г. Тюмень |
|
9 июля 2014 г. |
Дело N А27-20806/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 11.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Семенычева Е.И.) и постановление от 03.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А27-20806/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЭУ-21" (650025, г. Кемерово, ул. Дзержинского,18, ОГРН 1074205021472, ИНН 4205140920) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, д.11; ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительными решений.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация города Кемерово (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, пр-т Советский, 54; ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Фуртуна Н.К.) в заседании участвовал представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Овчинников В.П. по доверенности от 14.05.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РЭУ-21" (далее - Общество)
обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Кемерово (далее - Администрация), о признании недействительными решения от 13.08.2012 N 39130 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 13.08.2012 N 2915 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению.
Решением от 11.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 03.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными решения Инспекции от 13.08.2012 N 39130 и N 2915 в части доначисления НДС в размере 2 068 876 руб., Инспекцию обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возмещения из бюджета 982 342 руб. НДС в порядке, предусмотренном статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); в остальной части в удовлетворения требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить в части удовлетворения требований Общества, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что полученные Обществом из бюджета денежные средства в виде субсидий, связанных с применением государственных регулируемых цен, подлежат обложению НДС, поскольку предоставление субсидий связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Судами и материалами дела установлено следующее.
08.02.2012 Обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2011 года с указанием налога к возмещению в размере 1 029 043 руб.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной декларации Инспекция составила акт и вынесла решение от 13.08.2012 N 39130 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 114 585,34 руб.; также предложено уплатить недоимку по НДС в общей сумме 1 086 534 руб., пени в общей сумме 36 259,83 руб.
Одновременно принято решение от 13.08.2012 N 2915 об отказе в возмещении частично НДС, заявленного к возмещению, в сумме 1 029 043 руб.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обжаловало их в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, решением которого от 02.11.2012 N 679 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решения Инспекции - без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ. Таким образом, законность и обоснованность принятых судебных актов проверяется в части признания решений Инспекции недействительными.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Основанием для принятия оспариваемых решений (применительно к предмету кассационного обжалования) послужил вывод Инспекции о нарушении Обществом подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, что выразилось в занижении налоговой базы по НДС на сумму субсидий, полученных от Администрации с учетом сумм НДС.
Как установлено судами, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами:
- Региональной энергетической комиссией Кемеровской области установлены тарифы на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ОАО "Кузбассэнерго" на потребительском рынке Кемеровской области (постановление от 21.12.2010 N 302, и на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей МП "Тепловые сети города Кемерово" (постановление от 24.12.2010 N 308);
- решением Кемеровского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 409 "О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом" предусмотрено возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории города Кемерово путем предоставления субсидий в порядке, установленном действующим законодательством;
- порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, утвержден распоряжением Администрации от 07.04.2008 N 1375;
- на основании названных нормативных актов Администрацией и Обществом заключен договор от 11.01.2011 N 06-с/11, по условиям которого Обществу в 2011 году предоставляются субсидии в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Кемерово, в целях возмещения затрат в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела суды всесторонне исследовали все представленные сторонами доказательства и, руководствуясь положениями статей 23, 39, 40, 146, 154, 162 НК РФ, статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пришли к верному выводу, что полученные Обществом из бюджета города Кемерово денежные средства являются субсидиями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных им убытков, возникших в результате предоставления услуг по регулируемым ценам. Указанные средства не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поэтому не являются объектом налогообложения по НДС.
Кассационная инстанция, соглашаясь с указанными выводами судов, исходит из следующего.
В рассматриваемом случае полученные Обществом из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые облагаются НДС, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Отклоняя довод Инспекции о применении к спорным правоотношениям подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, суды верно указали, что направленные из бюджета Обществу денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку поставка коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования "город Кемерово", а полученные Обществом денежные средства не представляют собой плату за коммунальные услуги.
Общество не оказывает распорядителю денежных средств какие-либо услуги, а последний их не потребляет.
Распорядитель бюджетных средств, в порядке статей 6, 69, 78, 219 БК РФ выделяя субсидии, лишь исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства. Получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 НК РФ).
При этом суды правильно отметили, что наличие НДС в составе расчета субсидии не меняет ее правовой природы. Основные свойства субсидии остались неизменными, а именно: денежные средства переданы Обществу из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по государственным регулируемым ценам.
В ходе камеральной налоговой проверки не рассматривался вопрос о правомерности заявленных Обществом вычетов по НДС, в связи с чем отклоняется соответствующий довод Инспекции.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительными оспариваемые решения Инспекции по настоящему эпизоду.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 03.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20806/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае полученные Обществом из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые облагаются НДС, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Отклоняя довод Инспекции о применении к спорным правоотношениям подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, суды верно указали, что направленные из бюджета Обществу денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку поставка коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования "город Кемерово", а полученные Обществом денежные средства не представляют собой плату за коммунальные услуги.
...
Распорядитель бюджетных средств, в порядке статей 6, 69, 78, 219 БК РФ выделяя субсидии, лишь исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства. Получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 НК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июля 2014 г. N Ф04-5503/14 по делу N А27-20806/2012