г. Тюмень |
|
15 июля 2014 г. |
Дело N А46-14720/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на постановление от 10.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-14720/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Омь" (644024, г. Омск, ул. Лермонтова, 46, ОГРН 1025500971330, ИНН 5504027931) к администрации г. Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244), департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32/1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) о признании незаконным бездействия и об обязании совершить действия.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Омь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, департамент), выразившегося в непринятии в срок до 26.12.2013 решения о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, необеспечении подготовки документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в необеспечении подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта города Омска об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в связи с изменением решением Омского городского Совета от 26.12.2012 N 98 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в части изменения границ территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2, с выделением территориальной зоны ОД-1 с номером 2445; и о признании незаконным бездействия администрации города Омска (далее - администрация), выразившегося в неутверждении в срок до 26.12.2013 документации по планировке территории (проект планировки) муниципального образования городской округ город Омск, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия.
Обязать департамент принять решение о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, обеспечить подготовку документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия и обеспечить подготовку проекта соответствующего муниципального правового акта города Омска об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки) муниципального образования городской округ город Омск, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия, в связи с изменением решением Омского городского Совета от 26.12.2012 N 98 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в части изменения границ территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2, с выделением территориальной зоны ОД-1 с номером 2445, а также обязать администрацию утвердить документацию по планировке территории (проект планировки) муниципального образования городской округ город Омск, согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 не будет проходить красная линия.
Решением от 04.02.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением от 10.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными бездействия департамента, обязал его принять решение о подготовке документации, обеспечить ее подготовку, а также подготовку проекта соответствующего муниципального правового акта в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила).
В кассационной жалобе департамент просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение.
В обоснование жалобы истец указывает, что вывод апелляционного суда о применении к спорным правоотношения аналогии закона является неправомерным; подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими и юридическими лицами в соответствии с пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ; положения статьи 46 ГрК РФ не предусматривают безусловную обязанность уполномоченных органов принять решение об утверждении документации по планировке территории; утверждение документации возможно только при соблюдении обязательной процедуры.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит постановление апелляционного суда оставить в силе, считая его законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ доводы кассационной жалобы, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что оснований для его отмены не имеется.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежит здание лодочной спасательной станции, расположенное по адресу: г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 1, и земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:0089, площадью 0,1382 га, на котором расположено указанное выше здание лодочной станции. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:0089 поставлен на кадастровый учет 24.06.2005 с разрешенным использованием "для общественно-деловых целей" (далее - земельный участок).
10.12.2008 решением Омского городского Совета N 201 утверждены Правила, в соответствии с которыми земельный участок отнесен частично к территориальной зоне городской рекреации Р1-1999 и частично к территориям, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.
В 2011 общество обращалось в департамент с заявлениями о внесении изменений в утвержденные 10.12.2008 Правила в части изменения территориальной зоны, в границы которой входит земельный участок с Р-1 на ОД-1.
17.10.2011 администрацией принято постановление N 1236-п "О подготовке проекта Решения Омского городского Совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", включающего в себя соответствующие изменения территориальной зоны, в границы которой попадает земельный участок.
02.05.2012 утвержден Проект планировки территории, расположенной в границах: ул. Заозерная - ул. Красный Путь - ул. Фрунзе - правый берег реки Иртыш в Советском и Центральном административных округах города Омска, в границах которой находится земельный участок.
26.12.2012 Омским городским Советом принято решение N 98 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201", которым изменены границы территориальных зон Р1-1999, ОД-2-1829, ИТ-2 путем выделения территориальной зоны ОД-1 с номером 2445, в которой расположен спорный земельный участок.
Однако распоряжением департамента от 19.02.2013 N 170-р утвержден градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением администрации города Омска от 02.05.2012 N 636-п в соответствии с которым его территория делится красной линией, определенной проектом планировки территории, расположенной в границах:
ул. Заозерная - ул. Красный Путь - ул. Фрунзе - правый берег реки Иртыш города Омска.
Названный проект планировки утвержден до внесения Омским городским Советом изменений в Правила.
Общество, считая, что при утверждении Правил земельный участок должен был войти в состав общественно-деловой зоны (ОД), а не в состав зоны городской рекреации (Р-1) и территорий, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, обратилось в администрацию с заявлением о подготовке документации по планировке территории, исключающей разделение земельного участка красной линией.
Департамент письмом N 06/11062 уведомил общество об отказе в подготовке документации по планировке территории и в утверждении соответствующих проектов планировки территории.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями, общество указало на бездействие администрации и департамента, выразившееся в несвоевременном приведении в срок проекта планировки территории в соответствие с Правилами.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из отсутствия факта неправомерного бездействия, поскольку принять решение об утверждении документации по планировке территории без соблюдения установленных статьей 46 ГрК РФ этапов процедуры подготовки документации по планировке территории неправомерно.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение в части, указал, что действия по подготовке документации и проекта правового акта, учитывающие изменения, внесенные в Правила, должны были быть осуществлены в течение года после принятия соответствующего решения.
Кроме того, апелляционный суд, отказывая в иске в части, пришел к выводу, что в дело не представлено доказательств соблюдения всех этапов и требований процедуры, предусмотренной статьей 46 ГрК РФ.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда правомерными исходя из следующего.
Частью 6 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
согласно пункту 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Пунктом 4 статьи 16 Правил предусмотрено, что администрация обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании Генерального плана и Правил.
Пунктом 4 статьи 3 Правил установлено, что вопросы землепользования и застройки в городе Омске должны быть приведены в соответствие с Правилами в течение одного года со дня вступления в силу названных Правил.
На основании вышеизложенного, данные положения, возлагают на департамент обязанность по совершению в течение года действий, направленных на соответствие проекта планировки территории Правилам.
При названных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно применил по аналогии норму, регулирующую сходные отношения.
Таким образом, департаментом своевременно не принято решение о подготовке документации по планировке территории, не осуществлена подготовка документации по планировке территории и не обеспечена подготовка проекта соответствующего муниципального правового акта об утверждении документации по планировке территории, которая учитывала бы изменения, внесенные в Правила.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Как следует из пункта 8 статьи 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта и может осуществляться физическими и юридическими лицами за счет их средств.
Статьей 46 ГрК РФ предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Пунктом 1 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод об отсутствии у общества обязанности подготовить документацию по планировке территории за свой счет.
Также подлежит отклонению довод департамента о нарушении апелляционным судом положений статьи 46 ГрК РФ исходя из следующего.
Апелляционным судом установлено отсутствие в деле проекта планировки территории, а также доказательств соблюдения всех этапов и требований процедуры, предусмотренной статьей 46 ГрК РФ, в связи с чем судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении требований в данной части.
Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции, установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
При проверке материалов дела судом кассационной инстанции не установлено определенных статьей 288 АПК РФ нарушений для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 10.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14720/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 46 ГрК РФ предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Пунктом 1 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод об отсутствии у общества обязанности подготовить документацию по планировке территории за свой счет.
Также подлежит отклонению довод департамента о нарушении апелляционным судом положений статьи 46 ГрК РФ исходя из следующего.
Апелляционным судом установлено отсутствие в деле проекта планировки территории, а также доказательств соблюдения всех этапов и требований процедуры, предусмотренной статьей 46 ГрК РФ, в связи с чем судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении требований в данной части."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июля 2014 г. N Ф04-6787/14 по делу N А46-14720/2013
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2015 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-171/15
19.12.2014 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14203/14
15.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6787/14
10.04.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1725/14
04.02.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-14720/13