Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 11 февраля 2003 г. N 86-ПП
Концепция
развития системы торговли по предварительным заказам населения "Утконос"
1. Общие положения
Усиление социальной направленности в развитии потребительского рынка и услуг предусматривает дальнейшее расширение сети предприятий розничной торговли по обслуживанию малообеспеченных граждан.
В рамках выполнения социально-экономической политики Правительства Москвы уже решены вопросы по обслуживанию более 150 тысяч инвалидов и участников Великой Отечественной войны в аккредитованных магазинах, реализующих товары указанным группам населения по сниженным ценам.
В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 7 марта 2000 года N 249-РМ "Об улучшении торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны" по состоянию на 1 января 2003 года аккредитовано 280 предприятий, в которых цены на товары потребительской корзины на 10-15% ниже среднегородских.
Сформировались сетевые системы магазинов-дискаунтов (работающих под торговыми марками "Дикси", "Пятерочка", "Копейка", "Мини-Перекресток" и др.), деятельность которых основана на минимизации расходов, закупках крупных партий товаров и соответственно низких ценах. В 2002 году их количество достигло 140. Реальная потребность в таких предприятиях - не менее 300.
В 137 предприятиях организована продажа населению продуктов питания со скидкой 5-10% в утренние часы. Сохраняют свое значение центры социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Вместе с тем, наряду с решением вопросов по совершенствованию социального обслуживания населения сегодня остро стоит проблема обеспечения населения товарами и услугами повседневного спроса в пределах пешеходной доступности и в первую очередь пенсионеров и малообеспеченных граждан.
Усугубляет положение допущенное в период становления рыночных реформ перепрофилирование небольших предприятий по продаже товаров первой необходимости (овощные, молочные магазины, булочные и др.), расположенных в центральной части города и на основных магистралях.
В результате жители Центрального административного округа (районы Тверской, Мещанский, Пресненский, Арбат, Якиманка, Замоскворечье), Юго-Западного, Северного, Южного и других административных округов испытывают трудности в приобретении товаров повседневного спроса в торговых предприятиях социально гарантированного уровня.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2002 года N 359-ПП "Об итогах развития потребительского рынка и услуг г.Москвы в 2001 году и основных направлениях на 2002-2003 годы" предусмотрено широкое развитие сети магазинов повседневного спроса местного уровня и разработка отраслевой схемы размещения таких объектов в рамках реализации целевой программы по поддержке и развитию предприятий социального обслуживания населения.
В этих условиях должен получить широкое развитие опыт г.Зеленограда по открытию магазинов заказов компании ОАО "Новый импульс" с применением новейших автоматизированных технологий и продажей товаров по низким ценам, в широком ассортименте и гарантированного качества.
Компания ОАО "Новый импульс" реализует социальный проект по созданию сети магазинов предварительного заказа для широких слоев населения без привлечения бюджетных средств.
В основу технологии положена принципиально новая схема доставки товаров со склада до конечного потребителя, построенная по принципу "Заказ-Доставка-Оплата" (рисунки 1-3).
рисунок 1 "Оформление заказа"
рисунок 2 "Обработка заказа"
рисунок 3 "Выдача заказа"
Новый вид торгового обслуживания сочетает в себе все преимущества сетевой розничной торговли и системы оказания услуг населению по месту жительства.
2. Описание магазина заказов и требования к размещению
Указанный тип магазина заказов представляет собой розничное предприятие, осуществляющее продажу продовольственных и непродовольственных товаров по предварительному заказу в широком ассортименте, имеющемся на распределительном складе.
Потенциальными покупателями магазинов являются как жители прилегающих районов, так и население, осуществляющие заказ в магазинах по месту работы, учебы или отдыха с возможным приобретением товаров по заказу в наиболее удобном месте размещения магазина, в том числе с доставкой заказов на дом.
