Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 27 августа 2002 г. N 691-ПП
Концепция
развития городской отрасли кинематографии на период 2002 - 2005 г.
Цель разработки концепции
Основной задачей разработки настоящей концепции является определение стратегии государственного регулирования в области кинофикации и кинопроката с целью создания отраслевой государственной структуры, объединяющей городские кинотеатры и обладающей экономическими и правовыми рычагами контролирования и протекционизма, используемыми для воссоздания отечественной кинофикации.
В рамках решения поставленной задачи первоочередные стратегические направления определены постановлением Правительства Москвы от 22.01.2002 г. N 70-ПП "О первоочередных мерах по воссозданию московской кинематографии как отрасли городского хозяйства".
Указанным постановлением произведено структурное реформирование городской киносети, в результате которого создано отраслевое предприятие ГУП "Московское кино", объединяющее в своей структуре 41 кинотеатр города в статусе дочерних предприятий и 12 кинотеатров в статусе отделений (филиалов), 13 кинотеатров переданы в ведомственное подчинение префектов административных округов, 8 детских кинотеатров переведены в статус учреждений культуры, подведомственных Комитету по культуре, 15 кинотеатров, восстановленных инвесторами, реорганизуются путем присоединения к ГУП "Объединенная дирекция киносетей".
Представленная концепция объединяет в себе стратегию развития каждого из выделенных структурных образований с учетом их взаимопроникновения, взаимодействия и влияния на рентабельность и эффективность использования имущественного комплекса городской кинофикации в целом и поддержки национального кино.
Общая характеристика ситуации
Ситуацию в городской киносети в настоящее время целесообразно рассматривать не только с позиции эффективности использования государственных рычагов регулирования экономическими процессами жизнеобеспечения киноотрасли, но и с точки зрения влияния их на повышение рейтинга и социальной значимости национального кинематографа.
В связи с этим представленная концепция ориентирована не только на решение экономических проблем, связанных с необходимостью повышения рентабельности и организацию эффективного функционирования городской киносети по отраслевому принципу, но и на решение ряда аспектов в отношении поддержки отечественного кинематографа.
На сегодняшний день посещаемость городских кинотеатров имеет тенденцию устойчивого роста, количество кинотеатров, в том числе и частных, отвечающим мировым стандартам стремительно увеличивается, также растет и кинопроизводство, и вместе с тем, нельзя не отметить, что при этом московский рынок для национального кинематографа становится все менее доступным.
В конце 90-х годов в практике кинообслуживания населения Москвы произошли качественные сдвиги. Модернизация ряда кинотеатров частными инвесторами-арендаторами (кинофирмами) позволила осуществить в них кинообслуживание на уровне современных мировых стандартов. Определенная часть публики стала посещать эти кинотеатры, в них стало модно, "престижно" ходить. Наблюдается существенный рост доходов кинотеатров от профильной деятельности.
В настоящее время в Москве реконструировано 25 кинозалов из которых 18 за счет привлечения инвестиционных средств арендаторов, 7 за счет доходов самих кинотеатров. Получен ценный практический опыт, требующий распространения и развития.
К сожалению, работа этих, прежде всего арендных кинотеатров, ориентирована лишь на американский кинематограф. Сегодня в репертуаре кинотеатров 90% фильмов производства США, 4% других стран и лишь 6% отечественных фильмов.
Одновременно, проведенные в конце 90-х годов социологические исследования показали, что в столице насчитывается около 5 миллионов потенциальных кинозрителей готовых стать постоянными посетителями комфортабельных кинотеатров "нового образца" с модернизированной инфраструктурой и техникой, но при более доступных ценах. По опросам большинство москвичей (85%) считает, что экраны заполнены низкокачественной американской кинопродукцией, а самыми любимыми фильмами называют знаменитые отечественные киноленты, сожалеют о почти полном отсутствии новых хороших отечественных лент.
Основными причинами сложившейся ситуации являются следующие:
- отсутствие продуманной протекционистской политики государства в отношении национального кино;
- не проработанность нормативно-правовой базы реализации авторских прав;
- недостаточное количество выпускаемых кинолент;
- неконкурентноспособность национальных кинофильмов.
