Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 29 июля 2003 г. N 632-ПП
Концепция
Социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года
1. Общие положения и основные показатели развития потребительского рынка и услуг
За период реформ на потребительском рынке Москвы произошли коренные экономические и социальные изменения. При этом решены главные системные задачи - сформирована рыночная инфраструктура отрасли, созданы организационные, экономические и правовые условия для дальнейшего развития потребительского рынка на базе частной предпринимательской инициативы.
В результате приватизации и коммерциализации сектор частного предпринимательства занял ведущее положение на потребительском рынке. На его долю приходится более 98% от общих объемов розничного товарооборота и реализации бытовых услуг. Операторами рынка в равной степени являются частные предприятия различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели.
В государственном секторе осталось только 78 предприятий: комбинаты школьного питания, кладбища и некоторые другие, выполняющие городские задачи. По мере совершенствования и развития рыночных отношений количество государственных предприятий сокращается.
В этих условиях основными средствами воздействия органов государственной власти на процессы развития потребительского рынка стали межотраслевая координация, правовое регулирование и саморегулирование участников хозяйственных отношений.
Такая координация, реализация активной торговой политики Правительства Москвы в сочетании с частной предпринимательской инициативой, свободным ценообразованием, развитием конкурентной среды и другими факторами рыночной экономики обеспечили высокую насыщенность потребительского рынка товарами и услугами в широком ассортименте.
Число ассортиментных разновидностей продовольственных товаров в магазинах города превысило 5 тыс. наименований, непродовольственных - 20 тыс. наименований, что в 21 раз больше, чем в начале 90-х годов. Населению оказывается широкий набор бытовых услуг.
Бурными темпами развивается в городе ресторанный бизнес: открываются новые рестораны, бары и кафе, растет сеть быстрого питания, в том числе в крупных торговых центрах. Московские рестораны представляют сегодня кухню более 50 стран мира.
По сравнению с началом 90-х годов сеть предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг удвоилась, значительно повысились показатели обеспеченности сети.
В настоящее время обеспеченность населения торговыми площадями в расчете на 1000 жителей составляет 453 кв. метра при действующем нормативе - 230 кв. метров.
В то же время, уровень обеспеченности торговыми площадями в крупных европейских столицах превышает 1000 кв. метров на 1000 жителей, что свидетельствует о существенном потенциале роста торговой сети в Москве на период до 2006 года.
В городе сформирована крупнейшая в России региональная система торгового и бытового обслуживания, которая включает 31,1 тыс. предприятий (торговли - 17,8 тыс., общественного питания - 7 тыс. и бытового обслуживания - 6,3 тыс.), 145 рынков, 22 тыс. объектов мелкорозничной сети.
В результате в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг занято 1,3 млн. человек или каждый четвертый, работающий в городском хозяйстве Москвы.
В деятельности потребительского рынка, обеспечивающего сферу конечного потребления товаров и услуг, находят свое отражение проблемы мегаполиса, численность населения которого, с учетом гостей столицы, составляет порядка 12 млн. человек или около 8% всего населения России.
Удельный вес Москвы в объемных показателях розничного товарооборота России составляет (по данным за 2002 год) - 28%, оборота оптовой торговли потребительскими товарами - 41%, реализации бытовых услуг - 19%.
В условиях насыщенного рынка основными факторами, лимитирующими уровень потребления москвичами материальных благ и платных услуг, выступают платежеспособный спрос и ценовая доступность товаров и услуг для различных доходных групп населения.
По сравнению с началом 90-х годов в семьях москвичей возросло среднедушевое потребление основных продуктов питания, включая продукты животного происхождения: мясные, молочные, рыбные. Однако, сложившийся уровень потребления этих продуктов еще отстает от рекомендуемых медицинских норм.
У 50% московских семей почти две трети потребительских расходов приходится на покупку продуктов питания, что определяет высокую зависимость уровня потребления в этих семьях от изменения цен на продовольственные товары.
За последние 12 лет в 3-6 раз возросла в расчете на 1000 жителей обеспеченность горожан основными товарами длительного пользования (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.д.).
В то же время, снизились уровни среднедушевого потребления услуг общественного питания (в сопоставимых ценах на 85-87%) и бытового обслуживания (на 14-16%).
Рост цен в городе Москве не подкрепляется увеличением реальных доходов основной массы населения, при этом Москва имеет один из наиболее высоких прожиточных минимумов в Российской Федерации.
Учитывая, что механизмы рыночного саморегулирования могут быть эффективны лишь для покрытия платежеспособного спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнями доходов, в отношении малообеспеченных категорий населения органами государственной власти должны быть реализованы меры по определенному перераспределению социальных благ в их пользу.
Такие меры могут быть реализованы через прямое бюджетное финансирование, в том числе адресные социальные выплаты, а также совместное финансирование из городских источников и средств предпринимателей, оказание благотворительной помощи и т.д.
Итоги развития отрасли за период реформ свидетельствуют о наличии предпосылок для ее дальнейшего динамичного развития на долгосрочную перспективу.
