Московские городские строительные нормы
МГСН 4.05-95
"Школы-интернаты для детей-инвалидов"
(утв. распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 30 ноября 1995 г. N 1143-РЗП)
Дата введения 1 января 1996 г.
См. также Пособие к МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей-инвалидов", утвержденное указанием Москомархитектуры от 22 ноября 1996 г. N 17
1. Область применения
1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 (см.раздел 2) для г.Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение и уточнение к федеративным нормативным документам в строительстве, в т.ч. по проектированию общественных зданий и среды жизнедеятельности инвалидов, действующим на территории г.Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих школ-интернатов для детей-инвалидов.
1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию школ-интернатов для детей-инвалидов.
2. Нормативные ссылки
2.1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
2.3. СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы"
Согласно постановлению Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7 с момента введения в действие с 1 января 1998 г. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы" утратили силу
2.4. СНиП 2.07.01-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений".
2.5. ВСН 62-91 "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".
3. Основные положения
3.1. Рекомендуемая номенклатура типов школ-интернатов для детей и подростков с недостатками физического и умственного развития и уровень обеспечиваемого воспитанникам образования приводятся в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Рекомендуемые номенклатура типов школ-интернатов, контингент воспитанников и уровень даваемого образования
NN | Назначение школы-интерната | Уровень даваемого образования |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Для умственно отсталых детей Для слепых и слабовидящих детей Для глухих и слабослышащих детей Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Для детей больных сколиозом Для детей с недостатками речи |
Неполное среднее Полное среднее Полное среднее Полное среднее Полное среднее Неполное среднее |
3.2. В школах-интернатах для инвалидов, как правило, содержатся дети школьного возраста: в учреждениях, обеспечивающих неполное среднее образование (девятилетнее) - 7 - 16 лет; полное среднее (одиннадцатилетнее) - 7 - 19 лет.
Примечания:
1. С учетом недостатков физического и умственного развития сроки обучения и возраст детей и подростков, пребывавших школах-интернатах, могут быть увеличены и в соответствии с заданием на проектирование в состав школ-интернатов для инвалидов могут быть включены дошкольные отделения для детей 3 - 7 лет.
2. В школах-интернатах для умственно отсталых детей могут быть организованы группы-классы, в которых детям-инвалидам 2 - 19 лет обеспечивается только начальное образование.
3.3. Школы-интернаты, как правило, обеспечивают круглосуточное пятидневное пребывание воспитанников. В некоторых случаях в интересах детей допускается только дневное пребывание воспитанников. При наличии сирот, школы-интернаты обеспечивают им круглогодичное пребывание в учреждении, включая выходные дни и школьные каникулы.
(3.4.) Школы-интернаты для детей с недостатками физического или умственного развития должны обеспечивать воспитанникам следующие виды обслуживания:
- проживание;
- питание;
- санитарно-гигиеническое обслуживание;
- воспитание, обучение;
- культурно-массовое обслуживание;
- медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию);
- социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей);
- административно-бытовое обслуживание.
(3.5.) Все типы школ-интернатов, за исключение школ для слепых и слабовидящих детей, должны быть расчитаны# на пребывание инвалидов-колясочников. Ориентировочное расчетное число колясочников в школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата следует принимать 20 - 30% от вместимости, в остальных типах учреждений - 2 - 3% от вместимости.
Примечание:
Школы-интернаты, также# как и все остальные учреждения, должны быть рассчитаны на посетителей-инвалидов, пользующихся колясками
3.6. Количество этажей в зданиях, как правило, следует принимать не более трех. В случае, если в состав школ-интернатов входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше второго этажа.
Примечание:
На затесненных территориях в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для глухих и слабослышащих, для детей больных сколиозом, для детей с недостатками речи число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Госпожнадзора.
3.7. При числе этажей более двух школы-интернаты должны быть оборудованы лифтами по расчету. В двухэтажных зданиях школ-интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата наличие лифтов обязательно; в остальных типах школ-интернатов - наличие лифтов определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. В школах-интернатах для детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата кроме лифтов следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:10 с ограждающими конструкциями со всех сторон, имеющими предел огнестойкости не менее 2-х часов.
Ширина лестничных маршей и пандусов в школах-интернатах для детей-инвалидов должна быть не менее 1,8 м.
