Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 1 апреля 2003 г. N 219-ПП
Концепция
развития внутреннего водного транспорта Московского бассейна до 2020 года
Москва 2003 г.
1. Основные положения Концепции развития внутреннего водного транспорта г. Москвы до 2020 года
Москва - крупнейший центр бизнеса, промышленности, науки и образования - занимает выгодное геополитическое положение, находясь в центре пересечения основных европейских и евроазиатских коммуникационных систем (панъевропейских и евроазиатских международных транспортных коридоров). Практически все формирующиеся на территории России международные и внутренние транспортные коридоры имеют начально-конечный или промежуточный пункт - Московский транспортный узел, который является одним из крупнейших транспортных узлов в мире, обеспечивающим до 60% внешнеторгового оборота России.
В общем объеме грузов и пассажиров, перевозимых магистральными видами транспорта Москвы, на долю внутреннего водного транспорта приходится около 17,5% перевозок грузов и значительная часть пассажиропотока, не только на местных направлениях, но и, в большей степени, на туристических маршрутах.
Внутренний водный транспорт (ВВТ), являясь неотъемлемой составной частью Московского транспортного узла, обеспечивает внутренние, межрегиональные, внешнеторговые и транзитные связи в условиях глобализации мировой экономики и интеграции в нее экономики Российской Федерации.
ВВТ Москвы представляет собой единую водно-транспортную систему города, в которую входят водные пути рек Москвы, Оки, канала им. Москвы, порты, судоходные компании, судоремонтно-судостроительные предприятия и организации, отвечающие за безопасность судоходства и эксплуатацию водных путей и обеспечивающие единство производственного процесса доставки грузов потребителям, транспортных услуг и перевозок пассажиров.
Концепция развития внутреннего водного транспорта Москвы (далее водно-транспортного узла) представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления развития внутреннего водного транспорта Москвы в интересах городского хозяйства и населения города.
Настоящая Концепция является основой для:
- разработки и реализации федеральных и городских программ развития внутреннего водного транспорта в интересах города и его жителей;
- формирования и проведения политики городских властей по повышению эффективности использования внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей, а также деятельности хозяйствующих субъектов на внутреннем водном транспорте;
- координации деятельности федеральных и муниципальных органов исполнительной власти в области развития внутреннего водного транспорта и его эффективного использования.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, программных документах Президента и Правительства Российской Федерации, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Уставах о транспортной деятельности, распоряжениях Мэра Москвы и документах Правительства Москвы, прогнозных оценках состояния экономики и социально-экономического развития Российской Федерации и ее столицы, научных разработках по реформированию транспортной отрасли, в том числе внутреннего водного транспорта, перспективах развития и применения достижений научно-технического прогресса.
В Концепции отражены проблемы, связанные с современным состоянием внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей, как части общей транспортной системы Москвы, использованием инфраструктуры внутреннего водного транспорта в интересах городских служб и жителей города, сформулированы цели, задачи, принципы и основные направления развития внутреннего водного транспорта до 2020 года.
Концепция базируется на выполненном исследовании, в котором дан анализ современного состояния внутреннего водного транспорта Москвы и обоснованы направления его развития в интересах Москвы.
2. Современное состояние внутреннего водного транспорта Москвы и его значение в обеспечении функционирования Московского мегаполиса
Внутренний водный транспорт является одним из старейших видов транспорта, обслуживающих Москву. Наиболее значительное развитие внутренний водный транспорт Москвы получил со строительством канала им.Москвы, введенного в эксплуатацию в 1937 году.
Создание Единой глубоководной системы европейской части страны превратило Москву в "Порт пяти морей" и связало ее водными путями с Севером, Уралом, югом России и зарубежными странами, расположенными в бассейнах Балтийского, Северного, Белого, Каспийского, Черного и Средиземного морей.
На внутреннем водном транспорте Московского бассейна в целом завершился период резкого спада производственной деятельности.
Предприятия внутреннего водного транспорта обеспечивают для города Москвы:
- 17,5% перевозок всех грузов в Москву и из Москвы;
- более половины перевозок строительного песка;
- выполнение перегрузочных работ, складирование и хранение грузов, в том числе перевозимых другими видами транспорта;
- международные перевозки грузов;
- перевозки российских и иностранных туристов на речных круизных маршрутах;
- экскурсионно-прогулочные перевозки москвичей и гостей на водоизмещающих и скоростных судах;
- внутригородские и пригородные пассажирские перевозки;
- выполнение судостроительных, судоремонтных и других работ;
- подачу воды для водоснабжения Москвы из бассейна реки Волги;
- улучшение судоходных условий на внутренних водных путях региона;
- улучшение санитарного состояния Москвы путем обводнения системы рек и каналов, находящихся в городе;
- участие в энергоснабжении города;
- выполнение ряда специальных работ (прокладка и ремонт подводных трубопроводов и кабелей, ремонт и перемещение мостов, перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов).
Водные пути
Водные пути Московского бассейна являются важным звеном Единой глубоководной системы европейской части России. Они простираются от Москвы по каналу и р.Волге до Рыбинска и от Москвы по рекам Москва и Ока до Нижнего Новгорода и Калуги.
Общая протяженность водных путей бассейна, составлявшая 4 тыс.км., из них эксплуатируемых 2 тыс.км., в течение последнего десятилетия сократилась. Практически прекратилось судоходство до Серпухова и Калуги. На р.Оке гарантированные глубины уменьшились с 2 м до 1,7 м., освещаемая обстановка судового хода заменена на светоотражающую. В результате длительной эксплуатации и недостаточных объемов бюджетного финансирования ряд сооружений канала им.Москвы и Москворецкой системы имеют значительный износ и деформацию, что увеличило риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объекты канала им.Москвы играют важную роль в водоснабжении города, улучшении санитарного состояния Москвы, выработке электроэнергии.
Водные пути Московского бассейна, являющиеся частью внутренних водных путей России, закрыты для прохода иностранных судов. Все перевозки грузов и пассажиров осуществляются в настоящее время под российским флагом.
Содержание водных путей и гидротехнических сооружений в Московском бассейне возложено на ФГУП "Канал им.Москвы" Минтранса России.
Флот
На учете в Государственном реестре судов по Москве находится 1516 судов, средний возраст которых составляет 24 года (по России - 23,5 года).
В Московском регионе зарегистрировано 440 судовладельцев. Наибольшее количество судов - 307 ед. (29,9%) принадлежит ОАО "Московское речное пароходство", среди них 11 двух - и четырехпалубных высококомфортабельных пассажирских судов.
