Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июля 2003 г. N 568-ПП
Временное положение
о Системе экологического аудита в городе Москве
1. Общие положения
1.1. Временное положение (далее - Положение) разработано в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.08.2002 N 693-ПП "Об экологическом аудите" в целях реализации государственной экологической политики в городе Москве, развития экологического аудита и экологической сертификации организаций, предпринимательских видов деятельности в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
1.2. Положение основывается на следующих нормативных правовых актах:
1) в области экологического аудита как правового механизма охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
- федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха";
- Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р;
- Закон города Москвы от 11.04.2001 N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы";
О приватизации государственного имущества города Москвы см. Закон г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66
- стандарты ГОСТ Р ИСО:
14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.
14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой.
14050-99. Управление окружающей средой. Словарь.
14031-2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования.
2) в области обеспечения безопасности населения и территории города Москвы:
- федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; "О безопасности гидротехнических сооружений", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О техническом регулировании";
- Закон города Москвы от 11.04.2001 N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы";
- постановление Правительства Москвы от 05.02.2002 N 104-ПП "Об утверждении Временного порядка разработки, согласования, утверждения и состава предпроектной документации (обоснований инвестиций) и оценки компенсационных затрат при реформировании, перебазировании промышленных предприятий в г.Москве";
- распоряжение Мэра Москвы от 21.05.99 N 517-РМ "Об утверждении Перечня предприятий и организаций на территории исторического центра Москвы, подлежащих перебазированию, реформированию, ликвидации".
1.3. Настоящее Положение:
1.3.1. Вводит принципы организации и функционирования Системы экологического аудита в городе Москве, определяет ее структуру.
1.3.2. Устанавливает:
1) состав, цели, задачи функционирования Системы экологического аудита в городе Москве;
2) виды экологического аудита;
3) участников экоаудиторских проверок;
4) основы организации экоаудиторской деятельности;
5) функции уполномоченного органа государственного регулирования в области экологического аудита в городе Москве;
6) функции Совета по экоаудиторской деятельности при уполномоченном органе государственного регулирования в области экологического аудита в городе Москве;
7) функции Центрального органа Системы;
8) направления развития Системы экологического аудита в городе Москве.
1.4. Экологический аудит является инициативным (добровольным) за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Состав, цели, задачи и принципы организации и функционирования Системы экологического аудита в городе Москве
2.1. Система экологического аудита в городе Москве (далее - Система) - это организационно-функциональное объединение, включающее: уполномоченный орган государственного регулирования в области экологического аудита в городе Москве и органы координации экоаудиторской деятельности, создаваемые при нем; экоаудиторские организации; организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность; профессиональные экоаудиторские объединения; аккредитованные учебно-методические центры по подготовке экоаудиторов, и имеющее целью внедрение и развитие экоаудиторской деятельности как вида предпринимательской деятельности.
2.2. Целями Системы являются:
1) организация и внедрение в практику хозяйственной и природоохранной деятельности в городе Москве:
а) экологического аудита в качестве:
- организационно-правового механизма независимой оценки природоохранной деятельности организаций, являющихся потенциальными источниками негативного воздействия на окружающую среду,
- финансово-экономического механизма, способствующего повышению финансовой устойчивости деятельности и инвестиционной привлекательности аудируемых лиц, а также направленного на снижение риска материально-финансовых потерь Правительства Москвы при бюджетном финансировании деятельности организаций;
б) экоаудиторской деятельности как одного из видов предпринимательской деятельности, осуществляемого в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
в) сопутствующих экологическому аудиту услуг, оказываемых экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами организациям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
2) содействие повышению качества и обоснованности комплекса мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города Москвы;
3) развитие экоаудиторской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, снижения экологических и инвестиционных рисков, повышение эффективности использования бюджетных средств города Москвы, инвестиционной привлекательности организаций.
2.3. В Систему входят:
1) Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, являющийся уполномоченным органом государственного регулирования в области экологического аудита в городе Москве (далее - уполномоченный орган), согласно постановлению Правительства Москвы от 27.08.2002 N 693-ПП "Об экологическом аудите";
2) Совет по экоаудиторской деятельности при уполномоченном органе;
3) Центральный орган Системы, утверждаемый Правительством Москвы;
4) аккредитованные при уполномоченном органе учебно-методические центры по подготовке экоаудиторов, имеющие лицензии на ведение образовательной деятельности;
5) экоаудиторские организации, внесенные в Реестр экоаудиторских организаций, который ведется уполномоченным органом;
6) индивидуальные экоаудиторы, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, и внесенные в Реестр индивидуальных экоаудиторов, который ведется уполномоченным органом;
7) организации, отнесенные к числу экоаудируемых в соответствии с Критериями отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита (далее - Критерии).