3.8. Вместимость школ-интернатов, состав и площади их помещений должны в каждом конкретном случае определяться заданием на проектирование.
При общей вместимости более 160 мест учреждение должно состоять из отдельных блоков (отделений), включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также учебного и первичного медицинского обслуживания.
Актовый и спортивный залы, а также бассейн следует предусматривать общими на все учреждение.
3.9. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
(3.10.) Во всех помещениях необходимо предусмотреть устройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе передвигающихся на колясках.
(3.11.) В учреждениях для детей с нарушениями зрения следует предусматривать предупреждающую информацию о приближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия дорожек, рельефными полосами, защитными ограждениями и др. для облегчения ориентации детей в пространстве.
(3.12.) Высоту помещений, требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии с нормами проектирования "Общественные здания и сооружения", "Противопожарные нормы", "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения", а также другими нормативными документами, действующими в г.Москве.
4. Требования к размещению, участку и территории
4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 140 - 160 кв.м. на 1 место при вместимости до 160 мест и 120 - 140 кв.м. на 1 место при вместимости свыше 160 мест.
Примечание:
На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15 - 20%.
(4.2.) В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:
а) зона проживания и обучения детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, спортивными площадками;
б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;
в) зона изолятора, приемного и карантинного отделений:
г) зона огорода, ягодника, живого уголка;
д) хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д.
Примечание:
На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями школ-интернатов, при условии выполнения требования действующих нормативных документов.
4.3. Площадь игровых площадок принимается 6-8 кв.м. на одного ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40 - 50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв.м. на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть расчитаны# на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков для дошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол, должны быть закрыты с трех сторон и ориентированы на солнечную сторону. Возможно блокирование игровых площадок и теневых навесов, относящихся к одной жилой секции (п.5.6).
4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:
- для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также площадка для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, пролезания), скамейки для отдыха;
- для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.
Примечания:
1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
2. К песочным дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр.
4.5. На территории школ-интернатов, за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, необходимо предусматривать физкультурную и спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т.п. Эти площадки должны располагаться вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста.
Размеры спортивных площадок рекомендуется принимать: для настольного тенниса - 2,8 х 1,5 м.; для волейбола - 9 х 18 м.; для футбола - 40 х 60 м.; для бадминтона - 13,5 х 6 м.; для физической культуры - 80 - 100 кв.м. Набор площадок и их размер определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
4.6. Огород-ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп детей из расчета: огород-ягодник - 0,4 - 0,6 кв.м. на одного ребенка, площадка для живого уголка - 0,2 - 0,4 кв.м. на одного ребенка.
4.7. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 40% площади участка.
4.8. Вопросы размещения школ-интернатов для детей-инвалидов в системе застройки неселенных пунктов, удаления от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий, следует решать в соответствии с градостроительными требованиями нормативных документов, действующих на территории г.Москвы и ЛПЗП.
(4.9.) Территория школ-интернатов должна быть огорожена, на участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием из расчетной нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух противоположных сторон.
При въезде на территорию следует предусматривать проходную.
(4.10.) Изолятор (приемно-карантинное отделение) должен иметь подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда пожарных машиной и специального транспорта для эвакуации заболевших детей.
(4.11.) Норма расхода воды при наружном пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов.
5. Требования к объемно-планировочным решениям
(5.1.) В состав школ-интернатов входят следующие основные группы помещений:
- помещения проживания детей;
- помещения учебно-профессиональной подготовки;
- помещения обслуживания (включающие помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);
- изолятор, приемно-карантинное отделение;
- хозяйственные сооружения.
(5.2.) Помещения проживания детей, помещения учебно-профессиональной подготовки и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. При этом, в случае непосредственного примыкания, между блоками должны предусматриваться противопожарные стены 1-го типа.
Изолятор, совмещенный с приемно-карантинным отделением, допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.) должны располагаться в отдельном корпусе или блоке, размещаемом в специальной зоне с отдельным въездом.
Независимо от вместимости учреждений, помещения административно-бытового обслуживания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения.
(5.3.) Здания школ-интернатов следует проектировать не ниже II степени огнестойкости.
(5.4.) Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений двух основных типов:
- для детей-дошкольников - по типу детского сада, когда раздевальная, групповая, спальня и туалет образуют единый блок связанных друг с другом помещений;
- для детей школьного возраста - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров).