Существенное значение имеет флот ФГУП "Канал имени Москвы", поддерживающий надлежащие судоходные условия на внутренних водных путях Московского бассейна, (20,8%) и флот Государственного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте "Подводречстрой", выполняющий специальные работы для Москвы и других регионов России.
Из остальных собственников - 32 имеют более 4-х ед.судов, 67 судовладельцев - 2-3-судна, 341 судовладелец имеет по 1 судну.
При существующем формальном избытке тоннажа грузового флота наблюдается дефицит современных крупнотоннажных судов озерного и морского районов плавания класса Российского Речного Регистра, способных эффективно обеспечивать перевозки строительных грузов из Карелии, угля и леса из портов р.Камы, соли с низовьев Волги.
Ощущается острый недостаток современных крупных круизных судов для межрегионального туризма и прогулочно-туристических судов для внутригородского водного туризма.
В Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) по состоянию на 1.01.2002 г., на учете находится 21841 маломерных судов, принадлежащих московским организациям и физическим лицам. В составе маломерных судов: моторных - 5995, гребных - 14742, парусных - 368, гидроциклов - 736 единиц.
На акватории города расположено 17 водных баз, 20 лодочных и 22 спасательных станции, на которых размещено около 1700 судов. Большинство баз стоянок маломерных судов, принадлежащих спортивным обществам, организациям и объединениям физических лиц, имеют благоустроенные территории, причальные сооружения, хранилища горючесмазочных материалов, ремонтные мастерские. На базах организован сбор и вывоз твердых и жидких отходов.
В то же время многие базы находятся в ветхом состоянии, особенно причальные сооружения, и не отвечают современным требованиям. Большое количество маломерных судов, находящихся в личной собственности граждан Москвы, не имеют баз отстоя, технического обслуживания и ремонта и размещены хаотично на различных акваториях города.
Предприятия водного транспорта
В дореформенный период грузовые и пассажирские перевозки в Московском бассейне осуществлялись судами Московского речного пароходства. Пароходство обслуживало г.Москву, девять областей и одну автономную республику.
В состав пароходства входило 15 речных портов и 5 судостроительно-судоремонтных заводов. Пароходство имело более 1100 ед. флота.
В результате структурных и институциональных преобразований в Московском воднотранспортном узле образованы новые бизнес-структуры, в том числе малые, совместные и др. предприятия, созданы условия для развития конкурентной среды.
Основными предприятиями внутреннего водного транспорта, входящими в настоящее время в Московский водно-транспортный узел, являются: ФГУП "Канал им.Москвы", ОАО "Московское речное пароходство", ОАО "Северный порт", ГУП "Московский Западный порт", ОАО "Южный речной порт", ОАО "Пассажирский порт", ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод", ОАО "Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод". Кроме того, в течение последних лет в Москве образовалось большое количество частных судовладельцев и обслуживающих предприятий.
В связи со стратегическим значением для обеспечения национальной безопасности 25,5% акций ОАО "Московское речное пароходство", ОАО "Северный порт" и ОАО "Южный речной порт" закреплены в федеральной собственности.
Распределение хозяйствующих субъектов по формам собственности представлено в таблице.
Форма собственности |
Число хозяйствующих субъектов |
Удельный вес, % |
Федеральнаая |
3 |
4,5 |
Собственность субъектов федерации |
2 |
3,0 |
Муниципальная |
1 |
1,5 |
Собственность общественных организаций |
1 |
1,5 |
Частная собственность |
42 |
62,7 |
Смешанная российская собственность (без иностранного участия) |
16 |
23,9 |
Совместная собственность с российским и иностранным участием |
1 |
1,5 |
Иная смешанная собственность |
1 |
1,5 |
|
67 |
100 |
ОАО "Московское речное пароходство" (далее МРП) является основным речным перевозчиком грузов для Москвы. При этом наиболее массовый груз - строительный песок, добываемый собственными средствами из русловых и прибрежных месторождений, а также каменный уголь. Крупнейшие пассажирские лайнеры МРП осуществляют туристические рейсы по водным путям Европейской части России.
Основные владельцы акций ОАО МРП: Минимущество - 25,5%, ОАО "Бизон-плюс" - 21,3%, ОАО "Южный речной порт" - 20,0%, "Менеджмент МРП" - 15,0%.
ОАО "Северный порт" (МСП) принимает все виды судов, работающих на Единой глубоководной системе России, играет важную роль в обеспечении песком, щебнем, солью и другими грузами строек и предприятий, входящих в зону его тяготения (Северный, Северо-Западный и Северо-Восточный административные округа г.Москвы), к которым можно отнести: ООО "Трансоль", ООО ТИК "Золотой колос", ООО "Доринжиниринг", ООО "Геотрест", ЗАО "Центросоль", ЗАО "Магитстраль", комбинат "Мосинжбетон" и многие другие предприятия города. Порт с железнодорожной сетью не связан.
ОАО "Южный речной порт" (МЮП). К причалам порта могут подходить суда грузоподъемностью до 2 тыс.тонн. Порт осуществляет переработку и хранение песка, щебня, угля, зерна, соли и генеральных грузов. Добывает и перевозит большое количество песка, выполняет кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным транспортом.
Имея разветвленную сеть внутрипортовых железнодорожных путей, вплотную примыкающих к станции "Москва-Южный порт" Московской железной дороги, Южный речной порт играет большую роль в обслуживании предприятий и организаций города, находящихся в зоне его тяготения: ОАО "Мосэнерго", ТЭЦ-22; ОАО "Дормост", АБЗУ "Капотня", ОАО к-т "Мосинжбетон", ЗАО "Моспромстрой", ОАО "Центротрансстрой", ООО "Транс-Бизнес-1", ОАО "Гордорстрой", ЗАО "Центросоль", ООО "Промремстрой Р", объединение "Папирус", Мостоотряд 18 и других.
ГУП "Московский Западный порт" (МЗП) осуществляет переработку и хранение строительных грузов (песка, щебня), добычу и перевозку значительного количества песка, обеспечивает грузами предприятия строительной индустрии, расположенные в Центральном и Юго-Восточном административных округах: ОАО "ММДЦ "Москва-Сити", ООО "Трансрада", ООО "Стройконтракт", ООО "Оптистройсервис", Мосстроймеханизация N 5, ЗАО "УГМР" и другие.
Порт имеет подъездные и внутрипортовые железнодорожные пути, связывающие его со ст.Фили Московской железной дороги, может принимать все типы судов, работающих на Единой глубоководной системе России, выполняет кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным транспортом.
Необновляемая за последнее десятилетие перегрузочная техника порта устарела, ее износ составляет до 40%. Из 640 пог.м причального фронта 340 пог.м находятся в аварийном состоянии.
