г. Тюмень |
|
4 августа 2014 г. |
Дело N А70-11673/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30 апреля 2015 г. N 304-КГ14-5095 настоящее постановление оставлено без изменения
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам на решение от 23.12.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 07.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-11673/2013 по заявлению общественной организации "Общество охотников и рыболовов Заводоуковского городского округа" (627143, Тюменская область, город Заводоуковск, улица Теплякова, 3в, ИНН 7215009221, ОГРН 1037200001321) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (625001, Тюменская область, город Тюмень, улица Льва Толстого, 35, ИНН 7203157641, ОГРН 1057200580414) о признании недействительным предписания.
В заседании приняли участие: от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам - Малик Е.К. (доверенность от 09.01.2014), от общественной организации "Общество охотников и рыболовов Заводоуковского городского округа" - Горнасталёв А.П. (протокол от 09.07.2011) и Маклецов М.А. (доверенность от 29.10.2013).
Суд установил:
Общественная организация "Общество охотников и рыболовов Заводоуковского городского округа" (далее - Организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (далее - Управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 07.08.2013 N 603.
Решением от 23.12.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 07.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование заявителя удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное истолкование обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
По мнению административного органа, обязанности заявителя по оборудованию мест разделки и обработки добытых диких животных и организации утилизации биологических отходов предусмотрены действующим законодательством, Уставом Организации и долгосрочной лицензией N 0002779 на пользование объектами животного мира.
В отзыве на кассационную жалобу Организация, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые Управлением судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной Управлением плановой выездной проверкой выявлены допущенные Организацией нарушения статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и пункта 1.4 "Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней", утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2010 N 491 (далее - Приказ N 491), выразившиеся в отсутствии в охотничьих хозяйствах оборудованных специализированных мест для разделки и обработки добытых животных, несоблюдении правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 07.08.2013 N 603 об устранении выявленных нарушений, обязывающее Организацию оборудовать места разделки и обработки добытых диких животных, организовать утилизацию биологических отходов.
Организация, ссылаясь на отсутствие у нее закрепленной нормативно-правовыми актами обязанности по исполнению указанных административным органом мероприятий, обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания от 07.08.2013 N 603.
Удовлетворяя требование заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что требования статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и пункта 1.4 Приказа N 491 на заявителя не распространяются, поскольку Организация не осуществляет промысловую охоту.
Суды указали, что согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) под промысловой охотой понимается охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты. Любительская и спортивная охота - охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях (пункт 11 статьи 1 Закона N 209-ФЗ).
При этом суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание, что согласно пункту 5 статьи 1 Закона N 209-ФЗ охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Частью 1 статьи 43 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что защита охотничьих ресурсов от болезней осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о ветеринарии.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Оспариваемым предписанием Организации вменяется в обязанность необходимость оборудовать специализированные места для разделки и обработки добытых диких животных, организовать утилизацию биологических отходов в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", пунктом 1.4 Приказа N 491 и пунктом 1.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правила).
Пунктом 1.1 Правил установлено, что они являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Пунктом 1.4 Приказа N 491 предусмотрены мероприятия по предупреждению заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущению их распространения на территориях охотничьих угодий, в том числе контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
В Уставе Организации указано, что к её основным целям и задачам относится ведение охотничье - рыболовного хозяйства и охрана окружающей среды (пункты 3.1, 3.2 Устава).
Из содержания долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира N 0002779 от 01.12.2006, следует, что разрешенными Организации видами пользования животным миром является охота и ведение охотничьего хозяйства.
Пунктом 2.2 договора от 21.03.2007 N 21 на предоставление в пользование территории, акватории, необходимой для осуществления полномочий пользования животным миром, заключенному между Правительством Тюменской области и Организацией, заявитель имеет право собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них.
Следовательно, Организация, занимаясь ведением охотничьего хозяйства, тем самым осуществляет деятельность, связанную с охотой, которая включает в себя поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добычу, первичную переработку и транспортировку.
Для лиц, осуществляющих охоту, обязательно выполнение требований ветеринарно-санитарных правил по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона N 209-ФЗ проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, в целях предупреждения заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущения их распространения на территориях охотничьих угодий, Организация обязана оборудовать специализированные места для разделки и обработки добытых диких животных, организовать утилизацию биологических отходов.
Учитывая изложенное, суды сделали ошибочный вывод о том, что оспариваемое заявителем предписание от 07.08.2013 N 603, обязывающее Организацию оборудовать места разделки и обработки добытых диких животных, организовать утилизацию биологических отходов, противоречит действующему законодательству.
Неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам привело к принятию неправильного решения, что согласно пункту 2 части 1 статьи 287 и частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявления Общественной организации "Общество охотников и рыболовов Заводоуковского городского округа" о признании недействительным предписания от 07.08.2013 N 603 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.12.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 07.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-11673/2013 отменить. Принять новое решение. В удовлетворении заявления Общественной организации "Общество охотников и рыболовов Заводоуковского городского округа" о признании недействительным предписания от 07.08.2013 N 603 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемым предписанием Организации вменяется в обязанность необходимость оборудовать специализированные места для разделки и обработки добытых диких животных, организовать утилизацию биологических отходов в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", пунктом 1.4 Приказа N 491 и пунктом 1.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правила).
...
Пунктом 1.4 Приказа N 491 предусмотрены мероприятия по предупреждению заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущению их распространения на территориях охотничьих угодий, в том числе контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
...
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона N 209-ФЗ проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 августа 2014 г. N Ф04-5305/14 по делу N А70-11673/2013
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5305/14
07.04.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1595/14
31.03.2014 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-11673/13
23.12.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-11673/13