Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июля 2003 г. N 568-ПП
Временный порядок проведения экологического аудита
1. Общие положения
1.1. Временный порядок (далее - Порядок) разработан в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.08.2002 N 693-ПП "Об экологическом аудите".
1.2. Настоящий порядок устанавливает основы регулирования правовых отношений, возникающих между заказчиком экологического аудита (далее - заказчик), аудируемым лицом и экоаудиторской организацией или индивидуальным экоаудитором на этапе заключения договора о проведении экологического аудита, в процессе экоаудиторской проверки, на этапе оформления и сдачи экоаудиторского отчета (далее - отчет) и экоаудиторского заключения (далее - заключение) заказчику, а также права, обязанности и ответственность аудируемых лиц, экоаудиторских организаций и экоаудиторов.
2. Цель, задачи и принципы проведения и организация экологического аудита
2.1. Цель и основные задачи экологического аудита:
2.1.1. Цель экологического аудита - оценка деятельности организации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности:
- содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики;
- формирование приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение экологических требований;
- создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.
2.1.2. Основные задачи экологического аудита:
- обоснование экологической стратегии и политики организации;
- определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности аудируемого лица, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
- проверка соблюдения аудируемым лицом природоохранного законодательства, экологических норм и правил;
- снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с экологическими аспектами деятельности аудируемого лица;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию деятельности аудируемого лица в области обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2.2. Принципы осуществления экологического аудита:
2.2.1. Объективность и независимость экоаудиторов от проверяемой хозяйственной деятельности и третьих лиц при проведении экологического аудита;
2.2.2. Профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования, экологической и промышленной безопасности, специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
2.2.3. Достоверность и полнота информации, на которой базируются выводы экологического аудита (заключение);
2.2.4. Комплексность экологического аудита (охват всех экологических аспектов деятельности субъекта хозяйственной деятельности);
2.2.5. Ответственность экоаудиторов.
2.2.6. Конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита.
3. Регламент проведения экологического аудита
3.1. Выбор экоаудиторской организации, индивидуальных экоаудиторов, привлекаемых для проведения экологического аудита, осуществляется заказчиком из числа экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов, внесенных в соответствующие Реестры уполномоченным органом.
3.2. Экологический аудит организаций, в проверяемой документации которой содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.3. Экологический аудит проводится на основании гражданского договора между заказчиком и экоаудиторской организацией либо индивидуальным экоаудитором.
3.4. Экологический аудит является инициативным (добровольным) за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.5. Инициативный экологический аудит осуществляется по решению заказчика, который самостоятельно определяет цели, задачи, критерии и объем проведения экологического аудита.
3.6. Перед проведением проверки экоаудитором составляется и документально оформляется план проведения экоаудита.
3.7. При составлении плана учитываются:
- деятельность аудируемого лица;
- система внутреннего контроля;
- сроки проведения проверки;
- необходимость привлечения других экоаудиторов и экспертов к проверке;
- объемы работ и наличие обособленных структурных подразделений аудируемого лица;
- другие обстоятельства.
3.8. Экоаудитором составляется и документально оформляется программа экологического аудита, определяющая характер, сроки и объем запланированных процедур экологического аудита.
3.9. При проведении экологического аудита в зависимости от решаемых задач проверяются:
- учредительные документы аудируемого лица;
- разрешительные документы на осуществление основной деятельности и воздействие на окружающую среду;
- документация о движении сырья и материалов;
- документация по существующей системе контроля соблюдения природоохранных требований, экологической и промышленной безопасности;
- документация на природопользование;
- документация по учету и списанию расходов на осуществление мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды;
- техническая документация аудируемого лица (технологический регламент, другие документы);
- документальное и фактическое состояние систем оборудования по очистке выбросов, сбросов загрязняющих веществ, переработке, утилизации, транспортировки и размещению отходов;
- документация о периодичности проверок оборудования и технологических процессов на соответствие проектным требованиям.
3.10. Экоаудиторский отчет и экоаудиторское заключение.
3.10.1. Составление экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения основывается на принципе существенности, а именно:
- обязательности учета всех существенных обязательств, установленных в процессе экологического аудита;
- обязательности изложения всех существенных обстоятельств, приведших к составлению экоаудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.
3.10.2. Экоаудиторский отчет включает вводную, аналитическую и итоговую часть (выводы, рекомендации).
3.10.3. Информация по экоаудиту, которая в обязательном порядке включается в экоаудиторский отчет:
3.10.3.1. В вводную часть: юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, фамилии, имена и отчества всех экоаудиторов, принимавших участие в экологическом аудите, реквизиты удостоверений экоаудиторов; перечень рассылки заключения экологического аудита.
3.10.3.2. В аналитическую часть:
- наименование аудируемого лица, период его деятельности, за который проводился экологический аудит;
- согласованные цели и объем экологический аудита;
- согласованные критерии, по которым проводится экологический аудит;
- срок проведения экологического аудита;
- результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее требованиям природоохранного законодательства;
- факты выявленных в ходе экологического аудита существенных нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации, которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде и здоровью населения.
