г. Тюмень |
|
2 июля 2014 г. |
Дело N А45-12358/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Доркиной А.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 12.11.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 31.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А45-12358/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Новосибирский механический завод "Искра" (630900, город Новосибирск, улица Чекалина, 8, ИНН 5410039642, ОГРН 1115476008890) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Лузарева И.В.) в заседании участвовали представители: Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Спицын А.К. по доверенности от 09.01.2014; открытого акционерного общества "Новосибирский механический завод "Искра" - Ерышева И.А. по доверенности от 11.02.2014.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Новосибирский механический завод "Искра" (далее - ОАО "НМЗ "Искра", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 07.05.2013.
Решением от 12.11.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 31.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению управления, установление в техническом задании аукционной документации конкретных марок перчаток химических стойких для нужд общества (ANSELL ЭКОНОХЕНДС, ANSELL НЕОТОП, ANSELL ХАЙКРОН) могло привести к ограничению выбора хозяйствующих субъектов, которые поставляют такие товары, а также создало преимущества тем хозяйствующим субъектам, которые производят и поставляют перчатки химические стойкие ANSELL.
Кроме того, положением о закупочной деятельности общества не установлен порядок подготовки и проведения открытого аукциона в электронной форме, а также не установлен порядок заключения и исполнения договоров, заключенных по результатам проведения такого аукциона.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, как соответствующие действующему законодательству.
Определением от 29.05.2014 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа рассмотрение кассационной жалобы по делу было отложено в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на 30.06.2014.
В соответствии с распоряжением председателя первого судебного состава Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.06.2014 в связи с отпуском судьи Алексеевой Н.А. произведена замена указанного судьи на судью Ильина В.И., производство по делу начато сначала.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении без изменения обжалуемых судебных актов по делу.
Из материалов дела следует и установлено судами первой и апелляционной инстанций, что 10.12.2012 на официальном сайте www.zakupki.goy.ru (номер извещения N 31200063011) и сайте электронной торговой площадки www.etprf.ru (номер извещения N RTG13011800006) обществом размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку перчаток химических стойких и нарукавников с начальной (максимальной) ценой контракта 714 100 руб.
В пункте 1 раздела 5 Технического задания аукционной документации указано наименование товара - перчатки химические стойкие и технические, функциональные характеристики, ГОСТ, ТУ, значение показателей и показатели, значения которых не могут изменяться: перчатки КЩС тип 1, стойкость к кислотам и щелочам 60 - 80 %, каучуковое покрытие, материал подкладки: хлопок, ГОСТ 12.4.246-2008; перчатки ANSELL ЭКОНОХЕНДС, ГОСТ 12.4.246-2008; перчатки ANSELL НЕОТОП, ГОСТ 12.4.246-2008; перчатки ANSELL ХАЙКРОН, ГОСТ 12.4.246-2008, крага, полное покрытие.
24.01.2013 протоколом N 32/2 заседания закупочной комиссии по приобретению товаров, работ, услуг для нужд общества установлено, что поступила только одна заявка от закрытого акционерного общества "Торговый дом Новосибирск-Восток-Сервис" (далее - ЗАО "Торговый дом Новосибирск-Восток-Сервис"), поэтому электронный аукцион признан несостоявшимся.
30.01.2013 заключен договор поставки N 3017-96-2013 между ОАО "НМЗ "Искра" и ЗАО "Торговый дом Новосибирск-Восток-Сервис", согласно которому продавец обязуется передать в собственность (поставить) покупателю, а покупатель принять и оплатить перчатки химические стойкие и нарукавники из полимерных материалов.
В управление поступило заявление общества с ограниченной отвентственностью "Торговый дом Лига Спецодежды" (вх. N 693 от 01.02.2013), в котором указано на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях организатора торгов общества при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку перчаток химических стойких и нарукавников для нужд ОАО "НМЗ "Искра" на основании извещения N RTG13011800006, которые выразились в указании в пункте 1 раздела 5 Технического задания аукционной документации конкретных марок перчаток химических стойких для нужд заявителя.
