Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП
Основные положения генеральной схемы комплексного благоустройства города Москвы
Введение
Генеральная схема комплексного благоустройства города Москвы разработана Москомархитектурой (ГУП НИиПИ Генплана Москвы совместно с ГУП "Моспроект-3") по заказу Департамента экономической политики и развития города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2001 N 642-ПП "О мероприятиях по формированию нормативной базы комплексного благоустройства в городе Москве".
Анализ реализации программ комплексного благоустройства территории Москвы показывает, что городскими службами выполняются масштабные работы по комплексному благоустройству отдельных объектов, территорий и участков города.
В настоящее время расширена палитра видов благоустройства, внедрены новейшие технологии, улучшилось качество исполнения благоустройства, повысились стандарты требовательности. Сложились отраслевые направления, формирующие эстетический облик городской среды и обеспечивающие комфортные условия проживания.
Осуществляется разработка нормативно-правовой базы благоустройства. Разработаны и введены в действие нормативы комплексного благоустройства, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 06.08.2002 N 623-ПП "Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02" и зарегистрированные Госстроем России (03.12.2002 N ТСН 30-307-2002). Разработаны формы паспортов на благоустройство, введен Паспорт планировочного решения и благоустройства территории.
В части цветочного оформления разработана и успешно применяется московская палитра, введен Колористический паспорт с компьютерной цветовой моделью (ежегодно выдается 2000 паспортов), выполнена цветовая модель облика города и разработаны рекомендации, охватывающие не только фасады зданий, но и праздничное оформление, цветочное; мощение, транспорт, малые формы и т.д.
Создана комплексная система праздничного оформления, разработаны и внедрены новые объемно-пространственные конструкции, новейшие светодинамические сооружения. Введена единая колористическая гамма праздников.
Формируется световой облик города. Ежегодно в плановом порядке по проектам подсвечивается более 50 значительных архитектурных доминант города.
Успешно реализуется Генеральная схема цветочного оформления города Москвы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 14.01.2003 N 8-ПП. Объем цветников не просто увеличился, он изменился качественно. Фестивали цветов стали традиционными, цветы появились на жилых и общественных территориях города.
Разработана и успешно реализуется Генеральная схема оптимизации рекламного пространства города Москвы, одобренная Общественным Советом при Мэре Москвы 15.11.2002. Историческая часть города освобождается от крупноразмерных щитовых конструкций.
Становится привычным создание благоустроенных пространств, фрагментов городской среды - площадей, магистралей, бульваров (Манеж, площадь Европы, Кутузовский проспект, сквер у Большого театра, площадь Гагарина).
Ведутся работы по формированию озелененных территорий, благоустройству набережных и берегов, размещению памятников и фонтанов.
В то же время, главной наиболее массовой программой, формирующей облик города, является программа "Мой двор, мой подъезд". Начатая инициативно, она переросла в профессиональное движение. Соревновательный дух, как в проектах, так и в реализации благоустройства, усиливается переходом от благоустройства отдельного двора и подъезда к микрорайонам. Программа носит социальную направленность и определена Мэром и Правительством Москвы как приоритетная. На первом этапе реализации программы (1998-1999 гг.) в программу были включены только дворовые территории сложившейся жилой застройки. В последующие годы сфера благоустроительных работ значительно расширилась и в нее были вовлечены сначала территории объектов образования и здравоохранения, затем спорта и социальной сферы, территории общественного и рекреационного назначения.
За годы действия программы "Мой двор, мой подъезд" были благоустроены 24,8 тыс. жилых дворов, территории 870 объектов здравоохранения, 4,1 тыс. объектов образования, 2,3 тыс. объектов производственного назначения, 2,7 тыс. объектов торговли и бытового назначения.
Вместе с тем, в этот период работ по комплексному благоустройству стали проявляться и негативные особенности:
- несоответствие применяемых методов и материалов благоустройства положению и роли территории в городской структуре;
- наличие "заброшенных", т.е. неучтенных территорий;
- несинхронизированность различных видов работ на одной территории.
В значительной степени эти недостатки были обусловлены отсутствием градостроительной модели формирования комплексного благоустройства в городе в целом. Необходим был переход от масштаба Генерального плана города Москвы к масштабу градостроительного регулирования процессов благоустройства.