В состав аналитической части могут быть включены:
- оценка имеющейся отчетности по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности;
- наличие разрешений на выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, лицензии на водопользование и результаты проверки выполнения их условий;
- анализ начисления и полноты перечисления платы за загрязнение окружающей среды и штрафов за нарушения природоохранного законодательства;
- анализ соблюдения технологических режимов, эффективности работы очистных сооружений;
- анализ состояния основных фондов, эксплуатируемого оборудования, являющегося источником негативного воздействия на окружающую среду;
- анализ собранной документации, результатов обследования, их соответствие согласованным критериям аудита согласно разделам программы проведения экологического аудита;
- оценка эффективности производственного экологического контроля;
- оценка вреда, нанесенного окружающей среде в процессе деятельности аудируемого лица.
3.10.3.3. В итоговую часть:
- обоснованные выводы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, экологического учета и отчетности организации, а также о соблюдении аудируемым лицом требований законодательства; нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов;
- обоснование отнесения аудируемого лица к определенному классу экологической опасности (пункт вводится в действие с момента установления классов экологической опасности организаций Правительством Москвы);
- рекомендации по разработке мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
- последствия неприятия организацией соответствующих мер.
3.10.4. Экоаудиторское заключение:
- имеет структуру, аналогичную структуре экоаудиторского отчета;
- содержит обобщенную информацию о результатах экологического аудита и выводы о соответствии деятельности аудируемого лица требованиям законодательства, нормативам и нормативным документам в области охраны окружающей среды, требованиям международных стандартов;
- не должно содержать конфиденциальной информации.
3.10.5. Экоаудиторское заключение и экоаудиторской отчет является собственностью заказчика.
3.11. Типовые решения, принимаемые экоаудитором в процессе экоаудиторской проверки:
3.11.1. Формирование перечней оцениваемых показателей исходя из анализа законодательства, регулирующего деятельность аудируемого лица.
3.11.2. Согласование перечня оцениваемых показателей (критериев) заказчиком с экоаудиторской организацией или индивидуальным экоаудитором с использованием решающего правила:
- если соответствующие экологические требования, ограничения (предписания), закрепленные в виде количественных или качественных показателей юридическими нормами, стандартами, правилами, инструкциями, существенны в смысле величины потенциального риска воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, то они включаются в перечень оцениваемых показателей.
3.11.3. Фиксация соответствий (либо несоответствий) оцениваемых показателей и характеристик деятельности аудируемого лица, полученных при его обследовании и анализе информации о его деятельности, их установленным значениям.
Принятие решения с использованием решающего правила:
- если значение оцениваемого показателя (характеристики) деятельности аудируемого лица не соответствует установленному, то делается вывод о наличии несоответствия.
3.11.4. Установление значительности или малозначительности несоответствий.
Принятие решения об отнесении несоответствий к одной из категорий - значительные или малозначительные - осуществляется с использованием решающего правила:
- если риск, обусловленный выявленным несоответствием, превышает допустимое значение, установленное нормативным правовым актом, либо декларацией промышленной безопасности производственного объекта, то несоответствие определяется как "значительное", в противном случае - как "малозначительное".
3.11.5. Принятие решения о соответствии деятельности аудируемого лица нормам, правилам, инструкциям, стандартам:
а) деятельность признают соответствующей требованиям при отсутствии значительных несоответствий или при наличии не более 10 малозначительных несоответствий;
б) деятельность признают несоответствующей требованиям при наличии одного значительного или более 10 малозначительных несоответствий.
3.11.6. Форма экоаудиторского заключения:
Экоаудиторское заключение может содержать:
- либо безоговорочно положительное мнение по результатам проверки,
- либо содержать мнение с оговоркой (модифицированное экоаудиторское заключение).
3.11.7. В Системе могут быть введены внутренние правила (стандарты) экоаудиторской деятельности.
3.11.8. Экоаудиторские организации вправе устанавливать собственные правила (стандарты) экоаудиторской деятельности, которые не могут противоречить правилам (стандартам) экоаудиторской деятельности, принятым Правительством Москвы в установленном порядке.
4. Права и обязанности участников экоаудиторских проверок
4.1. Права и обязанности экоаудиторских организаций и индивидуальных экоудиторов:
При проведении экоаудиторской проверки экоаудиторские организации и индивидуальные экоудиторы:
4.1.1. Вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения экологического аудита;
2) проверять в полном объеме документацию, связанную с деятельностью аудируемого лица в соответствии с п. 3.9. настоящего Порядка;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по вопросам, возникшим в ходе экоаудиторской проверки;
4) отказаться от проведения экоаудиторской проверки или от выражения своего мнения о соответствии природоохранной деятельности законодательству в экоаудиторском заключении в случаях:
- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
- выявления в ходе экоаудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение экоаудиторской организации или индивидуального экоаудитора о степени достоверности представленной документации аудируемого лица;
5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг и не противоречащие законодательству;
6) экоаудитор вправе осуществлять проведение экоаудиторских проверок и оказание сопутствующих экологическому аудиту услуг только при наличии у него действующего квалификационного аттестата (удостоверения) государственного образца, выданного уполномоченным органом, либо ранее выданного Госкомэкологией России, Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
После введения типовой формы квалификационного аттестата в Системе ранее выданные удостоверения экоаудиторов могут быть заменены (без дополнительного обучения и повторной аттестации) с взиманием сборов только за оформление документа;
7) Экоаудиторские организации и индивидуальные экоаудиторы, получившие ранее в установленном порядке лицензии на осуществление экологического аудита, срок действия которых незакончен, могут быть внесены в Реестры экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов;
4.1.2. Обязаны:
1) осуществлять экоаудиторскую проверку в соответствии с настоящим Порядком.