Примечание:
Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу 1 (детского сада), так и по типу 2 (коридорной системы).
(5.5.) Численность детей должна составлять:
- в дошкольных группах 6 - 8 человек;
- в группах-классах детей школьного возраста: для глухих детей - 8 чел., для слабослышащих, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 10 чел., для больных сколиозом - 10 - 12 чел., в остальных типах учреждений - 8 - 10 чел.
Примечания:
1. Формирование и комплектование ячеек следует осуществлять в соответствии с организацией учебных классов (групп) с учетом количества, возраста, уровня подготовки, характера заболевания ребенка.
2. Численность групп детей с физическими недостатками и умственной отсталостью (спецгруппы) может составлять 4 - 6 человек.
(5.6.) Жилые помещения могут образовывать секции: для дошкольников - на 2 - 4 группы; для школьников - на 4 - 8 групп-классов.
В каждую секцию для дошкольников следует предусматривать отдельный вход.
Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены или через отдельный вестибюль для каждой секции, или через главный вестибюль.
Примечание:
Возможен вариант, когда в жилые группы для детей младшего школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вестибюли для каждой секции, а для среднего и старшего школьного возраста - через главный вестибюль.
5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов должны организовываться через раздевальные. В секциях для дошкольников раздевальные должны входить в состав помещений каждой жилой группы на 6 - 8 человек. Допускается организация общей раздевальной на 2 жилых группы для дошкольников.
В случае, если входы в группы жилых помещений для детей школьного возраста предусматриваются для секции или учреждения через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем, они располагаются в открытых помещениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2 - 4 группы.
В составе оборудования раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с водяным подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви.
5.8. В школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата все спальные комнаты должны быть расчитаны# на проживание вместе с другими одного инвалида-колясочника. В остальных типах школ-интернатов (за исключением учреждений для слепых и слабовидящих детей) - 10 - 15% спальных комнат для каждой возрастной группы.
5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в помещении, смежном с групповой.
Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.1.
Таблица 5.1
Рекомендуемое размещение санитарных узлов для детей, состав помещений и оборудования
NN п/п |
Тип помещений проживания |
Расположение санитарного узла |
Тип санитарного узла |
Состав санитарного оборудования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Жилая группа помещений по типу детского сада |
В составе помещений групповой ячейки |
Общая туалетная |
- два унитаза в кабинках, огороженых экранами - один душевой рожок с поддоном - три умывальника - две ногомойки |
2. | Жилая группа помещений по типу коридорной системы |
1.1. Санитарные узлы для мальчиков и девочек, общие на секцию, располагаются в коридоре 2. Санитарный узел размещается при каждой спальне на 3 - 4 места |
1. Уборные для мальчиков и девочек 2. Кабины личной гигиены для девочек 3. Умывальные для мальчиков и девочек 4. Душевые кабины с раздевальными Совмещенный санитарный узел |
На каждые 15 - 20 мест: - по два унитаза для мальчиков и для девочек - писуар# в уборной для мальчиков - умывальник бидэ# - по три умывальника - по две ногомойки - по 2 - 3 душевые кабины по одному рожку - душ - унитаз - умывальник |
Примечания:
1. Все помещения санитарных узлов должны иметь в полу трап для слива воды.
2. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах должны предусматриваться полотенцесушители.
3. Планировка и оборудование санитарных узлов (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей) должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками.
5.10. В школах-интернатах питание организуется, как правило:
- для детей дошкольного возраста на площади групповой комнаты (по типу детского сада);
- для детей школьного возраста в общих столовых на секцию или на все учреждение.
Для дошкольников допускается предусматривать в составе секций (см.п.5.6) специальные столовые с буфетной на 2 - 4 группы. При этом в составе помещений детских групп буфетную предусматривать не следует. Вариант организации питания определяется заданием на проектирование.
(5.11.) Организация учебного процесса в школах-интернатах и соответствующий состав, площадь и размещение учебных помещений определяется заданием на проектирование.
Рекомендуемые варианты организации и размещения учебных помещений приводятся в табл.5.2.