При этом наиболее важными задачами органов власти города в рассматриваемом периоде являются усиление социальной направленности потребительского рынка и активная государственная политика поддержки малообеспеченных категорий населения.
Концепция опирается на прогноз социально-экономического развития Москвы на период до 2006 года, в соответствии с которым темпы роста оборота розничной торговли (во всех каналах реализации) в сопоставимых ценах будут находиться в пределах 104-105% в год.
2. Цели, задачи и приоритеты развития потребительского рынка и услуг
Целью развития потребительского рынка и услуг города Москвы является наиболее полное удовлетворение спроса жителей города Москвы на потребительские товары, торговые и бытовые услуги и услуги общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Социальная политика Правительства Москвы в сфере потребительского рынка реализуется через создание благоприятного предпринимательского климата, решение вопросов продовольственной безопасности региона, защиту продовольственного рынка от некачественной, фальсифицированной продукции и целый ряд других функций.
Вместе с тем, в период перехода экономики к рыночным отношениям все механизмы работы городского хозяйства должны быть задействованы для социальной защиты, в первую очередь, малообеспеченных категорий населения.
Несмотря на очевидную эффективность рыночных преобразований в целом, нельзя не отметить тот факт, что они привели к целому ряду негативных социальных последствий.
Поэтому главная задача рассматриваемого периода состоит в усилении социальной направленности развития потребительского рынка.
Эта задача может быть решена через реализацию следующих приоритетных направлений развития потребительского рынка города до 2006 года:
- развитие сети предприятий потребительского рынка и услуг, крупного, среднего и малого бизнеса, в том числе на основе комплексных и целевых программ Правительства Москвы;
- дальнейшее расширение ассортимента товаров и услуг потребительского назначения, обеспечение их ценовой и территориальной доступности для всех категорий населения;
- развитие сети социальных магазинов (аккредитованных предприятий), обслуживающих малообеспеченные категории граждан (постановление Правительства Москвы от 28.05.2002 N 399-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов");
- организация питания школьников и учащихся других учебных заведений за счет средств городского бюджета (постановление Правительства Москвы от 17.12.2002 N 1019-ПП "О размещении городского заказа на поставку продукции, оказание услуг для организации питания обучающихся образовательных учреждений города Москвы за счет средств городского бюджета");
- предоставление на льготной основе услуг бань и других льготных бытовых услуг (бесплатно или со скидкой 50%) вне зависимости от форм собственности предприятий отдельным категориям граждан: инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, многодетным семьям и др. (постановление Правительства Москвы от 11.06.96 N 493 "О стабилизации работы бань и банно-прачечных комбинатов в г. Москве");
- совершенствование системы ритуального обслуживания населения, повышение эффективности деятельности городских специализированных служб по вопросам похоронного дела, предоставление гарантий в сфере ритуального обслуживания (Закон города Москвы от 04.06.97 N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве");
- создание сети магазинов по реализации социально значимых товаров первой необходимости в зонах пешеходной доступности, в том числе магазинов по предварительным заказам населения типа "Утконос" (постановление Правительства Москвы от 11.02.2003 N 86-ПП "О развитии в Москве системы торговли по предварительным заказам населения на примере опыта г. Зеленограда"), разработка системы мер по сохранению профиля социально значимых предприятий сферы потребительского рынка и услуг, в том числе за счет формирования альтернативных форм обслуживания;
См. постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 865-ПП
- участие в реализации программы развития оптовой торговли (постановление Правительства Москвы от 23.04.2002 N 306-ПП "О мерах по развитию оптовой торговли продовольствием в г. Москве на 2002-2004 гг."), совершенствование системы товародвижения путем сокращения неоправданного количества посредников;
См. также Городскую целевую программу развития оптовой торговли продовольствием в г. Москве на 2005-2007 гг., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 24 мая 2005 г. N 346-ПП
- обеспечение качества и безопасности потребительских товаров и услуг (Закон города Москвы от 24.05.2000 N 13 "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), совершенствование государственного контроля в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (постановление Правительства Москвы от 27.08.2002 N 692-ПП "Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы");
- внедрение "социальной карты москвича" на основе общегородской интегрированной автоматизированной системы персонального учета льгот с применением пластиковых карт, предусмотренных в городской целевой программе "Электронная Москва" (постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 N 602-ПП "О внедрении социальной карты для жителей города Москвы");
- реализация косвенных мер по сдерживанию роста цен на товары и услуги на потребительском рынке города Москвы (постановление Правительства Москвы от 18.06.2002 N 467-ПП "О мерах по сдерживанию роста цен на товары и услуги в городе Москве").
3. Усиление социальной направленности в развитии потребительского рынка и услуг
3.1. Действующая система социальной защиты населения в сфере потребительского рынка и услуг за счет бюджетных и привлеченных источников и меры по ее дальнейшему развитию
Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу обозначены проблемы и определены приоритеты социальной политики до 2004 года.
