние платежей по оказанным ЖКУ и прочим услугам.
4.4.10. В состав функций администрирования должны быть включены:
- контроль доступа к данным и функциям системы;
- контроль выполнения этапов технологического процесса расчетов за оказанные услуги;
- архивирование данных;
- восстановление данных после аварийных ситуаций.
4.4.11. АС ЖКУ должна обеспечивать информационное взаимодействие в соответствии с "Порядком взаимодействия ГУП Городской центр жилищных субсидий с жилищными, ресурсоснабжающими организациями, организациями связи и органами социальной защиты населения" (Приложение 1 к настоящему Положению).
4.4.12. Прикладные программные средства АС ЖКУ должны иметь сертификат соответствия системы сертификации "Росинфосерт" Минсвязи России.
4.5. Требования к характеристикам входных и выходных форм АС ЖКУ (Приложение 2 к настоящему Положению).
Входные и выходные формы должны отражать требования действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих процесс начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги.
4.6. Прикладные программные средства должны обеспечивать:
- ведение единой информационной базы данных;
- контроль достоверности и корректности входных данных;
- вывод форм документов на бумажный носитель, экран монитора и в файл на электронном носителе;
- пользовательский интерфейс на русском языке;
- увеличение числа пользователей АС ЖКУ.
4.7. Общие требования к системным программным средствам АС ЖКУ.
4.7.1. Владение, гарантия и техническая поддержка системных программных средств АС ЖКУ должны быть оформлены соответствующими договорами и соглашениями с его поставщиками и/или производителями.
4.7.2. Системные программные средства АС ЖКУ должны обеспечивать:
- процесс инсталляции и конфигурирования прикладных программных средств АС ЖКУ;
- функционирование прикладных программных средств АС ЖКУ на вычислительных средствах и их работу в локальной вычислительной сети;
- диагностику неисправностей вычислительных средств АС ЖКУ.
4.8. Общие требования к вычислительным средствам АС ЖКУ.
4.8.1. Вычислительные средства АС ЖКУ должны иметь сертификаты соответствия требованиям безопасности Системы сертификации ГОСТ Р.
4.8.2. Вычислительные средства АС ЖКУ должны обеспечивать:
- наращивание состава вычислительных и программных средств, используемых для решения функциональных задач АС ЖКУ;
- замену вычислительных средств, исчерпавших свой ресурс;
- непрерывную круглосуточную работу без постоянного присутствия персонала технического обслуживания.
4.9. АС ЖКУ должна быть зарегистрирована в Реестре информационных ресурсов и систем города Москвы в соответствии с порядком регистрации в Реестре информационных ресурсов и систем города Москвы, утвержденным Распоряжением Мэра Москвы N 1028-РМ от 16.09.99 г. "Об утверждении документов по разработке информационных технологий".
4.10. Для сертификации составных частей АС ЖКУ заданным требованиям, разработчик АС ЖКУ может обращаться в организации, имеющие лицензии (разрешения) на проведение работ по сертификации средств и систем в сфере информатизации и средств защиты информации.
4.11. Подтверждение действия сертификатов соответствия необходимо в случае проведения любой модернизации АС ЖКУ.
5. Порядок проведения контроля использования АС ЖКУ
5.1. Контроль использования АС ЖКУ в соответствии с требованиями настоящего Положения осуществляет Управление городского заказа Правительства Москвы. Проверка каждой управляющей организации и организации-поставщика производится не реже одного раза в три года.
5.2. Для обеспечения контроля использования АС ЖКУ Управление городского заказа Правительства Москвы запрашивает у управляющей организации или организации - поставщика услуг:
- копию свидетельства о регистрации АС ЖКУ в Реестре информационных ресурсов и систем города Москвы;
- копии действующих сертификатов соответствия на составные части АС ЖКУ (Систем сертификации ГОСТ Р, РОСИНФОСЕРТ, Гостехкомиссии при Президенте Российской Федерации);
- лицензионные договоры (соглашения) на системные программные средства.
5.3. В случае непредставления в течение одного месяца или не соответствия представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям настоящего Положения, Управление городского заказа налагает запрет на использование АС ЖКУ.
Решение о запрете сообщается руководителю управляющей организации или организации - поставщика услуг в письменной форме.
6. Права и обязанности субъектов правоотношений
6.1. Управление городского заказа Правительства Москвы имеет право:
6.1.1. Запрашивать у управляющих организаций и организации - поставщика услуг документы, указанные в п.5.2 настоящего Положения и дополнительную информацию по используемым в управляющих организациях и организациях - поставщиках услуг АС ЖКУ.
6.1.2. Принимать решение о разрешении использования или наложении запрета на использование АС ЖКУ.