При проведении экологического аудита организаций города Москвы, предусмотренных Критериями, экоаудиторская проверка должна быть комплексной, охватывающей все сферы деятельности организации, все виды имущества, оценку деятельности филиалов, подразделений и представительств аудируемого лица.
2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения экоаудиторской проверки, а также о нормативных правовых актах Российской Федерации, на которых основываются выводы экоаудиторской организации и индивидуальных экоаудиторов;
3) в срок, установленный договором оказания экоаудиторских услуг, передать экоаудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания экоаудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе экоаудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания экоаудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4.2. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания экоаудиторских услуг.
При проведении экоаудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания экоаудиторских услуг:
4.2.1. Вправе:
1) получать от экоаудиторской организации или индивидуального экоаудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы экоаудиторской организации и индивидуальных экоаудиторов;
2) получить экоаудиторское заключение в срок, определенный договором оказания экоаудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг и не противоречащих законодательству.
4.2.2. Обязано:
1) создавать экоаудиторской организации и индивидуальным экоаудиторам условия для своевременного и полного проведения экоаудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления экоаудита, давать по устному или письменному запросу индивидуальных экоаудиторов или экоаудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения экоаудиторской проверки сведения у третьих лиц;
2) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении экоаудиторской проверки;
3) своевременно оплачивать услуги экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов в соответствии с договором оказания экоаудиторских услуг, в том числе в случаях, когда выводы экоаудиторского заключения не согласуются с позицией работников экоаудируемой организации, а также в случае неполного выполнения экоаудиторами работы по не зависящим от них причинам;
5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг, и не противоречащие законодательству.
4.2.3. Заказчик обязан:
- определить цели экологического аудита;
- обеспечить выбор экологической аудиторской организации или экоаудитора;
- осуществлять взаимодействие с аудируемой организацией для достижения согласованности действий в процессе экологического аудита;
- обеспечить экоаудиторам осуществление прав в соответствии с п. 4.1.1 настоящего Положения.
4.3. Независимость экоаудиторов, экоаудиторских организаций
4.3.1. Экоаудит не может осуществляться:
1) экоаудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности в части природопользования, и лицами, несущими ответственность за производственную деятельность и обеспечение экологической безопасности предприятия;
2) экоаудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе в части природопользования аудируемого лица, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов), и лицами, несущими ответственность за производственную деятельность и обеспечение экологической безопасности предприятия;
3) экоаудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе в части природопользования, и лицами, несущими ответственность за производственную деятельность и обеспечение экологической безопасности предприятия;
4) экоаудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе в части природопользования, и лицами, несущими ответственность за производственную деятельность и обеспечение экологической безопасности предприятия;
5) экоаудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), для которых эти экоаудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой экоаудиторской организацией учредителей (участников);
4.3.2. Экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами, оказывающими аудируемому лицу в течение последних трех лет, непосредственно предшествующих проведению экологического аудита, услуги по подготовке исходно-разрешительной и проектной документации осуществляемой деятельности:
- проектов размещения, в т.ч. разделов "охрана окружающей среды";
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
- предельно допустимых выбросов, сбросов, лимитов размещения отходов;
- расчетов платы за природопользование;
- другой документации, являющейся объектом экоаудиторской проверки.
4.3.3. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения экоаудиторским организациям за проведение экоаудита и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания экоаудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате экоаудита.
5. Особые положения
5.1. Установление уполномоченным органом факта подготовки экоаудиторского заключения без проведения экоаудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для экоаудиторской проверки и рассмотренных экоаудиторской организацией в ходе ее проведения, предусматривает:
- аннулирование у индивидуального экоаудитора или экоаудиторской организации свидетельства о включении в соответствующие Реестры;
- аннулирование у экоаудитора и индивидуального экоаудитора, подписавшего такое заключение, квалификационного аттестата экоаудитора.
5.2. Экоаудиторские организации, экоаудиторы и индивидуальные экоаудиторы обязаны сохранять конфиденциальность в отношении сведений об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие экоаудиту услуги.
5.3. Экоаудиторские организации, экоаудиторы и индивидуальные экоаудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении экоаудиторской проверки, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие экоаудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
5.4. Уполномоченный орган, Центральный орган Системы и иные лица, получившие доступ к сведениям об операциях аудируемых лиц, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.