В числе приоритетов определен перевод всех социальных выплат в денежную форму на основе адресной помощи.
Реализация этого принципа, помимо прямых бюджетных выплат льготным категориям населения, требует финансирования создания соответствующей инфраструктуры, поэтому необходимы поэтапные формы и методы решения указанных задач в долгосрочной перспективе.
Вместе с тем, высокая дифференциация доходов и потребительских расходов на покупку продовольственных товаров, значительный разрыв в уровнях среднедушевого потребления продуктов питания по доходным группам населения не может оставаться без каждодневного внимания власти.
В малообеспеченных семьях по сравнению со среднестатистическими показателями фактическое потребление мясных продуктов ниже в 2,1 раза, молочных - в 1,5 раза, рыбных - в 2,2 раза, фруктов - в 2 раза.
В семьях москвичей, находящихся за чертой бедности (в январе-марте 2003 года 23,6% населения Москвы имели среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума), фактические расходы на покупку продовольственных товаров не покрывают стоимости минимального набора продуктов питания потребительской корзины.
Пока не в полной мере решаются вопросы обеспечения физиологических норм питания для малообеспеченных категорий населения.
Для содействия в решении этих и других проблем ежегодно в рамках Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы выделялись бюджетные средства малообеспеченным категориям граждан, оказывалась благотворительная помощь (в том числе предприятиями потребительского рынка и услуг).
Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы на 2003 год и Инвестиционной программой города Москвы предусмотрено прямое бюджетное финансирование целого ряда направлений деятельности в сфере потребительского рынка.
Ежемесячно инвалидам и участникам Великой Отечественной войны выплачивается компенсация стоимости основных продуктов питания из социально необходимого набора в связи с ростом стоимости жизни. Размер компенсации составляет 200 рублей в месяц. Проводится ежегодная индексация размеров компенсации.
Финансируется система организации питания учащихся в школах города Москвы. Затраты на организацию питания составляют:
- завтраки для 185000 учащихся 1-4 классов (14 рублей на каждого учащегося в день) на общую сумму 420082 тыс. руб.
- двухразовое питание 220900 учащихся из многодетных и социально незащищенных семей 1-11 классов (завтрак и обед 44 рубля в день на каждого учащегося) на общую сумму 1671010 тыс.руб.
В соответствии с федеральным законодательством предусмотрена компенсация в размере 3 рублей на питание учащихся 5-11 классов.
Развивается материально-техническая база предприятий школьного питания.
За 2000-2003 годы в соответствии с городской программой "Совершенствование организации питания учащихся города на основе внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания на период с 2000 до 2003 года" под новые технологии приготовления пищи и формы обслуживания модернизированы 782 школьных пищеблоков.
В соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Ограничение размеров наценки препятствует необоснованному завышению цен при обслуживании студентов и учащихся.
Регулируются цены на предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, предоставляемого по желанию родственников умершего взамен социального пособия на погребение.
Стоимость такого стандартного набора услуг (3000 рублей) ниже аналогичного набора услуг, свободно предлагаемого коммерческими организациями, в среднем в 2-3 раза.
За счет средств Инвестиционной программы города Москвы финансируются проектно-изыскательские работы, строительство и реконструкция городских кладбищ. Содержание и эксплуатация московских кладбищ осуществляется за счет соответствующей статьи городского бюджета.
На строительство, реконструкцию и проектно-изыскательские работы в 2003 году предусмотрено 378,9 млн. рублей (в 2002 году - 549,366 млн. рублей), на содержание и благоустройство городских кладбищ соответственно 45,790 млн. рублей (в 2002 году - 39,790 млн. рублей).
С 2003 года за счет средств городского бюджета будут изготавливаться и устанавливаться мемориальные надгробия умершим пенсионерам, являвшимся инвалидами 1 или 2 группы, инвалидам с детства или реабилитированным лицам. Затраты городского бюджета составят 1250 рублей на каждое надгробие.
Широко используются формы софинансирования из городских (в том числе за счет льгот по арендной плате и коммунальным платежам) и привлеченных источников (средств предприятий).
К ним относятся оказание услуг в Центрах социального обслуживания и социальных жилых домах.
В настоящее время в 118 центрах социального обслуживания населения (ЦСО) функционируют 99 парикмахерских, 59 ремонтных мастерских, 32 приемных пункта прачечных и химчисток.
По талонам, выдаваемым управами районов на различные виды бытовых услуг через ЦСО, только в I квартале 2003 года были обслужены на льготных условиях 44000 человек.
Практически ко всем праздничным датам и по обращениям префектур при ЦСО организуются благотворительные обеды для малообеспеченных.
Установлены льготы по оплате услуг бань общего пользования. Инвалиды и участники войны, многодетные семьи, граждане, получившие увечья на Чернобыльской АЭС, имеют право посещать их бесплатно; ветераны труда, инвалиды и семьи опекунов, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей, - с 50% скидкой.
Это распоряжение выполняется фактически за счет благотворительной помощи предпринимателей.