В Генеральной схеме комплексного благоустройства города Москвы детализированы основные положения Генерального плана города Москвы по разделу "Основные направления комплексного благоустройства города";
- синтезирован практический опыт работ по благоустройству города и имеющиеся проектные проработки на всех территориальных уровнях с учетом утвержденных градостроительных планов развития административных округов, Генерального плана развития города Зеленограда, а также последних разработок по отдельным элементам комплексного благоустройства;
О градостроительном плане развития территории Зеленоградского АО г. Москвы до 2020 года см. постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 590-ПП
- даны градостроительные требования к благоустройству различных территорий города в увязке с действующими нормами и правилами проектирования комплексного благоустройства.
Основные положения генеральной схемы
1. Градостроительный подход к проектированию и реализации комплексного благоустройства города
Комплексное благоустройство - взаимоувязанное применение средств ландшафтной и садово-парковой архитектуры, пластической организации и покрытия поверхности земли, оборудования территории и застройки устройствами для безопасности и удобства использования, средств освещения и цветового решения участков территории, зданий и сооружений, декоративного озеленения, декоративной пластики и графики, визуальной информации и рекламы, иных средств. Именно благоустройство является той составляющей городской среды, которая может сформировать комфорт, эстетическую и функциональную привлекательность, качество и удобство жизни горожан. Учитывая важную роль благоустройства и активное развитие благоустроительной деятельности в городе, комплексное благоустройство формируется в особую отрасль проектирования и городского хозяйства.
Объектами комплексного благоустройства являются все элементы города, ранжированные по уровням, т.е. комплексное благоустройство охватывает весь город, кроме части участков природного комплекса и особо охраняемых природных территорий, подлежащих экологической реабилитации.
Палитра методов комплексного благоустройства необычно широка: озеленение, цветочное оформление, мощение, колористика, архитектурное освещение, реклама, малые формы, дизайн, монументальное искусство, декоративное обводнение и т.д., и наибольший эффект дает их комплексное применение в различных сочетаниях с учетом градостроительных предпосылок и ограничений.
В целях развития градостроительного подхода к комплексному благоустройству города в Генеральной схеме комплексного благоустройства города Москвы предложено дифференцировать городские территории следующим образом:
- территории, где комплексное благоустройство является самостоятельным и ведущим фактором формирования и улучшения городской среды: районы сохраняемой сложившейся жилой застройки; районы сохраняемой производственной и общественной застройки; рекреационные территории природного комплекса (территории рекреационного назначения природного комплекса - зоны отдыха, парки, сады, скверы, бульвары, рекреационные центры в составе особо охраняемых природных территорий, режимы регулирования градостроительной деятельности и функциональные зоны которых, включая выделение рекреационных центров, устанавливаются при разработке градостроительной документации);
- территории, где комплексное благоустройство выступает средством, сопутствующим разработке проектов, новому строительству или реконструкции территории: участки нового строительства и реконструкции территорий жилого, общественного и производственного назначения;
- территории, на которых основными методами являются экологическая реабилитация и реставрация: территории природного комплекса с соответствующим режимом регулирования градостроительной деятельности, участки особо охраняемых природных территорий в соответствии с режимами регулирования градостроительной деятельности и функциональным назначением, территории объектов историко-культурного наследия (памятников садово-паркового искусства, истории и архитектуры).
2. Типология градостроительных ситуаций
К различным типологическим градостроительным ситуациям рекомендуется применять дифференцированные требования к комплексному благоустройству городских территорий:
2.1. По местоположению в исторической структуре города:
- Исторический центр (в т.ч. Кремль, Китай-город, территории в пределах Бульварного кольца, Садового кольца и Камер-Коллежского вала). В этой зоне необходимо выявить историческую специфику территории, обеспечить гармоничное взаимодействие с ценной планировкой и застройкой, поддержание исторической планировочной структуры и масштаба. При разработке проектных материалов в разделе "благоустройство прилегающей территории" следует предусматривать организацию благоустройства посредством крышного, вертикального и мобильного озеленения и цветочного оформления в различных сочетаниях.