Москва - уникальный по своим ресурсам мегаполис, имеющий возможность в отношении отечественного кино не только финансировать кинопроизводство, что на протяжении последних лет происходит во все большем объеме, но и заставить работать механизм воспроизводства, т.е. кинопрокат и кинотеатры.
При этом значительное количество активов кинофикации и кинопроката, принадлежащих на правах собственности городу и существующих в виде разрозненных, работающих в автономном режиме кинопредприятий, демонополизация, децентрализация и хаотичные рыночные преобразования в переходной период, - все это резко ослабило системную целостность и ликвидировало отраслевой высокорентабельный механизм функционирования городской киносети.
К настоящему времени распад системных связей привел к дезинтеграции трех звеньев единой кинематографической цепи - киностудий, прокатных организаций и кинотеатров.
В этой связи в качестве первых шагов по восстановлению отраслевого принципа функционирования городской киносети руководством города выпущено постановление Правительства Москвы от 22.01.2002 г. N 70-ПП "О первоочередных мерах по воссозданию московской кинематографии как отрасли городского хозяйства".
Данным постановлением предусмотрена реструктуризация киносети города и создание на базе имущественного комплекса 53 кинотеатров города государственной киносети с головным предприятием ГУП "Московское кино" как единого комплекса предприятий с ведомственной вертикалью управления, подконтрольной городской исполнительной власти.
Таким образом, дан старт создания отраслевой государственной структуры, объединяющей городские кинотеатры и обладающей экономическими и правовыми рычагами для регулирования и протекционизма в целях воссоздания отечественного кинопоказа и обеспечения его доступности для широких слоев населения.
Этим же постановлением 13 кинотеатров города переводятся в ведомственное подчинение префектов административных округов.
Постановлением предусмотрено преобразование детских кинотеатров-предприятий в государственные учреждения культуры города Москвы, подведомственных Комитету по культуре и финансируемых за счет средств, выделяемых Комитету на содержание подведомственных организаций. Данная реорганизация даст устойчивую экономическую основу жизнедеятельности детских кинотеатров и позволит им сохранить предельно низкую стоимость кинобилетов и услуг инфраструктуры.
15 кинотеатров города, переданных в долгосрочную аренду и восстановленных инвесторами предполагается выделить в отдельную структуру с образованием головного предприятия - ГУП "Объединенная дирекция киносетей". Принимая во внимание, что в этих кинотеатрах силами арендаторов ведется эффективная работа по организации кинопоказа и обеспечения деятельности инфраструктуры, целесообразно функции по содержанию и эксплуатации здания закрепить за кинопредприятиями, отказавшимися реализовывать профильную деятельность собственными силами.
Постановка задачи и экономические аспекты
До реорганизации (1992 г.) системы управления в сфере кино финансировали и содержали киносеть местные власти, которым каждый кинотеатр отдавал 55% валового сбора. При этом аппаратура, фильмы, репертуар находились в ведении отраслевых структур и управлялись Госкино СССР через Госкино республик, областные, городские и районные прокатные организации. Таким образом выверенный годом баланс отраслевого и территориального принципа делал экономическую модель кино высокорентабельной и самодостаточной.
Конвейерное производство национальных фильмов обеспечивалось высоким уровнем заполняемости кинозалов, причем определенный процент от выручки билетов поступал в кинопромышленность, остальная часть распределялась между городским бюджетом и нуждами кинопроката.
При этом часть прибыли расходовалась на нужды социальной сферы.
Данная экономическая модель была возможна, так как экономика кинофикации относилась к экономике города как часть к целому, бюджет каждого кинотеатра и бюджет города были взаимосвязаны. Хозяйствующим агентом, уполномоченным от лица государства являлся профильный орган управления, наделенный соответствующими юридическими и экономическими правами.
Исходя из того, что сегодня отсутствует слаженная работа затратных и возвратных механизмов, можно сделать несложный вывод о том, что базовая причина кризиса национальной киноэкономики выражается в отсутствии функциональной взаимозависимости между производством, прокатом и кинотеатрами.
Решение задачи локальными методами - финансированием только производства, передачей имущественных прав тому или иному субъекту кинематографии результата не даст, так как фундаментальным условием функционирования кинематографа является слаженная работа всех узлов кинематографического цикла, т.е. взаимозависимость производства и воспроизводства в целях создания фильму как товару жизненного цикла.