Наиболее эффективны программы, предусматривающие совместное финансирование социальных проблем города за счет городских ресурсов и средств предпринимателей на взаимовыгодных условиях.
С 2000 года 156 тысяч инвалидов и участников Великой Отечественной войны обслуживаются в аккредитованных магазинах товарами "потребительской корзины".
Условием аккредитации магазинов были следующие обязательства предпринимателей:
обеспечивать уровень цен на 34 наименования товаров "потребительской корзины" на 10-15% ниже среднегородских (по данным Мосгоркомстата);
предоставлять инвалидам и участникам Великой Отечественной войны на эти товары дополнительную скидку в размере 10%.
Обязательства города состоят в предоставлении льгот по арендной плате - 50% от минимальной ставки арендной платы и оплате коммунальных услуг (они приравнены к госучреждениям по оплате коммунальных услуг, что составляет около 20% от цен для коммерческих структур).
По данным Контрольно-счетной палаты за 2001 год в среднем по городу Москве торговые скидки предоставлены на сумму 59 млн. руб., что на 17 млн.руб. больше, чем представленные льготы (43 млн.руб.). Аналогичная ситуация складывалась и в 2002 году.
За минувшие годы проводилась работа по выполнению Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов на 2001-2003 годы. В соответствии с заданиями Программы проведено специальное обустройство входов в здания 535 предприятий торговли (пандусы, перила, подъемно-транспортные средства).
О выполнении Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов в городе Москве на 2001-2003 гг. и о Комплексной целевой программе "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 гг." см. постановление Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 442-ПП
В целях дальнейшего развития системы поддержки малообеспеченных категорий населения города Москвы за счет городских и привлекаемых городом ресурсов необходимо следующее:
1. Ежегодно предусматривать в бюджете города Москвы расходы на реализацию всех решений, принятых Правительством Москвы и Московской городской Думой в этом направлении.
2. Предусмотреть ежегодное увеличение расходов на организацию школьного питания при утверждении городского бюджета, исходя из возможностей его доходной части.
3. Рассмотреть вопрос о финансировании одноразового горячего питания всех учащихся 5-11 классов, поэтапно за счет средств городского бюджета с привлечением средств родителей.
Кроме того, необходимо создавать условия для обеспечения горячего питания школьников, должны расширяться рационы питания. Этот вопрос необходимо решать с применением "карты учащегося".
О мерах по реализации проекта "Карта учащегося", реализуемого в рамках проекта "Социальная карта москвича" см. распоряжение Правительства Москвы от 25 июля 2006 г. N 1449-РП
4. Предусмотреть переход на полное финансирование услуг бань льготным категориям населения в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 10 июля 1997 г. N 551-РМ "О предоставлении льгот по оплате услуг бань отдельным категориям граждан".
5. Ввести форму городского социального заказа для предприятий потребительского рынка, реализующих социально-значимые товары и услуги по низким ценам.
Исполнителям городского социального заказа предоставлять преференции и льготы по аренде нежилых помещений, государственные дотации (субсидии).
В качестве одного из механизмов организации такой работы распространить систему аккредитации с предоставлением льгот по арендной плате и иным видам льгот, предусмотренных для социальных магазинов, на предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения.
При этом для организации социального питания основными условиями участия предприятий в системе аккредитации и получения льгот должны быть следующие:
- фиксированная стоимость стандартного набора блюд (комплексный обед);
- соблюдение требований к калорийности, содержанию микроэлементов и витаминов в пределах физиологической нормы их потребления при составлении меню.
Для организации социальных предприятий бытового обслуживания населения должны быть определены фиксированные цены на стандартные наборы услуг.
Кроме того, по каждой услуге должна быть установлена периодичность ее предоставления и определены льготные категории для обслуживания на этих условиях.
6. Самого серьезного внимания требует организация ритуального обслуживания населения. Отмена лицензирования ритуальных услуг послужила причиной для формирования негативных тенденций на данном рынке.
Многие ритуальные организации не предоставляют своевременно родственникам умерших информацию о возможности осуществления захоронения бесплатно, взамен ритуального пособия на погребение. Такие услуги для них нерентабельны, поэтому недобросовестные предприниматели предлагают стандартный набор услуг по коммерческой стоимости, которая в 2-3 раза превышает размер социального пособия на погребение.
Есть и другие проблемы, связанные с деятельностью специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Только созданная система организации и взаимодействия городских организаций через экспертный совет по вопросам похоронного дела при Департаменте потребительского рынка и услуг позволяет сохранять ситуацию относительно стабильной.
Требует дальнейшего развития система организации ритуального обслуживания населения на базе ГУП "Ритуал".
Одно из наиболее перспективных направлений деятельности - создание семейных (родовых) захоронений. За счет ресурсов, вовлекаемых в коммерческий оборот от продажи захоронений, можно уменьшить нагрузку на городской бюджет и создать условия для дополнительного финансирования закрытых кладбищ, являющихся памятниками истории и культуры.