2.4. Система предназначена для решения следующих задач:
2.4.1. Унификации правил экологического аудита и контроль за их соблюдением.
2.4.2. Формирования условий снижения экологических рисков при принятии финансовых, хозяйственных и управленческих решений в городе Москве.
2.4.3. Повышения качества экоаудиторских услуг и ведение Реестров э коаудиторских организаций.
2.4.4. Организации проведения экологического аудита организаций.
2.4.5. Формирования предложений в целевые программы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности города Москвы.
2.4.6. Организации и проведения работ по совершенствованию методологических и правовых основ экологического аудита и подготовке экоаудиторов.
2.5. Система при решении перечисленных задач осуществляет взаимодействие по организационным и методологическим вопросам экоаудиторской деятельности:
- с Некоммерческим партнерством "Экологический аудит "Экологическая аудиторская палата" и его региональными филиалами;
- с региональными учебно-методическими центрами по обучению экоаудиторов;
- с Некоммерческим партнерством "Московская аудиторская палата" (с Комитетом по экологическому аудиту);
- с Некоммерческим партнерством "Аудиторская палата России" (с Комитетом по экологическому аудиту) и другими организациями.
2.6. Основные принципы организации и функционирования Системы:
1) обеспечение государственного регулирования организации и функционирования Системы;
2) обеспечение решения практических задач Правительства Москвы по экологической безопасности, снижению экологических и инвестиционных рисков, повышению эффективности использования бюджетных средств города Москвы;
3) информационно-функциональное взаимодействие Системы с системами добровольной экологической сертификации в городе Москве;
4) развитие экологического аудита по направлениям:
- экологический аудит страхователей (природопользователей) при подготовке договоров страхования ответственности за вред, наносимый загрязнением окружающей среды;
- экологический аудит при проведении экологической сертификации.
3. Экологический аудит и экоаудиторская деятельность: участники и правовое регулирование
3.1. Основные понятия и определения
Экологический аудит (экоаудит) - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Экоаудиторская деятельность - предпринимательская деятельность, осуществляемая экоаудиторской организацией или индивидуальным экоаудитором, по независимой проверке соответствия деятельности организации требованиям законодательства и международным стандартам в области охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения промышленной и экологической безопасности.
Объект экоаудита - хозяйственная и иная деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, событие, условие, система управления и/или информация об этих предметах.
Критерии экоаудита - политика, методы, процедуры или требования, по которым аудитор проверяет собранные аудиторские данные об объекте аудита. Требования могут включать, но не ограничиваться этим, стандарты, руководящие указания, специальные требования организации, а также требования нормативных правовых актов или регламентов.
Аудиторские данные - проверяемые сведения, записи или заявления, касающиеся фактов воздействия на окружающую среду. Аудиторские данные могут быть качественными и количественными; используются аудитором для сопоставления с критериями аудита и основываются на интервью, изучении документов, наблюдениях за деятельностью и условиями, на имеющихся результатах измерений, испытаний или сведениях, полученных иным путем в рамках аудита.
Аудируемое лицо - организация или индивидуальный предприниматель, чья деятельность подвергается экологическому аудиту.
Заказчик экологического аудита - субъект, заказавший экологический аудит.
Экоаудитор - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом, и имеющее квалификационный аттестат экоаудитора.
Ведущий экологический аудитор (ведущий экоаудитор) - лицо, демонстрирующее хорошие знания и личные качества и навыки, которые необходимы для обеспечения эффективного управления и руководства процессом экологического аудита, удовлетворяющее требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 и квалифицированное руководить экологическим аудитом и проводить его.
Экоаудиторская организация - организация, осуществляющая экоаудиторские проверки и оказывающая сопутствующие экоаудиту услуги.
Сопутствующие экологическому аудиту услуги - отдельные услуги (работы) по обеспечению рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, оказываемые экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами:
- аудируемому лицу в рамках программы экологического аудита или по договору о возмездном оказании услуг с учетом положений п.4.3.2 Временного порядка проведения экологического аудита;
- лицу, экологический аудит которого не проводился.