Таблица 5.2
Рекомендуемые варианты размещения учебных помещений и рекомендуемое их применение
Вариан- ты разме- щения |
Принципы размещения учебных помещений |
Рекомендуемое применение |
1 | 2 | 3 |
1. | В составе детских групп, проектируемых по принципу детского сада, предусматривается учебно-игровая комната. |
Для дошкольников школ-интернатов всех типов; для детей младшего школьного возраста школ-интернатов всех типов |
2. | В составе жилых помещений предусматриваются учебно-игровые комнаты, служащие также помещениями для приготовления уроков и игр; специализированные кабинеты по отдельным предметам располагаются в общем блоке учебно-производственных помещений. |
Для детей младшего и среднего школьного возраста школ-интернатов всех типов; для детей старшего школьного возраста в шкодах-интернатах для умственно отсталых детей, для слепых и слабовидящих, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. |
3. | Все учебные помещения располагаются в блоке учебно-производственных помещений, а в составе жилых помещений предусматриваются игровые комнаты. |
Для детей среднего и старшего школьного возраста школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей, для детей с недостатками речи и для детей, больных сколиозом. |
5.12. Состав и площадь жилых помещений, проектируемых по типу дошкольных учреждений, рекомендуется принимать не менее указанных в табл.5.3., а в проектируемых по типу коридорной системы - табл.5.4.
Таблица 5.3
Рекомендуемые состав и площади помещений проживания, проектируемых по типу дошкольных учреждений
NN п/п |
Наименование помещений |
Площадь помещений, кв.м. |
Примечания | |
на 1 место |
Всего | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. |
Раздевальная Групповая - в школах-интернатах для детей больных сколиозом - в школах-интернатах остальных типов Спальная Туалетная Буфетная Комната индивидуальной работы Кабинет логопеда Кладовая Санитарный узел персонала с душевой и умывальником Комната хранения уборочного инвентаря Гостиная Столовая Буфетная Зал универсального назначения Кладовая инвентаря при зале Кабинет врача Комната дежурных воспитателей с санитарным узлом Кабинет тифлопедагога Кабинет логопеда Бытовая комната Кладовая чистого белья Помещение хранения колясок |
На группу | - |14 - 16 | | | 4,2 | - | | | 3,6 | - | | 3,6 | - | | | | - | 16 | - | 5 - 6 | | | - |12 - 14 | | - |18 - 20 | | | | | - | 6 - 8 | - | 5 | | | - | 4 | | Общие на секци | - |30 - 36 | 2,3 | - | - |14 - 16 | - |54 - 72 | | - |14 - 16 | | - |16 - 18 | 1 | 20 | | | - |14 - 17 | | - |16 - 18 | | | | - |10 - 14 | - |8 - 10 | | - | 10 | | | |
Может представлять собой единое помещение или состоять из двух помещений - для мальчиков и девочек Не предусматривается, если в составе секции есть общая столовая с буфетной В учреждениях для глухих и слабослышащих В учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата По заданию на проектирование -"- В санитарном узле предусмотреть душ, унитаз, умывальник В учреждениях для слепых и слабовидящих В учреждениях для умственно отсталых детей, для слепых детей и детей, больных сколиозом В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата |
Таблица 5.4
Рекомендуемые состав и площади помещений проживания, проектируемых по типу коридорной системы
NN п/п |
Наименование помещений |
Площадь помещений, кв.м. |
Примечания | |
на 1 место |
Всего | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. |
Спальные комнаты на 3 - 4 места: - не расчитанные# на пребывание инвалида-колясочника; - расчитанные# на пребывание одного из детей инвалида-колясочника Учебно-игровая комната, комната приготовления уроков: - в школах-интернатах для детей больных сколиозом; - в школах-интернатах остальных типов Инвентарная Санитарные узлы: - при каждой спальной комнате - общие на группу Столовая Буфетная Гостиная Комната воспитателей с санитарным узлом Раздевальная с сушильным шкафом Комната индивидуальной работы Бытовая комната Кладовая чистого белья Санитарный узел персонала с душевой и умывальником Комната хранения уборочного инвентаря Помещение хранения колясок |
На группу | | 5 | - | | | 6 | - | | | | | | | | 5,2 | - | | | 4,2 | - | | - | 6 - 8 | | | - | 6 | | Проектируются в соответствии с данными табл.3.1. На секцию | 2,3 | - | | | - |14 - 16 | - |34 - 36 | - | 20 | | | 1,4 | - | | | | - |12 - 14 | | | - |14 - 16 | - | 6 - 8 | | - | 5 | | | - | 4 | | - |10 - 12 | | | |
Предусмотреть зону психологической разгрузки В случаях, когда питание предусматривается в секциях жилых помещений -"- В санитарном узле предусматриваются душ, унитаз, умывальник В случаях, когда входы в жилые группы предусматривается не через главный вестибюль В учреждениях для глухих и слабослышащих детей, одна на 2 - 3 группы-класса В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. |
(5.13.) В классах и учебно-игровых комнатах всех учреждений, за исключением предназначенных для детей, больных сколиозом, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 10 - 15% от общей площади класса, в которой следует располагать кушетку, кресло, шведскую стенку. Зону психологической разгрузки следует отгораживать мебелью или экраном.