ОАО "Пассажирский порт" (МПП) осуществляет перевозки пассажи ров на канале им.Москвы и на реке Москве в черте города собственными водоизмещающими и скоростными пассажирскими судами. Организует туристические перевозки собственными и арендованными судами, выполняет весь комплекс технологических операций по обслуживанию транзитного пассажирского флота.
В состав Пассажирского порта входят Московские Северный и Южный речные вокзалы, ремонтная база для технического обслуживания и ремонта флота в Нагатинской пойме с судоподъемным устройством, пассажирские причалы.
Порты Московского бассейна были построены и оснащены для обеспечения совершенно иных, чем в настоящее время, объемов речных перевозок, обладают резервами перегрузочных мощностей, однако состав и состояние перегрузочной техники не в полной мере соответствуют современным требованиям рынка.
Их производственные мощности осваивают ежегодно до 16,0 млн. тонн различных грузов, а с учетом причалов клиентуры - до 18-20 млн. тонн. Наличие в портах складов, железнодорожных путей и автомобильных дорог позволяет использовать их для накопления, хранения и доставки грузов потребителям в межнавигационный период.
Характерной современной особенностью речных портов, как хозяйствующих субъектов, является то, что они заняты не только портовой деятельностью, но и функционируют как перевозчики.
ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод" является основным предприятием Московского бассейна и отрасли по строительству пассажирских судов, изготовлению и ремонту судовых машин и механизмов, сменно-запасных частей для различных типов и видов флота, свето-сигнальной аппаратуры, является основной базой зимнего отстоя и ремонта судов пассажирского, грузового и технического флота, эксплуатирующегося в Московском бассейне.
В настоящее время завод осуществляет строительство специальных катеров для Федеральной пограничной службы РФ, судов мусоросборщиков по заказу Правительства Москвы, супер-яхт класса Морского и Российского Речного Регистра, капитальный ремонт дизелей для ряда предприятий г.Москвы, прием и переработку отходов производства сточных и нефтесодержащих вод промпредприятий г.Москвы.
ОАО "Хлебниковский машиностроительный и судоремонтный завод" построен в 1937 году в пос.Водники Московской области на Клязьменском водохранилище для технического обслуживания и ремонта флота, эксплуатирующегося в Московском бассейне, в том числе крупных пассажирских судов, грузовых теплоходов грузоподъемностью до 2000 тонн, буксирных и несамоходных судов.
Завод имеет весь комплекс производственных и вспомогательных цехов для ремонта флота, специализированный цех по изготовлению топливной аппаратуры для дизелей, судоподъемное сооружение грузоподъемностью 250 тонн.
В последние годы завод приступил к строительству маломерных судов многоцелевого назначения. Осуществляет отстой маломерного флота.
Система управления внутренним водным транспортом Москвы включает следующие структуры:
- Государственная служба речного флота в составе Министерства транспорта Российской Федерации;
- Федеральное Государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы";
- Речная администрация Московского бассейна;
- Государственная речная судоходная инспекция Московского бассейна;
- Московская бассейновая инспекция Российского Речного Регистра;
- Отделение Российской транспортной инспекции по г.Москве;
- Управление транспорта и связи города Москвы;
- другие подразделения Правительства Москвы в соответствии с их функциями.
Лицензирование деятельности хозяйствующих субъектов в Московском бассейне осуществляет Государственная служба речного флота, выдающая лицензии на перевозки грузов, пассажиров и погрузочно-разгрузочные работы.
Рынок перевозок
В структуре грузовых перевозок основное место занимают навалочные строительные материалы: речной песок, щебень, камень, гранитный отсев.
Все значительные стройки столицы (МКАД, жилой комплекс Марьино и многие другие) осуществляются с существенным участием внутреннего водного транспорта.
Кроме того, в Москву и из Москвы доставляются каменный уголь, пищевая соль, железобетонные изделия, металлолом и другие грузы.
Традиционно экономичность и эффективность внутреннего водного транспорта проявляются при доставке массовых грузов на значительные расстояния.
Большая часть грузов перевозится судами МРП, МСП, МЗП, МЮП и составляет порядка 9,0 - 10,0 млн. тонн в год, 90% которых - минеральностроительные грузы. Кроме того, в Москву перевозят грузы волжские, камские и другие перевозчики.
Грузовые перевозки в течение десятилетнего переходного периода значительно сократились, однако в последние годы наметилась тенденция к их росту.
Предшествующее сокращение этого сегмента рынка, его нынешнее состояние и перспективы развития определяются не только потребностями города в указанных грузах, но и конкуренцией с автомобильным и железнодорожным транспортом.
Объем пассажирских перевозок в последние годы в целом стабилизировался, при этом, несмотря на дотацию из городского бюджета, сократились убыточные транспортные перевозки внутригородского сообщения. Увеличились перевозки на дальних туристических и внутригородских экскурсионно-прогулочных линиях. Несмотря на принимаемые ОАО "Московское речное пароходство", Столичной судоходной компанией меры по повышению комфортабельности собственного флота и фрахту крупнотоннажных туристических судов из других бассейнов, на рынке туристических круизов сохраняется дефицит флота.
Таким образом, анализ современных проблем и диспропорций внутреннего водного транспорта указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.
3. Цели, задачи, принципы развития внутреннего водного транспорта Москвы
Главной целью развития внутреннего водного транспорта Москвы является превращение его в современное, высокоэффективное, устойчиво функционирующее и обладающее потенциалом саморазвития подразделение транспортного комплекса города. Это развитие должно обеспечивать полное удовлетворение потребностей города в перевозках грузов, пассажиров и туристов, водоснабжении, решение оборонных, природоохранных и других специальных задач, увеличение вклада в экономику Москвы за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджет города.
Достижение поставленной цели требует совместных усилий федеральных, городских и областных органов государственного управления и хозяйствующих субъектов водного транспорта в решении комплекса задач по двум взаимосвязанным направлениям:
- создание условий эффективного функционирования водного транспорта и повышение конкурентоспособности предприятий внутреннего водного транспорта Москвы;
- расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых ВВТ.
Основной сферой ответственности государственных органов в развитии ВВТ должно стать:
- сохранение и развитие сети внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, обеспечение их коммерческой доступности для судовладельцев;
- надзор и контроль за обеспечением безопасности судоходства и экологической безопасностью, созданием условий доступности и обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов к объектам водного транспорта;
- содействие коммерческим предприятиям в обновлении основных фондов;
- защита экономических интересов российских судовладельцев на мировом рынке перевозок;
- обеспечение нерыночного сегмента безальтернативных грузов и пассажирских перевозок;
- кадровое обеспечение ВВТ;
- решение оборонных и других специальных задач;
- решение социальных проблем.