Киносеть в данном случае выполняет роль финансового инструмента всего кинематографа, возвращая затраты производителю и создавая условия для функционирования промышленного капитала.
Этот аспект реализуется через продажу билетов и получение прокатчиком прибыли, часть из которой направляется в производство.
Таким образом роль кинотеатра заключается в капитализации средств для дальнейшего финансирования всех звеньев затратного механизма и извлечении промышленной прибыли из фильма как товара.
Решение этой задачи подразумевает создание единого экономического пространства.
Кинотеатры, киностудии, прокат, продажа видеофильмов и пр. должны быть интегрированы в единый комплекс предприятий с ведомственной вертикалью управления.
Только в этом случае можно говорить, что понятие киноиндустрии города наполнено реальным содержанием.
В условиях цивилизованного рынка самофинансирование, к которому стремится кинематограф, есть по существу зрительское финансирование, при этом зритель - экономическая основа и основной инвестор кино.
Таким образом, задача сводится к тому, чтобы реализовать на практике экономическую модель, основным источником которой явилось бы зрительское финансирование. При этом под зрительским финансированием понимается полный цикл обращения денег, начиная от покупки билетов и заканчивая инвестициями в кинопроизводство.
Учитывая, что уровень рентабельности кинопредприятий напрямую зависит от заполняемости кинозалов, основной задачей является обеспечение условий максимального привлечения зрителей к просмотру кинофильмов.
Методы решения поставленных задач
Исходя из того, что базовой задачей, стоящей перед городской киносетью является достижение тенденции устойчивого и рентабельного развития системы кинофикации и кинопроката за счет введение отраслевых принципов ее функционирования, структуризации, протекционизма и активизации рыночных механизмов взаимодействия кинопроката и кинопоказа, а также принимая во внимание ориентир на увеличение зрительского спроса и создание экономической основы реального возрождения национального кинематографа, основными направлениями деятельности ГУП "Московское кино" являются следующие:
- разработка и реализация механизма эффективной работы государственного кинопроката, обеспечивающего высокорентабельное функционирование городской киносети;
- разработка механизма протекционистской политики широкого проката отечественных фильмов;
- формирование системы управления, осуществляющей эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий киносети и за использованием бюджетных и привлеченных ею средств;
- разработка, реализация и совершенствование нормативно-правовой базы кинофикации и кинопроката, обеспечивающей ее рентабельное функционирование в интересах города;
- совершенствование нормативно-правовой базы реализации авторских прав, как в отношении отечественных авторов, так и зарубежных;
- разработка и реализация экономических механизмов развития кинофикации и кинопроката с точки зрения использования многоканальной системы финансирования, включающей государственную поддержку, частные инвестиции, различные формы банковского кредитования, собственные доходы кинопредприятий;
- разработка алгоритма возвратного финансового механизма для отечественных кинолент;
- реформирование порядка оказания финансовой поддержки в производстве кинофильмов, создание нормативной базы для осуществления городского заказа;
- разработка механизмов заинтересованности общественных, государственных и предпринимательских структур в осуществлении городского заказа в области кинофикации и кинопроката, выработка методики определения возможностей привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для реализации городских программ;
- разработка и реализация инвестиционной программы модернизации технической базы кинопроката, и технологического переоснащение городского кинопоказа;
- совершенствование механизма статистической отчетности киновидеозрелищных предприятий, упорядочение билетного хозяйства столичных кинотеатров;
- введение сетевой электронной системы продажи кинобилетов и интерактивного взаимодействия кинопредприятий отрасли и управляющих отраслевых органов с возможностью оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью отраслевых предприятий;
- выработка и реализация государственных протекционистских мер в сфере распространения отечественной кинопродукции; включая рекламную и прокатную политику;
- реализация государственных протекционистских мер в отношении льготных тарифов на коммунальные платежи, рекламу и пр. для кинопредприятий, входящих в систему государственной киносети;
- координация деятельности с предприятиями, организациями и учреждениями, осуществляющими все виды показа аудиовизуальных произведений;
- разработка организационных мер, направленных на борьбу с аудиовизуальным пиратством;
- обеспечение режима наибольшего благоприятствования распространению кинопроизведений, предназначенных детям;
- обеспечение доступности всех возрастных групп и социальных слоев населения к произведениям отечественного кино;
- совершенствование системы лицензирования деятельности в сфере кинематографии;
- организация системы профессиональной подготовки кадров для работы в столичных кинотеатрах.