Магазин состоит из торгового зала, отдела для приема заказов, оборудованного 5-7 терминалами, и помещения для реализации скомплектованных заказов.
Торговый процесс полностью автоматизирован. За счет использования оригинального специально сконструированного оборудования (универсальных стеллажей, используемых для транспортировки и хранения товаров, стеллажей скомплектованных заказов; холодильников; индивидуальных компьютеров - комплектовщиков заказов, с помощью которых осуществляется поиск товаров по заказу; компьютерно-кассовых систем; терминалов с электронными каталогами товаров для предварительного заказа; систем идентификации покупателей) обеспечивается высокая пропускная способность и оборачиваемость товаров на небольших площадях при низких эксплуатационных затратах.
Использование оригинальных технологий и систем логистики позволяют максимально сократить штат сотрудников. Управление магазинами осуществляется из единого автоматизированного центра.
Поставка сформированных товаров по заказам осуществляется транспортом компании с распределительного склада по маршрутам, отработанным и просчитанным интеллектуальными системами.
Магазины заказов следует размещать в районах массового проживания населения, в том числе за счет использования первых этажей зданий, а распределительные центры как на отдельных земельных участках, так и в неэффективно используемых зданиях и складах (базах) различного функционального назначения, промышленных предприятиях.
При определении ориентировочной потребности в сети следует исходить из следующих показателей:
- 1 распределительный склад площадью 6,0-10,0 тыс. кв.м может обслуживать до 25-40 магазинов заказов формата 100-350 кв.м;
- 1 магазин из расчета проживания в микрорайоне до 25 тыс. жителей (основные требования к размещению сети приведены в таблице 1).
Таблица 1
Основные требования к размещению распределительных складов и магазинов заказов
N п/п |
Основные требования |
1. Распределительный склад | |
1. |
Здание одноэтажное высотой помещений около 10 м, пригодное для хранения продуктов питания площадью от 6 тыс.кв.м. |
2. |
Уровень пола около 1 м над уровнем земли, либо наличие возможности устройства пандуса |
3. |
Наличие подъездных путей (либо возможность их прокладки) для проезда большегрузного автотранспорта, дополнительное требование (не обязательное) - наличие ж/д ветки |
4. |
Площадь участка земли около 3 га (отдельно расположенная территория) |
5. |
Требования к инженерным сетям: электроснабжение - около 300 кВа; водоснабжение; канализация; отопление (или централизованное газоснабжение); |
6. |
Устройство или наличие каналов связи (предпочтительно - ВОЛС) |
2. Магазин заказов | |
2.1. Капитальное строение | |
1. |
Общая площадь - от 100 до 350 кв.м |
2. |
Возможность устройства парковки для автотранспорта посетителей |
3. |
Здание - отдельно стоящее или встроенно-пристроенное высотой от 3,5 м, предпочтительно - первые этажи и др. |
4. |
Наличие инженерных сетей (на магазин площадью 300 кв.м): энергоснабжение - около 25 кВа; вода, отопление |
5. |
Наличие подъездных путей для грузового автомобиля типа "Бычок", устройство пандуса |
6. |
Возможность устройства или наличие каналов телефонной связи |
7. |
Место расположения: предпочтительно внутри микрорайонов, возможно вблизи транспортных узлов |
2.2. Некапитальное строение из быстро возводимых конструкций | |
1 |
Площадь земельного участка около 0,05 га с территорией для организации парковки автотранспорта посетителей |
2. |
Общая площадь магазина - от 50 до 200 кв.м. |
3. |
Высота помещения - 3,5 м. |
4. |
Инженерные сети: энергоснабжение - около 25 кВа |
5. |
Наличие подъездных путей для грузового автомобиля типа "Бычок" |
6. |
Возможность устройства или наличие каналов телефонной связи |
7. |
Место расположения: предпочтительно внутри микрорайонов, возможно вблизи транспортных узлов |
Высокий уровень автоматизации процесса и применение оригинальной технологии позволяют устанавливать терминалы для заказа товаров не только в магазинах, но и использовать для этого небольшие помещения в предприятиях бытового обслуживания, почтовых отделениях, поликлиниках, станциях метро, железнодорожных и авиавокзалах, отделениях банков, учреждениях и т.д.