- Средняя зона (в границах проектируемого 4-го транспортного кольца). Возможно применение смешанных методов, отражающих переходный характер зоны от исторического центра к современной периферии.
- Периферия (в том числе территории между проектируемым 4-м кольцом и МКАД и за пределами МКАД). Применение новаторских и экспериментальных приемов благоустройства (за исключением территории объектов историко-культурного наследия).
2.2. По местоположению в функционально-планировочной организации города:
- Территории общественного назначения, спецификой которых является их высокая градостроительная значимость и уникальный характер застройки, что предполагает индивидуальный подход к проектированию комплексного благоустройства. На территориях общественного назначения предусматривается активное использование элементов городского дизайна, формирование пешеходных пространств средствами декоративного мощения, озеленения, цветочного оформления, малых форм архитектуры, организация уличных, внеуличных и приобъектных автостоянок.
- Территории жилого назначения, благоустройство которых должно обеспечивать создание безопасной, комфортной и эстетически привлекательной среды обитания, формирование единой, доступной для всех жителей системы общественных пространств на уровне жилых групп, микрорайонов, и жилых районов, соблюдение камерного масштаба объемно-композиционных решений. Формирование благоустройства на жилых территориях должно осуществляться с учетом реализации Городской целевой программы гаражного строительства.
- Территории рекреационного назначения, для которых преимущественными методами являются методы ландшафтной архитектуры и экологической реабилитации, в соответствии с утвержденными режимами регулирования градостроительной деятельности на территориях природного комплекса.
- Территории производственного назначения, для которых благоустройство направлено на создание комфортных условий работы, отдыха и перемещения по территории и предполагает максимальную изоляцию общественных пространств, площадок отдыха от мест производства работ, применения озеленения, средств информации, устройство водоемов, фонтанов, а также дифференциацию приемов в зависимости от отраслевой направленности производства.
- Территории инженерных и транспортных коммуникаций, для которых благоустройство проектируется с учетом обеспечения защиты прилегающих территорий от воздействия транспорта и инженерных коммуникаций, а также обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и строительства инженерных сетей, а также обеспечения безопасности движения.
При проектировании и реализации комплексного благоустройства следует руководствоваться Нормами и правилами проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02, определяющими элементы комплексного благоустройства и требования к ним в зависимости от местоположения в функционально-планировочной организации города.
2.3. По положению в архитектурно-пространственной структуре города:
Комплексное благоустройство должно учитывать требования положения в архитектурно-пространственной структуре следующим образом:
- Силуэтоформирующие зоны. На застроенных территориях - акцентирование основных силуэтоформирующих объектов средствами колористики и архитектурного освещения, при необходимости - средствами городского дизайна, в т.ч. рекламы. На незастроенных территориях - применение озеленения, малых форм, средств городского дизайна и рекламы с максимально выразительным силуэтом.
- Панорамоформирующие зоны. Поддержание и максимальное выявление планировочной структуры средствами озеленения, мощения, городского дизайна.
3. Основные показатели Генеральной схемы опираются на свод показателей по утвержденным градостроительным планам развития административных округов города Москвы и Генеральному плану Зеленограда и приведены в приложении 3.
4. Приоритетные направления реализации Генеральной схемы
Для повышения градостроительной эффективности благоустроительной деятельности и внедрения градостроительного подхода к комплексному благоустройству в составе Генеральной схемы из основных функциональных элементов города предполагается выделить приоритетные территории, для которых благоустройство является самостоятельным и ведущим фактором формирования и улучшения городской среды:
- Общественные пространства города - участки территорий функционально-планировочных образований, предназначенные для свободного доступа людей к объектам и комплексам объектов общественного назначения, для обеспечения пешеходных связей между указанными объектами и их комплексами, а также между ними и объектами общественного транспорта. Общественные пространства города расположены в составе территорий центрального ядра города, примагистральных и многофункциональных зон, центров общегородского и локального значения и включают: пешеходные зоны и коммуникации, участки активно посещаемой общественной застройки, участки озеленения. Для этих территорий требуется применение всего комплекса методов и средств благоустройства (элементы городского дизайна, колористики, архитектурное освещение, малые форма архитектуры, реклама, мощение, озеленение, цветники), позволяющих четко выявить пешеходные пространства, обеспечить удобство передвижения, подходов к объектам посещения, а также необходимую информацию для пешеходов. Именно эти зоны должны быть зонами установки монументов, организации фонтанов, проведения городских праздничных мероприятий. Перечень зон благоустройства общественных пространств города общегородского уровня приведен в приложении 4.