Реализация этих и других перспективных направлений социальной политики в сфере потребительского рынка г. Москвы позволит совершенствовать сложившуюся систему.
Таким образом, стратегическими направлениями поддержки малообеспеченных категорий населения является обеспечение минимальных социальных стандартов потребления через:
- увеличение объемов поддержки по всем возможным направлениям и источникам финансирования, включая адресные выплаты из средств городского бюджета;
- совместное финансирование дотаций в ценах (сниженный уровень цен, ценовые скидки);
- приоритетное развитие инфраструктуры потребительского рынка, ориентированной на обслуживание малообеспеченных категорий населения;
- развитие новых технологий и форм предоставления услуг потребительского рынка (магазины по предварительным заказам населения типа "Утконос", столы заказов с доставкой товаров на дом и т.д.).
3.2. "Социальная карта москвича"
Одним из наиболее перспективных направлений деятельности, перспективным инструментом организации социального обслуживания малообеспеченных категорий населения является "социальная карта москвича".
Ее использование на предприятиях потребительского рынка и услуг города Москвы может решить целый ряд задач.
В соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 07.08.2001 N 715-РП на базе районов Чертаново Центральное, Чертаново Южное и Бирюлево Западное Южного административного округа проводилось опытное внедрение "социальной карты москвича".
В 2002 году 30 тыс. москвичей, или 42,9% из числа состоящих на учете в указанных районных управлениях социальной защиты, на добровольной основе получили "социальную карту москвича". На протяжении 2002 года пользовались "социальной картой москвича" в качестве дисконтной 26% от общего количества льготных категорий граждан, получивших "социальную карту москвича".
По состоянию на 20.05.2003 в рамках выполнения постановления Правительства Москвы от 06.08.2002 N 602-ПП выдано около 200 тыс. "социальных карт москвича" в шести административных округах города Москвы. Торговое обслуживание держателей "социальной карты москвича" осуществляется в 17 универсамах "Петровский" (ЗАО "ПФК "БИН"). При этом за счет средств ЗАО "ПФК "БИН" без возмещения затрат из бюджета города держателям "социальной карты москвича" предоставляется скидка в размере 5% при покупке любого товара.
Ведется работа по включению предприятий потребительского рынка и услуг в систему приема "социальной карты москвича".
Таким образом, основными направлениями по дальнейшему внедрению "социальной карты москвича" являются:
1. Определение источников финансирования для организации работы по внедрению "социальной карты москвича" на предприятиях потребительского рынка, на первом этапе - 400 млн.руб., в дальнейшем - 1,1 млрд.руб. ежегодно.
2. Организация работы по развитию сети предприятий потребительского рынка, обслуживающих держателей "социальной карты москвича" на взаимовыгодных условиях, не возлагая на них дополнительную нагрузку.
3.3. Сохранение профиля социально-значимых объектов потребительского рынка и услуг, развитие сети и технологий
Несмотря на бурное развитие сети предприятий потребительского рынка (о чем упомянуто выше, по сравнению с 90-ми годами торговая сеть увеличилась в 2 раза) проблема перепрофилирования социально значимых предприятий потребительского рынка продолжает оставаться актуальной.
Наибольшее недовольство жителей вызывает изменение профиля крупных продовольственных магазинов и мелких специализированных предприятий по продаже молока, хлеба, овощей, расположенных на ул. Тверской, Кутузовском, Ленинском, Комсомольском, Ленинградском проспектах.
Не хватает продовольственных магазинов в Замоскворечье, районах Мещанский, Пресненский, Тверской, непродовольственных - в Гольяново, Ивановском, Косино-Ухтомском, Новокосино, Солнцево, Бескудниковском, Головинском, районе N 1 г. Зеленограда.
Причины такой деформации сети чисто экономические - высокая доходность бизнеса на центральных магистралях города достигается за счет использования нежилых помещений, в первую очередь под офисы, клубы, бутики и т.д.
Федеральное законодательство защищает интересы собственника и гарантирует ему право использования своей собственности в тех целях, которые ему наиболее выгодны. Обременения по срокам использования имущества по целевому назначению, установленные в процессе приватизации, (как правило - от 3 до 5 лет), истекли.
Новая редакция Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" также ограничивает срок действия запрета на перепрофилирование объектов потребительского рынка - до 5 лет.
Таким образом, правовых оснований для принуждения собственников по истечении срока действия ограничений по сохранению профиля на сегодня нет.
Таким образом, ситуация должна быть решена через организацию контроля за сохранением профиля предприятий, арендующих помещения у города, а также через восполнение сети.
В этих целях приняты необходимые нормативные акты города Москвы.
Закон "О торговой деятельности в городе Москве" предоставляет Префекту административного округа право согласовывать изменение профиля предприятий, реализующих социально значимые товары (молочные, хлебо-булочные, овощные и т.д.).