3. Схема обслуживания населения в магазинах заказов "Утконос"
Технология обслуживания населения в магазинах заказов представляет следующую схему:
- оформление заказа непосредственно в одном из магазинов с использованием интеллектуального терминала, по телефону, через сеть "Интернет";
- поступление и обработка информации о заказе в автоматизированной системе управления (АСУ) в едином центре;
- передача обработанной и интегрированной информации по заказам через АСУ комплектовщикам на распределительный склад в виде заданий на персональные переносные компьютеры (универсальный терминал комплектовщика - УТК);
- комплектование на распределительном складе заказов для конкретных покупателей;
- адресная доставка индивидуальных заказов по выбору покупателя в любой из магазинов системы в удобное для покупателя время (с 7-00 до 23-00) (в дальнейшем возможно предоставление услуг населению с доставкой товаров на дом);
- оплата заказа покупателем после его предварительного осмотра с учетом возможности отказа без объяснения причин от приобретения любых товаров, входящих в предварительный заказ.
4. Организационные и экономические преимущества магазинов заказов
4.1. Организационные преимущества
Организация обслуживания потребителей по методу компании ОАО "Новый импульс" имеет ряд преимуществ по сравнению с другими традиционными технологиями продаж товаров:
- стоимость предварительных заказов, включающих все группы товаров, осуществляется по ценам на 15-20% ниже уровня цен в традиционных магазинах;
- гарантированное высокое качество обслуживания;
- свободный выбор способа и места оформления заказа;
- свободный выбор времени и места получения заказа;
- возможность выбора широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров (в планах компании - увеличение с 5 до 50 тыс. наименований товаров);
- простота и наглядность выбора товаров при полной автоматизации процесса их заказа и расчетов;
- быстрота оформления заказа товаров за счет использования в автоматическом режиме индивидуальной "истории" приобретения товаров конкретным покупателем и пластиковых карт;
- возможность отказа от любой части предварительного заказа и предоставление компенсаций (скидок) при невыполнении условий заказа по ассортименту или качеству товаров.
4.2. Экономические преимущества
Экономические преимущества розничной сети "Утконос" по сравнению с традиционными формами обслуживания в действующих магазинах при аналогичной пропускной способности (от 1,0 до 2,0 тыс. покупателей в день) характеризуются следующими данными:
- использование в 4-10 раз меньше площади в магазинах заказов (100 до 350 кв.м) по сравнению с супермаркетами и, как следствие, значительно сокращение затрат на содержания таких магазинов;
- значительно меньший объем товаров в торговом зале и, как следствие, экономия оборотных средств;
- минимальное количество торгового персонала - 5-6 человек на 1 магазин в смену;
- высокая пропускная способность торговых залов за счет полной автоматизации процессов формирования выдачи и расчета за заказы - ускорение расчетов в 6 раз по сравнению с традиционным магазином, за счет исключения операций по сканированию штрихкода каждого товара.