Вышеперечисленный спектр деятельности предполагает реализацию комплекса следующих программно-организационных мероприятий:
- разработку проекта закона "Об объектах кинофикации и кинопроката, находящихся в городской собственности";
- создание городской киноотрасли на базе кинотеатров, входящих в структуру ГУП "Московское кино";
- создание в структуре отрасли городского информационно-рекламного центра для проведения информационно-рекламной работы с целью пропаганды в том числе и отечественного кинематографа совместно с Московским союзом кинематографистов;
- создание целевого отраслевого Фонда поддержки городской кинематографии как механизма реализации отраслевых, городских и международных программных мероприятий;
- сохранение и пополнение фильмофонда ГУП "Московское кино", реставрация и использование действующего фильмофонда, популяризация и модернизация всех видов использования фильмофонда, перевод имеющегося аудиовизуального материала на новые технологические носители;
- приобретение новых художественных, хроникально-документальных фильмов, фильмов для детей и юношества отечественного и зарубежного производства;
- разработка и внедрение системы электронной продажи кинобилетов;
- создание на электронных носителях единого банка данных кино и видеопродукции, в том числе неигровой;
- разработка предложений по привлечению финансово-промышленных структур к прокату фильмов;
- проведение сертификации городских кинотеатров совместно с ГУП Научно-исследовательский кинофотоинститут;
- организация отраслевого контроля за всеми видами деятельности, подлежащими лицензированию в сфере кинематографии и реализуемыми предприятиями отрасли;
- организация регулярного повышения квалификации кадрового состава;
- формирование многоканальной системы финансирования модернизации, технического перевооружения и создания инфраструктуры кинотеатров на возвратной основе, включая использование средств бюджетного кредита;
- модернизация и техническое перевооружение 8 детских кинотеатров за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы;
- активное участие и организация проведения городских, федеральных и международных кинофестивалей на площадках отраслевой структуры;
- разработка предложений по углублению протекционистских мер поддержки государственной киносети и распространения отечественной кинопродукции;
- реализация протекционистских мер в полном объеме в отношении организации и проведения детских кинофестивалей на площадках отраслевой структуры;
- координация деятельности с кинопредприятиями, осуществляющими кинопоказ, киностудиями и другими кинематографическими структурами в целях объединения усилий по возрождению отечественного кинематографа;
- создание отраслевого информационного органа - газеты, журнала (на базе журнала "Советский экран") совместно с Московским союзом кинематографистов;
- оказание помощи молодым кинематографистам как адресное, так и в рамках проведения отраслевых конкурсов совместно с Московским союзом кинематографистов.
Ожидаемые результаты
Осуществление положений предложенной концепции предполагает, что в ближайшее время столичная киносеть будет состоять из нескольких параллельно функционирующих систем кинопоказа, каждая из которых будет иметь различную свою репертуарную направленность, зрительскую аудиторию и стратегию развития. При этом параллельное функционирование не означает полной независимости указанных киносетей друг от друга. Как рыночные механизмы регулирования кинопоказом, так и реализация рычагов государственного регулирования и протекционизма предполагают процессы взаимодействие и взаимопроникновения киносетей. Алгоритм их оптимального соотношения, взаимодействия и взаимозависимости будет отражен в последующих документах по развитию городской кинофикации и кинопроката.
Основной киносетью города, в рамках деятельности которой предполагается реализация государственных рычагов регулирования и протекционизма в области кинофикации и кинопроката в полном объеме, является киносеть ГУП "Московское кино", объединяющая 53 кинотеатра города, а также ГУП "Билетная база" и ГУП "Городская дирекция школьного и передвижного кино".
Создание на базе объединения кинопредприятий, не имеющих сегодня между собой устойчивых отношений, унитарного предприятия ГУП "Московское кино" с функциями управления основной деятельностью объектов кинофикации и контролируемого Комитетом про культуре и Департаментом имущества города Москвы, является наиболее эффективным путем возрождения киноотрасли.