3 сентября 2002 года дополнительно Правительством Москвы было принято постановление N 712-ПП "Об утверждении приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 13.08.96 N 689", в котором предусмотрено обязательное согласование предприятием вопроса изменения профиля арендуемого помещения, полностью или частично, с отраслевым департаментом.
Вопросы восполнения сети и новых форм обслуживания населения (продажа товаров по предварительным заказам, с доставкой и т.д.) также решаются Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 08.05.2001 N 436-ПП утверждена Генеральная схема размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и механизм ее реализации, что обеспечит дальнейшее улучшение торгового обслуживания населения и позволит выровнять существующую пока диспропорцию в размещении торговой сети по городу.
Основные вопросы градостроительной политики Москвы, предусмотренные Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года, направлены на решение следующих задач:
- обеспечить значительный прирост новых торговых площадей;
- увеличить долю крупных торговых объектов;
- сократить строительство некапитальных объектов;
- обеспечить интенсивное использование городских территорий и резервирование для строительства крупных многофункциональных зон в основных общественно-транспортных узлах города и вблизи них.
Предусматривается достижение нормативного уровня обеспеченности населения социально значимыми объектами торговли по всей территории города до 2010 года.
В части создания новых форм обслуживания также были приняты соответствующие решения.
Постановлением Правительства Москвы от 11.02.2003 N 86-ПП поддержана программа ОАО "Новый импульс" по созданию сети магазинов торговли по предварительным заказам населения типа "Утконос", до 2005 года в городе должно быть открыто 390 магазинов и 9 распределительных центров.
Магазины по предварительным заказам типа "Утконос" представляют собой розничные предприятия, осуществляющие продажу продовольственных и непродовольственных товаров по предварительному заказу в широком ассортименте, имеющемся на распределительном складе.
Технологии продаж товаров по предварительным заказам ("распределительный склад - комплектация - доставка и реализация товаров по заказам") с использованием автоматизированных систем логистики, разработанных и внедренных ОАО "Новый импульс" в г. Зеленограде, позволяет осуществлять реализацию товаров населению в широком ассортименте (до 20 тыс. наименований) на площади в 4-6 раз меньше по сравнению с другими торговыми системами и по более низким ценам на все группы товаров (до 15-20%).
Потенциальными покупателями таких магазинов являются как жители прилегающих районов, так и население, осуществляющие заказ в магазинах по месту работы, учебы или отдыха с возможным приобретением товаров по заказу в наиболее удобном месте размещения магазина, в том числе с доставкой заказов на дом.
В 2003-2005 гг. планируется открыть 9 распределительных центров и довести сеть таких магазинов заказов до 390.
Преимущества данной программы состоят в том, что для открытия магазинов заказов не требуется выделения больших помещений, они могут быть открыты в приспособленных для этих целей строениях от 30 кв.метров. При этом предварительный заказ, формируемый и доставляемый из распределительного центра, обеспечивает ассортимент свыше тысячи наименований товаров.
Новые технологии, используемые в процессе товародвижения, позволяют сделать это быстро и безошибочно.
Учитывая, что сегодня остро стоит проблема обеспечения населения товарами и услугами повседневного спроса в пределах пешеходной доступности, вследствие допущенного в период становления рыночных реформ перепрофилирования небольших предприятий по продаже товаров первой необходимости (овощные, молочные магазины, булочные и др.), расположенных в центральной части города и на основных магистралях (районы Тверской, Мещанский, Пресненский, Арбат, Якиманка, Замоскворечье и др.), развитие системы торговли по предварительным заказам населения с использованием прогрессивных технологий является одним из приоритетных направлений развития городской инфраструктуры социально гарантированного уровня.
Размещение магазинов по предварительным заказам следует предусматривать в пределах шаговой доступности в районах-новостройках, а также районах с низкой обеспеченностью торговыми предприятиями социально гарантированного уровня.
Основные направления решения вопросов сохранения профиля, развития сети и технологий в сфере потребительского рынка:
1. Восполнение сети предприятий потребительского рынка, в том числе путем внедрения новых форм обслуживания населения (продажа товаров по предварительным заказам, с доставкой и т.д.).
2. Организация контроля за сохранением профиля предприятий, арендующих помещения у города.
3. Внесение изменений в федеральное законодательство в части возможности сохранения профиля социально значимых предприятий потребительского рынка и преимущественного права выкупа объектов у собственника.
3.4. Товародвижение и продовольственная безопасность
С социальной ориентацией потребительского рынка связана реализация главных критериев обеспечения продовольственной безопасности города, которые выражаются:
- в удовлетворении потребностей населения в соответствии с физиологическими нормами питания;
- в обеспечении ценовой доступности основных социально-значимых видов продовольственных товаров для всех доходных групп населения;
- в гарантиях качества и пищевой безопасности продуктов питания.