Под сопутствующими экологическому аудиту услугами понимаются следующие по:
- составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности о плате за природопользование;
- консультированию по финансовым, хозяйственным и правовым вопросам природопользования;
- анализу финансово-хозяйственной деятельности по обеспечению использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- консультированию по оценке и управлению экологическими рисками;
- правовому консультированию при решении экологических споров;
- разработке и анализу инвестиционных проектов в части экологических рисков;
- проведению маркетинговых исследований;
- проведению научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с экоаудиторской деятельностью, и распространение их результатов;
- обучению в установленном законодательством порядке специалистов в областях, связанных с деятельностью по обеспечению использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- разработке и внедрению системы управления окружающей средой (СУОС) организациями в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001;
- экологической паспортизации;
- оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности;
- разработке раздела "охрана окружающей среды" в проектной документации;
- разработке нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) (включая радиоактивные) загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов размещения отходов, допустимых уровней воздействия на окружающую среду, обоснования лимитов природопользования;
- экологическому мониторингу.
3.2. Аттестация на право осуществления экологического аудита
3.2.1. Аттестация на право осуществления экологического аудита (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих осуществлять экоаудиторские проверки. Аттестация проводится уполномоченным органом в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат экоаудитора без ограничения срока его действия.
3.2.2. Претенденты на получение квалификационного аттестата экоаудитора должны удовлетворять следующим обязательным требованиям:
- наличие документа о высшем экономическом и/или юридическом образовании либо в экологически ориентированных отраслях (экономики природопользования, либо промышленной экологии и т.д.), полученном в российских организациях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем образовании в перечисленных выше областях знаний, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем образовании;
- наличие стажа работы в областях деятельности, связанных с природопользованием, охраной окружающей среды, обеспечением промышленной и экологической безопасности, не менее трех лет.
3.2.3. Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата экоаудитора, а также порядок проведения аттестации на право проведения экоаудиторских проверок, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, типовая форма аттестата, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным органом Правительства Москвы.
3.2.4. Экоаудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждых двух календарных лет, начиная со второго года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным органом Правительства Москвы.
Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
3.2.5. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата экоаудитора.
3.2.5.1. Квалификационный аттестат экоаудитора аннулируется в случаях, если:
1) установлен факт получения квалификационного аттестата экоаудитора с использованием подложных документов;
2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься экоаудиторскими проверками в течение определенного срока;
3) установлен факт систематического нарушения экоаудитором при проведении экоаудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или правилами (стандартами) экоаудиторской деятельности, в т.ч. настоящим Положением;
4) установлен факт подписания экоаудитором экоаудиторского заключения без проведения экоаудиторской проверки;
5) экоаудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.
3.2.5.2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата экоаудитора принимает уполномоченный орган.
Экоаудитор, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного органа об аннулировании квалификационного аттестата в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным пп. 1), 3), 4) пункта 3.2.5.1, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления экоаудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата экоаудитора.
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным п.2) пункта 3.2.5.1, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления экоаудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.
3.2.5.3. Квалификационные аттестаты экоаудиторов, выданные в установленном порядке до введения в действие настоящего Положения, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении указанного срока они могут быть обменены (без проведения повторной аттестации) на аттестаты, предусмотренные настоящим Положением, в порядке, определяемом уполномоченным органом.
3.3. Экоаудиторская организация:
3.3.1. Может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.
3.3.2. В ее штате должно состоять не менее трех экоаудиторов.
3.3.3. Осуществляет экологический аудит после внесения ее в Реестр экоаудиторских организаций и получения соответствующего свидетельства.
3.4. Экоаудитор осуществляет экоаудиторские проверки в качестве работника экоаудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого экоаудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
3.5. Аудируемое лицо - организация или индивидуальный предприниматель, экологический аудит которых осуществляется:
- либо по договору, который им заключается самостоятельно с экоаудиторской организацией (экоаудитором),
- либо по договору собственника или учредителя аудируемого лица с экоаудиторской организацией (индивидуальным экоаудитором).
3.6. Организация и контроль за проведением экоаудиторских проверок.
3.6.1. Экоаудиторские организации и индивидуальные экоудиторы (экоаудиторы) проводят экологический аудит на основании свидетельства о внесении их в Реестры экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов, выдаваемых уполномоченным органом.
