Постановление Правительства Москвы от 19 января 1993 г. N 41
"Об охране и использовании архитектурного наследия в процессе реконструкции исторического центра Москвы"
5 апреля 1994 г.
Правительство Москвы отмечает, что в процессе реализации программы по подготовке к празднованию 850-летия Москвы вопросы сохранения и использования ее архитектурного наследия приобретают особо важное значение. Большая роль в деле сохранения исторически сложившегося индивидуального облика столицы России принадлежит ее историческому центру в пределах границ города конца XVIII в. (по б.Камер-Коллежскому валу). Здесь сосредоточено более 75 проц. всего архитектурного наследия Москвы (в том числе 1675 зданий-памятников).
В соответствии с разработанной на период до 2000 г. программой "Архитектурное наследие", утвержденной решением исполкома Моссовета от 01.09.88 г. N 1853, в историческом центре города проводились различные работы по обеспечению сохранности памятников истории и культуры. Выполнен в намеченных на 1988 - 1992 гг. объемах ряд разделов программы, в том числе:
- разработан сводный историко-архитектурный опорный план центрального исторического ядра города (в пределах Садового кольца);
- по намеченным для первоочередной реконструкции 108 кварталам исторического центра проведены детальные историко-культурные (в том числе археологические) исследования, на основе которых разрабатывается соответствующая проектно-сметная документация;
- выявлено и дополнительно поставлено под государственную охрану 479 отдельных субъектов населения (в том числе 296 зданий, а также художественные надгробия, городская монументальная скульптура, памятники археологии и т.п.);
- изменено функциональное назначение 165 зданий-памятников (программой к концу 1992 г. намечалось 75 памятников), из них 110 возвращено религиозным конфессиям.
Однако по разделам программы, относящимся к производству разного рода ремонтных, реконструктивных и ремонтно-реставрационных работ, особенно по зданиям и сооружениям, состояние дел продолжает оставаться крайне неудовлетворительным.
К концу 1992 г. организациями - арендаторами госохранных зданий-памятников обеспечено завершение реставрации лишь по 87 объектам из 180, намечавшимся к этому сроку программой; капитальный реставрационный ремонт особо ценных зданий исторической застройки осуществлен на 135 строениях из намечавшихся 360; объемы регулярного текущего ремонта застройки исторического центра продолжают отставать от требуемых в 2,5 - 3,0 раза.
Основными причинами тяжелого положения с техническим состоянием исторических зданий и сооружений являются: невыполнение многими организациями-арендаторами своих обязательства по своевременному ремонту и содержанию используемых ими объектов; недостаточность соответствующих инвестиций и их слабая координация; распад многих централизованных специализированных подрядных ремонтно-реставрационных организаций и медленное формирование новых структур в условиях перехода к рыночной экономике; несоблюдение действующих норм и правил подготовки и ведения разного рода ремонтно-реставрационных и реконструктивных работ в исторических зонах города; ослаблен и не на должном уровне в новых экономических условиях осуществляется контроль за реализацией указанной программы со стороны Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы и муниципальных органов власти.
В целях обеспечения реализации программы по улучшению использования, охраны и реставрации объектов архитектурного наследия Москвы в историческом центре города правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Порядок подготовки и реализации разрешительной документации по вопросам охраны и использования объектов архитектурного наследия исторического центра Москвы (приложение 1), подготовленный на основании действующих в настоящее время нормативных и распорядительных документов, обязательных для применения на территориях, подведомственных Московскому городскому Совету народных депутатов.
2. Всем организациям и службам городского и внегородского подчинения при подготовке и реализации ими вопросов проектирования и реконструкции руководствоваться указанным (п.1) Порядком.
3. Одобрить историко-архитектурный опорный план ("ИАОП Центра"), разработанный в составе проекта детальной планировки центра города в пределах Садового кольца и принять его в качестве исходно-разрешительного материала, обязательного для использования всеми организациями при подготовке и принятии решений по вопросам, указанным в п.2 настоящего постановления.
4. Управлению государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы:
4.1. Обеспечить в 1-м полугодии 1993 г. необходимую обработку материалов "ИАОП Центра" (п.3) и их техническое размножение для передачи в правительство Москвы, префектуру Центрального административного округа и территориальные управления.
4.2. Завершить в 1993 г. разработку историко-архитектурного опорного плана для всей территории исторического центра Москвы (в пределах бывшего Камер-Коллежского вала) в составе градостроительной концепции развития и реконструкции ЦАО.
4.3. В месячный срок подготовить для рассмотрения в установленном порядке предложения о формировании в г.Москве системы финансирования и организации ремонтных, ремонтно-реставрационных и эксплуатационных работ по зданиям-памятникам, находящимся в муниципальной собственности, обратив особое внимание на организацию работ по культовым памятникам, передаваемым религиозным конфессиям.
4.4. Осуществлять постоянный контроль за выполнением программы "Архитектурное наследие" и вносить, по мере необходимости, в правительство Москвы предложения о корректировке ее отдельных разделов, в том числе в 2-месячный срок, с учетом нового территориального деления города.