Роль коммерческих предприятий водного транспорта должна состоять в:
- развитии грузовых и пассажирских перевозок, обеспечении их конкурентоспособности;
- поддержании и обновлении коммерческого флота, инфраструктуры портов, судоремонтных предприятий;
- повышении безопасности судоходства и экологической безопасности при эксплуатации судов и инфраструктуры ВВТ;
- участии в реализации государственной политики обеспечения социально значимых грузовых и пассажирских перевозок.
Необходимо консолидировать политику органов федеральной и городской исполнительной власти в решении задач:
- содействия интеграции водно-транспортной системы г. Москвы в международную систему панъевропейских и евроазиатских транспортных коридоров по направлениям Север-Юг, Запад-Восток;
- проведения политики расширения имущественных прав города в отношении объектов водно-транспортной системы и, в частности, передачи государственных пакетов акций ОАО "Московское речное пароходство", ОАО "Северный порт", ОАО "Южный речной порт" Правительству Москвы;
- поддержки разработок и внедрения современных технологий организации перевозочного процесса, портового и сервисного обслуживания грузов и пассажиров;
- поддержки модернизации и развития объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, диверсификации деятельности организаций внутреннего водного транспорта;
- содействия развитию речного круизного бизнеса, экскурсионно-прогулочных и пассажирских перевозок;
- обеспечения бесперебойного водоснабжения города;
- содействия внедрению прогрессивных систем технологического обеспечения экологической безопасности на внутреннем водном транспорте.
Основными принципами реализации политики города в отношении внутреннего водного транспорта являются:
- координация деятельности и согласование разрабатываемых программ развития внутреннего водного транспорта города с заинтересованными органами исполнительной власти (федеральными и региональными), а также субъектами хозяйственной деятельности на ВВТ;
- проведение согласованной политики, связанной с модернизацией инфраструктуры внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей, с уполномоченными органами государственного регулирования в области внутреннего водного транспорта, а также предприятиями и организациями внутреннего водного транспорта, работающими на рынке транспортных услуг;
- включение проектов развития внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей в Москве в инвестиционные программы города;
- проведение согласованной инвестиционной политики, направленной на привлечение бюджетных и внебюджетных средств и других ресурсов в развитие водно-транспортной системы города;
- государственная (муниципальная) поддержка судоходных компаний, портов, промышленных предприятий, деятельность которых способствует росту экономики;
- сохранение московских портов в существующих границах и создание для них льготных режимов землепользования, включая припортовые площади, для наиболее полного удовлетворения потребностей городского хозяйства, предприятий и жителей города в транспортных услугах;
- обеспечение экологической безопасности города, связанной с водно-транспортной деятельностью в Московском транспортном узле, благоприятных условий проживания населения, а также его социальной защиты от воздействия негативных факторов, связанных с деятельностью внутреннего водного транспорта.
Степень достижения и реализации поставленных целей и задач развития водно-транспортного узла Москвы будет зависеть от координации деятельности всех заинтересованных субъектов государственной власти - федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации - Москвы и Московской области.
С учетом мирового опыта деятельности региональных и муниципальных властей в области использования и развития водно-транспортных узлов основными направлениями деятельности органов власти города Москвы будет участие:
- в развитии инфраструктуры, обеспечивающий современный уровень качества обслуживания пассажиров и туристов, включая агентское, банковское, страховое и другие виды обслуживания;
- в управлении речными портами Москвы, их развитии реконструкции и модернизации;
- в реконструкции и модернизации систем и гидротехнических сооружений канала им.Москвы для обеспечения надежного водоснабжения и обводнения;
- в создании механизмов экологической защиты населения и окружающей среды от неблагоприятных факторов деятельности внутреннего водного транспорта.
4. Перспективы рынка грузовых, пассажирских и туристско-экскурсионных перевозок в Московском бассейне
Грузовые перевозки
Реализация Генерального плана развития города Москвы и связанное с этим увеличение гражданского, дорожного и промышленного строительства создает объективные предпосылки роста объемов перевозок строительных грузов. Модернизация добывающей техники предприятий ВВТ в целях повышения качества поставляемых русловых песков и гравия, а также снижения отрицательного экологического воздействия на водоемы создаст возможность значительного увеличения завоза этих грузов в Москву водным транспортом.
Надежные предпосылки для увеличения добычи песка и гравия из подводных и пойменных месторождений близлежащих областей дают Соглашения Правительства Москвы с администрациями Субъектов Федерации по экономическому сотрудничеству.
Возрастет потребность в щебне твердых пород из Карелии и известкового из Касимовских карьеров Рязанской области. Развитие московского строительного комплекса и освоение им серийного производства современных панельных домов, расширение участия комплекса в жилищном строительстве в областях и республиках создают возможности для организации перевозок деталей домов московских домостроительных комбинатов водным транспортом, как наиболее безопасным для этих конструкций (в 70-х годах г.Набережные Челны был построен, в основном, по этой технологии).
Завоз в Москву каменного угля при переводе ТЭЦ с газа на этот вид топлива может увеличиться в 2 раза. Имеются предпосылки к восстановлению завоза в Москву водным транспортом леса и пиломатериалов, увеличению вывоза металлолома.
География производства реагентов, используемых в Москве на дорогах в зимний период, позволяет организовать их завоз водным транспортом. Имеется возможность восстановления перевозок нефтеналивных грузов через Павельцовскую нефтебазу. Интеграция внутренних водных путей Российской Федерации в инфраструктуру международного транспортного коридора "Север-Юг" вызовет резкое увеличение международных перевозок грузов, в основном в крупнотоннажных контейнерах, через московские порты.
Для повышения экономической эффективности функционирования предприятий ВВТ необходима разработка новых нормативных документов, регламентирующих тарифную политику судоходных компаний.
Для развития международных перевозок грузов требуются нормативные документы, направленные на упрощение технологии и процедур таможенного контроля и таможенного оформления экспортно-импортных грузов, корректировка правовой базы, регламентирующей налогообложение судоходных компаний, осуществляющих международные перевозки.
Пассажирские, туристические и экскурсионные перевозки
Социально значимые пассажирские перевозки в Московском регионе сохранятся для доставки москвичей к дачам, садовым участкам и местам отдыха на канале им.Москвы и на внутригородских переправах.
Эти перевозки будут осуществляться за счет частичного финансирования из городского бюджета, а также целевого субсидирования лиц, имеющих право на льготы. По мере повышения уровня доходов населения будет происходить постепенное сокращение круга субсидируемых социальных групп.