3.6.2. Контроль качества работы экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов.
3.6.2.1. Экоаудиторские организации обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими экоаудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются правилами (стандартами) экоаудиторской деятельности и стандартами ГОСТ Р ИСО 14000 и настоящим Положением.
3.6.2.2. Система проверки качества работы экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов внешними проверяющими устанавливается уполномоченным органом, который может проводить такие проверки.
3.6.2.3. Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для приостановления действия свидетельства о внесении в Реестры экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов.
3.6.2.4. В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы экоаудиторских организаций (экоаудиторов) фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или правил (стандартов) экоаудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о них в уполномоченный орган.
Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата экоаудитора, а также свидетельства о внесении в реестры экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов.
4. Функции уполномоченного органа государственного регулирования в области экологического аудита в городе Москве
Основными функциями уполномоченного органа являются:
- организация разработки и утверждение правил (стандартов) и иных документов, регламентирующих экоаудиторскую деятельность в городе Москве;
- организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации экоаудиторов в городе Москве, организация аккредитации учебно-методических центров по подготовке экоаудиторов;
- аттестация физических лиц на право проведения экоаудита;
- аккредитация учебно-методических центров по подготовке экоаудиторов;
- организация системы контроля за соблюдением экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами требований и условий осуществления экоаудиторской деятельности в городе Москве;
- контроль за соблюдением экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоудиторами правил (стандартов) экоаудиторской деятельности;
- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному органу отчетности экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами;
- ведение Реестров аттестованных экоудиторов, экоаудиторских организаций, индивидуальных экоаудиторов и аккредитованных учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении указанных Реестров, утверждаемым уполномоченным органом, а также предоставление информации, содержащейся в Реестрах, всем заинтересованным лицам;
- выдача свидетельств экоаудиторским организациям и индивидуальным экоаудиторам о включении их в Реестры.
5. Совет по экоаудиторской деятельности
5.1. В целях учета мнения профессиональных участников рынка экологического аудита и сопутствующих ему услуг создается Совет по экоаудиторской деятельности (далее - Совет) при уполномоченном органе. Положение о Совете утверждается руководителем уполномоченного органа.
5.2. Совет:
- принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов экоаудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного органа;
- участвует в разработке правил (стандартов) экоаудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченного органа;
- рассматривает обращения и ходатайства экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного органа;
- осуществляет иные функции в соответствии с Положением о Совете.
5.3. Состав Совета утверждается руководителем уполномоченного органа по представлению экоаудиторских организаций, включенных в Реестр экоаудиторских организаций, органов исполнительной власти города Москвы, научных организаций и высших учебных заведений. В состав Совета включаются представители органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, рекомендованных для проведения экологического аудита, в соответствии с Критериями.
5.4. Представительство экоаудиторских и аудиторских (имеющих подразделение по экологическому аудиту) организаций в Совете должно составлять не менее 51 процента от общего состава Совета.
6. Центральный орган Системы экологического аудита в городе Москве
6.1. Центральный орган Системы экологического аудита в городе Москве (далее - Центральный орган Системы) определяется Правительством Москвы.
6.2. Основными функциями Центрального органа Системы являются:
- разработка проектов нормативных и инструктивно-методических документов, регулирующих деятельность Системы, подготовка информационных материалов Системы;
- обеспечение проведения процедуры аттестации, обучения и повышения квалификации экоаудиторов, аккредитации учебно-методических центров по подготовке экоаудиторов в городе Москве;
- подготовка заключений для принятия решения об отнесении организаций к числу рекомендованных для проведения экологического аудита в соответствии с Критериями;
- ведение Реестра организаций, отнесенных к числу рекомендованных для проведения экоаудита, и предоставление информации о них экоаудиторским организациям и индивидуальным экоаудиторам;
- подготовка предложений в программы и планы деятельности по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
- взаимодействие с участниками Системы в части обеспечения организации их деятельности в рамках данной Системы;
- организация взаимодействия Системы с системами добровольной сертификации по экологическим требованиям и с участниками страховой деятельности по страхованию гражданской ответственности за вред вследствие загрязнения окружающей среды.
6.3. Центральный орган Системы действует в соответствии с Положением о Центральном органе Системы, утверждаемом уполномоченным органом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.