(5.14.) Планировка и оборудование классов, классов-игровых, учебных комнат, кабинетов учебной подготовки, учебно-производственных мастерских должны быть расчитаны# на возможность пребывания в них детей, передвигающихся на колясках (кроме школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей).
(5.15.) Планировка учебных помещений для детей, больных сколиозом, должна быть расчитана# на то, что во время учебного процесса дети должны находиться в лежачем положении.
(5.16.) В учреждениях для глухих и слабослышащих детей при классных и учебно-игровых помещениях следует предусматривать комнаты индивидуальной работы площадью 12 - 14 кв.м., одна комната на 2 - 3 класса.
В отделениях для дошкольников такие комнаты следует предусматривать в составе каждой детской группы.
(5.17.) В составе помещений учебно-профессиональной подготовки школ-интернатов всех типов, кроме предназначенных для детей с тяжелыми нарушениями речи и глухих детей, следует включать лингофонные# кабинеты с подсобными помещениями из расчета 1 кабинет на 6 - 8 мест на каждые 70 - 80 детей. Площадь лингофонных# кабинетов следует принимать в учреждениях для детей, больных сколиозом, 6,0 - 6,2 кв.м. на одном место, в остальных типах учреждений - 4,66 - 4,8 кв.м. на 1 место; площадь подсобных помещений 14 - 16 кв.м.
(5.18.) В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей в составе помещений учебно-профессиональной подготовки следует предусматривать кабинет тифлографики площадью 54 кв.м. с подсобным помещением площадью 18 кв.м., а также кабинет социальной адаптации, представляющий собой одно - двухкомнатную квартиру с кухней, санитарным узлом, кладовой.
5.19. Кабинеты физики, химии, географии, математики, истории, литературы и русского языка, обучения машинописи следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста из расчета на 1 место:
- в учреждениях для детей, больных сколиозом - 6,0 - 6,2 кв.м. в кабинетах физики, химии, обучения машинописи и 5,2 - 5,4 кв.м. - в остальных кабинетах;
- в учреждениях других типов - 4,6 - 5,0 кв.м. в кабинетах физики, химии, машинописи; 4,2 - 4,4 кв.м. в остальных кабинетах.
При кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые площадью 14 - 18 кв.м.
Примечания:
1. Кабинеты физики и химия в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении.
2. Специальные кабинеты - географии, математики, истории, литературы и русского языка, не требующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятия по этим предметам проводить в учебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций, или классах в составе блока учебно-производственных помещений.
3. Согласно заданию на проектирование в составе помещений может быть предусмотрен кабинет черчения 36 - 54 кв.м. с подсобным помещением 14 - 16 кв.м.
(5.20.) При помещениях учебно-профессиональной подготовки, расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2 - 1,4 кв.м. на одно место в классе или кабинете.
(5.21.) В школах-интернатах для инвалидов необходимо предусматривать:
- кабинет биологии - живой уголок 60 - 70 кв.м. с лаборантской 18 кв.м.;
- компьютерный класс 54 - 72 кв.м. с кладовой 18 кв.м.;
- кулинарный класс 32 - 36 кв.м. с комнатой приема гостей 32 - 36 кв.м. и кладовой 16 - 18 кв.м.;
- комнату музыкальных занятий 36 - 54 кв.м. с кладовой инструментов 18 кв.м.
- класс рисования - изостудию 50 - 54 кв.м. с кладовой 18 кв.м. (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей);
- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 300 кв.м. в учреждениях для слепых детей, 120 кв.м. в учреждениях остальных типов для детей с нормальных# интеллектом и 80 кв.м. для детей с недостатками умственного развития;
- методический кабинет 36 - 40 кв.м.;
- кабинет заместителя директора по педагогической части 16 - 18 кв.м.;
- кабинет заведующего учебной частью 16 - 18 кв.м.;
- учительскую комнату 36 - 40 кв.м., которую можно совмещать с комнатой мастеров.