Стабилизация политического положения, рост экономики страны и доходов населения, совместные усилия судоходных компаний, органов государственной власти федерального уровня и Правительства Москвы по повышению комфортабельности пассажирских судов, развитию береговой инфраструктуры и совершенствованию нормативной базы обеспечат значительное развитие речного туристического бизнеса, включая и иностранный туризм.
Получат развитие внутригородские прогулочно-экскурсионные маршруты. Будет действовать прогулочный маршрут "Москва историческая с борта теплохода", предусмотренный постановлением Правительства Москвы от 26.03.02 N 208-ПП "О концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" и первоочередных мерах по ее реализации".
Для организации городских экскурсионных маршрутов по акватории реки Москвы и водоотводного канала с использованием прогулочных маломерных судов с учетом специфики обслуживания посетителей туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" необходима разработка комплексного проекта. Такой проект должен предусматривать строительство для туристов специальных судов, отвечающих современным требованиям, доступных, в том числе, для инвалидов и других маломобильных граждан, с учетом возможности эксплуатации судов на акватории реки Москвы и водоотводного канала, формирование и развитие инфраструктуры обслуживания таких судов, а также культурно-бытовых функций акватории и набережных реки Москвы и водоотводного канала. По предварительным оценкам среднегодовой объем продаж экскурсий для иностранных туристов по групповым заявкам за время навигации может составить 35 тысяч человек.
Перспективны новые формы обслуживания - прогулочные маршруты с организацией питания на борту (банкеты, свадьбы, презентации и т.п.). Получат развитие плавучие самоходные суда-рестораны с камбузными и вспомогательными помещениями как для полного цикла приготовления блюд, так и для работы в кооперации с береговыми ресторанами.
Будет возрастать количество маломерного флота, находящегося в частной собственности.
Таким образом, анализ перспектив рынка грузовых и пассажирских перевозок подтверждает необходимость дальнейшего развития водных путей, флота, портов, судостроительно-судоремонтных предприятий и другой инфраструктуры внутреннего водного транспорта Москвы.
5. Развитие инфраструктуры водно-транспортной системы Москвы
Государственная политика в области улучшения судоходства на внутренних водных путях, поддержания и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений строится на основе того, что внутренние водные пути и расположенные на них гидротехнические сооружения будут оставаться в государственной собственности. Соответственно, средства федерального и региональных бюджетов являются главным источником поддержания водных путей и гидросооружений.
5.1. Водные пути
Приоритеты развития и объемы, минимально необходимых бюджетных средств для функционирования водных путей, определены подпрограммой "Внутренние водные пути" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)".
Подпрограммой по московскому бассейну предусмотрены следующие мероприятия:
- реконструкция гидротехнических сооружений Канала им.Москвы (плотин, камер шлюзов, затворов, электромеханического оборудования, насосных станций, гидроагрегатов ГЭС и др.);
- реконструкция плотин Москворецкой шлюзованной системы, обновление их электромеханического оборудования;
- реконструкция гидроузла Белоомут на Оке, что позволит избежать серьезных негативных экологических последствий на реках Ока и Москва, а также создаст условия для эффективной доставки строительных грузов в Москву с Оки и работу туристических маршрутов на линии Москва-Константиново-Н.Новгород-Москва;
- коренное улучшение судоходных условий на р.Ока с установлением гарантированной глубины 2,0 м на участке от гидроузла Белоомут до Рязани и Нижнего Новгорода;
- производство комплекса путевых работ по всей искусственной трассе канала им.Москвы;
- модернизация технического флота, его пополнение и обновление (земснаряды, обстановочные суда, шаланды, суда для очистки акваторий).
При создании информационных систем предусматривается внедрение коммуникационных средств нового поколения, что позволит:
- создать автоматизированную систему управления движением судов;
- обеспечить мониторинг местоположения судов;
- повысить надежность и достоверность передачи информации.
В реконструкции гидротехнических сооружений канала им.Москвы, гидроузла Белоомут, учитывая их значение для водоснабжения и экологии Москвы, необходимо участие Правительства Москвы в финансировании работ.
5.2. Флот
Государственная политика в решении задачи обновления флота строится с учетом того, что суда технического и природоохранного флота находятся преимущественно в федеральной собственности, а суда транспортного флота, главным образом, в собственности коммерческих судоходных компаний.
Основные направления обновления и модернизации флота на перспективу определены подпрограммой "Внутренний водный транспорт" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)".
Общая потребность тоннажа для перевозок грузов в Москву и из Москвы составит: в 2005 г. - 306-386 тыс.тонн, в 2020 г. - 537-610 тыс.тонн. Эта потребность должна быть обеспечена как московскими судовладельцами, так и судовладельцами других бассейнов.
Основными типами судов будут:
- баржи и буксиры для перевозок песка собственной добычи;
- земснаряды и гидроперегружатели для добычи и выгрузки песка;
- большегрузные суда для дальнепробежных навалочных грузов (щебень, уголь, соль) с выходом на водные пути разряда "М";
- суда для контейнерных линий;
- пассажирские туристические суда повышенной комфортабельности;
- пассажирские прогулочные водоизмещающие и скоростные суда различного назначения;
- суда смешанного "река-море" плавания для сообщений: морские порты - Москва; европейские реки - Москва.
Учитывая имеющиеся в настоящее время избытки сухогрузного тоннажа в системе ВВТ, в период до 2010 года будет происходить изменение структуры тоннажа для освоения перспективного грузового рынка за счет модернизации собственного флота Московских судовладельцев, обмена и закупки необходимого флота в других бассейнах.
В связи с тем, что в ближайшее десятилетие не имеется предпосылок для строительства и закупок новых пассажирских и круизных лайнеров, пополнение крупнотоннажного пассажирского флота в бассейне производится за счет обмена на грузовые теплоходы и привлечения в длительную аренду судов из других бассейнов. Одновременно с этим производятся и будут продолжены работы по повышению комфортабельности и конкурентоспособности этих судов.
Финансирование разработки, производства и закупки технических и природоохранных судов будет осуществляться из средств федерального, региональных бюджетов, а также заинтересованных инвесторов.
Строительство и модернизация коммерческого флота должны преимущественно осуществляться за счет собственных средств судоходных компаний и привлеченных ими коммерческих кредитов, использования механизмов фондового рынка, лизинга и других источников финансирования.
За счет средств федерального бюджета предусматривается субсидирование части процентной ставки по кредитам при строительстве судов смешанного (река-море) плавания на отечественных предприятиях.
Коммерческими компаниями будут произведены закупки малотоннажных прогулочных судов для обслуживания маршрутов "Золотое кольцо" столицы.