Решением от 07.05.2013 антимонопольного органа общество признано нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции): нарушение выразилось в установлении в техническом задании аукционной документации открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку перчаток химических стойких и нарукавников для общества конкретных марок перчаток химических стойких (ANSELL ЭКОНОХЕНДС, ANSELL НЕОТОП, ANSELL ХАЙКРОН), что могло привести к устранению потенциальных участников аукциона, поставляющих перчатки иных производителей, и создало преимущества тем хозяйствующим субъектам, которые производят и поставляют перчатки химические стойкие фирмы ANSELL), а также пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках): нарушение выразилось в проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку перчаток химических стойких и нарукавников для нужд общества в отсутствие установленного порядка проведения такого аукциона в Положении о закупочной деятельности ОАО "НМЗ "Искра").
ОАО "НМЗ "Искра", не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у заказчика права на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными и соответствующими материалам дела.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, если иное не установлено федеральным законом.
Изложенное выше свидетельствует о том, что, документация о торгах разрабатывается заказчиком самостоятельно и должна содержать показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара его потребностям.
Из материалов дела следует, что в техническом задании аукционной документации на право заключения договора на поставку перчаток химических стойких и нарукавников установлен перечень технических и функциональных характеристик перчаток химических с указанием на производителя перчаток фирму ANSELL.
При этом судами указано, что по условиям взрывоопасного производства ОАО "НМЗ "Искра" длительное время использовались перчатки ККЩРОН 1, 2, ГОСТ 20010-93, для работы на особо опасных операциях с кислотами, щелочами и инициирующими составами и продуктами.
С появлением на рынке продукции различных производителей, приобретены и опробованы перчатки различных марок, в том числе, НЕОТОП, ЭКОНОХЕНДС, ХАЙКРОН фирмы ANSELL.
Опытные работы с использованием перчаток НЕОТОП и ЭКОНОХЕНДС показали, что данные перчатки идеальны для работы на особоопасных операциях с кислотами и щелочами концентрацией до 99 %, имеют высокую стойкость к порезам, проколам, истиранию, внутри хлопковое напыление с антибактериальной обработкой, четко соответствуют размерам, что очень важно при работах с вышеуказанными составами и пиротехническими изделиями, обеспечивающими идеальный сухой и влажный захват.
Перчатки ХАЙКРОН используются в механических целях на участках грубых работ, где другие перчатки не выдерживают сроков носки в несколько раз. Перчатки ХАЙКРОН обладают высокой износостойкостью и экономичностью.
В этой связи технической службой общества, учитывая особенности опасного производства, принято решение использовать перчатки производителя ANSELL, либо перчатки другого производителя, качество которых соответствует высоким показателям качества товаров фирмы ANSELL.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что установленные требования к товару обусловлены собственными нуждами ОАО "НМЗ "Искра".
Кроме того, сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 24.01.2013 заявка на участие подана от одного претендента, с которым в дальнейшем и заключен договор поставки.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Лига Спецодежда", которое обратилось с жалобой в антимонопольный орган, не принимало участия в данном открытом аукционе, проводимом в электронной форме, не представило доказательств того, что у него имеется продукция аналогичная той, которую просит поставить заказчик.
С учетом изложенного, вывод судов об отсутствии в действиях учреждения нарушений положений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является обоснованным.
Поскольку решение антимонопольного органа не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы общества, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Иные доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, в том числе, относительно порядка подготовки и проведения открытого аукциона в электронной форме, а также порядка заключения и исполнения договоров, заключенных по результатам проведения такого аукциона, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.11.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 31.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12358/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что в техническом задании аукционной документации на право заключения договора на поставку перчаток химических стойких и нарукавников установлен перечень технических и функциональных характеристик перчаток химических с указанием на производителя перчаток фирму ANSELL.
При этом судами указано, что по условиям взрывоопасного производства ОАО "НМЗ "Искра" длительное время использовались перчатки ККЩРОН 1, 2, ГОСТ 20010-93, для работы на особо опасных операциях с кислотами, щелочами и инициирующими составами и продуктами.
...
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Лига Спецодежда", которое обратилось с жалобой в антимонопольный орган, не принимало участия в данном открытом аукционе, проводимом в электронной форме, не представило доказательств того, что у него имеется продукция аналогичная той, которую просит поставить заказчик.
С учетом изложенного, вывод судов об отсутствии в действиях учреждения нарушений положений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июля 2014 г. N Ф04-3583/14 по делу N А45-12358/2013