Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Справка
о проверке выполнения общеобразовательными учреждениями города приказа МКО от 30.12.96 N 521 и жалоб, поступивших в МКО в период с 17.02 по 17.03.97*
В целях оперативного контроля за исполнением руководителями образовательных учреждений приказа МКО N 521 "О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей обучающихся" инспекция провела проверку деятельности школ, названных в публикации "Московской правды" "Школа - это дорого или еще дороже?", а также школ, на которые поступили жалобы родителей в МКО. Всего с 17.02.97 по 17.03.97 проверено 49 учреждений.
Результаты проверки позволяют сделать вывод о том, что в 89% случаев обращения были обоснованными, сбор денег с родителей действительно начал приобретать массовый характер. Деньги собираются на:
- охрану учреждений;
- оплату работы педагогов;
- проведение дополнительных занятий;
- экскурсии;
- праздники;
- подарки;
- оплату работы вспомогательного персонала;
- ремонт школьного здания;
- материально-техническое обеспечение.
Проверка показала, что в основном действуют следующие механизмы поступления денежных средств:
- сбор денег осуществляется попечительским советом, зарегистрированным как общественная организация со своим расчетным счетом. Такой порядок установлен только в одном из проверенных учреждений (лицей N 1535 городского подчинения);
- попечительский совет официально не зарегистрирован, но все поступающие средства оформляются им как добровольные пожертвования и перечисляются на счет учреждений (гимназия N 1507 Юго-Западного округа);
- в учреждении организованы платные дополнительные образовательные услуги, и денежные средства направляются родителями на счет учреждения в установленном порядке;
- сбор денег проводят родительские комитеты школ;
- деньги собирают учителя и классные руководители.
Только первые три случая не противоречат ст.41 Закона РФ "Об образовании". Однако учреждений, следующих такому порядку, оказалось лишь 7 (лицей N 1535, гимназия N 1507, школы NN 19, 619, 802, 641, 829).
Например, в школе N 899 Юго-Восточного округа подтвердился факт сбора по 15 0000 рублей на оборудование раздевалки и на мебель в кабинет, в котором обучаются учащиеся по программам фирмы "Рекорд". Инициатором выступила заместитель директора по гимназическому образованию Бажутина О.Ю., которая дважды, на родительском комитете 24.01.97 и на родительском собрании 12.02.97, поднимала этот вопрос.
В гимназии N 1526 Южного округа в дневниках учащихся 3-х классов были обнаружены записи для родителей о необходимости сдачи на нужды школы по 65 000 рублей в месяц.
Попечительский совет школы N 949 Южного округа на десятилетний юбилей школы собрал с родителей как "добровольные" пожертвования на подарки школе на сумму 19 023 000 рублей. Охрана в этой школе с 8.00 до 20.00 обходится родителям еще в 10 млн. рублей в месяц. Объяснительную записку о законности таких действий попечительского совета, который не зарегистрирован как общественная организация, директор школы Соловьева Н.Ю. не представила.
Анализ поступивших жалоб родителей свидетельствует, что чаще всего их недовольство вызывает сбор денег на охрану учреждения (50% всех подтвержденных жалоб). Как правило, эти деньги собирают родительские комитеты классов или учащиеся, передают их классному руководителю, и затем они перечисляются на счет охранных фирм. Принцип добровольности часто нарушается. Сумма сдаваемых в месяц средств нередко меняется. Например, в школе N 48 Юго-Западного округа в декабре она составляла 5 000, а в январе - 10 000 рублей в месяц.
В школе N 235 Центрального округа потребовали сдавать деньги сразу за 5 месяцев, а в школе N 108 Юго-Западного округа предложили оплатить летние месяцы.