Придание всем предприятиям, входящим в структуру ГУП "Московское кино", типового статуса дочерних предприятий позволит выстроить в системе киноэкономики города эффективную координационно-исполнительную вертикаль государственного регулирования, подконтрольную органам исполнительной власти, что в свою очередь отвечает интересам городского бюджета в части возможностей формирования его доходных статей.
Одним из преимуществ такой модели является ее инвестиционная привлекательность. Объединение кинотеатров в единую городскую структуру делает ее наиболее выгодной с точки зрения возможного инвестирования, так как предполагает государственные гарантии на вложенные инвестиции.
Возникает реальная возможность установить четкий государственный контроль за финансовыми потоками в кинотеатрах, проводить в жизнь инвестиционную политику по их модернизации наиболее целесообразную с точки зрения интересов города. Одновременно открываются пути для получения городских инвестиций и кредитов на отрасль.
Созданию рентабельной киносети будет способствовать организация городского проката. Продуманная и координируемая репертуарная политика явится основным фактором получения средств от профильной деятельности кинотеатров. Поэтому организация прокатной службы ставится во главу угла всей деятельности киносети.
Проведение единой целенаправленной рекламной политики также будет способствовать повышению рентабельности отрасли.
Вместе с тем, учреждение головной отраслевой структуры с передачей в ее ведение кинопредприятий не создаст в городе на кинорынке монополии. С этой организацией будут свободно конкурировать частные кинотеатры и другие киносети.
Условия, обеспечивающие эффективную деятельность структуры, заложены в постановлении Правительства Москвы от 22.01.2002 г. N 70-ПП "О первоочередных мерах по воссозданию московской кинематографии как отрасли городского хозяйства".
Данные статистической отчетности по кинотеатрам, осуществившим полную или частичную реконструкцию и техническое перевооружение в среднем показывают рост прибыли в 3,5 раза и рост процента заполняемости зала от 3% до 15 - 20%.
При этом работа предприятий, объединенных в единую киносеть, с учетом реализации протекционистской политики города позволит по предварительным оценкам снизить расходные статьи предприятий (расходы на рекламу, расчет с прокатчиками, расходы на содержание зданий и др.) в среднем на 50%.
Одновременно реализация протекционистской политики города в части рекламной политики должна предусмотреть снижение расходной статьи по сети кинопредприятий на рекламу.
Одновременно за счет выстроенной экономики проката предполагается увеличить доходную часть от кинопроката ориентировочно на 10%.
Таким образом, только за счет введения вертикали управления, осуществляющей жесткий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью кинотеатров, и реализации протекционистской в отношении коммунальных платежей и рекламы государственная киносеть будет работать с высоким уровнем рентабельности.
При чем этот уровень доходности государственной киносети по сравнению с периодом до реструктуризации планируется к увеличению на 70 - 75%.
Выполняя задачи городской социально-культурной политики, на базе 8 детских кинотеатров-предприятий создается детская киносеть, включающая в себя детские кинотеатры в статусе учреждений культуры. Эта сеть осуществляет кинопоказ по особым целевым программам, согласуемым с непосредственным учредителем - Комитетом по культуре и рядом детских образовательных и молодежных организаций, находящихся в ведении городских органов исполнительной власти.
Особая социальная значимость детских кинотеатров, как базы воспитания молодого поколения ставит задачу изложения концептуального видения в части развития детских кинотеатров более широко и детально.
Концепция развития детских кинотеатров в статусе государственных учреждений культуры, подведомственных Комитету по культуре имеет свою специфику, что обуславливает ее выделение в отдельный раздел данной концепции.
Параллельно с упомянутыми системами кинопоказа в городе будут функционировать частные кинотеатры.
Функционирование структур разных форм собственности и разной ведомственной подчиненности позволит в условиях конкуренции и состязательности формировать совершенно новую модель московского кинопоказа XXI века.
Упорядочение отношений между киносетями даст возможность проводить единую сбалансированную рекламную и репертуарную политику, ввести гибкую систему ценообразования.
Созданные на территории города разные киноструктуры, при всей своей специализации и обособленности, неизбежно будут вынуждены сотрудничать друг с другом в вопросах планирования репертуара и рекламы, технического обеспечения и ценовой политики, проведения общегородских мероприятий.