5. УГК ОИП г.Москвы (п.1) совместно с Москомимуществом и префектурой ЦАО при участии других заинтересованных организаций и городских служб обеспечить организацию, координацию и контроль за исполнением следующих работ:
5.1. По изменению в течение 1993 - 1996 гг. функционального назначения госохранных памятников (согласно приложению 2*), обратив при этом особое внимание на проработку вопросов по предоставлению отселяемым арендаторам (в первую очередь учреждениям культуры и науки) компенсационных площадей по конкретным адресам в конкретные сроки.
5.2. По выводу в установленном законодательством порядке арендаторов, не выполняющих своих гражданско-правовых обязательств по удовлетворительному содержанию используемых ими зданий-памятников (приложение 3).
6. В целях усиления ответственности организаций-арендаторов за своевременное проведение ремонта и реставрации, а также за удовлетворительное содержание занимаемых ими зданий-памятников утвердить откорректированную форму охранно-арендного договора (приложение 4) и порядок расчета ставок арендной платы (приложение 5).
О дополнениях и изменениях в приложение 4 к настоящему постановлению, см.:
распоряжение мэра Москвы от 5 апреля 1994 г. N 158-РМ
Распоряжением мэра Москвы от 5 апреля 1994 г. N 158-РМ приложение N 5 к настоящему постановлению признано утратившим силу
7. Префектуре Центрального административного округа и другим заинтересованным городским организациям при обязательном участии УГК ОИП обеспечить организацию, координацию и контроль за исполнением в течение 1993 - 1996 гг. разного рода ремонтно-реставрационных работ на объектах исторического центра, в том числе:
7.1. Комплексных научно-реставрационных работ по особо важным в социально-политическом, градоформирующем и историко-культурном отношениях зданиям-памятникам и городским монументам (по перечню согласно приложению 6) с финансированием указанных работ за счет городского бюджета в объеме 6,0 млрд.руб. При этом принять к сведению, что указанные выше работы должны быть проведены на ряде памятников за счет российского бюджета (в объеме до 18 млрд.руб. и 78 млрд.дол.), а также за счет прочих источников финансирования объемом до 17 млрд.руб.
7.2. Противоаварийных, консервационных и ремонтно-реставрационных работ, осуществляемым по заказам и за счет средств организаций-пользователей, на зданиях-памятниках, находящихся в тяжелом техническом состоянии (по перечню согласно приложению 7).
7.3. Регулярного, осуществляемого по заказам и за счет средств организаций-пользователей, профилактического ремонта фасадов, кровель и цоколей по всем зданиям, формирующим историко-градостроительную среду, благоустройства прилегающих к указанным зданиям участков, а также профилактического ремонта городских монументов, оград и малых архитектурных форм, выделив при этом в число особо подконтрольных объекты, расположенные по фронту застройки улиц и площадей.
8. Управлению государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы:
8.1. Ежегодно представлять в правительство Москвы списки арендаторов, занимающих здания-памятники, не выполняющих своих обязательств по выполнению работ (пп.7.2 и 7.3), а также условий охранно-арендных договоров, и совместно с Москомимуществом вносить предложения о смене арендаторов указанных зданий.
8.2. Подготовить и представить в месячный срок в правительство Москвы проект обращения в правительство РФ об обеспечении финансирования за счет республиканского бюджета в указанных (п.7.1) объемах.
8.3. В 2-месячный срок подготовить и представить в правительство Москвы предложения о мерах по расширению подготовки кадров высококвалифицированных специалистов реставраторов (проектировщиков и производственников) с целью обеспечения выполнения работ, предусмотренных настоящим постановлением.
9. В целях финансового обеспечения работ (п.7) по объектам, находящимся в пользовании или на балансе городских служб и организаций:
9.1. УГК ОИП совместно с Департаментом финансов и Москомимуществом в I квартале 1993 г. подготовить поадресный перечень госохранных зданий-памятников с указанием источников финансирования по всем видам ремонтно-реставрационных работ (п.7), в том числе с выделением средств из городского и республиканского бюджетов.
9.2. Всем небюджетным организациям городского подчинения, в пользовании которых находятся здания-памятники и объекты историко-градостроительной среды, расположенные в пределах ЦАО, обеспечивать за счет собственных или привлекаемых сил и средств проведение работ (п.7) на используемых ими зданиях.
9.3. УГК ОИП г.Москвы (п.1) с учетом реализации п.7 настоящего постановления в качестве приоритетных направлений своей деятельности участвовать в финансировании комплексных историко-градостроительных исследований (в том числе археологических), подготовки исследовательской и проектной документации по противоаварийным и ремонтно-реставрационным работам на зданиях-памятниках, принадлежащих религиозным конфессиям и учреждениям культуры, также по произведениям городской скульптуры и художественным надгробиям.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Ресина В.И., а также по пп.5 и 7 (по разделам использования и реставрации культовых сооружений) - на министра правительства Москвы Матросова А.С.
Премьер Правительства Москвы |
Ю.М. Лужков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 19 января 1993 г. N 41 "Об охране и использовании архитектурного наследия в процессе реконструкции исторического центра Москвы"
Текст постановления без приложений NN 2, 3, 4, 5, 6, 7 опубликован в "Вестнике мэрии Москвы", март 1993 г., N 5
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение мэра Москвы от 5 апреля 1994 г. N 158-РМ