г. Тюмень |
|
29 июля 2014 г. |
Дело N А27-12044/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел кассационную жалобу администрации Калтанского городского округа на решение от 25.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Смычкова Ж.Г.) и постановление от 26.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А27-12044/2013 по заявлению администрации Калтанского городского округа (652740, Кемеровская область, город Калтан, проспект Мира, 53, ИНН 4248000677, ОГРН 1024201857393) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) о признании недействительными решения и предписаний.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс-Трейд", муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального и дорожного комплекса Калтанского городского округа".
Суд установил:
Администрация Калтанского городского округа (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 25.06.2013, предписаний от 25.06.2013 N N 1 и 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального и дорожного комплекса Калтанского городского округа" (далее - Учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс-Трейд" (далее - ООО "Спецтранс-Трейд").
Решением от 25.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от других лиц, участвующих в деле, не поступили.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управлением вынесено решение от 25.06.2013 о признании Администрации нарушившей части 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.97.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и выдано предписание от 25.06.2013 N 1, которым в срок до 15.07.2013 предписано отменить муниципальное задание, утвержденное для Учреждения на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов; а также отменить муниципальное задание, утвержденное постановлением Администрации от 29.12.2012 N351-п. Кроме этого, антимонопольным органом выдано предписание N 2, которым Администрации в срок до 15.07.2013 предписано привести в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства пункты 1.3, 2.2, 2.3, 2.4 Устава Учреждения, исключив из него нормы, позволяющие данному хозяйствующему субъекту осуществлять функции органа местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, содержания мест для массового отдыха жителей Калтанского городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения, благоустройства и озеленения территории Калтанского городского округа, обеспечения работ по освещению улиц.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными упомянутых решения и предписаний.
Из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)
Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе, отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ также предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ муниципальная услуга - предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.
Заявителем является - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (пункт 3 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на Учреждение возложена обязанность выполнять работы, относящиеся к потребностям муниципального образования и являющиеся полномочиями органов местного самоуправления.
С этой целью постановлением Администрации от 10.04.2013 N 118-п утверждена новая редакция Устава Учреждения, из содержания пункта 1.3 которого следует, что Учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг, в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, обслуживания и организации дорожного комплекса и благоустройства территории Калтанского городского округа.
Согласно пункту 2.2 новой редакции Устава к сфере деятельности Учреждения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Калтанского городского округа; содержание мест массового отдыха жителей Калтанского городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; благоустройство и озеленение территории Калтанского городского округа.
Пунктом 2.4. новой редакции Устава предусмотрено, что Учреждение осуществляет работы по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонта и обеспечения коммунальными услугами жилищного и нежилого фонда.
Главой Калтанского городского округа для Учреждения утверждено муниципальное задание на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, а постановлением Администрации от 29.12.2012 N 351-п утверждено муниципальное задание на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания предусматривалось осуществлять за счет средств бюджета муниципального образования - Калтанский городской округ предоставлением Учреждению субсидий (пункт 4.7 Устава).
В соответствии с пунктом 4.7.4 Устава источниками финансового обеспечения также являются доходы Учреждения, полученные от осуществления приносящей доход деятельности в предусмотренных Уставом случаях и приобретенное за счет этих доходов имущество.
Пунктом 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Закона N 7-ФЗ учредительными документами бюджетного учреждения является устав, требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией.
Согласно пункту 3 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с его учредительными документами формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции учредителя.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Следовательно, включив в Устав Учреждения и в положения его муниципального задания деятельность по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Калтанского городского округа, содержание мест для массового отдыха жителей Калтанского городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, благоустройство и озеленение территории Калтанского городского округа Администрация наделила хозяйствующий субъект функциями органа местного самоуправления, что противоречит требованиям части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Из содержания статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что государственным (муниципальным) заданием является документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено выделение автономным учреждениям субсидий, в том числе, на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с муниципальным заданием, порядок предоставления и определения объема которых устанавливается местной администрацией.
Следовательно, предоставление субсидий автономным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, действия Администрации, которыми хозяйствующему субъекту было предоставлено право выполнять работы для муниципальных нужд без проведения торгов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынках выполнения работ, оказания услуг в сферах уличного освещения, содержания автомобильных дорог, благоустройству и озеленению на территории Калтанского городского округа, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С учетом этих обстоятельств обе судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительными оспариваемых заявителем решения от 25.06.2013 и предписаний от 25.06.2013 N N 1 и 2.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12044/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено выделение автономным учреждениям субсидий, в том числе, на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с муниципальным заданием, порядок предоставления и определения объема которых устанавливается местной администрацией.
Следовательно, предоставление субсидий автономным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, действия Администрации, которыми хозяйствующему субъекту было предоставлено право выполнять работы для муниципальных нужд без проведения торгов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынках выполнения работ, оказания услуг в сферах уличного освещения, содержания автомобильных дорог, благоустройству и озеленению на территории Калтанского городского округа, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июля 2014 г. N Ф04-5261/14 по делу N А27-12044/2013