Принятые в 2002-2003 годах Правительством Москвы решения по программе развития оптовой торговли продовольствием (постановление Правительства Москвы от 23.04.2002 N 306-ПП), формированию межрегиональных оптовых рынков и распределительных центров в зоне МКАД (постановление Правительства Москвы от 17.12.2002 N 1031-ПП), развитию интеграционных связей с регионами России (постановление Правительства Москвы от 04.06.2002 N 415-ПП), совершенствованию системы финансирования закупок и развития оптовой торговли (постановление Правительства Москвы от 31.12.2002 N 1090-ПП), защите имущественных интересов города Москвы в продовольственном комплексе позволяют упрочить стабильность на продовольственном рынке города и оказать сдерживающее влияние на рост цен за счет реализации мер по приоритетным направлениям усиления продовольственной безопасности Москвы.
При общем индексе потребительских цен на товары и услуги в Москве в декабре 2002 года по сравнению с декабрем 2001 года в 117,2%, рост цен на продовольственные товары составил 111,2%. Впервые за период реформ рост цен на продовольствие в городе практически не превысил среднероссийский показатель (111%). Ранее темпы инфляции на продукты питания в Москве превышали средние по России на 5-7%.
Фактический рацион питания москвичей по пищевой и биологической ценности превосходит среднероссийские показатели. Так, в Москве в расчете на душу населения потребляется больше, чем в России, мяса и мясопродуктов - на 22 кг, молока и молокопродуктов - на 24 кг, рыбы и рыбопродуктов - на 5 кг, сахара и масла растительного - на 3 кг.
Снизилась зависимость города от поставок продовольствия по импорту. Возросли по сравнению с 2001 годом поставки из регионов России мяса и мясопродуктов в 1,8 раза, масла животного - в 3,1 раза, масла растительного - на 21%, молока - на 10%. За счет этого доля импортной продукции на продовольственном рынке Москвы снизилась по мясу с 84% в 2001 году до 74% в 2002 году, маслу животному с 87% до 65%.
Вместе с тем, сложившийся уровень потребления продуктов питания в семьях москвичей и сбалансированность продовольственного рынка недостаточно защищены от воздействия негативных факторов: инфляционного роста цен, неустойчивости сырьевой базы снабжения, импортной зависимости по продукции животноводства, наличия теневых каналов товародвижения и многочисленных неорганизованных посредников, потери инфраструктуры оптовой торговли из-за перепрофилирования предприятий и т.д.
Вопросы развития сети и технологий в сфере потребительского рынка и услуг должны решаться через:
- преодоление отставания от столиц высокоразвитых стран в обеспеченности населения торговыми площадями, особенно крупными;
- реформирование структуры розничной торговли с целью улучшения ее качественного состава за счет повышения доли современных форматов магазинов (супер- и гипермаркетов, дискаунтов, торговых центров, магазинов-складов "Кэш энд Кэрри", мини-магазинов "Корнер шоп");
- повышение степени концентрации торговли на основе ускоренного развития розничных сетей;
- создание эффективной конкурентной среды для предотвращения монополизации кем-либо отдельных секторов товарных рынков;
- активизацию роли торговых структур в реализации социальной политики Правительства Москвы в сфере потребительского рынка;
- рационализацию системы товародвижения розницы на основе развития системы оптовой торговли в городе и сокращения неоправданного числа посредников;
- дальнейшую работу по размещению объектов мелкорозничной сети на территории города на принципах дополнения (а не замены) стационарной торговли товарами первой необходимости, не требующих особых условий хранения и реализации.
3.5. Защита прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров и услуг
С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", который предусматривает коренные изменения существующей системы сертификации и стандартизации.
Государство оставляет за собой выработку норм, связанных с безопасностью людей и окружающей среды.
Ответственность за качество продукции и предоставляемых услуг ложится на производителя и продавца с применением механизмов саморегулирования рынка.
В этих условиях особенное внимание должно уделяться развитию системы добровольной сертификации - формы подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
На протяжении нескольких лет в Москве действуют городские системы подтверждения соответствия в форме добровольной сертификации услуг торговли и общественного питания, утвержденные Правительством Москвы. Предприятия, вошедшие в одну из этих систем, добровольно берут на себя обязательства работать в строгом соответствии с установленными правилами и нормами.
В Москве были созданы и за истекший период показали свою эффективность системы сертификации услуг общественного питания (введена с 1995 года) и услуг торговли (с 1998 года).
Системы сертификации услуг общественного питания и торговли строились в условиях отсутствия аналогичных систем в регионах России на основе нормативных и методических документов, действующих на потребительском рынке города Москвы.
В Московских системах аккредитовано 18 органов на право проведения работ по сертификации услуг торговли и общественного питания (11 - на сертификацию услуг торговли и общественного питания, остальные только на услуги торговли).
По состоянию на 01.04.2003 в Московской системе сертификации услуг торговли сертифицировано порядка 16 тыс. предприятий (40% от наличия сети) и в системе сертификации услуг общественного питания - 8 тыс. предприятий (85% от наличия сети).
Как показывает практика, в сертифицированных предприятиях повышается культура обслуживания потребителей, растет уровень профессиональной подготовки кадров, сокращается количество нарушений.