Примечание:
Если классные помещения размещены в разных блоках здания, то вместо одной учительской комнаты необходимо предусматривать учительские комнаты площадью 18 - 24 кв.м. в составе помещения каждого блока.
5.22. В школах-интернатах рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:
- в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники - 4,0 - 4,5 кв.м.;
- картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5 - 6 кв.м.
При учебной-производственных# помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6 - 8; специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий: назначения, вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п.
5.23. В школах-интернатах допускается предусматривать специальный класс для подготовки среднего медицинского и воспитательного персонала площадью 36 кв.м. с кладовой учебных пособий.
5.24. В составе учреждений рекомендуется предусматривать бассейны и спортивные залы со следующими размерами:
- спортивный зал 12 х 24 кв.м.;
- бассейн с ванной 5 х 10 или 6 х 12 м, глубиной 0,8 до 1,1 м.
Примечания:
1. Спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможность использования для занятия лечебной физкультурой.
2. Состав и площади спортивных помещений определяются заданием на проектирование, при этом допускается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади.
(5.25.) В школах-интернатах следует проектировать актовые залы и кружковые помещения:
- актовые залы должны быть предусмотрены на 120% (в расчете на персонал и гостей) детей школьного возраста из расчета не менее 1,8 кв.м. на одно место в зале в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 1,2 кв.м. - для остальных типов; при этом должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников из расчета 15 - 20% в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 2 - 3% - для остальных типов (кроме учреждений для детей больных сколиозом, а также слепых детей);
- в состав помещений при актовом зале входят: эстрада площадью не менее 54 кв.м., кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию), фойе (используемое как зал для танцев и игр) из расчета не менее 1,2 кв.м. на 1 место в зале, помещение для артистов (30 - 35 кв.м.) с санитарным узлом (3 - 4 кв.м.), помещение пожарного поста (15 - 16 кв.м.), студия кабельного телевидения (18 - 20 кв.м.), фильмовидеотека (16 - 18 кв.м.), кладовая аппаратуры (10 - 12 кв.м.), кладовая мебели и реквизита (20 - 24 кв.м.);
- рекомендуется проектировать следующие кружковые помещения:
- кукольного театра, лепки, макрамэ, вязания и вышивки и др. с кладовыми для хранения материалов и готовых изделий:
- танцевальная студия (54 - 72 кв.м.) с раздевальной (14 - 18 кв.м.) и санитарным узлом;
- театральный кружок (30 - 36 кв.м.) с кладовой (16 - 18 кв.м.);
- шахматный кружок (24 - 36 кв.м.) с кладовой (8 - 10 кв.м.).
Примечания:
1. В школах-интернатах большей вместимости актовые залы допускается рассчитывать на 60% детей школьного возраста.
2. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих кружок кукольного театра не предусматривается.
3. Состав и площади помещений культурно-массового обслуживания определяются заданием на проектирование.
5.26. В школах-интернатах допускается предусматривать игровые автоматы, размещаемые или в вестибюле или в специальном зале.
5.27. В школах-интернатах, за исключением предназначенных для детей с недостатками умственного развития, рекомендуется предусматривать блок бани сухого жара (сауну) с подсобными помещениями. При проектировании помещений данного типа необходимо руководствоваться требованиями СНиП "Общественные здания и сооружения".
5.28. Состав медицинских помещений следует предусматривать в каждом конкретном случае согласно заданию на проектирование.
5.29. В школах-интернатах всех типов, за исключением учреждений для глухих и слабослышащих детей, необходимо предусматривать кабинеты логопеда площадью 18 - 20 кв.м.:
- для школьников - в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 1 кабинет на 30 - 40 детей; в остальных типах - 1 кабинет на учреждение;
- для дошкольников - 1 кабинет на группу (8 - 10 мест) в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата и 1 кабинет на секцию - в учреждениях других типов.
(5.30.) В состав помещений медицинского обслуживания школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей следует включать: кабинет офтальмолога площадью 75 - 80 кв.м. длиной не менее 25 м; кабинет развития остаточного зрения 36 - 42 кв.м. с подсобным помещением 16 - 18 кв.м.; зал для развития пространственной ориентации 54 - 72 кв.м. с кладовой 8 - 10 кв.м.