В связи с предельным износом судов на подводных крыльях типа "Ракета", используемых на социально значимых перевозках пассажиров по каналу им.Москвы, судоходные компании совместно с Правительством Москвы будут решать проблему замены этого флота.
Для повышения технико-экономической эффективности при модернизации и постройке судов необходимо поставить вопрос перед федеральными органами о корректировке технических, санитарных и экологических требований по принципу сбалансированности необходимого и достаточного стандарта безопасности с экономической эффективностью.
5.3. Порты
Основные приоритеты развития речных портов, их материально-технической базы определены подпрограммой "Внутренний водный транспорт" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". Мероприятиями по формированию международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации предусмотрено создание терминалов круглогодичного действия для переработки грузов в крупнотоннажных контейнерах, как основы для организации мультимодальных логистических комплексов в речных портах Москвы.
Развитие инфраструктуры портов будет осуществляться за счет средств частных инвесторов.
В связи с тем, что государство предусматривает снижение долей своего участия в акционерных капиталах портов, представляется необходимым приобрести из государственной собственности в собственность города Москвы государственные пакеты акций по 25,5% Московского Южного и Северного портов. Если будет упущена возможность приобретения указанных пакетов акций в собственность города, то порты превратятся в частные предприятия со всеми вытекающими для города последствиями.
Приобретение акций городом позволит образовать на базе портов Северного, Южного, Западного, находящегося в собственности Москвы, воднотранспортный узел международного значения, управляемый специальной компанией, находящейся под контролем города.
Создание такого узла с единым технологическим производственно-транспортно-распределительным центром с многофункциональными логистическими транспортно-распределительными и терминальными комплексами реализует системный подход при решении задач:
- совершенствования системы управления в Московском водно-транспортном узле (МВТУ);
- эффективного использования государственной собственности, в том числе за счет расширения имущественных прав города;
- эффективного применения государственных и рыночных регуляторов, обеспечивающих создание конкурентоспособной среды на рынке транспортных услуг Москвы (лицензирования, налогового регулирования, тарифного регулирования, финансового регулирования и др.);
- создания доступной для всех категорий граждан транспортной инфраструктуры, отвечающей потребностям Москвы и современным техническим и технологическим нормам в условиях интеграции транспортной системы России в мировую транспортную сеть;
- участия в разработке и внедрении современных технологий, в том числе информационных с максимальной прозрачностью документооборота;
- создания эффективной нормативно-правовой базы для деятельности транспортных предприятий и организаций, в том числе путем заключения соглашений как между органами исполнительной власти различных уровней, так и непосредственно с субъектами хозяйственной деятельности, их ассоциациями и союзами;
- создания на государственной основе интегрированного информационно-управляющего центра консолидации и распределения товарных потоков Московского мегаполиса.
Основными функциональными элементами создаваемого макрологистического воднотранспортного центра движения товарных потоков через порты будут:
- товарно-распределительные центры, представленные терминальными комплексами, складами, дистрибьютерами и др.;
- региональные информационно-логистические центры, включающие инфоцентры терминалов и субъектов хозяйственной деятельности;
- логистические посредники (экспедиторы, брокеры, агенты, операторы и др.).
Функционирование всех, вышепредставленных взаимосвязанных элементов, обеспечивает главный и сопутствующий движению товаров поток - информационный.
Главной задачей исполнительных органов Правительства Москвы в этом направлении явится построение по региональному принципу интегрированной информационной системы с использованием современных телекоммуникационных средств связи, каналов, локальных и многофункциональных цепей, имеющихся в достаточности в инфосистемах Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Суммарный прогнозируемый грузооборот московских портов составит на 2005 г. 7,0 млн. тонн, на 2020 г. - 11,8 млн. тонн.
Размеры территорий московских портов, наличие перегрузочного оборудования позволяют обеспечить переработку грузооборота, намечаемого на 2020 год.
В связи с дефицитом в Москве площадей для складирования песка, гравия, территории портов будут использоваться как буферные склады между отправителями и получателями в межнавигационный период, которые позволяют хранить длительное время большие объемы навалочных строительных грузов и своевременно обеспечивать песком и щебнем строительный комплекс Москвы.
Завоз строительных грузов, пищевой соли, угля и прочих грузов водным транспортом и создание в портах буферных складов существенно снижают загрузку столичной сети железных и автомобильных дорог и тем самым уменьшают экологическую нагрузку на окружающую среду (переключение объемов перевозок песка, перевозимого внутренним водным транспортом, на автомобильный транспорт потребует ежесуточного прибытия в город порядка 2000 автомобилей типа КАМАЗ).
Наряду с причалами и складскими площадями портов большое значение для эффективной работы предприятий и внутреннего водного транспорта Москвы будут иметь причалы предприятий, расположенные по берегам р.Москвы.
Особое значение для снабжения песком строительного комплекса Москвы и Московской области имеют причалы и пескобазы Волоколамское, Мякинино, Беседы, Заозерье, общая емкость которых составляет 8 млн.куб.м. песка. Согласованные действия Правительств Москвы и Московской области должны сохранить эти пескобазы в рассматриваемой перспективе.
Московский Западный порт
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.12.2000 N 982-ПП "О реконструкции и дальнейшем развитии Московского Западного порта", порт будет иметь стратегическое значение для строительства и эксплуатации ММДЦ "Москва-Сити". Порт войдет в систему международного транспортного коридора Север-Юг.
Цель реконструкции Западного порта состоит в превращении его в современный терминал для круглогодичной перегрузки большегрузных контейнеров и других грузов.
Реконструкция порта позволит сделать его важной частью логистической системы по обслуживанию Московского международного делового центра "Москва-Сити" как на стадии его строительства, так и на стадии функционирования.
Северный порт
Основным направлением развития Северного порта являются реконструкция и модернизация существующих терминальных комплексов, в том числе контейнерных, с целью увеличения пропускной способности складских площадей как крытого, так и открытого хранения грузов. Для этого предусматривается создание на причалах терминального комплекса и крытого склада-причала, оборудованного мостовыми кранами, при этом 600 м причального фронта будут находиться под крышей-перекрытием. Технологическая схема перегрузки и хранения генеральных грузов является качественно новой схемой, причал и склад составят единый комплекс, обслуживаемый одним типом перегрузочных машин.
В целях снижения экологического воздействия на окружающую среду нерудные строительные материалы будут складироваться с использованием современных способов и средств хранения.
Удобное географическое положение порта позволяет использовать его во взаимодействии не только с автомобильным транспортом, но и воздушным ("Шереметьево-Карго").
Южный речной порт
Развитие Южного речного порта будет происходить в соответствии с градостроительным планом развития территории Юго-Восточного административного округа до 2020 года, включая разработку и реализацию эколого-градостроительных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2001 г. N 1166-ПП.