В целях развития и дальнейшего совершенствования действующих добровольных систем сертификации в городе Москве в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", разработана Московская система добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг.
Система ориентирована на московского потребителя и направлена на решение следующих основных задач:
- обеспечение потребителю гарантии качества и безопасности бытовых услуг;
- содействие потребителю в компетентном выборе исполнителя бытовых услуг;
- защита потребителя от недобросовестности исполнителя бытовых услуг;
- создание условий для конкуренции и повышения качества бытовых услуг в Москве.
Кроме того, одним из эффективных механизмов саморегулирования участников рынка является разработка и принятие стандартов организаций (корпоративных стандартов), которые могут быть реализованы через создание саморегулируемых организаций ведения бизнеса по отраслевому признаку (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения).
Вместе с тем, по отдельным направлениям деятельности необходимо сохранение и усилении мер жесткого административного контроля. Проблемы некачественной, фальсифицированной продукции остаются актуальными. Уровень выявляемых нарушений при проведении проверок по-прежнему высок. Особенно остро стоит вопрос качества алкогольной продукции.
Начиная с 1998 года в Москве была реализована и показала свою эффективность региональная система идентификации качества алкогольной продукции. Сейчас она реформируется с учетом изменений федерального законодательства, но и в новых условиях контроль за качеством и товародвижением алкогольной продукции должен быть сохранен и Правительству Москвы необходимо принимать все меры в целях защиты жизни и здоровья граждан.
Правительство Москвы уделяет большое внимание вопросам упорядочения организации контрольной деятельности на потребительском рынке города.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" были установлены ограничения на проведение проверок, закреплен регламент проведения контрольных мероприятий, установлена презумпция добросовестности предпринимателей и целый ряд других гарантий для развития бизнеса.
Вместе с тем, вопросы проведения проверок и административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов являются одними из самых актуальных для развития бизнеса.
Правительством Москвы в 2002 году одобрена Концепция организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы (постановление Правительства Москвы от 27.08.2002 N 692-ПП "Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы"), в которой определены принципы организации контрольной деятельности на потребительском рынке и механизмы их практической реализации.
Основными принципами являются:
- четкое распределение полномочий городских контролирующих органов, устранение дублирования в их работе, определение порядка их взаимодействия;
- комплексность проведения проверок. При формировании планов комплексных проверок с участием нескольких организаций одновременно их периодичность может быть сокращена до 1 раза в 6 месяцев (для контроля санитарно-эпидемиологических требований, соблюдения правил осуществления торговой деятельности), по другим видам контроля - до 1 раза в 3 года;
- приоритет применения мер превентивного характера (предупреждений);
- законность;
- обеспечение взаимодействия городских и федеральных контролирующих органов, а также общественных организаций и объединений предпринимателей.
Кроме того, нужно создать условия для реализации льготных режимов проведения мероприятий по контролю в отношении предприятий, прошедших сертификацию услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения и саморегулируемых организаций ведения бизнеса.
В рамках полномочий, предусмотренных федеральным законодательством субъектам федерации, должен быть разработан и принят указ Мэра Москвы "Об организации и координации контроля в сфере потребительского рынка и услуг г. Москвы".
В указе должна быть определена роль всех городских органов власти при осуществлении государственного контроля, в первую очередь, конкретный перечень органов, которым предоставляется право проведения проверок и применения штрафных санкций в сфере потребительского рынка.
В рамках этого же документа целесообразно определить порядок взаимодействия городских органов между собой и с федеральными контролирующими органами, порядок обмена информацией, порядок организации комплексных проверок и т.д.
Таким образом, вопросы защиты прав потребителей и контроля за качеством товаров и услуг необходимо решать по следующим направлениям:
1. Обеспечивать сохранение и дальнейшее развитие систем добровольной сертификации услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.
2. Совершенствовать систему организации и координации контрольной деятельности в сфере потребительского рынка, повышать эффективность мероприятий по контролю при их одновременном сокращении.
3. Реализовывать комплекс мер по защите прав потребителей, сохранять и развивать региональную систему контроля качества и товародвижения алкогольной продукции в новых условиях.
4. Заключительные положения
Основным инструментом реализации Концепции является разработанная с учетом ее положений и плана мероприятий по реализации Концепции среднесрочная программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы.
В Программе должны быть определены исполнители из числа всех заинтересованных городских органов, префектов и предпринимателей, а также сроки исполнения по каждому из разделов.
При этом поставленные задачи должны соответствовать функциям исполнителей и имеющимся у них ресурсам (в том числе для городских органов власти - бюджетным средствам, выделяемым на цели финансирования программы, для предпринимателей - подтвержденным объемом инвестиций).
Экономические и правовые механизмы реализации Концепции состоят в прогнозировании развития потребительского рынка, своевременном принятии на этой основе необходимых нормативных документов, направленных на своевременную корректировку "правил игры" и стимулирование позитивных тенденций развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в том числе экономическими методами на взаимовыгодных условиях для власти и бизнеса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.