(5.31.) В школах-интернатах для детей больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарат# необходимо преудсматривать# гипсовальную, мастерскую для изготовления корсетов, а также кабинеты озокерито-парафинолечения и горячих укутываний с подсобными помещениями; кроме того в школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата - кабинет электрогрязелечения.
5.32. Ориентировочное число мест в процедурных кабинетах следует принимать согласно данным приложения 1.
5.33. Площадь кабинетов следует принимать из расчета на одно процедурное место: в ингаляториях 4 - 5 кв.м., в кабинетах подводного массажа - 18 - 20 кв.м., индивидуального массажа - 16 - 18 кв.м., в кабинетах остальных типов - 7 - 8 кв.м. (на одну ванну или кушетку).
5.34. В состав медицинских помещений школ-интернатов всех типов должны входить кабинеты: педиатра - 15 - 16 кв.м., консультативного приема с темной комнатой (для возможности работы офтальмолога) - 20 + 8 кв.м., стоматолога 16 - 18 кв.м., психоневролога - 14 - 16 кв.м., гинеколога (уролога) - 20 - 22 кв.м., гидропатии - 28 - 30 кв.м. с раздевальной 14 - 16 кв.м., механотерапии - 36 - 72 кв.м., психологической разгрузки - 18 - 24 кв.м., помещения процедурной - 18 - 20 кв.м., стерилизационной-автоклавной, аптечной комнаты, кабинет медицинской сестры - 14 кв.м.
Примечания:
1. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей, где предусматривается отдельный кабинет офтальмолога, при кабинете консультативного приема темную комнату предусматривать не следует.
2. В составе медицинских помещений в соответствии с зданием на проектирование допускается предусматривать кабинет функциональной диагностики 24 - 26 кв.м. с подсобным помещением 8 - 10 кв.м.
3. Набор оборудования в кабинетах механотерапии определяется заданием на проектирование, в учреждениях для умственно отсталых детей кабинеты механотерапии не предусматриваются.
5.35. Производственные помещения кухни во всех типах школ-интернатов следует рассчитывать на работу на сырье. Кроме питания детей, должно обеспечиваться питание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в одну смену.
5.36. В случае, если питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях кухни, площадь обеденного зала принимается из расчета не менее 2,3 кв.м. на одно место в учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарат# и 1,6 кв.м. на 1 место - в учреждениях остальных типов; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 кв.м. (1 умывальник) на каждые 18 - 20 мест, раздаточная 18 - 24 кв.м., сервизная-хлеборезка 6 - 8 кв.м., а также моечная столовой посуды: 16 - 18 кв.м. при ручной мойке и не менее 30 кв.м. в расчете на механизированную мойку.
5.37. Для питания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета на# 1,8 кв.м. на 1 место. Его следует располагать в составе помещений кухни или администрации, недалеко от входа. Вместимость обеденного зала (или буфета) следует расчитывать# исходя из общего числа персонала, числа питающихся, продолжительности обеденного времени, пропускной способности места; при зале следует предусматривать подсобное помещение (буфетную), предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды.
(5.38.) Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 3 - 4% от числа мест для детей школьного возраста и 5 - 6% от числа мест для детей дошкольного возраста. Он должен включать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отделением. При этом любой из мельцеровских боксов, представляющих собой одно - двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванная) и выходом на участок через тамбур, может служить приемно-смотровым боксом.
(5.39.) Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур-шлюзы. Между боксами и коридором следует предусматривать глухое (неоткрывающееся) окно, которое служит для наблюдения персонала за детьми.
5.40. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть полностью изолированным, или связанным через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных. В тамбур-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов; кроме того должна быть обеспечена подача наружного воздуха при пожаре.
Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе.
Примечание:
Размещение изолятора, а также состав и площади помещений (включая соотношение одноместных и двухместных мельцеровских боксов) устанавливается в задании на проектирование.
5.41. В помещения изолятора, включающие комнату персонала, процедурную, инвентарную, буфетную, санитарную комнату, кабинет врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме того помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур), необходимо предусматривать самостоятельный вход.
5.42. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур-шлюзом и санитарным узлом следует принимать не менее 24 кв.м. - в боксах на 1 место и 30 кв.м - в боксах на 2 места.