Основными направлениями технического развития порта на прогнозируемый период будут:
- увеличение площади контейнерного терминала с последующей реконструкцией кранового хозяйства и территории терминала;
- реконструкция зернового причала с применением машин непрерывного действия, конвейерно-норийных линий, загрузки вагонов через люки в крыше, всепогодной технологии.
В связи с необходимостью накопления запасов угля для ТЭЦ-22 на зимний период, возможным переоборудованием других ТЭЦ с газового топлива на каменный уголь, Южный речной порт сохранит прием от 500 до 1500 тыс.тонн угля за навигацию.
Целесообразно организовать на территории порта глубокую переработку нерудных строительных материалов, выгружаемых на причалах, применение современных способов и средств их хранения, снижающих экологическое воздействие на окружающую среду.
В результате реконструкции и модернизации московские речные порты смогут перерабатывать перспективные грузопотоки, в том числе и проходящие по международным транспортным коридорам через территорию мегаполиса Москвы и должны соответствовать современному архитектурному облику города.
5.4. Развитие судостроительных и судоремонтных предприятий
Основной целью развития судостроительной и судоремонтной базы внутреннего водного транспорта является превращение предприятий в высокотехнологичные, экологически чистые, обеспечивающие отстой и ремонт флота московских судовладельцев, строительство современных судов и вспомогательного оборудования.
Московский судостроительный и судоремонтный завод (МССЗ)
Одним из направлений развития МССЗ является организация строительства моторных супер-яхт длиной от 24 до 50 метров, с учетом потребностей клиентов в части назначения и района плавания. Серийные проекты Olsten 96 и Olsten 120 разработаны с учетом специфики смешанного (река-море) плавания. Для этих целей на заводе будет проведена реновация всех производственных мощностей, создана современная система управления взаимоотношениями с клиентами. Кроме того, необходимо произвести сертификацию качества продукции на соответствие международным стандартам, строительство судоподъемного сооружения.
На ближайшую перспективу для пополнения и обновления пассажирского флота Москвы намечается строительство теплоходов типа "Валдай" пассажировместимостью на 40 человек, судов-нефтемусоросборщиков для ФГУП "Канал им. Москвы", шаланд для "Мосводостока", быстроходных катеров для Федеральной пограничной службы. За пределами 2005 года потребуется увеличение объема строительства экскурсионно-прогулочных судов пассажировместимостью 20-25 и 60-80 человек на замену морально и физически устаревшего флота для внутригородских и пригородных линий, а также строительство специальных судов для обслуживания туристов туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы".
Помимо судостроения Московский ССЗ будет продолжать выполнение ремонта флота ОАО "Московское речное пароходство", Московских портов, земснарядов и других технических судов ФГУП "Канал им.Москвы", заниматься переоборудованием и модернизацией существующего пассажирского флота, техническим обслуживанием и ремонтом судов частных судовладельцев.
Завод сохранит свои ведущие позиции в Российской Федерации по выпуску светосигнальной аппаратуры и спасательных принадлежностей.
Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод
Хлебниковский МСЗ на период до 2020 г. сохранит свою основную производственную деятельность: ремонт пассажирского, буксирного и вспомогательного флота, машиностроение для нужд флота Московского и других бассейнов Росречфлота (изготовление топливной аппаратуры, рулевых машин, средств механизации), строительство станций сбора и очистки подсланевых вод и небольших, в т.ч. маломерных, судов.
Основным направлением в производственной программе сохраняется изготовление топливной аппаратуры.
Кроме того, будут реализовываться мероприятия по повышению экологической безопасности и, в первую очередь, по очистке затона.
5.5. Развитие маломерного флота и его инфраструктуры
Для удовлетворения возрастающей потребности жителей Москвы в использовании маломерного флота необходимо разработать программу, предусматривающую:
- проведение реконструкции существующих и организацию новых баз обслуживания маломерных судов (на Химкинском и Рублевском водохранилищах, в судоремонтных мастерских Московского пассажирского порта в микрорайонах Братеево, Капотня, Карамышево и др.), с организацией комплексного технического обслуживания и ремонта, а также и оборудование баз судоподъемными сооружениями, гаражами для хранения судов в зимний период и др;
- строительство береговых или плавучих заправочных станций;
- определение и оборудование мест швартовки маломерных судов на реке Москве в черте города и на водоотводном канале для обслуживания посетителей туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы";
- порядок предоставления разрешений на швартовку прогулочных маломерных судов в зонах отдыха и специально оборудованных местах в черте города и акваториях Московской области;
- организацию пунктов проката парусных, моторных и гребных судов;
- завершение строительства специализированного комплекса для стоянки и обслуживания судов (в соответствии и Постановлением Правительства Москвы от 08.05.2001 г. N 435-ПП "О проектировании и строительстве комплекса по оказанию сервисных услуг туристам на водной базе "Захарково");
См. постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2003 г. N 969-ПП
- совершенствование нормативной правовой базы в области эксплуатации маломерных судов.
6. Направления деятельности в области охраны окружающей среды и предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанные с функционированием внутреннего водного транспорта
Производственная деятельность внутреннего водного транспорта оказывает, воздействие в первую очередь, на водную среду и донные покрытия и, в малой степени, на атмосферный воздух.
Внутренний водный транспорт является наиболее экологически чистым видом транспорта.
Объем сброса загрязненных сточных вод от объектов внутреннего водного транспорта составляет 0,8% по отношению к железнодорожному и 5,4% по отношению к автомобильному транспорту.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от судов внутреннего водного транспорта составляют 0,6% от суммарных выбросов всеми видами транспорта.
Организационные и технические меры, проведенные в Московском бассейне, полностью исключили сброс с судов хозяйственно-фекальных стоков, сухого мусора и нефтесодержащих вод.
Меры по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду предусмотрены в подпрограмме "Экологическая безопасность" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 года)".
Обеспечение экологической безопасности на внутренних водных путях включает мероприятия по предотвращению загрязнения водоемов отходами с судов, локализации и ликвидацию аварийных разливов нефтепродуктов, меры по очистке водоемов от затонувших судов и их утилизации.
В рамках этой программы будут созданы суда экологического назначения для сбора, комплексной переработки отходов и их утилизации. Эксплуатация этих судов будет организована на коммерческой основе.
В Московском бассейне в период до 2020 года предусматривается реализация указанных мероприятий. Кроме того, будут осуществлены меры по:
- реконструкции очистных сооружений ливневых стоков;
- созданию малогабаритных эффективных нейтрализаторов отходящих газов и их установка на дизелях судов, работающих в городе Москве;
- перевод дизелей, установленных на работающих в городе Москве судах, на газовое топливо и строительство газозаправочных станций.