- Районы сохраняемой жилой застройки, где до 2020 года градостроительными планами развития округов не предполагается проведение градостроительных реконструктивных мероприятий, и комплексное благоустройство становится единственным методом совершенствования среды и формирования внутриквартальных пространств.
- Активно посещаемые рекреационные территории, в основном на территориях природного комплекса, в районах массового посещения - парки культуры и отдыха, бульвары, скверы, где главными методами градостроительной организации являются методы ландшафтной архитектуры (озеленение, мощение, обводнение, устройство площадок, фонтанов, цветников, малые парковые формы, парковая мебель), позволяющие организовать места активного и прогулочного отдыха, развлечений, физкультурно-оздоровительных мероприятий, массовых мероприятий, детские площадки.
- Санитарно-защитные зоны предприятий, благоустройство и озеленение которых должно осуществляться самими предприятиями на основе долевого участия всех объектов. Территории санитарно-защитных зон не могут быть включены в рекреационное использование, поэтому требуются особые методы организации защитного (буферного) озеленения, с наибольшим эстетическим и природоохранным эффектом.
- Технические зоны коммуникаций, не подлежащие застройке (зоны ЛЭП, подземных инженерных коммуникаций; метро мелкого заложения) и требующие специфических методов благоустройства, направленных на повышение эстетических качеств и поиск наиболее эффективного функционального использования территорий.
- Автомагистрали непрерывного движения и въезды в город, где основными средствами благоустройства является городской дизайн, колористика, архитектурное освещение, реклама, информационные знаки, применяемые с учетом скоростей движения быстрой сменяемости "кадров", а также обеспечения безопасности движения.
5. Градостроительная эффективность реализации Генеральной схемы определяется следующими факторами:
- повышение рекреационной емкости территорий за счет озеленения и благоустройства резервных территорий природного комплекса, а также за счет более четкой функциональной организации сложившихся территорий природного комплекса с выделением зон рекреационного использования;
- улучшение качества городской среды, в первую очередь в зонах наиболее активной посещаемости;
- повышение эффективности использования территорий за счет включения в организованное городское пространство санитарно-защитных зон, технических коридоров, а также за счет более рациональной организации пешеходных пространств;
- обеспечение удобства пешеходных связей за счет организации пешеходных пространств в местах массовой посещаемости, организации единого ландшафтно-рекреационного пространства, благоустройства пешеходных связей вдоль набережных;
- повышение информационного обеспечения передвижения по городу за счет создания средствами городского дизайна системы информационных знаков вдоль магистралей и в зонах пешеходных связей. Экологическая эффективность определяется следующими факторами:
- повышение доли озелененных территорий;
- улучшение экологической ситуации за счет применения проницаемых покрытий;
- улучшение качества и пешеходной доступности озелененных территорий и водоемов;
- улучшение состояния санитарно-защитных зон и технических зон коммуникаций.
6. Графические материалы Генеральной схемы
Сводный чертеж Генеральной схемы комплексного благоустройства города Москвы (приложение 2) представляет собой совокупность всех трех направлений комплексного благоустройства - цветовое оформление, архитектурное освещение, формирование городских пространств средствами ландшафтной архитектуры и городского дизайна. Сводный чертеж дополнен сопутствующими материалами, включая такие схемы, как Схема зон благоустройства общественных пространств города (приложение 4) и Схема благоустройства производственных зон, санитарно-защитных зон предприятий и технических зон инженерных коммуникаций (приложение 5).
В качестве примера положительного опыта детализации направлений комплексного благоустройства города до уровня административного округа представлена Схема комплексного благоустройства территории Северо-Восточного административного округа города Москвы, разработанная Архитектурно-планировочным управлением Северо-Восточного административного округа города Москвы (приложение 6).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.