5.43. При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:8.
5.44. Состав и площади помещений изолятора рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.5.
Таблица 5.5
Рекомендуемый состав и площади помещений изолятора
NN | Наименование | Площади помещений, кв. м. |
Примечания | |
В изоляторе | ||||
до 10 мест |
свыше 10 мест |
|||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Мельцеровский бокс на 1 место Мельцеровский бокс на 2 места Санитарная комната Процедурная Кабинет врача, медицинской сестры Комната персонала с раздевальной и душем Буфетная Комната хранения переносной аппаратуры Инвентарная Уборная с умывальником в шлюзе |
24 30 6 18 14 10 8 - 8 3 |
24 30 6 18 14 12 12 12 12 3 |
Число боксов определяется расчетом -"- Располагается рядом с комнатой персонала |
5.45. Помещения медицинского обслуживания и изолятора следует проектировать с учетом действующих нормативных документов по проектированию больниц и поликлиник.
5.46. В составе помещений школ-интернатов всех типов рекомендуется предусматривать компьютерный центр персональных компьютеров (36 - 40 кв.м.) с архивом (16 - 18 кв.м.).
5.47. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетной и раздевальных дошкольных групп, комнатах персонала, комнате гигиены девочек, санитарной комнате и буфетной изолятора, моечной кухонной посуды. Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых, инвентарных, уборных и душевых персонала, уборных и душевых при бассейне и спортзале, комнатах хранения предметов уборки, хранения переносной аппаратуры изолятора, санитарных узлах при спальных комнатах.
(5.48.) Ширину дверей следует принимать не менее 1 м; ширину коридоров в жилых, медицинских, приемных помещениях, столовых для детей, помещениях учебно-профессиональной подготовки, культурно-спортивного обслуживания следует принимать не менее 1,8 м, в остальных случаях - не менее 1,4 м.
5.49. Для эвакуации при пожаре в двух - трехэтажных зданиях рекомендуется использовать тобогганы (открытые наклонные желоба для спуска под тяжестью собственного тела), которые могут быть стационарными, откидными, сборными.
5.50. В зданиях высотой 2 и более этажей следует проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2-х м. и шириной не менее 6 м. (не менее одной лоджии на 1 - 2 жилые секции), рассматривая их как противопожарные отсеки для отстоя людей при пожаре. Простенки должны быть шириной не менее 1,6 м. В двух - трехэтажных зданиях в ограждения лоджий рекомендуется монтировать откидные тобогганы.
(5.51.) В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов. В зданиях не выше трех этажей второй эвакуационный выход можно предусматривать через наружную лестницу (или пандус), а также через лоджию-отстойник, оборудованную откидным тобогганом.
(5.52.) На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение.
(5.53.) В зданиях школ-интернатов для детей-инвалидов должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию следует предусматривать в соответствии с "Противопожарными требованиями к проектированию и оборудованию домов-интернатов" (по аналогам Домов-интернатов для обучаемых детей-инвалидов).
5.54. Если эвакуация при пожаре расчитана# на сборные тобогганы, в школах-интернатах вне основного здания необходимо предусматривать отапливаемое помещение площадью 8 - 10 кв.м. для их хранения, обеспеченное первичными средствами пожаротушения.
5.55. Хозяйственные сооружения - котельная, дезкамера, гараж, прачечная (или постирочная), ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства и прочее - проектируются в зависимости от местных условий в соответствии с заданием на проектирование. Их мощность, состав и площадь помещений определяется расчетами и техническими условиями на инженерное обеспечение объекта, а также требованиями действующих Строительных норм и правил.
5.56. При разработке Программ и Заданий на проектирование школ-интернатов для определения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Московские городские строительные нормы МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей-инвалидов" (утв. распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 30 ноября 1995 г. N 1143-РЗП)
Текст МГСН приводится по официальному изданию Правительства Москвы, М. - 1995 г.
1. Разработаны МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд.арх. Тхор Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.)
при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (санитарные врачи Пронина Л.И., Добышев К.А.)
2. Внесены Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения
3. Подготовлены к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.)
4. Согласованы: УГПС ГУВД г.Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Департаментом образования г.Москвы
5. Приняты и введены в действие распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 30 ноября 1995 г. N 1143-РЗП
Дата введения 1 января 1996 г.