Основными направлениями деятельности Правительства Москвы и его экологических структур станут:
- контроль соответствующими органами надзора за выполнением экологических требований к судам, предприятиям, хозяйствующим субъектам внутреннего водного транспорта;
- включение объектов внутреннего водного транспорта в городскую систему мониторинга экологического состояния и природоохранных мероприятий;
- участие в финансировании экологических разработок и мероприятий, наиболее важных для города;
- участие в выполнении мероприятий по очистке и утилизации загрязненных донных отложений на р.Москве и ее притоках в черте города;
- создание аварийно-спасательных подразделений по ликвидации чрезвычайных ситуаций на внутреннем водном транспорте;
- участие в переводе судов речного флота на газомоторное топливо и строительстве газозаправочных станций для обеспечения флота газом;
- участие в создании малогабаритных эффективных нейтрализаторов отходящих газов для установки на дизелях судов речного флота;
- совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей экологическую безопасность деятельности внутреннего водного транспорта;
- оценка негативной нагрузки на акваторию при увеличении грузооборота и разработка мероприятий по ее снижению;
- проведение политики, стимулирующей внедрение новых технических, технологических и организационных решений, направленных на повышение экологичности функционирования внутреннего водного транспорта.
Важным аспектом защиты интересов пассажиров, членов экипажей судов, жителей Москвы от возможных экологических катастроф на речном транспорте станет страхование на внутреннем водном транспорте.
Необходима разработка федеральных законов по обязательному страхованию ответственности перед третьими лицами при перевозках опасных грузов и лоцманской проводке судов.
7. Совершенствование системы по организации и регулированию судоходства и его безопасности
В целях совершенствования регулирования движения судов в Московском бассейне, обеспечения безопасности судоходства в последнее время проведен ряд мероприятий:
- надзор за техническим состоянием гидротехнических сооружений внутренних водных путей возложен на Российский Речной Регистр и его Московскую бассейновую инспекцию;
- для лицензирования перевозок грузов, пассажиров и производства погрузочно-разгрузочных работ по согласованию с Правительством Москвы создана Речная Администрация Московского бассейна. Вопросы обеспечения безопасности судоходства являются первостепенными при выдаче лицензий;
- контроль за выполнением требований лицензий осуществляют Речная администрация Московского бассейна и Московская транспортная инспекция;
- управление движением судов на канале им.Москвы и других водоемах Московского бассейна возложено на ФГУП "Канал им.Москвы".
В настоящее время государственное регулирование внутренним водным транспортом осуществляется на основе сочетания федерального и регионального управления.
На федеральном уровне контрольно-регулирующие функции в области внутреннего водного транспорта осуществляет непосредственно Минтранс России либо его территориальные органы. Главными их функциями являются: прогнозирование, обеспечение производственного развития отдельных звеньев внутреннего водного транспорта, подготовка кадров всех уровней ВВТ, решение ключевых вопросов научно-технического прогресса, контроль за обеспечением безопасности судоходства и экологической безопасности при эксплуатации судов, состоянием внутренних водных путей, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта и др.
Государственное регулирование на региональном уровне в Московском бассейне обеспечивается ФГУП "Канал им.Москвы", Речной администрацией Московского бассейна, Федеральным государственным учреждением "Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации" (ГРСИ Московского бассейна).
Технический надзор за судами, гидротехническими сооружениями канала им.Москвы осуществляет Московская бассейновая инспекция Российского Речного Регистра.
Не решенным остается вопрос обеспечения безопасности пассажиров, экипажей судов, объектов водного транспорта от возможных террористических актов.
Необходима разработка и выполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность пассажирских и туристических перевозок, предотвращение террористических актов на объектах водного транспорта, контроль за прибытием в Москву водным транспортом грузов, пассажиров и туристов.
8. Механизмы реализации Концепции
Для реализации Концепции предусматривается использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области транспорта при рациональном сочетании федеральных, региональных, отраслевых интересов и интересов транспортных организаций.
Реализацию Концепции можно осуществить путем:
- использования различных форм государственной поддержки (Федеральной и Правительства Москвы);
- создания условий для повышения инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности транспортных предприятий;
- привлечения собственных средств частных инвесторов, в том числе владельцев транспортных предприятий и грузовладельцев.
Для расширения инвестиционных возможностей организаций транспортного комплекса федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" предусматривает:
- обеспечение доступности кредитных ресурсов за счет субсидирования части банковских процентных ставок из средств федерального бюджета;
- содействие инвесторам в привлечении кредитов российских и иностранных банков, международных и иностранных организаций;
- содействие в организации консорциумов и других объединений для финансирования дорогих проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов;
- стимулирование развития лизинговой деятельности, направленной на модернизацию и обновление морских и речных судов;
- создание условий предприятиям водного транспорта для выпуска облигационных займов под государственные процентные гарантии;
- содействие в защите и страховании капитала частных инвесторов.
Государственную поддержку реализации концепции предусматривается осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы по следующим основным направлениям:
- предоставление государственных гарантий по привлекаемым капиталам отечественных и иностранных инвесторов в рамках федерального бюджета;
- финансирование из федерального бюджета и бюджета города Москвы капитальных вложений на реконструкцию и строительство особо важных объектов транспортной инфраструктуры, затрат на проведение фундаментальных научных исследований и инновационных научно-технических проектов, текущих затрат на реализацию программных мероприятий, обеспечивающих безопасное функционирование транспортных систем и представления субсидий для осуществления социально значимых перевозок пассажиров;
- предоставления бюджетных и налоговых кредитов, бюджетных субсидий и субвенций.
9. Основные мероприятия по реализации Концепции
Решение сформулированных задач и реализация целей, определенных данной Концепцией, предполагает:
- разработку программы комплексного развития воднотранспортной системы Московского транспортного узла;
- организацию взаимодействия на постоянной основе Правительства Москвы с органами федеральной и региональной власти путем создания рабочего органа (Комиссии, Комитета, Рабочей группы и т.п.);
- заключение Соглашения о разграничении полномочий в обеспечении эффективного землепользования объектов водно-транспортной инфраструктуры между Министерством транспорта Российской Федерации и Правительством Москвы.
- создание аварийно-спасательного подразделения по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и предотвращению террористических актов на внутреннем водном транспорте;
- разработку программ по реализации основных положений, направлений деятельности, выдвинутых в данной Концепции.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 1 апреля 2003 г. N 219-ПП "О Концепции развития внутреннего водного транспорта... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.