Изучение вопроса об организации охраны учреждений высветило большие колебания в стоимости этой дополнительной услуги:
NN учреждений, округ |
Название охранной фирмы |
Стоимость услуги в месяц (с уч-ся) |
Круглосуточная охрана |
Наличие лицензии на охранную деятельность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Юго-Восточный |
|
|
|
|
N 395 |
Народная дружина Юго-Восточного округа |
5000 |
- |
нет |
N 912 |
"Берегине - А" |
10000 |
+ |
имеет |
Западный |
|
|
|
|
N 97 |
"Ликтор" |
12000 |
+ |
имеет |
N 665 |
"Кортес - охрана" |
6000 |
+ |
имеет |
N 802 |
"Цербор" |
8000 |
+ |
имеет |
Южный |
|
|
|
|
N 1526 |
"Айвенго" |
12000 (9 млн.руб. со шк.) |
+ |
имеет |
Ns 949 |
"Гранит - Э" |
10000 (10 млн.руб. со шк.) |
|
не представлена |
Восточный |
|
|
|
|
N 635 |
"Петровка" |
10000 |
+ |
имеет |
УВК N 1813 |
УВД административного округа |
20000 (8906000 руб. со шк.) |
+ |
имеет |
N 375 |
"Сегун" |
13000 (5 млн.руб. со шк.) |
+ |
имеет |
Центральный |
|
|
|
|
N 235 |
|
10000 |
+ |
имеет |
Юго-Западный |
|
|
|
|
N 48 |
"Ликтор" |
10000 |
+ |
имеет |
N 108 |
"Айвенго" |
15000 |
+ |
имеет |
N 113 |
"Ликтор" |
7000 - 8000 |
- |
имеет |
N 7 |
"Макаров и К°" |
10000 (5 млн.руб. со шк.) |
+ |
имеет |
Северо-Восточный |
|
|
|
|
N 307 |
"Монолит" |
5000 |
- |
имеет |
Острота вопроса, связанная с охраной учреждения, может быть снята, если в помощь руководителям будут разработаны рекомендации, прописывающие законный механизм оказания этой услуги, как это было сделано в свое время финансово-экономическим управлением МКО по платным дополнительным образовательным услугам.
Другая многочисленная группа жалоб родителей связана с дополнительной оплатой труда учителей. Какие здесь выявлены типичные нарушения:
- невыполнение ст.45 Закона РФ "Об образовании", когда платные дополнительные образовательные услуги включаются в расписание уроков (школы N 802 Западного округа, N 948 Южного округа, N 422 городского подчинения);
- оплата труда преподавателей по предметам, вынесенным на вакансию (школа N 422 городского подчинения);
- организация платных дополнительных образовательных услуг для всех учащихся, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов или спрофилированных на вуз (школы NN 641, 802). Например, в школе N 641 Юго-Восточного округа организация платных услуг оформлена в установленном порядке. Однако их введение в классы с углубленным изучением отдельных предметов приводит к очень большой перегрузке учащихся. Например, в 8 "В" классе на углубленное изучение физики и математики выделено 12 часов в неделю и 4 часа добавлено как платные дополнительные услуги, в 11 "Б" - соответственно 10 и 5 часов. В результате недельная нагрузка на учащихся в этих классах составляет: в 8 "В" - 37 часов и в 11 "Б" - 43 часа в неделю.
Проблема оказания платных дополнительных образовательных услуг всегда была в центре внимания МКО: в мае 1994 года вопрос обсуждался на коллегии комитета, в апреле 1996 г. повторно были проверены 107 учреждений.
Какие тенденции были выявлены:
- снижение количества образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги (на 5% в дошкольных образовательных учреждениях, на 10% в общеобразовательных учреждениях);
- снижение количества сторонних организаций, привлекавшихся к оказанию платных дополнительных образовательных услуг (на 60%);
- увеличение количества оздоровительных услуг в школах, ПТУ, техникумах и их уменьшение в дошкольных образовательных учреждениях;
- увеличение количества учреждений, допускающих серьезные нарушения в оформлении документации по организации платных дополнительных образовательных услуг.
Прежде всего это нарушение п.3 ст.45 Закона РФ "Об образовании", которое имело место в 20% проверенных школ, 20% дошкольных образовательных учреждений, в 15% учреждений профессионального образования.
Неравномерное комплектование групп, введение в сетку занятий платных услуг в дошкольных образовательных учреждениях.