Реализация предлагаемой концепции будет способствовать возвращению массового московского зрителя в кинотеатры за счет восстановления кинотеатров и создания привлекательной инфраструктуры. Возобновление рентабельной деятельности кинопредприятий и воссоздание их должного социального статуса в перспективе будет отвечать интересам городского бюджета в части формирования его доходных статей и явится стартовой основой для создания государственной экономической платформы производства высококачественного национального кино.
Концепция развития детских кинотеатров как учреждений культуры города
Постановка задачи
Распоряжением Правительства Москвы от 13.06.02 г. N 835-РП "О ликвидации государственных унитарных предприятий города Москвы - детских кинотеатров и создании государственных учреждений культуры города Москвы" произведено преобразование детских кинотеатров, существующих ранее в статусе государственных унитарных и муниципальных предприятий в государственные учреждения культуры города Москвы, подведомственные Комитету по культуре и финансируемые за счет средств, выделяемых Комитету на содержание подведомственных организаций.
Основными задачами реализации социально-культурной политики города в части детских кинотеатров являются:
- сделать кинотеатр привлекательным для детей и юношества, излюбленным местом посещения;
- обеспечить юного зрителя качественной высоконравственной кинопродукцией;
- дать юным зрителям возможность личного контакта и общения с ведущими деятелями отечественной кинофикации;
- создать в детских кинотеатрах интересную молодому поколению инфраструктуру, позволяющую ему реализовать свой творческий потенциал;
- повысить техническое оснащение кинотеатров, включая инфраструктуру, до уровня европейских и мировых стандартов, дать возможность знакомства с новыми кино и видео технологиями, азами экранного творчества;
- обеспечить низкую стоимость услуг инфраструктуры;
- средствами киноискусства прививать лучшие общечеловеческие качества молодому поколению - нравственность, доброту, любовь к семье и дому;
- формировать гражданственность и патриотизм;
- обеспечивать равные возможности для всех категорий юного зрителя;
- поддерживать деятельность городских кинофестивалей, проводимых для детей и юношества;
- поддерживать инновации детского кино.
Для решения поставленных задач детские кинотеатры должны иметь устойчивую экономическую основу, позволяющую им сохранять предельно низкую стоимость кинобилетов и услуг инфраструктуры.
Анализ ситуации в детской киносети
В доперестроечное время в Москве функционировало 16 детских кинотеатров.
Ряд из них, вследствие устойчивой не реализации основной деятельности - кинопоказа был передан сторонним организациям.
Название Кинотеатра |
Адрес |
Кому передано |
Баррикады |
г.Москва, ул.Баррикадная, д.21 |
Передано в аренду ООО "Грандплезир" |
Орленок |
г.Москва, ул.Русаковская, д.23 |
Передано в аренду "Z монтаж систем" |
Пионер |
г.Москва, Кутузовский пр., д.21 |
Передано в аренду ООО "Центромобиле" |
Красная Пресня |
г.Москва, ул.Мантулинская, д.5. |
Фонду Ролана Быкова |
Центральный Детский |
г.Москва, ул.Бахрушина, д.25 |
Фонду Ролана Быкова |
Дружба |
г.Москва, ул.Новопесчанная, д.16 |
Управлению САО социальной защиты населения |
Огонек |
г.Москва. Просп. Мира, д.99 |
Передано в аренду коммерческой структуре |
В 2000 г. детские кинотеатры (к этому времени их осталось 10) наряду с остальными кинотеатрами постановлением Правительства Москвы от 22.02.2000 г. N 143 были переданы в ведомственное подчинение Комитета по культуре.
В настоящее время детские кинотеатры являются государственными унитарными и муниципальными предприятиями и распоряжаются переданным им в управление имуществом на праве хозяйственного ведения.
На основе годовых бухгалтерских балансов за 1999 г. и 2000 г., а также информации по показателям финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий за 1996 - 1998 гг. проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности детских кинотеатров. Помимо бухгалтерских балансов была обработана статистическая информация по профильной деятельности этих предприятий.
Результаты анализа показали, что детские кинотеатры являются устойчиво убыточными, уровень убыточности в 1999 г. и 2000 г. составлял от 300 до 500 тыс.руб.
