Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Т.Я. Шабалковой,
судей Н.А. Алексеевой, Л.В. Беловой,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области на решение от 09.11.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья О.А. Минеев) и постановление от 01.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Е.П. Кливер, Ю.Н. Киричёк, О.Ю. Рыжиков) по делу N А70-10190/2010 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (ИНН 7203158490, ОГРН 1057200990593) к некоммерческому партнерству "Центр социально-психологической адаптации "ЛАД" (ИНН 7203153573, ОГРН 1047200642830) о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители: от некоммерческого партнерства "Центр социально-психологической адаптации "ЛАД" - В.К. Баева директор, С.В. Горовенко по доверенности от 13.09.2010; от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области - Е.А. Коновалова по доверенности от 24.04.2010 N 10.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении некоммерческого партнерства "Центр социально-психологической адаптации "ЛАД" (далее - НП "ЦСПА "ЛАД") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 09.11.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 01.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования Управлению Роспотребнадзора по Тюменской области отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции, принять новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела
В отзыве на кассационную жалобу НП "ЦСПА "ЛАД" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы кассационной жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области проведена проверка деятельности НП "ЦСПА "ЛАД",
в ходе которой вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 13.09.2010.
Должностным лицом Управления в отношении НП "ЦСПА "ЛАД" составлен протокол от 27.09.2010 N 306 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направлен для рассмотрения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о привлечении к административной ответственности, суды исходили из отсутствия в действиях НП "ЦСПА "ЛАД" события вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательный уровней (образовательных цензов).
Из положений пункта 1 статьи 12 Закона об образовании следует, что образовательный процесс - это реализация одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33.1 Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей. Во исполнение положений пункта 3 статьи 33.1 Закона об образовании Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании).
Пункт 1 статьи 27 Закона об образовании предусматривает, что образовательное учреждение или научная организация в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации.
Пунктом 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666, установлено, что дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
При этом для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность.
Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что осуществляемая предпринимателем деятельность не соответствует критериям образовательной деятельности.
Суды правильно указали, что названная деятельность может быть признана оказанием услуг по организации досуга детей дошкольного возраста, что не относится к образовательным услугам, несмотря на использование отдельных элементов соответствующих образовательных программ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 277, лицензированию не подлежит образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации; индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Поскольку Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области не представлено надлежащих и достаточных доказательств того, что осуществляемая НП "ЦСПА "ЛАД" деятельность является образовательной, правомерным являются выводы судов обеих инстанций об отсутствии в действиях признаков объективной стороны вменяемого ему административного правонарушения.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.11.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 01.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10190/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
|
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666, установлено, что дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
...
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность.
...
Суды правильно указали, что названная деятельность может быть признана оказанием услуг по организации досуга детей дошкольного возраста, что не относится к образовательным услугам, несмотря на использование отдельных элементов соответствующих образовательных программ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 277, лицензированию не подлежит образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации; индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2011 г. N Ф04-968/2011 по делу N А70-10190/2010