6.2. Управление городского заказа Правительства Москвы обязано:
6.2.1. Давать разъяснения управляющим организациям и организациям-поставщикам по порядку применения Положения;
6.2.2. Публиковать в средствах массовой информации сведения об изменениях, вносимых в настоящее Положение;
6.2.3. Предоставлять управляющим организациям и организациям - поставщикам услуг, получившим запрет на использование АС ЖКУ, информацию о системах, соответствующих требованиям настоящего Положения;
6.2.4. Принимать к рассмотрению заявления управляющих организаций и организаций - поставщиков услуг с просьбой об отмене запрета на использование АС ЖКУ.
6.3. ГУП Городской центр жилищных субсидий имеет право получать на безвозмездной основе от управляющих организаций информацию, предусмотренную требованиями настоящего Положения.
6.4. ГУП Городской центр жилищных субсидий обязан:
6.4.1. Обеспечивать защиту полученной от управляющих организаций и организаций - поставщиков услуг информации;
6.4.2. Давать разъяснения управляющим организациям и организациям - поставщикам услуг о формах и методах представления информации в ГУП ГЦЖС;
6.4.3. Зарегистрировать получателей льгот и субсидий в Едином реестре социальных льготников, вести учет по оказанию льготных услуг в разрезе социального льготника и предоставлять ГУП МСР на безвозмездной основе информацию о данных пользователей ЖКУ и услуг связи и о фактически предоставленных им льготах.
6.5. Управляющие организации и организации - поставщики услуг имеют право:
6.5.1. Обращаться в Управление городского заказа Правительства Москвы за разъяснениями о порядке применения Положения и причинах наложения запрета на использование АС ЖКУ.
6.5.2. Получив извещение о запрете на использование АС ЖКУ после приведения АС ЖКУ в соответствие требованиям настоящего Положения, обратиться в Управление городского заказа с просьбой об отмене запрета;
6.5.3. В случае отсутствия у управляющей организации или организации - поставщика услуг АС ЖКУ или наложения запрета на использование имеющейся, произвести выбор АС ЖКУ только на конкурсной основе для заключения с поставщиком (владельцем) АС ЖКУ договора по одной из следующих форм:
- договор на приобретение АС ЖКУ;
- договор на аренду АС ЖКУ;
- договор на приобретение услуг по начислению, учету и обработке платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги.
Оплату работ по приобретению (аренде), замене и эксплуатации АС ЖКУ осуществляет управляющая организация (организация - поставщик услуг).
6.6. Управляющие организации и организации - поставщики услуг обязаны:
6.6.1. Применять для начисления, учета и обработки платежей, а также для расчетов за жилищно-коммунальные и прочие услуги АС ЖКУ, соответствующие требованиям настоящего Положения;
6.6.2. Получив запрет на использование АС ЖКУ, потребовать от разработчика АС ЖКУ привести систему расчетов в соответствие требованиям настоящего Положения, или на конкурсной основе выбрать АС ЖКУ, соответствующую требованиям настоящего Положения, или отказаться от использования АС ЖКУ;
6.6.3. Уведомлять Управление городского заказа Правительства Москвы о фактах модернизации АС ЖКУ, произведенной ее разработчиком, замене или приобретении АС ЖКУ с представлением документов, указанных в п.5.2. настоящего Положения;
6.6.4. По запросам Управления городского заказа Правительства Москвы представлять всю информацию, предусмотренную настоящим Положением;
6.6.5. Ежеквартально на безвозмездной основе формировать средствами АС ЖКУ и в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, передавать в электронном виде в Управление городского заказа Правительства Москвы данные по платежам за жилищно-коммунальные и прочие услуги в соответствии с формами входных и выходных документов (Приложение 2 к настоящему Положению);
6.6.6. По запросам ГУП Городской центр жилищных субсидий на безвозмездной основе передавать ему информацию, необходимую для расчета субсидий на оплату жилищно-коммунальных и прочих услуг и возмещения выпадающих доходов жилищных организаций, организаций связи и поставщиков от предоставления гражданам льгот в соответствии с Порядком взаимодействия ГУП Городской центр жилищных субсидий с жилищными, ресурсоснабжающими организациями, организациями связи и органами социальной защиты населения;
6.6.7. Формировать платежные поручения расчетному банку для непосредственного перечисления платежей поставщикам услуг и ресурсов, исключая из них сведения, содержащие персональную информацию.
7. Порядок внесения изменений в настоящее Положение
7.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся распоряжениями Правительства Москвы.
7.2. Изменения и дополнения в Технические условия (для сертификации) вносятся по предложениям Управления городского заказа Правительства Москвы согласованным с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы и Департаментом финансов г.Москвы, Министерством Российской Федерации по связи информатизации в установленном для нормативных документов по стандартизации порядке.
7.3. Изменения и дополнения в Альбом форм входных и выходных документов системы начисления и учета платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги вносятся Управлением городского заказа Правительства Москвы по согласованию с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы и Департаментом финансов города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.