Не имели лицензии на право предоставления платных дополнительных образовательных услуг 51% школ, 33% дошкольных образовательных учреждений, 20% профессиональных образовательных учреждений.
Аналогичные нарушения выявлены и в ходе настоящей проверки.
Не имеют лицензии на оказание платных услуг УВК N 1665, школа N 1130, ДОУ N 1892 Западного округа.
Не представили лицензии на адрес образовательного учреждения в школе N 696 Западного округа негосударственное образовательное учреждение "Белкор", которое проводит занятия с детьми 1-го класса, Международный центр обучения, осуществляющий преподавание английского языка в школе N 807.
В школе N 422 городского подчинения, например, вся вакансия по английскому языку (94 часа) закрыта за счет привлечения 5 преподавателей центра "Мэри Поппинс". Представленная лицензия этой фирмы на образовательные услуги действительна до 4.11.94 г. и выдана не на адрес школы. Уроки английского языка включены в расписание 1 - 6-ми уроками, обходятся родителям в 40 000 рублей в месяц. Директор школы N 948 Южного округа Шалавин А.А. осуществляет расчеты с НОУ "Мэри Поппинс" наличными.
В школе N 802 Западного округа в классах с углубленным изучением английского языка (7 "А", 4 "А") и спрофилированных на вуз (10 "А", 11 "А") все занятия по углубленному изучению этого предмета являются платными и включены в расписание. Родители платят школе, которая организовала эти платные услуги, по 50 - 60 тыс.рублей в месяц.
Следующая группа жалоб связана со сбором денег на экскурсии, праздники, подарки, оборудование для класса, школы, ремонт помещений. Их можно назвать традиционными, т.к. они существовали и раньше, но добавление их к предыдущим делает ситуацию критической, в результате чего и произошел этот всплеск жалоб родителей. В подтверждение этого вывода можно привести пример по гимназии N 1526 Южного округа.
Сбор денег на нужды школы в начальных классах гимназии составляет по 65 000 рублей в месяц, в средних и старших - по 35 000 рублей. Всего различного оборудования для учебно-воспитательного процесса приобретено на сумму 65 171 000 рублей. Охрана школы в месяц составляет более 9 млн. рублей. За три месяца уже собрано 29 102 000 рублей. Кроме того, в этой гимназии имеются платные дополнительные образовательные услуги: подготовка к школе для детей микрорайона, подготовка в 5-е классы гимназии по английскому языку, русскому языку, математике. Если сюда добавить еще экскурсии, которые в настоящее время тоже стоят очень дорого (экскурсия в Оружейную палату стоит 1 млн. 692 тыс. рублей, на Поклонную гору - 1 млн. 680 тыс. рублей, экскурсия "Из истории московских монастырей" - 860 тыс.руб. и т.д.), то жалобы родителей на сбор денег можно назвать более чем обоснованными.
Из 49 проверенных учреждений не подтвердились жалобы по 14 учреждениям. Не выявлено нарушений в деятельности директоров по выплате компенсации за питание (в 10 школах), в зачислении учащихся в 1-й класс в школу N 1126 городского подчинения, N 303 Северо-Восточного округа, не подтвердилось наличие охраны в школе N 806 Западного округа.
По итогам проведенной инспекцией проверки можно сделать следующие выводы.
Обращения родителей в Московский комитет образования, в городскую инспекцию, в средства массовой информации были обоснованными.
Приказ МКО N 521 доведен до сведения руководителя каждой проверенной школы, однако далеко не всеми выполняется.
За грубые нарушения, связанные со сбором денег с родителей, руководители проверенных учреждений заслуживают наказания.
В связи со сложившимися в Москве условиями, вынуждающими руководителей школ прибегать к услугам охранных фирм, необходимо разработать механизм оплаты их труда, который исключал бы выявленные в ходе проверки нарушения.
______________________________
* Подготовлена городской инспекцией при Московском комитете образования к заседанию коллегии МКО от 27.03.97.
<< Назад |
||
Содержание Решение коллегии Московского комитета образования от 27 марта 1997 г. N 6/2 "О неудовлетворительном выполнении приказа... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.