Основные конкурентные преимущества магазинов заказов сети "Утконос" приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Магазин "Утконос" |
Примечание |
Магазин экономичного формата, отличающийся высокими показателями эффективности | ||
Общая площадь магазина, кв.м |
до 350 |
Пластичность технологии позволяет одинаково эффективно использовать магазины площадью от 100 до 500 метров |
Площадь торгового зала, кв.м |
до 150 |
Торговый зал состоит из трех функциональных зон "Зал оформления заказа", "Зал получения заказа", "Зал Дискаунта" |
Площадь помещений для обработки контейнеров с заказами, кв.м |
до 200 |
В магазинах нет традиционных для розничной торговли мест складирования товара |
Дневной оборот 1 магазина, тыс. руб. |
250,0 |
Прогнозный показатель на 2003 год для г.Зеленограда |
Годовой оборот 1 магазина, тыс.руб. |
78000,0 |
Прогнозный показатель на 2003 год для г.Зеленограда |
Годовой оборот на 1 кв.м торговой площади, тыс.руб/кв.м |
520 |
|
Годовой оборот на 1 сотрудника магазина, тыс.руб/чел. |
7090,9 |
|
Стоимость здания площадью 350 кв.м, тыс.руб. |
7840,0 |
|
Строительство и оборудование магазина не требует значительных инвестиций и времени | ||
Организация небольшого магазина (площадью 100-150 кв.метров) на первых этажах жилых домов, тыс.руб. |
от 2500,0 |
|
Стоимость комплекта торгового оборудования, тыс.руб. |
640,0 |
Стоимость торгового оборудования включает стоимость кассовых боксов, боннет, холодильных горок, стеллажей, столов выдачи |
Стоимость комплекта компьютерного и сетевого оборудования, тыс.руб. |
808,0 |
Стоимость компьютерного и сетевого оборудования включает стоимость 5 "Интеллектуальных терминалов", серверов, АРМ администратора и прокладку локальной сети внутри магазина |
Срок строительства быстровозводимого магазина, мес. |
1,5 |
Планируется единовременное строительство и подготовка к запуску 10-15 магазинов |
Срок строительства капитального здания магазина, мес. |
6 |
|
Количество персонала, работающего в 1 магазине, чел. |
11 |
Магазины работают 16 часов (с 7 до 23). Работа организована в 2 смены (5 и 6 человек) |
Низкие текущие затраты на содержание 1 магазина | ||
Средняя ежемесячная зарплата персонала 1 сотрудника магазина, тыс.руб. |
12,2 |
|
Текущие затраты на содержание 1 магазина в месяц, тыс.руб. |
46,3 |
В состав затрат на содержание магазина включены: расходы на коммунальные услуги, связь, электроэнергию, аренду земли, охрану объекта, ремонт и обслуживание торгового и компьютерного оборудования; плата за выделенные каналы, за уборку территории, хозяйственные и прочие расходы |
Успех у населения | ||
Доля текущих затрат (с учетом зарплаты и налогов) в выручке магазина за месяц |
3,5% |
|
Количество покупателей, получающих заказы в 1 магазине в день, чел. |
более 650 |
|
Максимальная пропускная способность магазина в день, чел. |
до 2000 |
|
Средняя стоимость покупки, руб. |
380 |
|
Наличие в торговом зале "Интеллектуальных терминалов", ед. |
до 10 |
Магазин оснащен современной техникой и уникальными средствами автоматизации, что формирует у покупателя положительный имидж |
5. Перспективы по развитию сети магазинов заказов "Утконос" и предоставлению услуг населению в городе Москве
5.1. Одновременное строительство нескольких распределительных складов, в том числе специализированных, в разных административных округах с сетью магазинов заказов "Утконос". На первом этапе открытие в сжатые сроки магазинов заказов в Северо-Западном административном округе за счет обеспечения продовольственными товарами с распределительного склада г.Зеленограда.
5.2. Возможность повсеместного применение для доставки и хранения заказов изотермических контейнеров для скоропортящихся продовольственных товаров, обеспечивающих поддержание заданной температуры хранения до 24 часов. При этом в магазинах исключается применение холодильного оборудования, значительно снижается потребность в энергоресурсах и представляется дополнительная возможность для использования неспециализированных помещений под магазины в жилых домах.
5.3. Постоянное наращивание ассортимента реализуемых товаров и услуг, использование интернет-технологий и организация продаж по каталогу одежды, обуви, бытовой техники, аудио- и видеотехники, мебели, запчастей для автомобилей и т.д. (в том числе с доставкой на дом).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.