Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 9 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Л.В.Туленковой
судей Ю.С.Буракова, В.В.Сириной
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Тюменского муниципального унитарного предприятия "Рынок" (истец) на решение от 15.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья М.В.Голощапов) и постановление от 09.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи О.Ю.Рыжиков, Ю.Н. Киричёк, Е.П.Кливер) по делу N А70-5210/2010 по иску Тюменского муниципального унитарного предприятия "Рынок" (ИНН 7202013527, ОГРН 1027200869629) к индивидуальному предпринимателю Любови Афанасьевне Виндилович (ИНН 720400084840, ОГРНИП 304720334400292) о взыскании задолженности по арендной плате.
Суд установил:
Тюменское муниципальное унитарное предприятие "Рынок" (далее - ТМУП "Рынок"), ссылаясь на статьи 15, 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Л.А. Виндилович о взыскании 77 100 рублей задолженности по договору о предоставлении торгового места от 13.07.2007 N к.11.
Решением суда от 15.07.2010, оставленным без изменения постановлением от 09.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
ТМУП "Рынок" в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя, судебные акты являются незаконными и необоснованными, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права. Суды, признав незаключённым договор от 13.07.2007 N к.11, вышли за рамки заявленных требований, поскольку такое требование ни одной из сторон не заявлялось. При исполнении договора у индивидуального предпринимателя Л.А.Виндилович не возникло затруднений в определении объекта аренды, а также затруднений в его использовании. Судами неправомерно применены к спорным правоотношениям положения статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку деятельность по организации розничного рынка регулируется Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что между ТМУП "Рынок" (управляющая рынком компания) и индивидуальным предпринимателем Л.А.Виндилович (арендатор) заключён договор о предоставлении торгового места от 13.07.2007 N к.11, согласно которому управляющая рынком компания передаёт арендатору во временное пользование контейнер N 11, площадью 5 кв. м, расположенный по адресу: город Тюмень, улица Полевая, 107, в соответствии с утверждённой схемой размещения на специализированном непродовольственном розничном рынке для осуществления деятельности по продаже промышленных товаров. Договором установлен срок внесения платежей, при этом порядок осуществления платежей не предусмотрен.
Во исполнение договора вышеуказанное торговое место передано арендатору по приёмно-сдаточному акту от 13.07.2007 N 11.
Срок действия договора определён с 13.07.2007 по 13.01.2008 (пункт 7.1 договора).
Установив, что у ответчика имеется задолженность по оплате за пользование торговым местом за период с 13.07.2007 по 01.03.2008, ТМУП "Рынок" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров, как договор о предоставлении торгового места на розничном рынке не поименован.
В силу статьи 2 Закона о розничных рынках правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, деятельность по организации и осуществлению торговли на розничных рынках представляет собой особый вид деятельности, правовое регулирование которой осуществляется специальным законодательством как на федеральном уровне - Законом о розничных рынках, так и на уровне субъектов Российской Федерации, в Тюменской области постановлениями Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 74-п "Об утверждении порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках" и от 03.04.2007 N 70-п "Об утверждении Требований к торговым местам на розничных рынках Тюменской области" (далее - Требования).
Согласно пунктам 7, 8 статьи 3 Закона о розничных рынках торговым местом является место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведённое управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным управляющей рынком компанией и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок.
Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений (пункт 2 статьи 15 Закона о розничных рынках).
С учётом изложенного, положения главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде к договору о предоставлении торгового места на розничных рынках, правовое регулирование которого установлено Законом о розничных рынках, не применимы. Таким образом, довод ТМУП "Рынок" о том, что к рассматриваемым спорным правоотношениям нормы главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде не применимы, является обоснованным.
На этом основании вывод суда первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции, о незаключённости договора от 13.07.2007 N к.11 по правилам статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, является несостоятельным.
Однако данный вывод не повлиял на правильность принятых судами судебных актов.
Из материалов дела следует, что предметом договора от 13.07.2007 N к.11 является торговое место - контейнер N 11, площадью 5 кв. м, расположенный по адресу: город Тюмень, улица Полевая, 107, в соответствии с утверждённой схемой размещения на специализированном непродовольственном розничном рынке.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 14 Закона о розничных рынках в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном указанным Законом.
Торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктом 5 Требований торговые места должны иметь номер согласно схеме размещения, указание номера торгового места обязательно при заключении договора о предоставлении торгового места. Информация о количестве и расположении торговых мест на рынке размещается на информационном стенде на территории рынка.
Учитывая изложенное, принимая судебные акты, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что подлежащее передаче в аренду торговое место на розничном рынке должно быть определено на схеме размещения торговых мест с указанием номера такого места.
Судами установлено и из материалов дела следует, что из схемы размещения торговых мест на ТМУП "Рынок" "Вещевой рынок Центральный" город Тюмень, улица Полевая, 107 невозможно определить, в каком именно месте располагается указанный контейнер N 11, на схеме нумерация торговых мест отсутствует.
В судебном заседании суда первой инстанции ни представитель ТМУП "Рынок", ни индивидуальный предприниматель Л.А.Виндилович не смогли определить на схеме размещения торговых мест нахождение торгового места N 11, предоставленного по договору от 13.07.2007 N к.11 предпринимателю Л.А.Виндилович.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно признал установленным факт ненадлежащей идентификации объекта аренды в договоре, что свидетельствует о ничтожности договора от 13.07.2007 N к.11 как не соответствующего пункту 9 статьи 15 Закона о розничных рынках и пункту 11 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 74-п, запрещающих заключение договоров о предоставлении торговых мест, не предусмотренных схемой размещения торговых мест.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Следовательно, оснований для взыскания арендной платы по ничтожному договору не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 09.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5210/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Тюменского муниципального унитарного предприятия "Рынок" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В.Туленкова |
Судьи |
Ю.С. Бураков |
|
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Требований торговые места должны иметь номер согласно схеме размещения, указание номера торгового места обязательно при заключении договора о предоставлении торгового места. Информация о количестве и расположении торговых мест на рынке размещается на информационном стенде на территории рынка.
...
В судебном заседании суда первой инстанции ни представитель ТМУП "Рынок", ни индивидуальный предприниматель Л.А.Виндилович не смогли определить на схеме размещения торговых мест нахождение торгового места N 11, предоставленного по договору от 13.07.2007 N к.11 предпринимателю Л.А.Виндилович.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно признал установленным факт ненадлежащей идентификации объекта аренды в договоре, что свидетельствует о ничтожности договора от 13.07.2007 N к.11 как не соответствующего пункту 9 статьи 15 Закона о розничных рынках и пункту 11 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 74-п, запрещающих заключение договоров о предоставлении торговых мест, не предусмотренных схемой размещения торговых мест.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Следовательно, оснований для взыскания арендной платы по ничтожному договору не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 марта 2011 г. N Ф04-140/2011 по делу N А70-5210/2010