Комитет по культуре дотирует детские кинотеатры на покрытие убытков. Таким образом, эти кинотеатры по результатам года имеют нулевой баланс.
Как правило дотациями Комитета покрываются текущее содержание (коммунальные платежи, фонд заработной платы), а также текущий ремонт.
Финансирование Комитетом детских кинотеатров осуществляется с учетом индексации по коэффициентам дифляторов, предложенных Департаментом экономической политики и развития г.Москвы.
Объемы финансирования детских кинотеатров Комитетом в период с 1999 по 2001 г.г. составили соответственно:
1999 г. (в тыс.руб.) |
2000 г.(в тыс.руб.) |
2001 г. (в тыс.руб.) |
|||
Текущее содержание |
Ремонт |
Текущее содержание |
Ремонт |
Текущее содержание |
Ремонт |
2101,8 |
1159,1 |
2543,1 |
2886,6 |
3194,6 |
3420,0 |
Дотации такого объема и направленности не позволяют производить требуемую модернизацию материально-технической базы детских кинотеатров, а статус государственного унитарного и муниципального предприятия в соответствии с действующим законодательством не позволяет привлекать бюджетные средства (на безвозвратной основе) на их реконструкцию и техническое перевооружение.
Таким образом, существующий юридический статус детских кинотеатров является тормозом для их дальнейшего развития.
Эта ситуация приводит к необходимости привлечения директорами кинопредприятий инвестиционных средств и, как следствие, к выводу детского кинотеатра за пределы детского репертуара в сторону проамериканской кинопродукции, т.е. к фактическому переходу детского кинотеатра в статус взрослого.
По этой причине 3 детских кинотеатра, переданных под модернизацию и техническое перевооружение инвестору фактически были переориентированы. Учитывая большой инвестиционной спрос на кинотеатры города, а особенно на небольшие по площади, эта тенденция носит устойчивый характер, при которой город может полностью лишиться детских кинотеатров, как государственных структур.
Методы решения проблемы
С учетом вышеизложенного единственно верным решением представляется реорганизация детских кинотеатров в государственные учреждения культуры города Москвы, подведомственные Комитету по культуре и финансируемые за счет средств, выделяемых Комитету на содержание подведомственных организаций.
Данное решение позволяет в рамках действующего законодательства привлечь бюджетные средства для модернизации и технического перевооружения детских кинотеатров. Эта возможность реализована пп.10, 11 постановления Правительства Москвы от 22.01.2002 N 70-ПП "О первоочередных мерах по воссозданию московской кинематографии как отрасли городского хозяйства".
В соответствии с этими пунктами предусмотрено выделение в 2002 г. средств в сумме 30 млн.руб. на финансирование работ по техническому перевооружению детских кинотеатров за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы, и при формировании бюджета 2003 г. выделение средств в сумме 56,8 млн.руб. на финансирование работ по проектированию, капитальному ремонту и техническому перевооружению детских кинотеатров.
Таким образом, вся сеть детских кинотеатров (8 зданий) будет приведена в порядок и восстановлена до уровня современного кинопоказа уже к концу 2003 г.
Возможность реализации указанных пунктов постановления N 70-ПП напрямую зависит от правовой формы детских кинотеатров. Только статус учреждения культуры города Москвы дает возможность жесткого контроля Комитета за использованием выделенных средств.
С другой стороны прелагаемая правовая форма детских кинотеатров позволит Комитету как учредителю реализовывать принципиально новые социально-значимые общегородские детские программы, среди которых:
- программа новых экранных технологий;
- визуальных искусств;
- экранного использования интернет возможностей;
- новые формы организации детских кинофестивалей;
- телемосты и другие программы интерактивного взаимодействия;
- дистанционное обучение (общекультурные и исторические программы).
Эти программы могут быть включены в план социально-значимых мероприятий Комитета и за счет технических возможностей кинотеатра и его инфраструктуры качественно изменить работу с подрастающим поколением.
Полагаем, что реализация данной концепции поможет принципиально изменить и качественно улучшить работу, проводимую городом по развитию грамотности, духовности, выработке морально-нравственных ориентиров и общекультурных ценностей молодого поколения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.